Технология создания электронных средств обученияавторы Беляев М. И., Гриншкун В. В., Краснова Г. А
Скачать 1.37 Mb.
|
Тема 4. ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МУЛЬТИМЕДИА И ГИПЕРМЕДИА СРЕДСТВ 4.1. Технологии мультимедиа в разработке электронных средств обучения Мультимедиа - многозначное понятие. Особенности использования информации разных типов в обучении школьников. Виды мультимедиа-технологий Большинство электронных средств обучения, создаваемых школьными учителями, ориентируется на работу с информацией разных типов. Стремясь к повышению наглядности своих разработок, педагоги стараются включать в них и рисунки, и фотографии, и звуковые фрагменты, и, конечно же, анимацию или видео. Современное слово "мультимедиа", описы- вающее соответствующие ресурсы и технологии, проникло в образование и используется пе- дагогами при осуществлении собственных разработок. Рассмотрим мультимедиа и его осо- бенности более подробно, обращая особое внимание на специфику создания мультимедиа- средств обучения. Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельно- сти человека. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа полу- чила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения. Эксперимен- тально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту восприни- мает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при "под- ключении" органов зрения до 100 тысяч таких единиц. Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово "мультимедиа" также имеет сразу несколько разных значений. Мультимедиа - это: § технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов; § информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представле- ния информации разных типов; § компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с об- работкой и представлением информации разных типов; § компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов; § особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.). Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информаци- онных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем). Благодаря применению мультимедиа в средствах информатизации за счет одновремен- ного воздействия графической, звуковой, фото и видео информации такие средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются в индустрию развлечений, практи- ку работы различных учреждений, домашний досуг, образование. 35 Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в раз- личных формах, часто используемых в школьном обучении, таких как: § изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды; § звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; § видео, сложные видеоэффекты; § анимации и анимационное имитирование. В настоящее время созданы мультимедийные энциклопедии по многим школьным дис- циплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с ис- пользованием новых методов обучения. Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые предпочитают учиться посредст- вом чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра ви- део, и т.д. Использование мультимедиа позволяет обучаемым работать с учебными материалами по-разному - школьник сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности электронных средств обучения, и как реализовать совместную работу со свои- ми соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образова- тельного процесса. Работая с мультимедиа-средствами, ученики могут влиять на свой собственный про- цесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более правильному восприятию. Таким образом, использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между школьниками, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам. Одними из наиболее современных мультимедиа-средств, проникающих в сферу обра- зования, являются различные средства моделирования и средства, функционирование кото- рых основано на технологиях, получивших название виртуальная реальность. К виртуальным объектам или процессам относятся электронные модели как реально существующих, так и воображаемых объектов или процессов. Прилагательное виртуальный используется для подчеркивания характеристик электронных аналогов образовательных и других объектов, представляемых на бумажных и иных материальных носителях. Кроме это- го, данная характеристика означает наличие основанного на мультимедиа технологиях ин- терфейса, имитирующего свойства реального пространства при работе с электронными мо- делями-аналогами. Виртуальная реальность - это мультимедиа-средства, предоставляющие