Главная страница

конспект лекций ксе. Тема 1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира


Скачать 108.51 Kb.
НазваниеТема 1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира
Анкорконспект лекций ксе
Дата08.10.2019
Размер108.51 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKonspekt_lektsiy_KSE_Nalogi_i_nalogooblozhenie.docx
ТипДокументы
#89078
страница2 из 17
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

2 Естественнонаучная и гуманитарная культура




Культура в широком смысле – всѐ, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей в отличие от явлений природы;

Культура в более узком смысле – идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы и т.д.

Культура изменяется с каждым новым периодом развития общества и его способов производства.

Природа становятся объектом и предметом человеческой культуры потому что человек создает новые виды животных и растений, изменяет или создает новые физико-химические факторы среды Земли. Человек уже изобрел более 10 млн. новых химических веществ и т.д.

Развитие культуры, а значит, развитие любого общества зависит в основном от следующих факторов: производственно-экономических, социальных, политических, этнических, идеологических.

Творцом культуры всегда остается живой человек.

В единой человеческой культуре имеются два разнородных типов культуры: естественнонаучной и гуманитарной.

Взаимоотношения этих двух культур достаточно сложны.

Гуманитарная культура в современном понимании – мировоззрение человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас мир можно вообразить в сознании.

Гуманитарная культура - это универсальный комплекс материальных и духовных ценностей, созданный исключительно субъективным

(личностным) сознанием человека и общества.

Гуманитарная культура - это мораль, религия, искусство, политика, философия и т.п., что входит в понятие духовное.

Естественнонаучная культура в современном понимании – мировоззрение человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас мир существует вне нашего сознания.

Гуманитарная культура человеческого общества всегда опирается на материальные возможности.

Естественнонаучная культура не возможна без гуманитарного

начала, хотя бы морали. Например, уничтожение части человечества (неизлечимо больных и т.п.) может быть полезно с точки зрения выживания человечества, но аморально по гуманитарным соображениям.

Гуманитарная культура ориентирована на общечеловеческие ценности, такие, как гуманизм, демократия, мораль, права человека и т.п.

Исследователь этой культуры находится внутри рассматриваемых проблем.

Философские системы, религии, филологические исследования включают в себя особенности, присущие их творцу. Вся его жизнь часто неразрывно вплетена в "ткань" этих систем, религий и т.п.

Методы исследования, используемые в области гуманитарного знания, отличаются от естественнонаучных и сводятся преимущественно к интерпретациям, толкованиям, сравнениям.

Гуманитарные и естественные науки, а также формирующиеся на их основе типы культур разделены, но вместе с тем они нуждаются друг в друге и они не столько противоположны, сколько взаимодополнительны.

3 Развитие научных исследовательских программ и картин мира

(история естествознания, тенденция развития)




Научно-исследовательская программа — единица научного знания; совокупность и последовательность теорий, связанных непрерывно развивающимся основанием, общностью основополагающих идей и принципов.

У всех исследовательских программ есть «жѐсткоеядро».

«Жесткое ядро» - это совокупность утверждений (гипотез), которые составляют сущность научно-исследовательской программы.

«Жѐсткое („твѐрдое) ядро» называется так потому, что оно составляет основу научно-исследовательской программы и не может быть изменено.

По соглашению участников исследований, гипотезы «жѐсткого ядра» признаются неопровержимыми.

«Жесткое ядро» должно быть защищено от возможных контраргументов, для чего вводится такой элемент, как «защитный пояс» — набор вспомогательных гипотез.

«Защитный пояс» должен выдержать главный удар со стороны любых проверок, приспосабливаясь к новым контраргументам.

В процессе исследований защитный пояс может переделываться или даже полностью заменяться, если это требуется для обеспечения защиты «жѐсткого ядра».

При «падении» «жѐсткого ядра» вся научно-исследовательская программа признается неудачной.

Любая научно-исследовательская программа проходит две стадии:

прогрессивную и регрессивную (вырожденную).

Прогрессивный сдвиг характеризуется увеличением эмпирического содержания защитного пояса вспомогательных гипотез.

Теория динамично развивается, и каждый следующий шаг способствует еѐ улучшению.

Теория объясняет всѐ больше фактов и позволяет предсказывать ранее неизвестные.

Со временем исследование может достичь такой стадии, когда основная масса усилий будет направлена не на развитие гипотез, а на защиту от контрпримеров с помощью отрицательной эвристики и уловок.

Эвристика от латинского слова — «отыскиваю», «открываю»— отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека.

Отрицательная эвристика запрещает в процессе проверки исследовательских программ сомневаться в правильности этого «жесткого ядра» при столкновении с аномалиями и контрпримерами.

ПРИМЕР. У китайцев существуют зоны, закрытые для юмора, — это родители и правители. По конфуцианским нормам те и другие не подлежат критике.

Отрицательная эвристика предлагает изобретать вспомогательные гипотезы, образующие «предохранительный, или защитный, пояс» вокруг ядра исследовательской программы, которые должны адаптироваться, модифицироваться или даже полностью заменяться при столкновении с контрпримерами.

При отрицательной эвристики «защитный пояс» становится вместилищем гипотез, слабо связанных с «жстким ядром», и в какой-то момент он «распадается», не в силах «переварить» все контрпримеры.

Момент распада «жесткого ядра» называется «пунктом насыщения» исследовательской программы. На смену существующей программе приходит альтернативная.

Положительная эвристика включает в себя ряд предположений о видоизменении или развитии опровергаемых вариантов исследовательской программы, о модификации или уточнении «защитного пояса», о новых моделях, которые необходимо разработать для расширения области применения программы».

Естествознание - система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи.

Предмет естествознания факты, явления, которые воспринимаются нашими органами чувств, окружающий нас мир и наше понимание мира, а также - различные формы движения материи в природе; лестница последовательных уровней организации материи и их взаимосвязи; основные формы всякого бытия пространство и время; закономерная связь явлений природы. Три основных этапа естествознания:

  1. естествознание древнего мира;

  2. классический период (начало18 в. – начало 20 в.); 3) современное естествознание.

В естествознании древнего мира создаваемые концепции носили мировоззренческий характер, не было завершенного деления на дисциплины, допускался экспериментальный метод, существовали ошибочные построения (умозаключения);.

В классический период происходит четкое разделение наук на традиционные области. Основной инструмент познания и критерий истинности – эксперимент;

В современном естествознании техника умаляет и дегуманизирует человека, окружая его сплошь искусственными предметами и приспособлениями, она отнимает его у живой природы, ввергая в безобразно унифицированный мир, где цель поглощают средства, где промышленное производство превратило человека в придаток машины, где решение всех проблем видится в дальнейших технических достижениях, а не в человеческом их решении. Под воздействием нескончаемых технических новшеств современная жизнь меняется с неслыханной быстротой.

К гуманистической критике современного естествознании относятся тревожные конкретные факты неблагоприятных последствий научных достижений:

  1. опасное загрязнение воды, воздуха, почвы планеты;

  2. вредоносное воздействие на животную и растительную жизнь; 3) вымирание бесчисленных видов; 4) нарушения в экосистеме всей планеты.

Эти 4 пункта неблагоприятных последствий научных достижений относятся к серьезным проблемам, вставших перед человеком, заявляют о себе все громче и настойчивей.

Эти 4 пункта неблагоприятных последствий научных достижений отчетливо проявляются в современной науке и мировоззрении, говорят об их кризисе, разрешить который сможет только новая глобальная мировоззренческая революция, частью которой будет и новая революция в науке.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


написать администратору сайта