Тема 2 Структура личности. Тема 2 Структура личности 1 Структурный и системноструктурный подходы к исследованию личности
Скачать 127 Kb.
|
Тема 1.2 Структура личности 1.2.1 Структурный и системно-структурный подходы к исследованию личности 1.2.2 Темперамент: определение и сферы проявления 1.2.3 Соотношение темперамента и характера 1.2.4 Способности личности 1.2.5 Направленность личности 1.2.1 Структурный и системно-структурный подходы к исследованию личности В предыдущей теме было подробно рассмотрено понятие личности. И уже там мы видели сложность и неоднозначность её содержания. Данную сложность и неоднозначность удобнее всего объяснять через понятие «система». Личность потому и является сложнейшим образованием, что представляет собой систему. Мы уже хорошо знаем, что нельзя ставить знак равенства между понятиями «личность» и «человек», «личность» и «индивид». Конечно, как пишут А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский в работе «Основы теоретической психологии», «сома индивида, его эндокринная система, преимущества и дефекты его физической организации влияют на течение его психических процессов, формирование психических особенностей. Но из этого не следует, что «четверть» или «треть» его личности – как особая подструктура – должна быть отдана в ведение биологии. Биологическое, входя в личность человека, становится социальным, переходит в социальное. Например, мозговая патология порождает в человеке, в структуре его индивидуальности, биологически обусловленные психологические черты, но личностными чертами, конкретными особенностями личности они становятся или не становятся в силу социальной детерминации. Оставался ли этот индивид как личность просто умственно неполноценным или он становился почитаемым «юродивым», «блаженным», то есть своего рода исторической личностью, к пророчествам которого в давние времена прислушивались люди, зависело от исторической среды, в которой его индивидуально-психологические чертысформировались и проявились». Именно поэтому в истории психологии ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного подхода. Но что представляет собой то особое психологическое системное качество, которое несводимо к индивидным, природным качествам человека? По мнению А. Н. Леонтьева «проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; это – исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им…» Таким образом, искомое системообразующее свойство – деятельностное опосредствование межличностных отношений. Включаясь в сеть социальных отношений, являясь активным их участником и созидателем, человек развивает свою субъектность, самосознание и, как сказал бы В. А. Петровский, «самопричинность личности». Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство (В. Н. Садовский). В качестве общих характеристик «системы» в самых различных системных исследованиях фигурируют следующие: 1. Целостность — несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого; 2. Структурность — связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом; 3. Взаимосвязь системы со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) характер; 4. Иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, т. е. каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему; 5. Множественность описания — каждая система, являясь сложным объектом, в принципе не может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению, что предполагает для полного описания системы сосуществования множества разных ее отображений. Наряду с этими общими характеристиками любой системы выделяется и ряд более специфичных характеристик, например целеустремленность сложных технических, живых и социальных систем, их самоорганизация, т. е. способность менять свою собственную структуру, и т. п. (СНОСКА: Из книги: Система // Философский энциклопедический словарь. М., 1983 С. 610—611). Однако приведенные выше параметры систем принимаются представителями самых разных направлений системных исследований. Многие общие положения системного подхода вовсе не являются для психологии откровением. Они уже давно найдены и вписались в различные конкретные психологические концепции. Например, в борьбе гештальтпсихологов с представителями ассоциативной атомарной психологии и бихевиоризма выкристаллизовалась идея о психических явлениях как целостностях, в контексте которых части неразрывно связываются друг с другом и приобретают новые, ранее им не присущие свойства (М. Вертхаймер). Включенность личности в разные социальные группы и вызывает необходимость в ориентировке дополняющих или исключающих друг друга целей этих групп, в развитии самосознания личности как функционального органа, обеспечивающего подобную ориентировку. Выступая как «элемент» системы, личность вместе с тем является таким особым «элементом», который при определенных исторических обстоятельствах может вместить в себя систему и привести к ее изменению. Возникает парадокс, который относится к одному из парадоксов системного мышления (В. М. Садовский): «элемент в системе» и «система в элементе», «личность в системе общества» и «общество в системе личности». В процессе развития личности происходит как бы свертывание пространства общественных отношений в пространство личности. В. А. Вагнер обнаруживает закономерность: чем выше развито то или иное сообщество, тем больше вариативность проявлений входящих в это сообщество особей. В качестве системообразующего основания, обеспечивающего приобщение человека к миру культуры и его саморазвитие, выступает целенаправленная совместная деятельность. Существует множество различных теорий личности, которые по-разному описывают ее основные проявления и структуру. Структура дает возможность увидеть, из каких компонентов состоит личность и каковы связи между ними. Знание структуры личности ориентирует человека на лучшее понимание самого себя и Другого, помогает более утонченно действовать в своем внутреннем мире, а также в социальных отношениях. Известный советский психолог К. К. Платонов на основе критерия соотношения социального и биологического выделил в структуре личности ее различные подструктуры или уровни: 1) биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики); 2) психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли); 3) подструктура социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки); 4) подструктура направленности личности (внутри которой имеется особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности – убеждения). Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. Таким образом, личность можно представить как структурную систему, имеющую горизонтальные и вертикальные измерения. 1.2.2 Темперамент: определение и сферы проявления Темперамент наряду с направленностью, характером и способностями является основным свойством личности. Термин «темперамент» в переводе с латинского языка означает «надлежащее соотношение частей». ТЕМПЕРАМЕНТ – система природных свойств личности, характеризующая динамику протекания психических процессов и изменения психических состояний. Поскольку темперамент – это система природных свойств, то это означает, что он дается человеку от рождения и на всю жизнь. Понятие темперамента принадлежит к числу наиболее древних в понятийно-терминологическом аппарате психологии. В истории психологии относительно темперамента было сформулировано множество не очень согласующихся друг с другом точек зрения. Один из ведущих отечественных психологов советского периода В. С. Мерлин начал свой "Очерк теории темпераментов" следующими словами: "Несмотря на то, что темперамент – один из наиболее древних терминов, введенных около двух с половиной тысячелетий тому назад Гиппократом, в психологии до сих пор нет строго определенного понятия "темперамент"". И это действительно так. В зависимости от общих концепций психики и личности разные психологи нового и новейшего времени относили к темпераменту разные особенности. Например, к темпераменту относили общительность и замкнутость, "жизненную установку" (Кречмер, 1924), любовь к господству и наслаждение властью (Sheldon, 1942), аффективные предрасположения (Мейман, 1917), индивидуальные особенности детерминирующих тенденций (Ach, 1910), соотношение между силой и устойчивостью эмоций и сопротивлением воли (Klages, 1926), эмоциональные черты характера (Страхов, 1947) и т.д. Противоречивость признаков темперамента у различных авторов столь велика, что еще Бэн (1866) считал темпераменты "ненужной традицией старой и нелепой выдумки". А. Ф. Лазурский (1917), соглашаясь с Бэном, утверждал, что "учение о темпераментах в настоящее время действительно уже отжило свой век". Но несмотря на столь категоричные заявления авторитетных специалистов, понятие темперамента по-прежнему продолжает широко использоваться и в настоящее время. А это вновь и вновь заставляет обращаться к его определению. Центральная задача теории темперамента заключается в нахождении системы показателей, инвариантных многообразию жизненных ситуаций и этапов жизненного пути человека и способных охарактеризовать его психический облик как некую константу. На возможность нахождения такого рода параметров указывают, помимо истории самой проблемы, демонстрирующей факт непрекращающихся усилий многих поколений исследователей найти эти параметры, также и ряд понятий, используемых при характеристике самого феномена жизни. В первую очередь среди них следует назвать понятие гомеостаза (от греч. homoios – подобный, одинаковый + stasis – состояние, неподвижность). Соответствующий термин был предложен американским физиологом У. Кенноном в 1929 г. для обозначения относительного динамического постоянства состава и свойств внутренней среды и устойчивости основных физиологических функций организма человека, животных и растений. Гомеостаз рассматривается как результат сложных координационных и регуляторных взаимоотношений, осуществляемых как в организме, так и на органном, клеточном и молекулярном уровнях. Гомеостаз обеспечивается нейрогуморальными, гормональными, барьерными и выделительными механизмами. Можно предположить, что и в системе психических функций действует аналогичного рода, механизм. Концепция основных свойств нервной системы И.