звуковую, зрительную, тактильную, а также другие виды информации и создающие иллюзию вхожде- ния и присутствия пользователя в стереоскопически представленном виртуальном простран- стве, перемещения пользователя относительно объектов этого пространства в реальном вре- мени. Системы "виртуальной реальности" обеспечивают прямой "непосредственный" контакт человека со средой. В наиболее совершенных из них учитель или ученик может дотронуться рукой до объекта, существующего лишь в памяти компьютера, надев начиненную датчиками перчатку. В других случаях можно "перевернуть" изображенный на экране предмет и рас- смотреть его с обратной стороны. Пользователь может "шагнуть" в виртуальное пространст- 36 во, вооружившись "информационным костюмом", "информационной перчаткой", "информа- ционными очками" (очки-мониторы) и другими приборами. Использование подобных мультимедиа-средств обучения изменяет механизм воспри- ятия и осмысления информации, получаемой учеником. При работе с системами "виртуаль- ной реальности" в образовании происходит качественное изменение восприятия информа- ции. В этом случае восприятие осуществляется не только с помощью зрения и слуха, но и с помощью осязания и даже обоняния. Возникают предпосылки для реализации дидактическо- го принципа наглядности обучения на принципиально новом уровне. 4.2. Гипертекст и гипермедиа как основные технологии создания современных электронных изданий и ресурсов Понятие гипертекста и гипермедиа. Подходы к структуризации и оформлению учебного материала Как правило, большинство электронных средств обучения, создаваемых педагогами, основываются не только на использовании разнотипной наглядной информации, но и стро- ятся нелинейным образом за счет введения ссылок, связывающих между собой отдельные содержательные элементы, входящие в средство обучения. Большинство мультимедиа средств обучения имеет систему навигации по содержа- тельному наполнению, основанную на механизме ссылок. В связи с этим такие понятия как мультимедиа, гипертекст и гипермедиа оказываются тесно связанными. Благодаря широкому распространению WWW (всемирная компьютерная сеть, сово- купность документов и мультимедиа-ресурсов, опубликованных в сети), гипертекстовую технологию знают, или, по крайней мере, используют все, кто работает на компьютере. Формальное определение гипертекста определяет его через представление текстовой информации как сети, в которой читатели получают свободу перемещаться нелинейным об- разом. Однако можно выдвинуть и следующее определение: гипертекст - это расширение традиционного понятия текста, путем введения нелинейного текста, в котором между выде- ленными фрагментами текста устанавливаются перекрестные ссылки и правила перехода от одного фрагмента к другому. У гипертекста и созданных на его основе мультимедиа-средств есть много преиму- ществ. Часть из них носит общий характер, другая часть имеет непосредственное отношение к обучению школьников. Гипертекст представляет собой крайне расплывчатую и вместе с тем широко исполь- зуемую концепцию. Гипертекстом называют Интернет, мультимедиа-энциклопедию, спра- вочник, книгу с содержанием и предметным указателем, а также любой текст, в котором об- наруживаются какие-либо ссылки (указания) на другие фрагменты. Гипертекст как новая информационная парадигма может рассматриваться как способ коммуникации в обществе, ориентированном на множественные, одновременные потоки разнотипной информации, ко- торые не могут быть восприняты и усвоены субъектом. Усвоение всей суммы знаний стано- вится невозможным, более того, жесткое структурирование такого знания становится труд- нодостижимой задачей. Знание организуется в гипертекст, в сеть относительно свободных сообщений, которые могут объединяться и распадаться в процессе производства и потребле- ния знания. 37 Мыслительный процесс не порождает идеи строго друг за другом, начиная с пустого места, и не производит их в готовом, отшлифованном виде. Представляется, что процесс мышления идет сразу по нескольким направлениям, что идеи развиваются и отбрасываются одновременно на разных уровнях и с разных позиций, а также зависят одна от другой, вза- имно обогащают друг друга. Есть необходимость во внешней фиксации таких переплетаю- щихся линий мыслительного процесса, представления, например, того, как несколько нитей изложения или аргументации переплетаются вместе. В соответствии с этим, хотя традиционный текст и вынуждает писать и читать пара- графы (абзацы), придерживаясь в основном линейной последовательности, он насыщен