Технология создания электронных средств обученияавторы Беляев М. И., Гриншкун В. В., Краснова Г. А
Скачать 1.37 Mb.
|
Тема 6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ, СОЗДАЮЩИМ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 6.1 Общие и частные рекомендации для разработчиков электронных средств обучения Рекомендации по эффективному использованию технологий создания электронных средств обучения. Содержательные, технологические и эргономические рекомендации С описанными ранее требованиям к создаваемым электронным средствам обучения тесно связаны рекомендации, которых следует придерживаться педагогам, занимающихся разработками ЭСО. В современной литературе с каждым днем появляется все больше указа- ний на то, как можно усовершенствовать технологии создания средств обучения. С некото- рыми из них можно познакомиться на страницах настоящего Интернет-издания. Для организации и ведения уроков с помощью ЭСО представление рабочих информа- ционных материалов и программ должно удовлетворять ряду требований. Среди них: § полнота покрытия предметной области; § единство применяемой терминологии; § дидактическая системность в подборе примеров и заданий; § методическая последовательность предъявления примеров и заданий; § интерактивность в работе с учебными заданиями; § свобода выбора учебной траектории. Отметим, что таким требованиям должен удовлетворять учебный материал, состав- ляющий основу содержательного наполнения любого электронного средства обучения. Та- ким образом, в основе построения ЭСО должен быть специально адаптированный учебный материал. Добавим сюда также такие требования, связанные с технологиями создания ЭСО, как: § единство программного обеспечения, стиля управления и дизайна; § наличие инструментов для организации совместной работы и коллективного обсуж- дения в группе (гостевая книга, журнал, форум...); § открытость для расширения и модификации учебных материалов на основе результа- тов педагогического применения. На основе изучения и сопоставления этих требований сформулируем основные прин- ципы построения ЭСО: § системность представления информации; § изоморфность внутренней структуры изучаемой предметной области; § соответствие дидактическим и методическим требованиям, интерактивности пред- ставления информации и организации учебной деятельности. Из этих принципов вытекают основные подходы к их практической реализации: § содержание ЭСО должно быть замкнуто в том смысле, что в его составе имеются все необходимые и достаточные средства для проведения уроков по избранному предмету или тематическому разделу; 85 § в основу содержания электронного средства обучения должен быть положен специ- ально структурированный учебно-методический материал, удовлетворяющий дидак- тическим требованиям; § все компоненты ЭСО выполняются в едином стиле и дизайне; § в состав ЭСО в качестве основных компонентов входят: блок специально адаптиро- ванного учебно-справочного материала, блок практических работ, подсистема обсуж- дения совместной учебной деятельности; § структура ЭСО открыта для расширения и добавления новых компонентов и модифи- кации имеющихся. Отметим, что дополнительной особенностью созданного таким образом средства обу- чения будет также его независимость от типа и характеристик учебного компьютера (IBM, Macintosh...) и операционной системы (Windows, Unix...). Создателям электронных средств обучения следует учитывать, что существует пробле- ма, связанная с хаотичностью разработки и использования информационных технологий и ресурсов в образовании, и как следствие этой проблемы - практическая невозможность уни- версальной подготовки педагогических кадров, способных комплексно использовать пре- имущества информационных технологий в профессиональной деятельности. Нередки ситуа- ции, когда участникам образовательного процесса приходится неоправданно овладевать но- выми дополнительными приемами оперирования с техническим оборудованием, программ- ным обеспечением и содержательным наполнением для каждого отдельного ЭСО. В связи с этим появляется необходимость разработки педагогических и информацион- ных технологий и ЭСО, создаваемых в общем концептуальном и технологическом ключе, обеспечивающем их тесную интеграцию. Очевидно, что жизнеспособность и эффективность педагогического применения средств информатизации определяется не только их высокими психолого-педагогическими, технико-технологическими и эргономическими показателями, но и степенью единообразия (унификации) содержательных, методических и технологиче- ских подходов к реализации и эксплуатации подобных средств. Согласно толковому словарю унификация (от лат. unus - один и facio - делаю) - это приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию. В технике под унификацией понимают приведение различных видов продукции и средств её производства к наименьше- му числу типоразмеров, марок, форм, свойств и т.