Главная страница

Технология создания электронных средств обученияавторы Беляев М. И., Гриншкун В. В., Краснова Г. А


Скачать 1.37 Mb.
НазваниеТехнология создания электронных средств обученияавторы Беляев М. И., Гриншкун В. В., Краснова Г. А
Дата16.05.2023
Размер1.37 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTekhnologija_sozdanija_EHSO.pdf
ТипРеферат
#1133685
страница3 из 12
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Основные компоненты электронных средств обучения, значимые для разработки.
Проектирование средств обучения. Разработка с использованием компьютера.
Принципы, которых следует придерживаться при разработке
электронных средств обучения
Технологии создания электронных средств обучения включают в себя достаточно мно- го различных этапов, в ходе реализации которых разрабатываются отдельные компоненты или подсистемы ЭСО. Разбиение всего процесса создания средств обучения на этапы можно проводить разными способами. В основу выделения этапов можно положить компонентный состав ЭСО или процессы предварительного проектирования, непосредственной разработки и совершенствования ЭСО. На практике все эти этапы объединяются. Создание качествен- ных электронных средств обучения, как правило, во многом зависит от правильности выде- ления технологических этапов при разработке и слаженности их реализации.
Выделение технологических этапов создания электронных средств обучения возможно с учетом нижеследующих компонент, присущих большинству ЭСО.
Первые этапы разработки могут быть связаны с основной содержательной частью
электронного средства обучения, включающей:
§ титульный лист (экран) ЭСО,
§ аннотацию,
§ обращение (представление) автора-разработчика (авторов) курса (с фотографией или с видеофрагментом),
§ учебную программу (цели, задачи, содержание, тематический план),
§ учебные тексты (структурированные, построенные с учетом требований эргономики),
§ иллюстративные материалы (изобразительные, логико-структурные, разработанные сценарии для мультимедиа-фрагментов),
§ список рекомендуемой основной и дополнительной литературы по всем темам, вклю- ченным в содержание ЭСО,
§ словарь терминов и понятий (глоссарий) по отдельным темам и ко всему курсу в це- лом; глоссарий должен быть связан гиперссылками с основным текстом ЭСО,
§ хрестоматийные и дополнительные материалы (перечень книг, изданий, статей, нор- мативных актов, указов, постановлений, если они имеются),
§ методические рекомендации по изучению курса с использованием данного ЭСО (же- лательны рекомендации по изучению каждой темы) и организации самостоятельной работы школьников,
§ инструкцию педагогам и учащимся по работе с электронным средством обучения,
контекстно-зависимую систему помощи.
Следующие технологические этапы создания электронных средств обучения связаны с разработкой компонентов, обеспечивающих поддержку практических занятий, измере-

20
ние результативности обучения, предоставляющих справочный материал для педаго-
гов и обучаемых. В числе таких компонентов:
§ вопросы для самоконтроля и самопроверки по каждой теме, главе, разделу и ко всему курсу, обучение которому осуществляется с помощью ЭСО,
§ тренинговые задания и вопросы по каждой теме-главе, разделу и ко всему курсу (если необходимо),
§ тестовые задания и вопросы для контроля уровня знаний по каждой теме, главе, раз- делу и ко всему курсу,
§ список персоналий с краткими биографическими сведениями (если необходимо),
§ тематический список рефератов или итоговых проектных работ,
§ примерный перечень экзаменационных вопросов по всему курсу,
§ систему мероприятий и рекомендаций для проведения мониторинга эффективности процесса обучения,
§ Интернет-ресурсы (виртуальные электронные библиотеки, образовательные сайты и другие информационные ресурсы),
§ перечень материалов, хранящихся в медиатеке учебного заведения (ранее разработан- ные ЭСО и другие мультимедиа средства, энциклопедии, словари, модели, коллекции шаблонов, слайдов),
§ хронологический указатель (если необходимо),
§ указатель имен (если необходимо),
§ перечень сокращений (если необходимо).
Как уже отмечалось, не существует универсальной технологии создания электронных средств обучения. Каждый разработчик применяет собственную технологию. Ее разбиение на этапы может учитывать как компонентный состав ЭСО, так и общие подходы к проекти- рованию и разработке. Так, в частности, очень часто при разработке средств обучения выде- ляют два основных технологических этапа - предварительный этап и этап непосредственной разработки ЭСО.
В ходе предварительного этапа, в основном вручную, осуществляется подготовка учеб- ных и методических материалов, необходимых, для создания электронных средств обучения.
В рамках этапа непосредственной разработки ЭСО осуществляется представление под- готовленных учебных материалов в электронном виде. Во многих случаях такое представле- ние осуществляется с учетом возможности последующей публикации в сети Интернет.
Оба этапа равноценны и взаимосвязаны. Вместе с тем первый этап подготовки содер- жательной части более трудоемок и менее поддается автоматизации. Содержательная часть электронных средств обучения разрабатывается на основе требований Государственных об- разовательных стандартов Российской Федерации (ГОС) по соответствующим направлениям подготовки школьников.
Разработчики электронных средств обучения на предварительном этапе подготовки учебных материалов должны быть ознакомлены с:
§ требованиями к составу ЭСО:

21
§ требованиями к учебному тексту (объем содержания, структурированность, стиль из- ложения, доступность, эргономичность текста и т.д.);
§ методикой (рекомендациями) для разработки блока практических заданий;
§ методикой (рекомендациями) для разработки контролирующего блока в виде тесто- вых и тренинговых заданий;
§ методикой (рекомендациями) для разработки аудио- и видеофрагментов (иллюстра- тивного материала);
§ методикой (рекомендациями) для формирования гипертекстовой структуры текста.
Необходимо отметить, что большая часть педагогов-разработчиков незнакома с техно- логией создания электронных средств обучения, с одной стороны. С другой стороны, спе- циалисты по информационным технологиям - программисты, дизайнеры, разработчики мультимедийных компонентов, как правило, не владеют методиками решения дидактических задач. Разработчик ЭСО в редких случаях может сочетать в одном лице автора курса, мето- диста и специалиста по информационным технологиям. В связи с этим на сегодняшний день общепризнанна необходимость привлечения к созданию ЭСО следующих специалистов:
§ автора учебных и методических материалов;
§ методиста, владеющего как особенностями обучения школьниками, так и спецификой создания и применения электронных средств обучения;
§ программиста, дизайнера, разработчика мультимедийных компонентов.
При таком подходе автор разрабатывает все учебные и методические материалы, вхо- дящие в состав ЭСО, включая, эскизы рисунков, схем. При подготовке материалов для ЭСО
должны учитываться различные требования, предъявляемые к электронным обучающим средствам. Основные требования будут рассмотрены в других разделах настоящего Интер- нет-издания.
В круг задач методиста входит оказание методической поддержки авторам в структури- зации учебного материала, в разработке эскизов и сценариев при подготовке иллюстративно- го материала для мультимедиа, в выборе психолого-педагогической стратегии и проработки используемых дидактических приемов, определение видов и форм контроля, а также крите- риев оценивания знаний и др. Кроме того, методист совместно с автором формируют ин- формационно-логическую модель учебного материала и архитектуру создаваемого элек- тронного средства обучения.
В ходе создания электронных средств обучения, необходимо придерживаться общих принципов построения ресурса, являющихся неотъемлемой частью изучаемой технологии.
Такие принципы должны входить в содержание методической системы подготовки учителей к созданию и использованию ЭСО.
Обучение, основанное на компьютерных технологиях, в значительной степени базиру- ется на технической инфраструктуре: компьютере (как инструменте для размещения и пред- ставления учебной информации) и компьютерных сетях (как средстве доступа к ней). По- этому в качестве одного из принципов, который необходимо учитывать при создании элек- тронных средств обучения, является принцип распределённости учебного материала.
ЭСО могут быть разделены на две группы: находящиеся непосредственно у обучаемого или в рамках локальной сети (Интранет-ресурсы) и размещаемые на серверах глобальной се- ти Интернет (Интернет-ресурсы). Способ размещения информации накладывает определен-