внутренними связями. Всякий, выполнявший научную работу, знает, что значительная доля труда уходит на добывание литературы, на которую даны ссылки, выискивание перекрест- ных ссылок, розыск терминов в словаре или глоссарии, составление заметок на записных карточках. Даже при обычном чтении человек постоянно "преодолевает" внутри текста ссылки на другие главы и разделы. Кроме того, идут ссылки на предметный указатель, дела- ются сноски, ссылки на библиографию, рисунки или таблицы. Традиционный текст часто трудно читать, он не предоставляет удобные и быстрые спо- собы доступа к информации в силу того, что: § по большинству ссылок нельзя пройти назад; читателю сложно найти, где именно на- ходится ссылка на данную книгу или статью; не может и автор статьи выяснить, кто на него ссылается; § пока читатель "отрабатывает след" по различным ссылкам, он должен помнить и кон- тролировать, какие документы он уже "прошел", и с какими он занят сейчас; § нахождение ссылок среди бумажных документов требует немалых физических усилий и времени, даже когда работа выполняется в библиотеке с хорошо организованным фондом. Гипертекст же позволяет автору делать ссылки (устанавливать связи), а читателям ги- пертекста дает возможность выбирать, каким ссылочным связям следовать, и в каком поряд- ке. Тем самым гипертекст уменьшает ограничения, налагаемые на думающего и пишущего. Он не принуждает к однозначному решению относительно того, принадлежит ли высказыва- ние ходу мыслей написанного или оно находится в ответвлении от основного русла. Гипертекст позволяет хранить аннотации к тексту отдельно от этого текста (докумен- та), однако в тесной привязке к адресатам. Значительный вклад в преимущества гипертекста вносит его насыщенность связями, движение по которым поддерживается компьютером, благодаря чему текст на практике становится нелинейным. В частности, когда гипертекст используется как инструмент мыслительного процесса, инструмент письма или разработки каких-то схем, может возникнуть естественное соответ- ствие между объектами реального мира и узлами гипертекста. Гипертекст предлагает и новые возможности для доступа к большим и сложным источ- никам мультимедиа-информации. Вводится понятие гипермедиа как технологии представ- ления информации разных типов, основанной на принципах гипертекста. В одном гиперме- диа-ресурсе сочетаются и возможности перехода по гиперссылкам, и преимущества исполь- зования разнотипной информации. При разработке электронных средств обучения определение точного перечня всех структурных элементов содержательного материала - модулей (или блоков), частей (или раз- делов), глав (или тем), параграфов (или пунктов темы), подпараграфов (или подпунктов) яв- ляется одной из важнейших задач автора. Усвоение учебного текста школьниками во многом зависит от его композиционной структуры. 38 В настоящее время широко используется модульный принцип организации содержания электронных средств обучения, где основным элементом является так называемый учебный модуль. Учебный модуль следует понимать, с одной стороны, как форму организации обу- чения, а с другой стороны, как основную структурную единицу учебного текста. К числу оп- ределяющих признаков учебного модуля можно отнести следующие признаки: § элемент содержания учебного курса, представляющий собой логически целостный фрагмент курса (раздел, тема, параграф и т.п.); § соотнесенные с элементом содержания дидактические средства управления процес- сом познания; дидактические средства контроля и стимулирования познавательной деятельности; § фиксированное время работы школьника с модулем (как правило, 35-45 минут). Таким образом, в соответствии с модульным принципом каждый курс разбивается на крупные тематические модули. В свою очередь эти модули состоят из других структурных единиц учебного текста - основных тем (параграфов), а последние - из пунктов тем (подпара- графов). Рассмотрим более мелкие структурные единицы текста как содержания ЭСО (глава или тема, параграф или пункт темы, подпараграф или подпункт темы). Глава (тема), параграф и подпараграф. Среди специалистов, занимающихся разработ- кой средств обучения для наименования структурных единиц текста используются разные термины (см. табл.). В настоящем Интернет-издании будут употребляться термины: глава (тема), параграф (пункт темы), подпараграф (подпункт темы). Таблица Возможные наименования структурных единиц содержательного наполнения электронных средств обучения Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Раздел Раздел или часть Раздел Подраздел (тема) Глава Модуль Пункт темы Параграф Тема (или пункт) Подпункт Подпараграф Номер занятия Рекомендуется включать в состав глав-тем не более 10-12 параграфов-пунктов. Такое же количество пунктов является максимальным и для списков-перечислений. В оглавлении ЭСО перечисляются номера и названия всех разделов, глав (тем) и всех параграфов (пунктов), но не приводится никаких данных о подпараграфах (подпунктах). Подпараграфы номеров не имеют и не включаются в содержание ЭСО. Увеличение числа параграфов ведет к увеличению числа заголовков, что в свою оче- редь приводит к изменению их дидактической роли в структуре ОЭИ. Осмыслить такую структуру, - значит сделать первый шаг к пониманию материала. Заголовок должен актуали- зировать имеющиеся у обучаемого представления по заданной теме. Заголовки структурных элементов содержательного наполнения ЭСО должны быть разнообразными и интересными, создавать у школьников повышенный интерес и повышен- ную мотивацию к изучению трудного материала, оказывать ему максимально возможную помощь. Авторам необходимо отказаться от общих и неопределенных в содержательном плане заголовков. Заголовок небольшого параграфа должен быть тщательно продуманным и 39 четко отражать содержание параграфа. Традиционные заголовки необходимо чередовать с заголовками нового типа. Оптимальное сочетание традиционных и нестандартных заголовков в структуре учеб- ника способствует достижению максимального дидактического эффекта. Внешним выражением композиционной структуры текста является рубрикация. Сте- пень сложности рубрикации зависит от содержания текста. Простейшей рубрикой является абзац (отступ вправо в начале первой строки). Абзац служит показателем перехода от одной мысли (темы) к другой. Разделение текста на абзацы позволяет читателю делать небольшие остановки, мысленно возвращаться к прочитанному, сосредоточиться перед дальнейшим чтением. Абзац всегда является внутренне замкнутой смысловой единицей. Нарушение этого требования затрудняет процесс чтения. Абзацное членение текста нередко сочетается с нумерацией - числовым или буквенным обозначением последовательности расположения составных частей текста. Нумерация под- черкивает необходимость самостоятельного рассмотрения каждого из нумеруемых элемен- тов перечислений. При создании ЭСО наряду с нумерацией широко используются графические маркеры различной конфигурации. Рекомендуется их активное использование. Система нумерации может дополнить абзацное членение текста. Выбор того или иного варианта нумерации зависит от содержания ЭСО, его объема, состава, композиционной структуры. Обычно используются только однотипные знаки - чаще арабские цифры или большие и строчные буквы. При использовании нумерации важно учитывать, что нумерация возможна лишь в том случае, если имеется, по крайней мере, два однородных элемента перечисления. Кроме того, однотипные средства нумерации (цифры, буквы, маркеры) могут применяться только по от- ношению к однотипным (по назначению, по месту в структуре) частям. Создание гипертекстовых электронных средств обучения требует от педагогов и знания основных правил организации гиперссылок и системы навигации по содержательному на- полнению ЭСО. В числе таких правил можно отметить следующие: § гиперссылки в тексте должны быть выделены; § должна просматриваться четкая логическая обусловленность каждого последующего шага в цепочке гиперссылок; § в каждой главе (теме), параграфе и подпараграфе должны быть указатели гиперссы- лок, с помощью которых можно вернуться к началу темы (страницы), оглавлению, пе- рейти к параграфу или подпараграфу, пункту или подпункту; § гиперссылка в поле текста должна быть предельно короткой; § количество гиперссылок в тексте определяется целями и задачами создания ЭСО, а также спецификой его содержания; § гиперсылка в тексте должна быть максимально полезной, ставить ее стоит только в том случае, если она ведет на ресурс, тема которого затронута в тексте, но не раскры- та. § не рекомендуется делать гиперссылки ссылки со слов "тут", "здесь" и т.п.; § при компоновке гипертекста не следует перегружать текст гиперссылками. 40 Таким образом, гипертекстовые и гипермедиа-технологии открывают широкие воз- можности перед педагогами, занимающимися разработкой электронных средств обучения. В то же время создание таких средств требует от учителей, как знаний правил компоновки ги- пертекстовых документов, так и умений работать с основными инструментальными средст- вами и системами, предназначенными для создания гипермедиа-ресурсов. |