п. Основная цель унификации - устранение неоправданного многообразия изделий одинакового назначения, но различных по совокуп- ности параметров. Очевидно, что достижение подобной цели актуально и для современной системы обеспечения сферы образования электронными средствами обучения. Решением данной проблемы может стать применение специально разработанной сис- темы спецификаций и метаописания для унификации разрабатываемых ЭСО. По своей сути, подобные спецификации являются жестко фиксированной системой требований, которым наряду с другими общепринятыми требованиями, должны удовлетво- рять ЭСО для полноценного применения в современной системе образования. Говоря более детально, можно отметить, что разработка средств обучения должна производиться с учетом принятых соглашений о единой терминологии и критериях структуризации информации, общих элементах дизайна, единообразной методике использования в образовательном про- цессе, едином подходе в пользовательском документировании технических и методических приемов работы с конкретным ЭСО, обязательном наборе единообразных сервисов, формате и принципах межресурсного обмена информацией, формате и принципах использования об- щих информационных ресурсов, единообразной системе навигации по информации и других соглашений. 86 Существенным фактором унификации разрозненных ЭСО может стать предъявление к ним единого комплекса требований качества и реализация единой максимально универсаль- ной системы апробации и экспертизы. В этом случае такие ресурсы, применяемые в различ- ных областях образовательной деятельности, в идеале будут единообразны и в смысле их со- ответствия единым психолого-педагогическим, технико-технологическим и дизайн- эргономическим требованиям, овладение которыми должно войти в систему подготовки пе- дагогов в области информатизации образования. В настоящий момент потребность во все большем использовании ЭСО в образователь- ном процессе концентрирует большое внимание на качестве создаваемых средств, вызывая необходимость вырабатывать критерии оценки качества. Существует много подходов к оценке качества и эффективности ЭСО. Педагоги- разработчики ЭСО должны ориентироваться на то, что впоследствии разработанные ими средства обучения могут быть подвергнуты подобной экспертной проверке. Приведем примерные критерии, по которым производится оценка качества ресурсов Большим Жюри Российской Академии Интернета. В числе таких критериев: содержание; структура и навигационные функции; визуальное оформление; функциональность; интерактивность; общее впечатление. Раскроем смысл каждого критерия. Содержание. Содержание - это вся информация, представленная в ЭСО. Информаци- онное наполнение должно привлекать внимание обучаемого. Форма информационного на- полнения должна соответствовать аудитории - материалы должны быть ясны, кратки и дей- ственны. Структура и навигационные функции. Структура и навигационные функции харак- теризуют организацию информации в ЭСО и возможности перемещения между его раздела- ми. Правильно сформированная структура и навигация позволяют обучаемому сформиро- вать мысленную модель представленной информации, определить, где находятся необходи- мые сведения и чего можно еще ожидать. Грамотно разработанная навигация дает возмож- ность быстро добраться до нужного места и легко охватить содержание ресурса как вглубь, так и вширь. Дизайн. Дизайн - это характеристика внешнего вида ЭСО. Графическое оформление должно производить благоприятное впечатление на ученика - дизайн должен быть разрабо- тан с учетом пихолого-физиологических и возрастных критериев. Критерии оценки визуаль- ного оформления - высокое качество, уместность и соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентировано ЭСО. Интерактивность. Интерактивность характеризует возможности, которые ЭСО пре- доставляет учащемуся. Однако интерактивность не исчерпывается гиперссылками и всплы- вающими меню - средство должно предоставлять ученику возможности диалога. Интерак- тивность - это возможность двустороннего обмена информацией. Благодаря интерактивным элементам обучаемый должен постоянно ощущать отличие ЭСО от традиционных печатных изданий, используемых в обучении. 87 Функциональность. Этот критерий характеризует технологическую сторону ЭСО. Средство обучения должно быть независимым от платформы и типа браузера. Возможны решения, когда в случае необходимости средство самостоятельно обеспечивает переход на альтернативные страницы. Не следует использовать технологии, применение которых не обосновано задачами поставленными перед ЭСО. Общее впечатление. Электронное средство обучение - это нечто большее, чем просто сумма составляющих его частей. Помимо информационного наполнения, структуры и нави- гационных возможностей, визуального оформления, функциональности и интерактивности общее впечатление учитывает и те неуловимые тонкости, которые заставляют учителей и учеников использовать или не использовать данное средство обучения. Исследования различных систем, построенных на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий, показали, что для свободного перемещения в рамках ЭСО обучаемым нужно, чтобы время ответа при перемещении с одной страницы на другую было меньше секунды. Традиционные исследования человеческого фактора показывают та- кие же результаты. При создании электронных средств обучения следует добиться того, чтобы обучаемым не приходилось ждать загрузки страницы больше 10-15 секунд, так как это предел возмож- ности человека фокусировать внимание на чем-либо во время ожидания. Основная информация относительно времени отклика указана в докладе Роберта Б. Миллера (Robert В. Miller) на конференции Fall Joint Computer Conference еще в 1968 году: § одна десятая секунды (0,1) - предельное значение для того, чтобы ответ системы, по- лученный обучаемым за это время, воспринимался бы как мгновенный, то есть не требующий никакой обратной связи для вывода результатов на экран. Это значение должно стать предельным временем ответа в приложениях, позволяющих обучаемым двигать, изменять размеры