Курсовая работа по логопедии _на тему_ «Технологии коррекции тем. Технологии коррекции темпоритмической организации устной речи при заикании
Скачать 174.35 Kb.
|
онационной выразительности речи заикающегося[22, с. 83]. 3) Развитиеумениявоспроизводитьразличныйтемпречи. -воспроизведениетемповойхарактеристикифразывместеслогопедом; -воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно за логопедом; -самостоятельноевоспроизведениеопределенноготипафразы. Посколькуузаикающихся,какправило,наблюдаетсяускоренныйтемпречи,токоррекционнаяработапроводитсясиспользованиемспециальных упражнений, направленных на его нормализацию. Упражнения проводятся систематически,основнойприемработы–подражаниетемпуречилогопеда. Устранениеускоренноготемпа речиосуществляетсяпутем следующих упражнений: 1) проговариваниефразвмедленномтемпесопряженноиотраженно за логопедом; 2) самостоятельноепроговариваниефразвмедленномтемпепод отхлопываниеили отстукивание каждого слога (слова) ударами рукой по столу, ударами мячаи т.д. 3) ответынавопросылогопеда–сначала шепотомвмедленномтемпе, затеммедленнои ритмично –вслух; 4) проговариваниефразподмедленнуюмузыку; 5) медленноепроговариваниечистоговороки скороговорок; 6) речевыеигры, в которыхприсутствуетнеобходимость медленного проговаривания слов; 7) использование инсценировок (применение кукол-персонажей естественнозамедляеттемпречи, т.к.впроцессеизложениятекста дошкольники должныосуществлятьразличныедействиясфигурками); 8)рассказыпокартине, чтениестихотворенийв медленномтемпе (сопряженно и отраженно за логопедом,под удары метронома и безних, самостоятельно)[31, с. 114]. Вовсехслучаях при выполненииупражненийможетпредусматриваться зрительныйконтроль надтемпом речипосредствомзеркала,чтотакжев значительноймереспособствуетзамедлениютемпа. Особойзадачейкоррекционной работы является развитие чувстваритма. Ритмическаяспособность являетсясредствомпространственно-временной организациидвижений.Чувстворитмав своейосновеимеет моторную природу.Онтогенезчувстваритматесносвязанспроцессом становленияу детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированиемречевогоритма.Речевойритмвыполняетважнуюфункциювформированиимоторногостереотипаречи.В процессеразвития речиритм становится «скелетом» слова и играет важную роль в процессе усвоения лексемиопознанияихпривосприятии. М.Е.Хватцевписал, что при заикании вся работа основывается на ритме,а«главныеупражнения–чёткоеритмическоечтениепослогам под отбиваемыйтактрукойспостепеннымускорениемтемпачтения». В системе Л.З.Арутюнян ритмизация речи осуществляется при помощисинхронизацииречисдвижениямипальцев ведущейруки, определяющимиритмико-интонационныйрисунокфразы,когдас участием рукиотрабатываетсямодельпослоговогопроговаривания[25, с. 67]. Другимиприёмамиритмизацииречи можносчитать: 1) замедленнуюречьс сохранениемредукции; 2) послоговуюречь ссохранением ударностивсехпозицийслогов, нос увеличениемвременинапроизнесение каждогослогассохранениемслабой редукции; 3) дирижирование; 4) приёмпозвукового(побуквенного)произношениясовставкой гласногозвукапослекаждогосогласного(И.А.Сикорский); 5) отстукивание,одновременноеспроговариванием; 6) скандированнаяречьсравноударнымислогами; 7) полныйстильпроизношения,не предполагающийредукциииосно-вывающийсяна полногласии и дополнительном акцентировании первого слога каждого слова. Такимобразом, видно,чтов коррекцииритмики речи работа базируется наслоге,посколькуименнослог,первоначальный«кирпичик»речи, остаётся неповреждённым,втовремякаквсяостальнаяречеваясистемапризаикании разрушена. У лиц с заиканием имеются нарушения речевых ритмов разных уровней:послогового, пословногоисинтагматического.Приобучении ритмизацииустнойречинеобходимотщательноотбиратьречевойматериал. Л.И.БеляковаиЕ.А.Дьяковауказывают,чтонапервыхэтапахработы при подборестихотворныхтекстовнеобходимоучитыватьследующее: а)стихи должны бытьсустойчивойритмикой,т.е.однообразным распределением ударныхслогов в строфе; б) состоятьиздостаточно коротких фраз; в) стихидолжнысодержать простуюлексикуиневключатьсловас сочетаниями согласных. Размерстихаподбираетсявследующейпоследовательности:хорей–ямб–дактиль. Ритмическийрисунокхорея:_’__’__’_(1,3,5 ударныеслоги). Ритмическийрисунокямба:__’__’__’(2,4,6 ударныеслоги). Ритмическийрисунокдактиля:_’___’___’(1,4,7 ударныеслоги). Помимотренировкиритмаартикуляциинастихотворныхтекстах, с цельюустановленияплавнойречиприменяютсяразличныевиды упражнений, направленныенавыработку ритмическихартикуляцийвсочетаниис движениемруки. Однимиз видов такихупражненийявляется«послоговыйритм»илитеппинг,заключающийсявследующем.Проговариваниекаждогослогатекстасопровождается отбиваниемритма раскрытойладонью ведущейрукиотвердуюповерхность. Каждыйударладони приходится на гласную.