П. Павлова исходит из того, что психическая жизнь каждого из нас характеризуется в первую очередь протеканием нервных процессов возбуждения и торможения. В работе И.П. Павлова и его учеников были выделены три основных свойства нервной системы: сила возбуждения или торможения, подвижность (способность быстро сменять друг друга) и уравновешенность между возбуждением и торможением. Сочетание этих свойств приводит к формированию определенного типа темперамента, которых всего четыре: сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы), холерик (сильный, подвижный, но неуравновешенный тип нервной системы), флегматик (сильный, уравновешенный, но инертный тип), меланхолик (слабый тип нервной системы). Феноменология типов темперамента Сангвиник (от лат. sanguis – жизненная сила, кровь) – субъект. характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро откликается на происходящие события, общителен. Эмоции преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи. Меланхолик (от греч. melas – черный, chole – желчь) – субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности. замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают высокая эмоциональная сензитивность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, преобладание отрицательных эмоций. Холерик (от греч. chole – желчь) – субъект, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью движений, быстрым темпом, порывистостью. Склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам. Флегматик (от греч. phlegma – слизь) – субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Трудно переключается с одного вида деятельности на другой, с трудом приспосабливается к новой обстановке. Преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства и настроение обычно отличаются постоянством. Важный вопрос в изучении темперамента – соотношение биологических свойств с психологическим наполнением темперамента. И.П. Павлов отмечал, что каждый из типов темперамента имеет эмоциональные особенности. По его мнению, холерик склонен к ярости, меланхолик – к страху, для сангвиника характерно преобладание положительных эмоций, а флегматик вообще не обнаруживает сколько-нибудь бурных реакций на окружающее. Среди великих мыслителей, художников, общественных деятелей есть представители всех типов темперамента. Человечество обогатили сангвиники Моцарт и Пушкин, флегматики Кант и Черчилль, холерик Пикассо, меланхолики Лермонтов и Чайковский. Важно понимать, что «чистые» типы темпераментов встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства како-то одного. Нельзя путать, смешивать свойства темперамента и черты характера. Честным, добрым, вежливым, дисциплинированным, смелым или, наоборот, лживым, злым, грубым, трусливым можно быть при любом темпераменте. Правда, проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному. Поэтому не существует «хороших» и «плохих» темпераментов, каждый темперамент в конкретных ситуациях и видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки. С этим обстоятельством связана проблема учета и овладения психодинамическими характеристиками поведения человека в разных видах деятельности. Учет и овладение индивидом своими психодинамическими особенностями связывается с выработкой индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, применяемых индивидом для достижения цели. Конкретный стиль деятельности выбирается не только потому, что он успешнее других, но и потому, что он приносит большее эмоциональное удовлетворение, вызывает состояние комфорта. Теории темперамента и эволюция взглядов на темперамент. Психофизиологические основы индивидуальных различий, теория И. П. Павлова. Исследование парциальных и общих свойств темперамента (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин). Современные концепции темперамента. 1.2.3 Соотношение темперамента и характера Мы знаем теперь, что «сквозным» свойством личности выступает ее характер. С.Л. Рубинштейн писал: «Изучение психического облика личности включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности… Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, естественно встает второй: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека… Однако способности - это сначала только возможности; для того, чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно еще знать, что он есть, что… закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека». В переводе с греческого «характер» означает «печать», «чеканка». ХАРАКТЕР – «каркас» личности, система наиболее устойчивых отношений и способов поведения, общения и деятельности. Если темперамент – это просто особенность, то характер – почти судьба. Характер человека (в отличие от темперамента) имеет оценочное значение. Это значит, что он затрагивает интересы других людей. Существует выражение «бесхарактерный человек», употребляемое в житейско-психологическом смысле по отношению к человеку, лишенному внутренней определенности, действия которого не несут на себе печати их хозяина. О них Н.