конспект лекций ксе. Тема 1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира
Скачать 108.51 Kb.
|
4 Развитие представлений о материиДиалектико-материалистическое определение материи «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Диалектико-материалистическое определение материи исключает представление о какой-то первичной "субстанции", неизменной "сущности" вещей, лежащей в основе всех предметов материального мира. В диалектико-материалистическое определение материи направлено против отождествления понятия материи с ее конкретными видами и свойствами. Диалектико-материалистическое определение материи допускает возможность существования, а значит, и открытия в будущем новых неизвестных, "диковинных" видов материи. Когда физики говорят: "материя исчезает", они хотят этим сказать, что до сих пор естествознание приводило все свои исследования физического мира к трем последним понятиям - материя, электричество, эфир. Диалектико-материалистическое определение материи допускает возможность превращение невесомого эфира в весомую материю и обратно. Отсутствие у электрона всякой иной массы, кроме электромагнитной и подчинение их более глубоким законам электромагнитных явлений - все это только лишнее подтверждение диалектического материализма. В настоящее время в естествознании физического мира к материи можно отнести эфир и электричество. Электричество удалось свести к материи, за счет понятие атома. Понятием атома удается объяснить, как подобие бесконечно малой солнечной системы, внутри которой вокруг положительного электрона двигаются с определенной быстротой отрицательные электроны. Положительный и отрицательный электроны составляют "две материи существенно различные. Естествознание ведет к "единству материи", что не позволяет делать выводы о замене материи электричеством и т.д., которые сбивает с толку многих ученых, считавших об исчезновении материи. "Материя исчезает" ─ это значит, исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор. Наше знание идет глубже, исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса и т.п.) и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи. Единственное свойство" материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания. Диалектический материализм настаивает на приблизительном, относительном характере всякого научного положения о строении материи и свойствах ее, на отсутствии абсолютных граней в природе, на превращении движущейся материи из одного состояния в другое, по-видимому, с нашей точки зрения, непримиримое с ним и т.д. Отрицая неизменность известных до тех пор элементов и свойств материи, можно скатиться к отрицанию материи, то есть объективной реальности физического мира. Отрицая абсолютный характер важнейших и основных законов, даже многие физики скатывались к отрицанию всякой объективной закономерности в природе, к объявлению закона природы простой условностью, "ограничением ожидания", "логической необходимостью" и т.п. 5. Развитие представлений о движенииСамо понятие "движение", как и понятие "материя", есть абстракция. Абстракция — отвлечение в процессе познание от несущественных сторон, свойств, связей объектов (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков. Абстрагирование─ теоретическое обобщение как результат отвлечения. Абстракция – от латинского слова — отвлечение). Как такового нет движения, а есть движение конкретных материальных предметов. На основе развития частных наук, анализа философских идей своих предшественников создатели диалектико-материалистической философии углубили понимание сущности движения, его непрерывной связи с материей, пространством и временем. Диалектический материализм утверждает, что материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Философы, мыслящие метафизически, понимали движение только как механическое, видели причину движения во внешних обстоятельствах ─ первотолчка. Первотолчок совмещается с признанием какой-то загадочной силы и даже с существованием бога. С точки зрения диалектического материализма причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т. д. Движение есть результат внутренней активности материи, единство противоречий, есть ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи. С диалектико-материалистической точки зрения любой предмет, находящийся в состоянии покоя относительно одних тел, находится в движении по отношению к другим телам. Более того, внутри каждого предмета происходят непрерывные изменения и процессы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц, полей), переход частиц в поля и наоборот, что и является внутренней причиной их изменений, причиной того, что любая вещь в каждый момент времени является той же и в то же время уже другой. Движением называются всякие изменения и процессы во Вселенной, начиная от простого перемещения и кончая мышлением". И это бесконечный процесс, в этом суть, в этом основа и причина существования бесконечного многообразия вещей, объединяемых общим понятием "материя". Признавая абсолютность движения, диалектический материализм не отрицает его противоположности - покоя. Под покоем понимается неизменность вещей, их стабильность, временное единство противоположностей, равновесие, сохранение вещей и их состояний. Существуют пять основных форм движения материи: 1) механическая, 2) физическая, 3) химическая, 4) биологическая и 5) социальная. Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др. Наиболее сложной формой движения является социальная, т. к. материальный носитель есть самый сложный вид материи - социальный. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности - масса. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и эта последняя движется в пространстве и времени. |