Вначале тренировка послоговогоритма проводится в замедленномтемпе.Темпречиускоряетсяпомереовладениянавыком.Навыкпослоговогоритма напервомэтапевырабатываетсяна стихотворномтексте(хорей,ямб)иматериалескороговорок[21, с. 117]. Л.И.Белякова и Е.А.Дьякова отмечают, что в результате такой ритмизации слогивыравниваютсяподлительностизвучания,т.е.снимается редукциягласныхзвуков(предударныхизаударных),свойственная русскому языку.Есть опасность,чтонафонежесткого послоговогоритмаречь может приобретатьмонотонный«роботообразный» характер, чтовызывает негативнуюреакциюзаикающегося.Поэтому оченьважно,чтобыобучение формированию ритмизированнойречи проходилоодновременносактивной работой поформированию интонационногооформлениявысказывания. Постепеннодвижения рукистановятся ритмоводителемречевыхартикуляций. Поэтомуприобучениизаикающихсятеппированиюобращаютвниманиена то, чтобы движения руки во время речевой паузы не прекращались. Это позволяетзаикающимсяпослепаузылегковступатьвречь.Помереусвоенияслогоразмернойречидвижениярукиприменяются всереже и, наконец,снимаются.Однакоречьс нередуцированным произнесениемгласныхтренируетсяузаикающихсядлительное время. Устнаяречьснередуцированнымпроизнесением безударныхгласных называется полнымстилем произнесения.Он способствуетвыделению ритмическойструктурысловав артикуляторнойпрограмме, выравниваетвсе слогиповременипроизнесения, чтовцелом являетсяосновнойдля ритмизации речевого процессаи формированияплавной речи[27, с. 69]. Однимизвидовупражнений,направленныхнавыработку ритмизации речевых артикуляций является пословныйритм.Главной характеристикойэтоготехническогоприема поустановлению плавной речиявляетсядвижениевсейрукив сочетанииспроизнесением каждогословафразы.Приэтом рукадвижетсянакаждоесловоотсебяик себе(потраекториивосьмерки) непрерывновпроцессе произнесенияфразы. Особенноеинтенсивнодвижениерукиосуществляетсянаударныйслог слова. Скорость иритмдвижениярукиподбираетсяиндивидуально–отрезкогов среднемтемпедоплавноговзамедленномтемпе. При невротической форме заикания ритмизация речи быстро усваивается.Ихритмизированнаяречь подвлияниемупражненийдовольно быстростановитсяинтонированной.Имеется опасность,чтобыстрое достижение положительного эффекта приводит к прекращению заикающимися этойгруппытренировоквритмизированнойречи.Втоже времяречеваяритмизация,как илюбойдвигательный навык,особенноу взрослых,нуждается вдлительной автоматизации[14, с. 104]. При неврозоподобнойформе заикания усвоение ритма крайне затруднено. Вначаленеобходимоподобрать индивидуальныйтемпоритм, при котором заикающийся чувствовал бы себя достаточно комфортно. Затем необходимапостепенная,индивидуальнаятренировкаритмическихдвижений руки.Следующимэтапомтренинга являетсясовместнаятренировка ритмическихдвиженийрукииречи.Интонационно-мелодическоеоформление ритмизированной речитоже оченьзатрудненои требуеттщательнойи длительной тренировки.Вцелом рядеметодикпоустановлениюплавнойречиулицсзаиканием предлагаются различные приёмы ритмизации речи (Л.И.Богомолова, Л.З. Андронова,В.М.Шкловский)[26, с. 124]. Врядеметодик первыйэтапустановления ритмизованнойречи сопровождаетсязначительнымзамедлениемеётемпадоодного слога в секунду. (Л.З. Андронова).Длятогочтобытемпо-ритмическаяорганизация речилицсзаиканием автоматизироваласьисталастабильной,темпи ритмдолжныподбираться индивидуально,вызываяупациентачувствокомфорта. Таким образом, подводя итоги первой главы, можно сделать следующие выводы.Анализ научной литературы показал, что различные вредоносные факторы сенситивного периода развития ребёнка могут являться предрасполагающими и подготавливающими темпо – ритмические нарушения речи, которые, в свою очередь, ведут к появлению судорожного синдрома, т.е. к заиканию. Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей дошкольного возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности в целом и в дальнейшем препятствует развитию многих характеристик ребёнка, затрудняет его социальную адаптацию. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. В связи с этим в общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст, в котором легче преодолеваются недостатки развития и наиболее результативно может проводиться логопедическая работа. Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребёнка, стоит подчеркнуть важность дифференцированного подхода в развитии, воспитании личности и речи заикающегося. Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Коррекционный процесс с детьми 6 – 7 лет с темпо – ритмическими нарушениями речи судорожного характера можно строить через вербализацию процесса проведения дидактической игры. |