В. Гоголь писал: «Люди… неопределенные, ни то, ни се, не поймешь, что за люди, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». О таких людях также довольно метко говорится в народе: «Так себе человек – ни рыба, ни мясо», «Ни богу свечка, ни черту кочерга», «Плывет по течению, как полено», «Ни человек, а охапка пустяков». Человек без личности, без характерологической определенности? Пожалуй, наиболее остро он воплощен в образе существа с планеты Марс из известных «Марсианских хроник» американского фантаста Р. Бредбери. В этих хрониках есть удивительная новелла «Марсианин» - рассказ о существе, которое лишено собственной личности, личностной определенности и самостоятельности. Марсианин постоянно меняется в зависимости от желаний того человека, в сферу влияния которого он попадает. Впрочем, чтобы продемонстрировать поведение «человека без личности», совсем не обязательно переноситься на Марс. Их, к сожалению, не так уж мало и на нашей собственной планете, в нашем городе, а может быть, и в нашем доме. Приспособленчество человека, лишенного нравственной устойчивости и убеждений не вызывает симпатий. Д. Писарев задается вопросом: «Но что же вы сделаете с человеком, у которого нет личности, на которого нельзя ни надеяться, ни рассердиться, потому что причина его действий, слов и движений лежит в окружающем мире, а не в нем самом?». Но было бы большой ошибкой считать, что личность – это некое твердокаменное изваяние, над которым не властны ни годы, ни обстоятельства. Существуют даже мнения, что личность – это инстанция преодоления любой наличной структуры (Д.Б. Эльконин), что она есть нечто неизменное в изменениях (Н. Бердяев). Все дело в том, что именно изменяется в человеке, а что остается неизменным. Н. Заболоцкий писал: Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, - На самом деле то, что именуют мной, Не я один. Нас много. Я – живой. Личностные свойства, в большей степени обусловленные биологическими факторами, которые выступают в интегративной форме в виде темперамента и задатков (задатки – природная основа способностей), - это наименее изменчивый аспект личности. Но сами по себе природные особенности человека не определяют содержательный аспект личностного – ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Указанные свойства личности поэтому более пластичны, изменчивы и практически полностью зависимы от социального опыта (наверное, именно о таких свойствах вышеприведенные строки Н. Заболоцкого). Знать характер человека – это значит знать те существенные для него черты, из которых вытекает и которыми определяется весь образ его действий. Характер – это общий строй человека. В характере сосредоточиваются самые выраженные, самые существенные особенности человека. Наиболее существенным и показательным выражением характера является способ поведения человека. Волевые качества составляют силу характера, его определенность и твердость. Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности:
Можно также сказать, что характер человека – это в известной мере не всегда осознанное мировоззрение, ставшее натурой человека. Ключ к формированию характера – в побуждениях и мотивах деятельности. Исходное здесь – это отбор и закрепление нужных мотивов путем их генерализации (распространения на многие случаи жизни) и стереотипизации (формирование динамического стереотипа / привычки). Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокой пластичности. В психологии устоявшаяся типология характера отсутствует. Э. Кречмер рассматривал характер в связи со строением тела и объяснял характер врожденными факторами. В психоанализе З. Фрейда и его учеников образование отдельных черт и типов характера рассматривается как результат напряженной работы человека по разрешению конфликтных ситуаций. Одним из первых, кто осознал и четко сформулировал задачу дифференциации темпераментных, характерологических и личностных признаков, был выдающийся анатом и педагог П. Ф. Лесгафт. Кратко изложим его позицию, которая представляет интерес, прежде всего, как вариант типологизации личностных особенностей, отражающих инвариантные структуры внутригруппового взаимодействия. Лесгафт пользовался тремя понятиями: темперамент, характер, тип. При этом, согласно Лесгафту, темперамент – это "степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого по времени, т.