и производить другие манипуляции с элементами на экра- не в реальном времени; § одна секунда (1,0) - предельная длина промежутка времени, в течение которого ход мыслей обучаемого не прерывается, даже если он и замечает задержку. Обычно об- ратная связь не требуется, если задержки больше 0,1 и меньше 1 секунды, но обучае- мый уже не чувствует, что он работает непосредственно с данными. Если новая стра- ница появляется в течение 1 секунды, это означает, что обучаемый не сталкивается с чрезмерными задержками; § десять секунд (10,0) - предел, в течение которого обучаемый сфокусирован на диало- ге. Если задержки дольше, то обучаемый начинает заниматься другими делами, пока дожидается окончания работы компьютера. Обучаемый продолжает переходить по ссылкам, если новые страницы появляются в течение 20 секунд. Время отклика должно быть минимальным. Но не стоит забывать, что компьютер мо- жет реагировать с такой скоростью, которая просто не сравнима со скоростью обучаемого. Например, прокручивающийся список может двигаться настолько быстро, что обучаемый не сможет его остановить вовремя, чтобы нужный ему элемент остался бы на экране. Помимо скорости также важен небольшой разброс во времени ответа в различных слу- чаях. Время отклика при использовании ЭСО очень сильно различается, поэтому обучаемые испытывают дискомфорт от медлительности. Удовлетворение обучаемых зависит не только от времени отклика, но также и от ожиданий самих обучаемых. Если одно и то же действие иногда происходит быстро, а иногда медленно, то обучаемые не знают, чего ожидать, и по- этому не могут действовать так, чтобы оптимизировать свою работу. Если обучаемые ожи- дают что-то, или иное действие будет быстрым, то их сбивает с толку то, что оно выполняет- 88 ся медленно; с другой стороны, если они ожидают, что действие будет выполняться медлен- но, то к такой же задержке они отнесутся уже более спокойно. Именно поэтому имеет смысл свести все различия во времени отклика к минимуму. Если для выполнения одного и того же действия всегда требуется одно и то же время, то обучаемый будет знать, сколько ему ждать. Все, что следует сделать для стабилизации времени отклика, в результате увеличит удобство использования. Следует помочь обучаемым спрогнозировать время загрузки больших страниц и фай- лов мультимедиа во время использования электронного средства обучения. Для этого доста- точно указать размер загружаемого файла или страницы рядом со ссылкой. Как правило, размер должен быть указан для файлов, время загрузки которых превышает 10 секунд. Стоит предупреждать о размере любого файла свыше 50 Кбайт. Еще одной особенностью, которую необходимо учитывать при разработке ЭСО, явля- ется структура материала, представленного в этом средстве обучения. ЭСО могут стать более эффективными при учете в процессе проектирования и созда- ния ЭСО приводимых далее рекомендаций. В качестве универсальной основы для проектирования ЭСО может стать модель со- держания учебного материала. Такая модель представляет собой способ структуризации учебного материала, основанный на разбиении его на учебные элементы и наглядном пред- ставлении его структуры в виде иерархии. В состав модели содержания входит также табли- ца учебных элементов, в которой по каждому элементу определяются психолого- педагогические (дидактические, психологические, методические) требования по его пред- ставлению и усвоению. На начальной стадии проектирования ЭСО модель содержания учебного материала по- зволяет: § четко определить содержание учебного материала и цели обучения; § представить содержание в наглядном и обозримом виде; § привлечь педагогов для коллективного обсуждения полноты содержания и целевых показателей; § обеспечить четкую преемственность учебных дисциплин; § определить компонентный состав ЭСО; § сформировать системное (целостное) представление содержания учебного материала, как у разработчиков, так и у пользователей ЭСО; § сформулировать требования к типу, количеству и последовательности упражнений для осмысления и закрепления теоретического материала. Модель освоения учебного материала определяет последовательность изучения его учебных элементов и логические связи между ними. В состав модели освоения входят мат- рицы отношений очередности и логических связей учебных элементов, последовательность их изучения, граф логических связей учебных элементов. На последующих этапах проектирования ЭСО модель освоения учебного материала определяет дидактически обоснованную последовательность его изложения, варианты траек- торий его освоения, логические связи при построении гипертекстов, возможные логические и технологические связи с другими средствами обучения. Требуемое качество электронных средств обучения может быть достигнуто только при условии учета в их разработке современных научных и научно-практических достижений психологии, педагогики, эргономики, информатики и многих других наук. 89 Рекомендации по созданию ЭСО вытекают, в том числе, и из современных психологи- ческих теорий. При проектировании глобального сценария ЭСО рекомендуется планировать в начале учебной работы создание у учащихся мотивации, знакомство с общей структурой учебного материала ЭСО (теории алгоритмизации или поэтапного формирования умствен- ных действий), напоминание, если это необходимо, ранее изученного материала (ассоциа- тивно-рефлекторная теория). При разработке локальных сценариев (последовательности выполнения упражнений в ходе изучения отдельных