22
ные требования на технологии создания электронных средств обучения и последующего доступа к ним.
Компьютер становится основным дидактическим инструментом. Вместо разрозненных обучающих программ нужен цельный интерактивный курс, с достаточной полнотой пред- ставляющий всю учебную информацию. Принцип интерактивности учебного материала - второй важный принцип, который следует учитывать при разработке электронных средств обучения.
Интерактивные средства дают возможность интегрировать различные среды представ- ления информации, такие как текст, статическую и динамическую графику, видео и аудио записи, в единый комплекс, позволяющий обучаемому стать активным участником учебного процесса, поскольку выдача информации происходит в ответ на его соответствующие дейст- вия. Использование мультимедиа позволяет в максимальной степени учесть индивидуальные особенности восприятия информации, что чрезвычайно важно при опосредованной компью- тером передаче учебной информации от педагога ученику. Таким образом, третий принцип,
который следует учитывать при создании электронных средств обучения - принцип муль-
тимедийного представления учебной информации.
Основой создания сетевых электронных средств обучения являются телекоммуникаци- онные технологии, которые используются для доставки учебных материалов или организа- ции контролируемого доступа к ним.
Для создания ЭСО широко используются различные HTML-редакторы. Однако следует учесть, что широкая гамма применяемых браузеров использует разные версии языка HTML,
поэтому при разработке ЭСО не следует использовать команды разметки, не входящие во множество команд, поддерживаемых тем или иным браузером. Следует также учесть, что язык HTML достаточно динамично развивается, так что документы, удовлетворяющие ново- му стандарту языка, могут некорректно воспроизводиться старыми версиями браузеров.
Кроме того, использование браузеров для просмотра накладывает дополнительные ог- раничения на характер представления учебной информации.
Следует заметить, что системы программирования, используемые для создания локаль- ных компонент электронных средств обучения, позволяют включать в мультимедиа средство и обращение к ресурсам сети Интернет, интегрируя сетевые и локальные ЭСО.
Любая новая форма обучения требует создания психолого-педагогической основы, без которой невозможно говорить об успешности и эффективности учебного процесса. Поэтому следует выделить также ряд психологических принципов, влияющих на успешность и каче- ство обучения с использованием электронных средств обучения.
Особое место занимает проблема учета психо-физиологических особенностей чело-
века при реализации технологии создания электронных средств обучения.
Успешность обучения главным образом связана с особенностями сенсорно- перцептивных процессов, определяющих восприятие информации и составляющих процес- сы, создающие возможность удерживать информацию в памяти и воспроизводить ее.
Современные технологии обучения, базирующиеся на повсеместном использовании компьютерной техники, потенциально обладают колоссальными возможностями. Однако полноценное применение компьютеризированных технологий требует серьезной проработки

23
проблемы взаимодействия человека и технических средств. По сути дела, речь идет о фор- мировании биотехнической системы, в которой некоторым образом распределены управляе- мые информационные потоки. Сложность такого комплекса при неоптимальном использова- нии психофизиологических возможностей обучающегося может быть чрезмерной. Это при- водит, как показывает практика, к малой эффективности процесса обучения. Именно эта причина во многих случаях служит основанием для отказа от использования некоторых электронных средств обучения.
Объем информации, предлагаемый школьникам за определенный промежуток времени,
сильно варьируется в зависимости от их индивидуальных особенностей. Существует целый ряд формальных приемов, позволяющих выяснить имеющийся уровень знаний, однако опытные преподаватели "интуитивно" чувствуют настроение учеников, их контактность, го- товность к восприятию материала и соответственно корректируют ход занятия. В этом одна из проблем электронных средств обучения - компьютер не может чувствовать эмоциональ- ное состояние человека. Ситуация обостряется еще и тем, что восприятие новой информации имеет несколько фаз. Доза информации, перерабатываемая организмом за фиксированный промежуток времени, образует информационную нагрузку. Положительное или отрицатель- ное воздействие на организм данной ему нагрузки зависит от соотношения ориентировочных и оборонительных реакций. Информационная нагрузка считается положительной, если, вы- зывая ориентировочные реакции, она в минимальной степени затрагивает оборонительный рефлекс. Очевидно, что достичь высокой эффективности процесса обучения можно только в том случае, когда не возникает информационной перегрузки.
Основная проблема на пути оптимизации обучения с точки зрения сохранности и раз- вития адаптационных резервов - оценка и коррекция состояния человека в процессе получе- ния новых знаний. Отсюда следует четвертый принцип, который следует учитывать при соз- дании электронных средств обучения - принцип адаптивности к личностным особенно-
стям обучаемого.
Несмотря на определяющую роль самостоятельной работы в обучении с применением электронных средств обучения, основными субъектами учебного процесса являются ученик и преподаватель. Соучастие ученика в познавательной деятельности наравне с преподавате- лем есть одно из условий качественного образования.
Использование сформулированных выше принципов при создании электронных средств обучения, позволяет повысить качество и эффективность ОЭР. Эти принципы можно рассматривать как неотъемлемую часть общей технологии создания средств обучения.
Кроме этого, важно учитывать, что информационные технологии, используемые при создании электронных средств обучения, базируются на нескольких основных функциях, а именно:
§ наглядности, обеспечивающих осознанность и осмысленность воспринимаемой учеб- ной информации, формирование представлений и понятий;
§ информативности, поскольку средства обучения являются непосредственными источ- никами знания, носителями определенной информации;
§ компенсаторности, облегчающей процесс обучения и способствующей достижению цели с наименьшими затратами сил и времени.
§ адаптивности, ориентированных на поддержание благоприятных условий процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, преемственность зна- ний;