е. сила и быстрота проявления действий и чувствований, а также сила и быстрота развития желаний отдельного лица, степень возбудимости организма от внешних и внутренних стимулов и продолжительность его реакции на последовавшее возбуждение". Под характером он понимал "проявление воли человека, основанное на истинах, выясненных и твердо установленных разумом". Бывает, что определенная черта или система черт наиболее выражены у человека. Тогда говорят об акцентуации характера. АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА – понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний. Акцентуации характера представляют собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Выделяют следующие основные типы акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный. Данные типы акцентуации не проявляются постоянно. Человек может и должен совершенствовать свои характерологические особенности. Психопатии – это класс акцентуаций, к которым относятся шизоидный, эпилептоидный и истероидный типы. Шизоид. На первом плане психического облика находится отчужденность от окружающих. Незаинтересованность в том, чтобы понять других и быть понятым другими. Шизоиду свойственна замкнутость, погруженность в мир внутренних переживаний и мыслей, которые нередко оторваны от повседневности и как бы противопоставлены ей. Отмечаются экстравагантность поведения, увлечений, их вычурность, которые, однако, не служат способом привлечения внимания к себе, а выражают индифферентность к окружению. Слабость интуиции и сопереживания подчеркивает впечатление холодности, черствости. Эти черты могут усиливаться в результате быстрой истощаемости интереса к межличностному взаимодействию. Эпилелтоид. Характеристический признак – периоды беспричинно тоскливого настроения, когда эпилептоид делается вспыльчивым, раздражительным, склонным к садистским реакциям. Имеют место обидчивость, груз отрицательных эмоций сохраняется долго и требует разрядки через отмщение, кроме того, заметны ограниченность, сосредоточенность на однажды выбранном круге интересов. Аккуратное, скрупулезное выполнение установленного порядка может сопровождаться раздражением, когда кто-либо этот порядок разрушает. Асимметрия в межличностных отношениях проявляется в следующем: считает своим долгом давать советы, поучать, но не терпит к себе назидательного отношения. Отмечается склонность к обстоятельным, детальным, неторопливым разъяснениям и раздражение, когда прерывают, не дают досказать, торопят. Успешно справляется с работой, требующей тщательного, пунктуального выполнения инструкций. Истероид. Доминирующей чертой этого типа акцентуации является ненасытный эгоцентризм: жажда постоянного внимания к своей особе со стороны окружающих, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Не терпит равнодушного отношения к себе, предпочитая негодование или ненависть в свой адрес. На этой основе развивается склонность к фантазированию, через которую реализуется потребность видеть и представлять себя в необычном свете. Отсутствие глубоких, искренних, устойчивых чувств сочетается с экспрессивностью поведения, театральностью переживаний, склонностью к рисовке, позерству. Хорошо развита эмпатия. Не обладая достаточной стеничностью, способностью подчинять других, может на непродолжительное время занимать лидирующее положение в группе за счет способности выражать нарождающиеся настроения. Перед трудностями пасует, особенно если нет шансов сконцентрировать внимание на своей персоне. Психологически доминирующая черта проявляется и во внешнем облике, который весь ориентирован на привлечение внимания: ажитация, бросающиеся в глаза одежда, украшения, громкий смех, разнообразные голосовые модуляции. Социальные контакты хотя и обширны, но поверхностны и неустойчивы, поддерживаются до тех пор, пока подкрепляют эгоцентрическую ориентацию. Ряд признаков, употребляемых в отношении темперамента, личности и характера, являются сквозными. Например, мы говорим "сильная личность". "сильный характер", "сильный темперамент". Но смысл этих квалификаций различен. "Сильный темперамент" означает выносливый, способный переносить нагрузки, меняющиеся в широком диапазоне, сохраняющий работоспособность. Сильный характер имеется у человека, способного противостоять всякого рода соблазнам на пути следования к намеченной цели. Сильная личность – это человек, пользующийся авторитетом, влиятельный человек. Еще одним параметром такого рода является направленность. Смысл ее также меняется, говорим ли мы о направленности личности, направленности характера или о направленности темперамента. Операционально эти различия позволяют учитывать специально разработанные диагностические процедуры, позволяющие дифференцировать экстраверсию/интроверсию, экстернальность/интернальность, экстрапунитивность/ интропунитивность. Соответствующими признаками и должны быть дополнены описанные нами типы темперамента, личности и характера. Представления об экстраверсии/интроверсии были разработаны К. Юнгом для дифференциации типов направленности либидо. Экстравертированный тип характеризуется обращенностью на окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают "жизненную энергию" субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от самого себя, к принижению значимости явлений внутреннего мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Для интровертированного типа характерны фиксация интересов на явлениях внутреннего мира, которым придается