учебных элементов) рекомендуется первоначальное планирование к выполнению упражнений со схемами, чертежами и другими графическими иллюстрациями (материализованная форма деятельности), а следом за ними - более абстрактных упражне- ний. Учитывая дробный, порционный характер процедуры обучения, необходимо также пре- дусматривать в глобальном сценарии компонент ЭСО промежуточные и завершающий обобщающие этапы. Учет достижений психологии позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, ко- торые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране ком- пьютера при работе с компонентами ЭСО: § информация на экране должна быть структурирована; § визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию; § темп работы должен варьироваться; § периодически должны варьироваться яркость цвета и/или громкость звука; § содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным. Из современной психологии следует, что при разработке формата кадра на экране и его построении целесообразно учитывать, что существуют смысл и отношение между объекта- ми, которые определяют организацию зрительного поля. При создании ЭСО компоновать объекты рекомендуется: § близко друг от друга, так как чем ближе в зрительном поле объекты друг к другу (при прочих равных условиях), тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы; § с учетом свойств продолжения, так как, чем больше элементы в зрительном поле ока- зываются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательно- сти (функционируют как части знакомых контуров), тем с большей вероятностью они организуются в целостные единые образы; § с учетом особенности выделения предмета и фона при выборе формы объектов, раз- меров букв и цифр, насыщенности цвета, расположения текста и т.п.; § не перегружая визуальную информацию деталями, яркими и контрастными цветами; § выделяя учебный материал, предназначенный для запоминания цветом, подчеркива- нием, размером шрифта и т.п. В реализации технологии создания ЭСО существенную роль играет учет рекомендаций по формированию цветовых характеристик зрительной информации, визуализируемой на эк- ране компьютера во время функционирования средства обучения. Визуальная среда на экра- не монитора является искусственной, по многим параметрам отличающейся от естественной. Естественным для человека является восприятие в отраженном свете, а на экране монитора информация передается с помощью излучающего света. Поэтому цветовые характеристики зрительной информации наряду с характеристиками яркости и контраста изображения ока- зывают существенное влияние на характер визуальной среды на экране монитора. 90 При создании электронных средств обучения необходимо учитывать, что объекты, изо- браженные разными цветами и на разном фоне, по-разному воспринимаются человеком. Ес- ли яркость цвета объектов и яркость фона значительно отличаются от кривой относительной видности, то при поверхностном рассмотрении изображения может возникнуть эффект "пси- хологического пятна", когда некоторые объекты будто бы выпадают из поля зрения. При бо- лее внимательном рассмотрении изображения восприятие этих объектов требует дополни- тельных зрительных усилий. Важную роль в организации зрительной информации играет контраст предметов по от- ношению к фону. Существует две разновидности контраста: прямой и обратный. При пря- мом контрасте предметы и их изображения темнее, а при обратном - светлее фона. В компо- нентах ЭСО целесообразно использовать оба вида, как порознь в разных кадрах, так и вместе в рамках одной картинки. В большинстве существующих ЭСО доминирует обратный кон- траст. Из психологии следует, что предпочтительной является работа отдельных ЭСО в пря- мом контрасте. В этих условиях увеличение яркости ведет к улучшению видимости, а при обратном - к ухудшению, но цифры, буквы и знаки, предъявляемые в обратном контрасте, опознаются точнее и быстрее, чем в прямом контрасте даже при меньших размерах. Чем больше относительные размеры частей изображения и выше его яркость, тем меньший дол- жен быть контраст, тем лучше видимость. Разработчикам компонентов ЭСО следует пом- нить, что комфортность восприятия информации с экрана монитора достигается при равно- мерном распределении яркости в поле зрения. Соотношение цветов в цветовой палитре электронного средства обучения может фор- мировать определенный психологический настрой. Преобладание темных цветов может при- вести к развитию угнетенного психологического состояния, пассивности. Преобладание яр- ких цветов, наоборот, - к перевозбуждению, причем общее перевозбуждение организма часто граничит с быстрым развитием утомления зрительного анализатора, что, безусловно, следует учитывать при стремлении к соблюдению требований эргономики и здоровьесбережения. Значения цветов рекомендуется устанавливать постоянными и соответствующими ус- тойчивым зрительным ассоциациям, реальным предметам и объектам. Кроме того, значения цветов рекомендуется выбирать в соответствии с психологической реакцией человека (на- пример, красный цвет - прерывание, экстренная информация, опасность, желтый - внимание и слежение, зеленый - разрешающий и т.