24
§ интегративности, позволяющей рассматривать объект или явление как в целом, так и по частям.
К общим функциям относятся также инструментальная функция, ориентированная на обеспечение определенных видов деятельности, действий, операций и достижение постав- ленной методической цели, и мотивационная функция, которая служит формированию ус- тойчивой (внешней) мотивации учебной деятельности.
Дидактический потенциал раскрывается не только в том, что электронные средства обучения, в том числе и опубликованные в сети Интернет, являются источником образова- тельной информации, но и в том, что они выступают как средства, инструменты для ее поис- ка, переработки, представления.
3.2. Создание наглядных средств обучения
Общие подходы к повышению наглядности электронных изданий и ресурсов. Разра-
ботка и использование иллюстраций, таблиц и схем. Повышение наглядности за счет
использования анимации, видеофрагментов и звука
Одно из существенных преимуществ электронных средств обучения заключается в су- щественном повышении наглядности учебного процесса, осуществляемого с их использова- нием. Существует достаточно много технологических приемов и решений, способствующих повышению наглядности ЭСО.
Наглядные средства обучения или иллюстративные материалы - это рисунки, схемы,
диаграммы, фотографии, мультимедиа и другие графические изображения, поясняющие текст.
Принцип наглядности обучения в современной дидактике - это ориентация на ис- пользование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответ- ствующей учебной информации.
Средства наглядности обретают новую функцию - функцию управления познаватель- ной деятельностью учащихся. С их помощью можно подводить учащихся к необходимым обобщениям, учить применять полученные знания.
Итак, одним из требований эффективной методики использования иллюстративных средств обучения является реализация их дидактических и воспитательных возможностей.
Использование форм наглядности, которые не только дополняют словесную информа- цию, но и сами выступают носителями информации, способствует повышению степени мыс- лительной активности учащихся.
Несмотря на всеобщее признание высокой значимости принципа наглядности обуче- ния, в науке практически отсутствуют теоретические основы создания сценариев педагоги- чески эффективных наглядно-образных представлений для электронных средств обучения.
Уникальные возможности человеческого зрения по переработке и распознаванию изображе- ний еще недостаточно используются, как в обычных, так и в электронных средствах обуче- ния.
Изобразительные (рисунки, фотопортреты, фоторепродукции картин, живописи, архи- тектуры и другие фотоизображения окружающего мира) и условно-графические (таблицы,

25
схемы, блок-схемы, чертежи графики, диаграммы, карты и картосхемы и т.д.) средства на- глядности, а также современные мультимедиа приложения (аудио- и видеофрагменты, ани- мация) являются одними из эффективных дидактических средств как для печатных, так и для электронных изданий, которые играют существенную роль в интеллектуальной познаватель- ной деятельности учащихся.
От наглядности, как и от доступности, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание,
усвоение и закрепление полученных знаний.
Широкое использование того или иного вида иллюстраций в трудных для понимания фрагментах текста, требующих наглядного разъяснения, иллюстрирования понятий и опре- делений, явлений и процессов, а также оптимального использования иллюстраций для "оживления" всего материала (как печатного, так электронного) позволяют улучшить вос- приятие, понимание и усвоение, оптимизировать время обучения, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом. Вышеперечисленные задачи в части реализа- ции принципа наглядности с успехом решаются в настоящее время с помощью информаци- онных и телекоммуникационных технологий.
Существуют подходы и принципы, позволяющие отчасти определить целесообразность использования того или иного вида иллюстраций. В частности, как показывает опыт, иллю- стративный материал нужно использовать в местах, трудных для понимания учебного мате- риала, требующих дополнительного наглядного разъяснения, а также для обобщений и сис- тематизации тематических смысловых блоков (в конце модуля, темы, параграфа); для обще- го "оживления" учебного материала и повышения мотивации.
Принцип "чем больше иллюстраций, тем лучше" - ложный. Наличие большого количе- ства иллюстраций в тексте, неоправданное количество переходов на тот или иной вид рисун- ков, предоставление школьнику "неограниченной" свободы передвижения (за счет средств компьютерной навигации) по всему полю гипертекста к другим объектам посредством ссы- лок, может привести к снижению эффективности обучения.
Количество иллюстраций в ЭСО диктуется содержанием учебного материала и
психолого-возрастными особенностями контингента обучаемых. Конкретное количество иллюстраций на страницу или тему курса специально не может быть установлено.
Создаваемые наглядные средства обучения условно можно классифицировать с учетом их дидактических свойств. Чаще всего специалисты классифицируют наглядные средства обучения по содержанию, характеру изображаемого и форме представления. При этом выде- ляются три группы:
1. Изобразительная наглядность, к которой относятся:
§ фоторепродукции картин;
§ фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
§ фотопортреты;
§ фотоизображения окружающего мира (природы и общества);
§ учебные рисунки - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;
§ рисунки и аппликации;