высшая ценность, необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднения в социальной адаптации. Параметр экстернальности/интернальности основывается на представлении о возможности различной локализации механизмов самоконтроля: во внешнем или внутреннем личностном пространстве. Если человек принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на самого себя, объясняя их своими намерениями, своими способностями, своими поступками, то говорят о наличии у него интернального локуса контроля. Если же у него доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающим обстоятельствам; судьбе, случаю), то это свидетельствует о наличии у него эктернального локуса контроля. Параметр экстрапунитивности/интропунитивности выступает важным дифференцирующим характерологическим признаком в ситуациях фрустрированности, т.е. тогда, когда на пути удовлетворения значимых для человека намерений неожиданно встречаются преграды, когда разрушаются привычные стереотипы поведения. При экстрапунитивном типе реагирования ответственность за возникновение фрустрирующей ситуации приписывается другим людям, внешним обстоятельствам, им же вменяется обязанность ее ликвидации. При интропунитивном типе реагирования человек принимает ответственность за возникшую ситуацию на себя, стремится выйти из ситуации за счет изменения самого себя, своих установок, своих намерений. Итак, личность вступает в отношение к характеру как чему-то внешнему, с чем волей-неволей приходится считаться при выборе путей достижения главных жизненных целей. Часто приходится встречаться с людьми, которые сетуют на свой несносный характер, но вряд ли удастся найти хотя бы одного человека, который бы жаловался на свою личность. И не случайно некоторые люди, поставившие своей целью перестройку характера, тратят на это целые годы. Подобные отношения между личностно-смысловой сферой, т. е. планом содержания личности, и характером, планом выражения личности, инструментального проявления личности как субъекта деятельности, недвусмысленно свидетельствуют о существовании единства, но не тождества личности и характера. 1.2.4 Способности личности Понять причины продуктивной деятельности человека невозможно без анализа и понимания его способностей. СПОСОБНОСТИ– система свойств личности, определяющая успешность поведения и деятельности. По способностям люди различаются не меньше, чем по характеру и внешнему облику. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее осуществления. Способности могут быть общими и специальными. Общие способности обуславливают успешное выполнение любых видов деятельности, а специальные – лишь отдельных видов деятельности. Выделяют профессиональные способности, обеспечивающие успешную работу человека той или иной профессии. Способности квалифицируют личность прежде всего как субъекта деятельности. Способность жить полной жизнью – способность наиболее общая и в наибольшей степени определяющая качество жизни и, следовательно, удовлетворенность жизнью. Трудности многих неудачливых в жизни людей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспособных к достижениям в жизни. Можно сказать, что успехи в учебе, на работе и в жизни в целом более зависят от представлений человека о своих способностях, от четкости и значимости достигаемых целей, чем от самих этих способностей. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем и стремление к нему. Наиболее распространенной формой оценки степени выраженности способностей являются тесты (тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности и др.). Способности несут в себе природные предпосылки в виде задатков. ЗАДАТКИ – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Включаясь в развитие человеческой личности, задатки преобразуются и изменяются. Задатки не делают автоматически человека человеком. Об этом свидетельствуют случаи, когда дети вырастали вне человеческого сообщества; собственно человеческая психология, человеческие способности у них так и не складывались. Однако и вне органической природы человека, его телесности становление человеческой реальности невозможно. Хорошо известны многолетние эксперименты, в ходе которых младенец и детеныш обезьяны с рождения воспитывались людьми во внешне одинаковых условиях. При этом психическое развитие обезьяны и человека происходило принципиально по-разному и привело к совершенно разным результатам. Это и понятно, поскольку у них были совершенно разными исходные органические предпосылки развития (задатки). От задатков к способностям – в этом и состоит путь развития личности. К специфически человеческим способностям относят способность человека к труду, к рефлексии, к общению при помощи языка, к саморазвитию. Способности можно рассматривать не только по качественным характеристикам, но и по уровню (масштабу) проявления. Для этого в психологии используют такие понятия, как «одаренность», «талант», «гениальность». ОДАРЕННОСТЬ – своеобразное сочетание задатков, обеспечивающее широту возможностей человека для успешного выполнения деятельности. Об одаренности говорят лишь в том случае, когда врожденные предпосылки данного человека явно превосходят способности большинства людей. Например, одаренные дети могут обнаруживать общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, к технике). Одаренность принято определять по темпу умственного развития – степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников. Но даже самые выдающиеся проявления ребенка не являются достаточным залогом будущего таланта. ТАЛАНТ – высокий уровень развития прежде всего специальных способностей. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью. Т.е. талант отличается от одаренности тем, что дар должен реализоваться, должно быть его подкрепление значительными результатами. Талант человека направляется выраженной потребностью в творчестве. Важно, чтобы талант проявлялся в тех сферах, где есть общественный запрос. Следовательно, в развитии таланта огромную роль играет мировоззрение, нравственные качества человека, его общественная позиция. Здесь опять сказывается целостность и единство личности, о которых мы уже говорили: никакое изолированное качество психики не обеспечивает настоящих успехов в деятельности. ГЕНИАЛЬНОСТЬ– высший уровень развития способностей – как общих, так и специальных. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Разница между гением и остальными смертными осознавалась людьми всегда. Первым объяснением существования выдающихся способностей было их неземное, божественное происхождение. Но уже мыслители эпохи Просвещения отмечали, что вокруг гениев нагромождено чересчур много мифов и легенд. На самом деле гений спит в любом человеке, и, чтобы разбудить его, надо лишь умело трудиться и упорно добиваться поставленных целей. Степень развития способностей в ряду других свойств личности (направленность, темперамент, характер) составляет основу для профессионального самоопределения человека. Если особенности направленности позволяют ответить на вопрос «хочу ли я делать это», то способности – на вопрос «могу ли я делать это». Профессиональное самоопределение – длительный и трудоемкий процесс, который нуждается в профессиональном психологическом сопровождении. 1.2.5 Направленность личности В метрических свидетельствах пишут, где человек родился, когда он родился, и только не пишут, для чего он родился М. Сафир Важнейшее место в структуре личности занимает направленность. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ– система потребностей, мотивов интересов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций человека, придающих его жизни осмысленность и избирательность. Направленность выступает как высший уровень личности, который в наибольшей степени социально обусловлен, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую включен человек. ПОТРЕБНОСТЬ – испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его, в ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него. Помимо предметов, необходимых для существования, существуют те, наличие которых не является необходимым, но представляют для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы. С потребностями непосредственно связаны мотивы. МОТИВ – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта. Иногда мотив кратко определяют как осознанную потребность. Т.е. по мере того, как потребности осознаются и опредмечиваются, они становятся мотивами. Направленность включает в себя два тесно связанных между собой момента: а) предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то (интересы, цели, ценности); б) психическое напряжение, которое при этом возникает (энергия, генерируемая неудовлетворенными потребностями). Реальное поведение редко вызывается одним только мотивом (человек ходит на работу и из-за денег, и из-за самоутверждения, и из-за того, что работа нравится, и по многим другим причинам). Такую комплексную обусловленность поведения в психологии называют полимотивированностью. Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая. Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников. Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной. Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи. Установлено что лица с преобладающей направленностью на себя имеют такие черты характера:
Люди с преобладающей направленностью на взаимные действия:
Люди с преобладающей деловой направленностью:
А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации, разработал «иерархию потребностей», которую часто называют пирамидой потребностей. Она состоит из следующих ступеней: 1 – физиологические потребности (низшие, управляемые органами тела потребности: дыхание, пищевая, сексуальная и др.); 2 – потребности в безопасности; 3 – потребности в общении, в социальных контактах; 4 – потребности в признании, уважении и одобрении, осознании собственного достоинства (престиж, социальный успех); 5 – потребность в самоактуализации, в осуществлении самого себя. А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека.
А. Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для человека ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые потребности удовлетворены, то у человека проявляются высшие потребности (потребности к развитию, к пониманию своей жизни). Самоактуализация – не конечное состояние совершенства человека, а стремление к максимально полному развитию своих личностных возможностей. Знаменитый психолог Карл Роджерс писал: «Хорошая жизнь – это процесс, а не состояние бытия. Это направление, а не конечный пункт». Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью», с высоким уровнем удовлетворенности жизнью. Напротив, если человек живет в полсилы, не реализует себя в значимой деятельности, то, по А. Маслоу, он будет глубоко несчастным. Важное место в структуре направленности занимают ценностные ориентации. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ – личностные образования, характеризующие отношение к целям жизнедеятельности, а также к средствам достижения этих целей. Характер целей и ценностных ориентаций определяет содержание психологической жизни и характер жизнедеятельности в целом. Ценность – это объект интереса для человека, это нечто значимое для него, то, что имеет смысл. Ценностные ориентации позволяют человеку осознанно определять свои жизненные цели, которые реализуются благодаря воли. ВОЛЯ – сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении цели. Одна из основных функций воли – регулирование поведения, руководство потребностями, мотивами. Ни одна более или менее сложная жизненная проблема не решается без участия воли. Важным моментом является эмоциональная поддержка волевых усилий. Если достигаемая цель обладает привлекательностью, то и путь к ней, даже несмотря на трудности, также может иметь положительное эмоциональное сопровождение. Во многом привлекательность и значимость цели определяется мировоззрением человека. МИРОВОЗЗРЕНИЕесть общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним. Мировоззрение включает в себя жизненные принципы, определяющие характер деятельности человека, его взаимоотношения с другими, жизненные устремления. Мировоззрением обладают отдельные люди, социальные группы, национальные, религиозные общности. Мировоззрение отдельного человека формируется под воздействием (спонтанным или целенаправленным) мировоззрения сообщества, в которое он входит. Но оно всегда отличается личностным своеобразием, в котором отражен жизненный опыт данного индивида. В формировании мировоззрения важную роль играют религия, философия. Теория диспозиционной регуляции деятельности, созданная В. А. Ядовым, описывает процесс формирования и функционирования диспозиционной системы личности, которая отражает характер ее направленности. Диспозиции личности представляют собой продукт «столкновения» потребностей и ситуаций, в которых потребности удовлетворяются, то формируется соответствующая иерархия (система) диспозиций. Первый, низший уровень образуют элементарные фиксированные установки. Они формируются на основе потребностей физического существования и простейших, предметных ситуаций. Эти установки лишены модальности и не осознаваемы. Они лишь лежат в основе сознательных процессов. Второй уровень диспозиционной системы – социально фиксированные установки или социальные установки. Ведущими факторами их формирования являются социальные потребности, связанные с включением личности в первичные группы и соответствующие им социальные ситуации. Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов (или их свойств) и отдельных социальных ситуаций. По сути это «отношения личности» по В. Н. Мясищеву. Третий уровень системы составляет общая (доминирующая) направленность интересов личности. Она формируется на основе более высоких социальных потребностей и представляет собой предрасположенность к идентификации с той или иной областью социальной деятельности. У одних людей мы обнаруживаем доминирующую направленность интересов в сферу профессиональной деятельности, у других – семьи, у третьих – досуга (хобби) и т. д. Высший уровень диспозиционной системы образует система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижений. Она формируется на основе высших социальных потребностей личности (потребность включения в социальную среду) и в соответствии с образом жизни, в котором могут быть реализованы социальные и индивидуальные ценности личности. Именно этому уровню принадлежит решающая роль в саморегуляции поведения. Все элементы и уровни диспозиционной системы не изолированы друг от друга. Напротив, они тесно взаимодействуют между собой, а сам механизм взаимосвязи, по мнению В. А. Ядова, следует рассматривать как «механизм мотивации, обеспечивающий целесообразное управление поведением личности, его саморегуляцию». Важнейшая функция диспозиционной система состоит в регуляции соцально-го поведения личности. Само поведение представляет собой сложную структуру, внутри которой можно выделить несколько иерархически расположенных уровней. Первый уровень – это поведенческие акты, реакции субъекта на актуальную предметную ситуацию. Их целесообразность детерминирована необходимостью установления адаптивных отношений между средой и индивидом. Следующий уровень поведения – привычное действие или поступок, формирующийся из целого ряда поведенческих актов. Поступок – это элементарная социально значимая единица поведения, цель которого в установлении соответствия между социальной ситуацией и социальной потребностью. Целенаправленная последовательность поступков образует поведение в той или иной сфере деятельности, которая представляется для человека максимально значимой. К примеру, ярко выраженное профессиональное поведение, реализующее себя в стиле профессиональной деятельности. Наконец, целостность поведения в различных сферах жизнедеятельности человека и есть собственно проявление деятельности во всем ее объеме. Целеполагание на этом уровне представляет собой некий «жизненный план». Завершая характеристику свой концепции личности, В. А. Ядов подчеркивает, что «диспозиционная регуляция социального поведения есть в то же время и диспо-зиционная мотивация, т. е. механизм, обеспечивающий целесообразность формирования различных состояний готовности к поведению. При этом регуляция социального поведения должна быть истолкована в контексте всей диспозиционной системы личности». |