д.). Для смыслового противопоставления объектов (данных) рекомендуется использование в ЭСО контрастных цветов (красный - зеленый, си- ний - желтый, белый - черный). При создании компонентов ЭСО не рекомендуется злоупотребление контрастными цветами, поскольку это часто приводит к появлению психологических послеобразов и цвето- вых гомогенных полей. Цветовой контраст изображения и фона должен находиться на опти- мальном уровне, яркостный контраст изображения по отношению к фону должен быть выше не менее чем на 60%. Необходимо учитывать, что красный цвет обеспечивает благоприятные условия восприятия только при высокой яркости изображения, зеленый - в среднем диапазо- не яркости, желтый - в широком диапазоне уровней яркости изображения, синий - при малой яркости. Для оптимизации изучения информации на экране компьютера педагогам - создателям электронных средств обучения рекомендуется использование логических ударений. Логиче- скими ударениями принято называть психолого-аппаратные приемы, направленные на при- влечение внимания пользователя к определенному объекту. Психологическое действие логи- ческих ударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта. 91 Наиболее часто используемыми приемами для создания логических ударений являют- ся: § изображение главного объекта более ярким цветом, § изменение размера, яркости, расположения, § выделение проблесковым свечением. Количественной оценкой логического ударения является его интенсивность. Интенсив- ность зависит от соотношения цвета и яркости объекта по отношению к фону, от изменения относительных размеров объекта по отношению к размерам предметов фона изображения. Наиболее предпочтительным является выделение либо более ярким, либо более контрастным цветом, менее предпочтительно выделение миганием, изменением размера или яркости. В случае использования режима мигания объекта в компонентах ЭСО рекомендуется фиксировать частоту мигания в пределах 3-8 Гц. Для привлечения внимания к объекту в ЭСО возможно использование нескольких ло- гических ударений одновременно. Тогда интенсивность логического ударения объекта будет равна сумме этих логических ударений. Например, объект может быть выделен одновремен- но уменьшением яркости фона, включением режима его мигания или проблескового свече- ния и звуковыми сигналами. Одновременное выделение в ЭСО нескольких объектов логическими ударениями с близкой интенсивностью приводит к рассеиванию внимания и, как следствие, к быстрому развитию утомления обучаемых и педагогов. На эргономические показатели ЭСО и комфортность восприятия зрительной информа- ции существенное влияние оказывает степень засоренности поля главного объекта. Рекомен- дуется размещать в поле главного объекта не более 4-6 второстепенных объектов. Увеличе- ние числа второстепенных объектов может привести к рассеиванию внимания и, как следст- вие, к выпадению главного объекта из области внимания, либо к слиянию второстепенных объектов с фоном. Формы объектов и элементов фона изображения должны соответствовать устойчивым зрительным ассоциациям, должны быть похожи на формы реальных предметов, объектов. Несоответствие этому требованию может привести к ненужным вопросам и, как следствие, к потере учебного времени, времени использования ЭСО. Наряду с рекомендациями психологического характера для педагогов, создающих элек- тронные средства обучения, можно сформулировать несколько рекомендаций, соответст- вующих положениям современной дидактики. При разработке ЭСО и их компонент целесо- образно предусмотреть: § наличие специальных средств для мотивации обучаемых и поддержания их внимания и интереса; § градуирование степеней трудности и сложности материала; § наличие процедур для облегчения процессов обобщения; § наличие итоговых обобщающих схем; § использование значков ("иконок") и других специальных символов, обеспечивающих четкое различение (спецификацию) различных компонентов ЭСО; § сопровождение теоретических описаний практическими примерами и гиперссылками на соответствующие телекоммуникационные ресурсы; 92 § описание связи учебного материала с дополнительными дидактическими ресурсами по поддержке самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (обзор- ными лекциями, консультациями преподавателей, видеоконференциями, списками рассылки, форумами и т.п.); § доступность и дружественность языкового стиля, его ориентацию на целевые группы обучаемых; § соответствие языкового стиля отдельных ресурсов общему стилю, используемому в обучении школьников; § простоту навигации по учебному материалу; § сохранение общепринятых обозначений и терминологии, их соответствие требовани- ям; § справочный режим, содержащий определение всех используемых объектов и отноше- ний; § возможность отмены учащимся ошибочных действий в ходе самостоятельной работы. Важно четко определить и описать целевую группу обучаемых, для которых предна- значено конкретное ЭСО или его отдельный компонент. В описание целевой группы должны входить обобщенные сведения о потенциальных пользователях ЭСО: § познавательные потребности, формирующие мотивацию; § возраст; § общественный статус; § общекультурный и профессиональный уровень; § уровень предварительной подготовки. При разработке ЭСО целесообразно описать и учитывать основную и дополнительные целевые группы. В аннотациях или методических рекомендациях каждого модуля информационного ма- териала ЭСО целесообразно указание степени важности изучения именно этого материала для каждой целевой группы, что позволит учащимся более обоснованно выбирать собствен- ную траекторию изучения учебного материала. Содержание учебного материала может включать как обязательные для изучения раз- делы, так и дополнительные. 