26
§ видеофрагменты (сюжетные видеоролики);
§ видеофильмы (художественные и документальные).
2. Условно-графическая наглядность (логико-структурные схемы или модели), к кото- рой относятся:
§ таблицы;
§ схемы;
§ блок-схемы
§ диаграммы;
§ гистограммы;
§ графики;
§ макеты;
§ карты;
§ картосхемы;
§ планшеты.
3. Мультимедийная наглядность (на основе как изобразительных, так и условно- графических иллюстраций), к которой относятся:
§ все фотоизображения;
§ анимация и 3D моделирование (без звука);
§ анимация и 3D моделирование (с музыкальным или речевым сопровождением);
§ аудиофрагменты (аудиофрагменты текста, аудиолекции, звуковые комментарии к ри- сункам, речевые фрагменты персоналий и др.);
§ видеофрагменты, или видеоролики;
§ аудиовидеофрагменты (лекций, конференций, видеообращений, политических собы- тий, явлений и др.);
§ видеофильмы (художественные и документальные).
Кроме представленной выше, существуют и другие классификации, такие как, напри- мер, классификация наглядных средств по признаку восприятия учебного материала.
Под понятием восприятие информации подразумевается включение в процесс усвое- ния информации органов чувств: слуховых, зрительных, двигательных и др.
Чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебной информации, тем легче она усваивается. Конечно, кроме наличия иллюстративного материала, для активизации про- цесса осмысления учебного текста важно, чтобы он был доступным, интересным, логиче-
ски взаимосвязанным, актуализированным. В этих целях лучше использовать яркие и точные формулировки, таблицы, схемы, репродукции картин, рисунки, анимацию, аудио- видеофрагменты.
Как показывает практика, авторы и разработчики курсов используют в основном в ка- честве наглядного материала при создании электронных средств обучения следующие сред-

27
ства изобразительной наглядности: фоторепродукции картин, фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры, фотопортреты, фотоизображения окружающего мира (природы и общества) и рисунки.
Первым источником таких изображений являются иллюстрированные каталоги, фо- тоальбомы, различного рода сборники репродукций и др. Выборка, а затем сканирование и обработка - довольно трудоемкий и затратный по времени процесс.
Второй источник фотоматериалов - собственно авторские фотографии различных объ- ектов (архитектура, люди, животные, явления природы и т.д.).
Третий источник изобразительных средств - это подготовленные автором на бумаге эскизы рисунков, специально созданные для учебного курса. Подготовленные эскизы рисун- ков передаются специалистам в области компьютерной графики, которые преобразуют рису- нок в электронный вид. Если автор обладает навыками работы с компьютерными графиче- скими программами, то он может самостоятельно преобразовать свой эскиз в компьютерную иллюстрацию для электронных средств обучения.
Четвертый источник фотоизображений - сеть Интернет. Для его использования авто- ру необходимо иметь навыки работы с глобальной сетью.
Не следует забывать, что при использовании фотоизображений из любых источников необходимо учитывать вопросы охраны авторских прав.
Рассмотрим один из видов условно-графических наглядных средств - таблицы.
Таблица - это самое простое графическое изображение материала, в котором основны- ми элементами графики являются линии и колонки. Число столбцов и строк, в которых рас- полагается учебный материал, может быть различное. Таблицы легко создать, они просты в использовании и существенно облегчают восприятие текста.
Таблицы могут быть разноформатными: они могут занимать часть экранной страницы,
целую страницу или даже несколько экранных страниц электронного средства обучения (или несколько печатных страниц).
Располагая разнообразным компьютерным арсеналом мощных графических средств
(при переводе таблиц в электронное представление), таблицы на бумаге можно оформить с помощью:
§ разнообразной палитры цветов;
§ рисунков (рисунок как элемент оформления таблицы);
§ набора шрифтов;
§ различных средств обрамления таблиц;
§ установления определенного количества столбцов и строк; реализации эффекта дви- жения таблиц (анимация) и др.
Таблицы широко используются как в печатных, так и электронных учебных материа- лах, реализующих зрительную наглядность. Практически любая информация, представлен- ная в форме таблицы, значительно легче воспринимается.

28
Рекомендуется использовать таблицы, когда необходимо:
§ повысить зрительную наглядность и облегчить восприятие того или иного смыслово- го фрагмента текста;
§ произвести сравнение двух и более объектов (к примеру, событий, фактов, явлений,
персоналий, предметов, фрагментов текста и др.);
§ осуществить группировку ряда объектов;
§ произвести систематизацию тех или иных объектов.
Таблицы по их функциональному предназначению разделяют на три вида:
1. Разъяснительные таблицы - в сжатом виде облегчают понимание изучаемого тео- ретического материала, способствуют осознанному его усвоению и запоминанию.
2. Сравнительные таблицы - осуществляют сопоставление, противопоставление и сравнение объектов. Сравниваться могут любые элементы, при сравнении выделяются об- щие, особенные, единичные и другие признаки.
3. Обобщающие или тематические таблицы - подводят итог изученному теоретиче- скому материалу, способствуют формированию понятий. Обобщая что-либо, в логической последовательности такие таблицы перечисляют основные черты явлений, событий, процес- сов, подчеркивая самое существенное в них.
Таблицы систематизируют изучаемый раздел, облегчают повторение пройденного ма- териала, могут быть размещены в форме выводов в конце параграфа или темы.
Наглядность табличной формы представления учебного материала во многом обеспе- чивается его компактным расположением, облегчающим сопоставление и противопоставле- ние сравниваемых объектов (признаков, фактов, явлений, событий, персоналий, документов,
героев, темпераментов, процессов, тем и др.). При этом сопоставляемые элементы таблицы желательно располагать друг под другом (в столбик), противопоставляемые - рядом (по го- ризонтали).
Продуманное расположение материала особенно важно при его схематической подаче.
Удачная компоновка в таблице учебного материала может помочь обучающимся в воспри- ятии и понимании текста. Эффективность использования таблиц повышается, когда они со- вмещаются с другими графическими средствами, например, со схемами, рисунками или кар- тинами.
При разработке таблиц рекомендуется:
§ использовать как можно меньше комментирующих слов в таблице;
§ снабжать отступами верхние, нижние и боковые поля;
§ учитывать, что палитра цветов не должна приводить к пестроте, т.к. это будет утом- лять глаза;
§ выбирать количество ячеек таблицы в соответствии со спецификой содержания и ха- рактером выделенного фрагмента текста и т.п.
Схема - это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки яв- ления обозначаются условными знаками (линиями, стрелками, квадратами, кружками), а от-

29
ношения и связи - взаимным расположением частей и использованием разнонаправленных стрелок.
Схемы, как и таблицы, бывают разноформатными. Они могут занимать часть экранной страницы, целую страницу или даже несколько экранных страниц электронного средства обучения.
Располагая компьютерными графическими средствами (при переводе схем в электрон- ную иллюстрацию), схемы можно оформить с помощью:
§ разнообразной палитры цветов;
§ рисунков (здесь рисунок как элемент оформления схемы или блок-схемы);
§ разнообразного набора шрифтов;
§ разнообразных средств обрамления схем;
§ установления определенного количества составных частей и связей схем;
§ реализации эффекта движения схем (анимация) и др.
К условно-графической наглядности (или логико-структурным схемам) относятся не только схемы, но и графики, диаграммы, схематические рисунки. Они используются как для выявления существенных признаков, связей и отношений явлений, событий или процес- сов, так и для формирования локального образного представления фрагмента текста. При помощи схематического изображения автор раскрывает явление в его логической последова- тельности, обеспечивает наглядное сравнение двух или более объектов, а также обобщает и систематизирует информацию. По функциональному признаку схемы делятся на следующие типы:
§ сущностные схемы, отражающие составные части понятий, явлений, процессов и т.п.;
§ логические схемы, устанавливающие логическую последовательность между частя- ми понятий, явлений, процессов и т.п.;
§ образные схемы, улучшающие понимание трудных мест в тексте.
Для создания у обучаемого реалистического образа в ряде случаев целесообразно со- поставление схематического изображения с другими видами иллюстраций.
Разумеется, схема может быть дополнена конкретным текстовым материалом, но объем его желательно ограничить, так как существует опасность перегруженности схемы, что за- труднит зрительное восприятие материала.
Компактное размещение материала, лаконичные условные обозначения позволяют раз- грузить схему (блок-схему).
Не только таблицы, но и схемы (блок-схемы) позволяют акцентировать внимание уча- щихся на главном в изучаемом материале, подводят их к осмыслению той или иной законо- мерности, но не дают готовых выводов, формулировок, а требуют определенной мыслитель- ной активности, развивают абстрактное мышление.
При разработке схем и блок-схем для электронных средств обучения необходимо со- блюдать следующие требования:

30
§ необходимо создавать визуальный ряд с максимально короткими текстовыми коммен- тариями;
§ верхние, нижние и боковые поля должны иметь отступы;
§ палитра цветов не должна приводить к пестроте, так как это будет утомлять глаза;
§ количество составных частей схемы и их связей должно соответствовать содержанию и характеру выделенного фрагмента текста.
Необходимо обратить внимание на то, что вопрос о целесообразном использовании схем, блок-схем, таблиц или их комбинаций надо решать в каждом конкретном случае от- дельно.
Таким образом, схемы и блок-схемы позволяют акцентировать обучающихся на глав- ном в изучаемом теоретическом материале, развивают абстрактное мышление, отражают со- ставные части понятий, явлений, процессов; устанавливают логическую последовательность между частями, выявляют существенные признаки, связи и отношения объектов, явлений,
процессов и событий.
Динамическая иллюстрация (анимация) - это компьютерная программная реализа- ция эффекта движения иллюстративного объекта. Анимация (от англ. аnimated - оживлен- ный), используемая в электронном средстве обучения, - это технологически более высокая ступень, чем статическое графическое изображение.
Анимация позволяет представить в динамике:
§ процесс "порционной" подачи текстовой информации (эффект "электронного лекто- ра");
§ процесс имитации движения отдельных элементов иллюстрации;
§ имитацию движения рисунка;
§ имитацию движений в ходе исторических сражений;
§ физические и химические процессы;
§ технологические процессы;
§ техническое конструирование;
§ природные явления и т.д.
Анимация представляет практически неограниченные возможности по имитации си- туаций и демонстрации движения объектов. В процессе обучения наиболее эффективными являются анимации, где излагаемая информация иллюстрируется условно-графическими изображениями (схемы, блок-схемы, диаграммы, траектории) и реальными изображениями
(например, в виде образов, поверхностей, тел, в том числе и развивающихся в динамике).
Рассмотрим некоторые приемы, связанные с созданием фрагментов анимации для электрон- ных средств обучения.
Для реализации зрительной наглядности с помощью динамических таблиц, схем и ри- сунков используют разные приемы. Остановимся только на тех приемах, которые должен знать автор при создании и оформлении эскиза иллюстрации (а не на компьютерной реали- зации), касаясь в основном методических аспектов создания и применения ЭСО.
Существует несколько приемов реализации эффекта анимации.

31 1. Прием типа "наложение". Суть этого приема заключается в том, что автор, выбрав статичную иллюстрацию, разбивает ее на составные части, а затем описывает последова-
тельность наложения этих частей друг на друга. Так реализуется динамический эффект и для рисунков. Заметим, что объект не движется в пространстве, но изменяется в динамике.
Динамические иллюстрации, полученные по такому принципу, уместно использовать для текста, в содержание которого необходимо проиллюстрировать в компактной и образной форме суть процесса построения какого-то ряда, изложить последовательность происходя- щего (или происходившего) события, явления, изменение человека и т.д.
Этот прием успешно применяется для подачи теоретического материала по частям по- средством таблицы (например, постепенно составить таблицу, а не давать ее сразу заполнен- ной, что особенно важно при объяснении сложного теоретического материала). Такие табли- цы очень эффективны на этапе обобщения и систематизации учебного материала в конце те- мы, раздела и курса в целом. Порционную подачу материала можно осуществить и с помо- щью другого приема - типа "кэширования".
2. Прием типа "кэширование". Суть этого приема заключается в том, что заполнен- ная текстом таблица сначала закрыта, а затем происходит постепенное ее раскрытие. Созда- ется иллюзия, что какая-то невидимая бумага, передвигаясь по таблице, как бы раскрывает ее элементы по частям (объектами могут быть схемы, блок-схемы или просто "порционные"
части текста).
3. Прием типа "движение в пространстве". Отличие его от приема "наложение" за- ключается в том, что в этом случае надо описать последовательность шагов (действий),
которые "будет совершать" на экране выбранный объект, передвигаясь по заранее заданной траектории (эффект мультипликации). Основу зрительного ряда составляют рисунки, раз- личные фотоизображения, учебные картины и видеокадры. Рисунки и видеоряд обеспечива- ют особый эффект при сочетании красочности и анимации.
Экран ЭСО, заполненный графическими иллюстрациями, концентрирует внимание учащихся на изображении.
В анимационном фрагменте или видеоряде кадры взаимосвязаны, расположены в опре- деленной последовательности, относительно самостоятельны и автономны. Кроме того, от- дельные кадры лишены подписей, что позволяет комбинировать их, давать в разном сочета- нии, варьировать методику работы с одним и тем же изображением.
Возможность выборочного использования фрагментов анимации или видеокадров очень удобна для пояснения теоретических положений учебного материала.
Предположим, имеется фрагмент анимации, состоящий из трех рисуночных кадров,
иллюстрирующих смысловое содержание какого-либо абзаца ЭСО. В ходе чтения данного абзаца последовательно вызываются на экран три рисуночных кадра. В случае необходимо- сти обучаемый может приостановить на любое время тот или иной анимационный кадр. По ходу изучения теоретического материала обучаемому можно в качестве иллюстрации выда- вать из арсенала анимационных кадров или видеоряда проблемные вопросы, сравнительные таблицы, блок-схемы или несколько фотоиллюстраций (для сравнения).
Иллюстрации, находящиеся во фрагментах анимации (или в видеоряде), могут сопро- вождаться лаконичным комментарием, то есть таким комментарием, который направляет внимание только на изображение, или без сопроводительного текста. Комментирующий