6.2. Достижения психологии и технологии создания электронных средств обучения Пользовательский интерфейс. Диалог как основа построения пользовательского ин- терфейса электронных средств обучения. Учет психологических факторов при разра- ботке электронных изданий и ресурсов Создание электронных средств обучения обязательно должно учитывать психологиче- ские аспекты общения таких ЭСО с педагогами и, особенно, с обучаемыми. Корректные подходы, лежащие в основе организации диалога ЭСО с пользователем, являются залогом создания эффективных средств обучения. Следует учитывать, что взаимодействие обучаемого с любым ресурсом не является диалогом в полном смысле этого слова. Согласно одного из существующих определений, 93 диалог - это развитие темы, позиции, точки зрения совместными усилиями двух и более лю- дей, находящихся во взаимодействии и общении по поводу определенного или неизвестного в тех или иных деталях содержания. В связи с этим, процесс общения ученика с ЭСО, во многом пересекающийся с общением человека с человеком, также принято называть диало- гом. По мнению некоторых педагогов, никакого действительного диалога с компьютером, а точнее, с массивом формализованной информации, быть принципиально не может. То, что называют "диалоговым режимом" с дидактической точки зрения представляет собой лишь варьирование либо последовательности, либо объема выдаваемой информации. Этими про- цедурами, пожалуй, и исчерпываются возможности оперирования готовой, фиксированной в памяти машинной информацией. Диалог - это реализованное в педагогическом общении объективное диалектическое противоречие предмета, а противоречие даже самая современная машина освоить никак не может, она к этому принципиально не приспособлена. Введение противоречивой информа- ции она оценивает "двойкой". Это означает, что современные электронные средства обучения не обеспечивают про- цессов творчества даже в том случае, когда они осуществляют учебное имитационное моде- лирование, задают режим "интеллектуальной игры", несмотря на то, что именно в этой фор- ме обучения применение компьютеров наиболее перспективно. Подобные ресурсы помогают преподавателю создать такую обучающую среду, которая не предопределяет формирование мышления учеников, а способствует такому формированию. В процессе работы ученика с ЭСО изменяется и личностная регуляция мыслительной деятельности: повышается роль защитных механизмов личности, субъективный уровень дос- тижимости цели, перестраиваются механизмы контроля деятельности, трансформируется мотивация. Воздействие на мотивационную сферу позволяет управлять целеобразованием. Можно предположить, что возникает новая форма общения между участниками образова- тельного процесса, опосредствованная использованием в образовании новейших средств ин- формационных и телекоммуникационных технологий. Интерактивность ЭСО, применяемых в обучении школьников, означает, что ученику предоставляется возможность активного взаимодействия со средством обучения. Следует отметить, что под диалогом чаще всего подразумевается такой обмен инфор- мацией, в котором участвуют две стороны. В науке встречается более широкое понимание диалога, причем основным его признаком считается не обмен речевыми сообщениями собе- седников, а наличие нескольких позиций. Оптимальным при работе с электронными средствами обучения можно считать единый уровень взаимодействия, соответствующий диалогу преподавателя с одним обучаемым. К основным психологическим факторам, выработка единой позиции по учету которых может повлечь за собой унификацию создаваемых образовательных ресурсов, можно отне- сти: § общепсихологические принципы построения диалога, § организацию процесса общения, § лингвистические аспекты (выбор языка общения, построение текста сообщения, его форма, размер и т.п.), § модальность общения (тип предъявления информации и ответов обучаемых), § содержательные аспекты общения. 94 В случае использования корректных подходов к созданию ЭСО, ими моделируется не просто общение, а педагогическое общение, при котором создаются условия для развития мотивации и правильного формирования личности учащегося, обеспечивается благоприят- ный эмоциональный климат обучения. Наряду с этим важной предпосылкой эффективного диалога между обучаемым и сред- ством обучения является соблюдение социальной дистанции. Как известно, сокращение этой дистанции, обычно выражающейся в фамильярном обращении с собеседником, в условиях обучения приводит к утрате авторитета педагога. В практике информатизированного обуче- ния этот недостаток выражается в обращении "на ты", в злоупотреблении юмором, в резуль- тате чего у обучаемых может возникнуть желание поставить обучающее средство в тупик. Такое же стремление появляется у учащихся и в тех случаях, когда социальная дистанция неоправданно велика, когда реплики компьютера даются в категоричной форме, задевающей самолюбие обучаемых. Наибольшее значение должна иметь педагогическая направленность диалога, то есть направленность на достижение учебных целей. Другим существенным требованием, предъ- являемым к диалогу между обучаемым и ЭСО, должно быть требование простоты и мини- мальности времени ввода ответа. Необходимо так построить диалог, чтобы обучаемые дума- ли о содержании своего ответа, а не о том, как ввести его в компьютер. Для обеспечения гибкости и ясности диалога обучающегося с ЭСО необходима рацио- нальная организация пользовательского интерфейса. Организация диалога в электронном средстве обучения несет в себе две функции: диа- лог для управления и диалог в терминах предметной или образовательной области. Органи- зация пользовательского интерфейса отражает внешнюю, видимую сторону диалога обучае- мого с ЭСО. Вопросами процесса познания занимается научное направление, которое получило на- звание когнитивной психологии. Основным методом исследования в когнитивной психоло- гии является информационный подход, подразумевающий, что операции, выполняемые ком- пьютером, аналогичны когнитивным процессам. Компьютер получает информацию, манипу- лирует символами, сохраняет в памяти элементы информации. В то же время процесс позна- ния человека определяется как взаимодействие трех составляющих: приобретения, структу- рирования и оперирования знаниями. Среди факторов, влияющих на процесс познания и существенных с точки зрения разра- ботки ЭСО, можно выделить восприятие, распознавание образов, внимание и воображение. Восприятие. Это способность человека обнаруживать и интерпретировать сенсорные стимулы (слуховые, зрительные). Важной частью исследования процесса обучения является исследование объема восприятия, который характеризуют начальную стадию обработки ин- формации. Для улучшения долгосрочной памяти необходимо увеличить избыточность ин- формации, уменьшая при этом ее иррелевантность. Среди разработчиков ЭСО распростране- но ошибочное мнение, согласно которому обучаемому необходимо предоставить макси- мально возможную информацию по учебной теме, зачастую без учета необходимости данной информации для дальнейшей его деятельности. Наряду с увеличением общего объема про- граммы такой подход приводит к перегрузке пользователя излишней информацией и, в ко- нечном счете, к падению эффективности обучения. В связи с этим требование лаконичности - одно из исходных при создании электронных средств обучения. Сохранность зрительных впечатлений и быстрый доступ к ним характеризуют так на- зываемую иконическую память. Именно иконическая память позволяет обучаемому отби- рать существенную информацию для дальнейшей обработки. Каждый акт зрительного вос- приятия представляет собой активное изучение объекта, его визуальную оценку, отбор суще- ственных черт, сопоставление их со следами памяти, их анализ и организацию в целостный 95 визуальный образ. Чем больше возможностей у обучаемого получать зрительную слуховую, текстовую информацию, повторно обращаться к ней, тем больше информации считывается в иконическую память. Интерактивность и использование мультимедиа-технологий при созда- нии ЭСО помогают увеличить объем восприятия информации. Следует учитывать, что интерактивность средства обучения, формы и способы осуще- ствления диалога в нем играют решающую роль в построении эффективного учебного про- цесса. Организация общения с ЭСО определяется психологическими особенностями обу- чающегося. Учащиеся с образным типом памяти и художественным складом мышления предпочитают активные формы обучения с преобладанием наглядно-образных форм подачи материала в интересной игровой форме. Ученикам же с мыслительным типом индивидуаль- ности больше подходит самостоятельная работа с материалом, отработка различных умений, аналитические виды заданий. Один из путей индивидуализации обучения - предоставление обучающемуся возмож- ности выбора скорости, объема подачи материала, стратегии обучения в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями. Проблема подачи учебного материала имеет два аспекта. Во-первых, это вопрос о том, что происходит, если скорость входной ин- формации превосходит возможности обучаемого по ее восприятию, т. е. его "пропускную способность". Экспериментально установлено, что перегрузка обучаемого приводит к увели- чению потерь информации. Выявлено также, что при повышении темпа обучения мобилизу- ются внутренние резервы обучаемого и приводится в действие целый ряд механизмов, на- правленных на преодоление возникших трудностей. Происходит перестройка способа дея- тельности. Однако, если поток информации становится слишком большим и продолжается длительное время, наступает срыв деятельности. Второй аспект состоит в том, что эффективность деятельности обучаемого снижается не только при избыточности информации, но и при ее недостаточности. Имеется немало данных, которые показывают, что при монотонности и бедности внешних воздействий у обучаемого развиваются явления, сходные, как это ни парадоксально, с утомлением: учаща- ются ошибки, снижается эмоциональный тонус, развивается сонливость. Поэтому далеко не всегда главной задачей при разработке ЭСО является уменьшение темпа подачи и сокраще- ние потока информации. В некоторых случаях главной может оказаться задача преодоления недостатка информации. Все это означает, что необходимо ориентироваться на некоторую оптимальную ско- рость подачи информации, которая бы не превышала "пропускной способности" ученика, но в то же время была достаточной для того, чтобы поддерживать активность обучающегося на высоком уровне. Кроме того, установлено, что при ориентации в обучении на более высокий темп ус- воения знаний наблюдается эффект активизации имплицитной памяти, хранящей знания в пассивном (скрытом) виде. Опора на глубинные слои памяти является очень продуктивной и предоставляет дополнительные резервы для усвоения знаний и действий. Выявлено, что высокий темп усвоения тесно связан с уровнем развития вербального интеллекта и рефлексивным когнитивным стилем. Это говорит о том, что наличие развитой системы вербальных кодов в долговременной памяти, сформированных способов вербально- го опосредования, отработанности операций со словами, умение планировать и решать зада- чи "в уме" благоприятно влияют на темп усвоения знаний. Значительная выраженность таких свойств нервной системы обучаемого, как сила и активированность, также благоприятно влияет на общую продуктивность памяти. При встрече с новым материалом обучающийся соотносит идеи, находящиеся в содер- жании ЭСО, с теми знаниями, которые у него уже имеются. Успешность такого соотношения 96 обусловливает эффективность научения и определяется тем, насколько психологически обоснованно, логично и согласованно представлена учебная информация. Распознавание образов. Как правило, в процессе обучения с использованием ЭСО учащемуся предъявляются довольно сложные сочетания сенсорных стимулов. Задача обу- чаемого - распознать представленную информацию и усвоить ее. ЭСО предоставляет все возможности для получения различной информации: звук, графика, видео и текст. При этом различные стимулы влияют на определенные чувственные рецепторы, каждое сенсорное со- бытие вносит свои ощущения. В целом происходит суммирование информации, быстрее формируется понятие о ней и скорее наступает процесс концептуально-зависимой обработ- ки. Необходимо помнить, что с помощью компьютера можно получить не просто статисти- ческие выкладки, а наглядные динамические модели. Обеспечение возможности более ясно- го, наглядного и всестороннего "видения" мира становится все более реальным. Данное пре- имущество компьютеров необходимо использовать как можно шире при создании и исполь- зовании ЭСО. Внимание можно определить как сосредоточение умственных усилий на сенсорных или мысленных событиях. Любой процесс обучения содержит в себе гораздо больше инфор- мации, чем могут усвоить учащиеся. Поэтому, чтобы справиться с большим потоком инфор- мации, учащиеся должны направлять внимание только на некоторые признаки. Психологи полагают, что на внимание влияют такие факторы как сознание, пропускная способность глаза человека, управление вниманием, уровень возбуждения и интерес, что необходимо учитывать при создании средств обучения. Под сознанием понимаются знания о событиях окружающей среды, а также знания о памяти, мышлении и телесных ощущениях. У человека могут работать два типа сознания: один - для речевого знания и обработки информации в левом полушарии, другой - для про- странственных функций, локализованных в правом полушарии. Неодинаковым развитием двух полушарий можно объяснить интеллектуальные различия между людьми. Одни люди проявляют необычные вербальные способности, а другие лучше справляются с механиче- скими и пространственными законами. Сознание в процессе обработки информации выполняет двойственную задачу: оно вы- бирает, какая система будет доминировать, и устанавливает для нее цель. В обработке гра- фической информации участвует как образная, так и вербальная система кодирования, но участие образной системы выше, при обработке текста, наоборот, основная доля участия принадлежит вербальной системе кодирования, а вот в обработке абстрактной информации целиком участвует только вербальная система, а образная бездействует. Интеграция различ- ных стимулов (текстовых, звуковых, графических) в одном электронном средстве обучения, возможность быстрого и легкого получения необходимой информации осознанного исполь- зования гиперссылок - все это должно способствовать повышению эффективности обучения. Еще двумя критериями являются возбуждение и интерес. Они оказывают значительное влияние на внимание, так как поддерживают в активном состоянии способность обучаемых к восприятию сенсорных сигналов. Не секрет, что для обучаемых работа за компьютером и сам компьютер вызывают повышенный интерес. Однако необходимо помнить, что способ- ность к переработке информации ограничена на двух уровнях - сенсорном и когнитивном. Если одновременно навязывать слишком много сенсорных признаков, то может возникнуть перегрузка, так же, как и при попытке обработки слишком большого количества информа- ции. Воображение - это построение мысленного образа окружения, который имеет форму когнитивной карты, а также способность извлечь из этой карты значимые признаки, распо- ложить их в осмысленной последовательности и преобразовать в языковую информацию. Было выяснено, что уровень воспроизведения определяется целью действия: при формиро- 97 вании логических связей между материалами запоминание было лучше, чем при формирова- нии конкретных связей или без смысла. Этот очень важный вывод касается эффективности создания навигационных связей при разработке электронных средств обучения: необходимо формировать навигационные связи, следуя программе курса, методике обучения, логике учебных целей. Вопросы для самопроверки 1. Каких общих рекомендаций следует придерживаться для создания эффективных электронных средств обучения? 2. Какие приемы используются для унификации средств информатизации образования? 3. Каким должно быть максимальное время отклика электронного средства обучения на запросы пользователей? 4. Что лежит в основе проектирования электронных средств обучения? 5. Приведите примеры рекомендаций технического, психологического, дидактического и эргономического характера по разработке электронных средств обучения. 6. Какие технологии способствуют организации эффективного диалога человека с элек- тронным ресурсом? В чем особенности общения школьника с электронным средством обу- чения? 7. Какие психологические факторы учитываются при создании электронных средств обучения? |