32
текст должен присутствовать в анимации или видеосюжете при использовании в качестве иллюстраций, к примеру, фоторепродукций картин.
Таким образом, анимация представляет практически неограниченные возможности по имитации ситуаций и демонстрации движения объектов.
Красочно оформленный иллюстрациями теоретический материал ЭСО, представлен- ный с элементами анимации, видеофрагментами и звуковым сопровождением облегчает вос- приятие изучаемого материала, способствует его пониманию и запоминанию, дает более яр- кое и емкое представление о предметах, явлениях, ситуациях, стимулирует познавательную активность школьников. Кроме того, существенно повышает дидактический потенциал ани- мационных изображений их интерактивность - возможность управления школьником раз- личными элементами изображения.
Видеофрагменты. Видеоматериалы также существенно усиливают дидактический по- тенциал электронных средств обучения. Конечно, демонстрация работы натуральных объек- тов, природных и физических явлений, вступительных слов автора электронного учебника существенно повышает эффективность средства обучения.
Целесообразно использовать короткие видеофрагменты, продолжительностью одна,
максимум две минуты. Надо иметь в виду, что в когнитивном плане просмотр учебного ви- деоролика является пассивным восприятием знаний, а не активной формой учебной деятель- ности.
Разработку видеофрагментов (их содержание) осуществляет автор, а технологическую видеосъемку и оцифровку - специалисты в области компьютерной реализации видео.
Аудиофрагменты и звук. В качестве аудиофрагментов в ЭСО могут выступать записи произвольных звуков, музыки или голоса. Звук и музыкальное сопровождение являются мультимедийными элементами, активно влияющими на восприятие учебного материала.
Звук может присутствовать в виде фраз, произносимых преподавателем, диалога персонажей или звукового ряда видеофрагмента. Музыка обычно используется в качестве фонового зву- ка. Обычно, фоновая музыка должна быть спокойной, мелодичной, с ненавязчивым мотивом.
В этом случае у учащихся создается благоприятное, спокойное настроение, способствующее повышению восприимчивости к учебному материалу.
Разнообразные звуки повседневной жизни (пение птиц, звонок телефона, хлопанье две- рью и т.п.) и музыку можно найти в музыкальных архивах, опубликованных в сети Интернет,
а также на различных компакт-дисках.
Вопросы для самопроверки
1. Какие компоненты входят в состав образовательных электронных изданий и ресур- сов?
2. Что такое глоссарий?
3. Перечислите и опишите основные этапы разработки электронных средств обучения.
4. Какова роль проектирования в разработке электронных средств обучения?
5. Назовите и опишите принципы, которых следует придерживаться при разработке электронных средств обучения. Обоснуйте необходимость введения этих принципов.
6. На каких основных функциях основываются информационные технологии, исполь- зуемые при построении образовательных электронных ресурсов?
7. Что понимается под наглядностью в современной педагогике?
8. Какие приемы повышения наглядности электронных ресурсов вы знаете?

33 9. Опишите правила использования иллюстраций при создании электронных средств обучения.
10. Перечислите известные вам виды таблиц и схем.
11. Перечислите приемы реализации эффекта анимации.

34
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта