Главная страница
Навигация по странице:

  • Аристотелем

  • Виды потребностей Существует множество видов потребностей. Их классифицируют по различным основаниям. 1.

  • 3.Труд как основа жизнедеятельности человека Труд

  • 4.Модели человека в экономической теории.

  • (от лат.

  • Модель «homo economicus»

  • Ограниченная рациональность означает, что человек сознательно стремится к достижению наилучшего варианта, но не имеет при этом всей полноты информации.

  • Дополнительная литература 1. А.Абишев «Макроэкономика» 2008, Алматы 2. Кулекеев Ж.А., Султанбекова Г.К., Микроэкономика.

  • Экономика. материал для чтения по теме 1. Введение в экономику. Тема Человек в мире экономики


    Скачать 229.6 Kb.
    НазваниеТема Человек в мире экономики
    АнкорЭкономика
    Дата20.09.2022
    Размер229.6 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файламатериал для чтения по теме 1. Введение в экономику.pdf
    ТипДокументы
    #687387

    Дисциплина Введение в экономику
    Тема 1. Человек в мире экономики
    1.
    Человек и экономика. Роль и сущность экономики
    2.
    Потребности человека. Классификация потребностей
    3.
    Труд как основа жизнедеятельности человека
    4.
    Модели человека в экономике
    Экономическая наука имеет длительную и богатую историю. Людям всегда были небезразличны процессы, прямо или косвенно влияющие на уровень их благосостояния. Поэтому размышления по поводу хозяйственной жизни сопровождали последнюю с момента ее зарождения.
    Первые известные попытки систематизации экономических знаний связаны с греческими мыслителями, в первую очередь Аристотелем (364- 322 до н.э.) и Платоном (428-348 до н.э.), которые рассматривали в своих исследованиях вопросы экономической жизни.
    Аристотель смог глубоко проникнуть в вопросы хозяйственной деятельности, именно он определил экономику как науку о богатстве и внес ценный вклад в теорию стоимости, цены и денег.
    Сам термин «экономика» произошел от древнегреческого слова
    «экономия», которое, как считают ученые, изобрел греческий писатель и историк Ксенофонт (430-355 до н.э.). Слово «экономия» состоит из двух слов:
    «ойкос» (дом, домашнее хозяйство) и «номос» (знаю, закон). Так что в буквальном первородном смысле «экономия» означает науку о домоводстве, об искусстве ведения домашнего хозяйства.
    Однако времена менялись, а вместе с ними не только менялся смысл слов, но и появлялись новые термины. Развитие общественного разделения труда и обмена привели к преодолению натуральной замкнутости и формированию экономики как единого целого в масштабе того или иного государства.
    Возникает потребность в знаниях о народном хозяйстве всей страны.
    В 1615 г. французский экономист Антуан де Монкретьен (1575- 1621) публикует «Трактат политической экономии», в котором предлагает проводить экономическую политику всемерного поощрения торговли, доказывает, что последняя является главной целью производства. Работа А.Монкретьена дала название нарождавшейся тогда науке, которая сохранилась и по сей день.
    Представления о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности (подробнее об этом говорится в третьем параграфе настоящей главы). Долгое время считалось, что предметом науки являются причины роста материального благополучия людей.
    Недаром главный труд великого английского ученого Адама Смита, опубликованный в 1776 году, назывался «Исследование о природе и причинах богатства народов». В дальнейшем представления о предмете экономической теории все больше начинают связываться с редкостью (ограниченностью) имеющихся в распоряжении людей ресурсов.

    2. Потребности человека. Классификация потребностей
    Потребность – это нужда в чем-то, необходимом для поддержания жизни и деятельности человека, развития личности и общества в целом.
    Потребность
    проявляется как состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремиться всячески выйти, или как состояние удовлетворенности, которое человек желает для себя продлить.
    Отраженные в сознании потребности формируют соответствующие
    интересы. Интерес, усиленный наличием благоприятных условий (стимулов и т.д.) для его реализации, побуждает человека к конкретным действиям. При наличии денег (платежеспособности) интерес к определенной потребности трансформируется в покупательский спрос.
    Потребности динамичны и изменяются с прогрессом общества. В соответствии с законом возвышения потребностей происходит их постоянный и качественный рост.
    Классификация потребностей
    1. Иерархия человеческих потребностей по А. Маслоу (пирамида)
    - потребности в развитии,
    - потребности познания,
    - социальные потребности,
    - потребности в безопасности,
    - физиологические потребности.
    2. Выделяют также
    - первичные потребности – это самые насущные, элементарные, физические потребности человека (еда, кров, одежда и т.д.).Первичные потребности не могут быть замещены друг другом.
    - вторичные потребности связаны преимущественно с духовной, интеллектуальной деятельностью человека. Вторичные потребности могут быть заменены одна другой.
    3. Потребности подразделяются на:
    - эластичные (преимущественно вторичные)
    - неэластичные (первичные).
    4. –индивидуальные, носителем которых выступает конкретное физическое лицо;
    - общественные (коллективные).
    5. С учетом возможностей экономики выделяют потребности:
    - фактически удовлетворяемые,
    - подлежащие удовлетворению,
    - перспективные,
    - находящиеся за границами экономических возможностей.
    Виды потребностей
    Существует множество видов потребностей. Их классифицируют по различным основаниям.
    1.
    По происхождению потребности делят на естественные и
    культурные. Естественные
    (органические) потребности - это потребности, обусловленные биологической природой человека.
    Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни индивида. Органические потребности - потребности в кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении и т. д.
    Культурные
    (социальные)
    потребности
    - это потребности, обусловленные социальной природой человека. Они отражают его зависимость от продуктов человеческой деятельности и общения. Культурные потребности
    -- это потребности, которые появились в результате социально-исторического развития человека: филогенеза.
    Однако следует отметить относительный характер деления потребностей человека на естественные и культурные, органические и социальные. Дело в том, что все естественные потребности человека в процессе исторического развития значительно изменились, преобразовались, очеловечились, а значит, и окультурились. Историческое развитие потребности выражается в том, что меняются предметы и способы их удовлетворения. Например, удовлетворение естественной потребности в защите от экстремальных температур (холода или жары) у животных выражается в наличии шкуры, у человека же удовлетворение этой потребности преобразовалось в необходимость носить одежду, то есть естественная потребность окультурилась.
    2.
    По предмету потребности делятся на материальные и духовные.
    Материальные потребности - потребности, которые отражают зависимость человека от предметов материальной культуры.
    Духовные потребности - потребности, выражающие зависимость человека от продуктов общественного сознания. Например, естественная по происхождению потребность по предмету может быть только материальной.
    Культурная по происхождению потребность может быть материальной или духовной.
    В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей, в развитии же личности -- стремление к удовлетворению культурных потребностей. Особую роль в развитии личности играют духовные потребности: стремление к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства, самовыражению и самоутверждению.
    В любой экономической системе труд выступает источником материальных благ и важнейшим условием человеческой жизни. Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека. С развитием производства менялись условия, методы и
    организация трудовой деятельности человека, существенные изменения претерпели функции, место и роль человека в процессе труда. Но труд продолжает оставаться важнейшим производственным фактором.
    3.Труд как основа жизнедеятельности человека

    Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на
    создание материальных и культурных ценностей.
    Труд здесь определяется через понятие деятельность. Деятельность — это внутренняя и внешняя (или другими словами, психическая и физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.
    Подавляющая часть деятельности людей осуществляется осознанно, на основе внутренне аргументированных побуждений. Отсюда осознанную часть деятельности подразделяют на трудовую и нетрудовую части. Трудовая деяте- льность является ведущей, главной деятельностью человека.
    Чем характеризуется трудовая деятельность в отличие от нетрудовой:
    связь с созиданием благ, т.е. создание и наращивание материальных, духовных, бытовых благ. Деятельность, не связанная с созиданием, трудом не является. Например, прогулки, путешествия, игры как форма отдыха, прием пищи, лечебных процедур. Такая деятельность связана с потреблением благ для восстановления работоспособности, развития, воспроизводства жизнедеятельности;
    целенаправленность деятельности. Бесцельная деятельность от- ношения к труду не имеет, так как это расходование человеческой энергии, не имеющее позитивных последствий;
    легитимность деятельности. К труду относится только незапрещенная деятельность, а запрещенная, преступная деятельность трудом быть не может, так как направлена на незаконное присвоение результатов чужого труда и преследуется законом;
    востребованность деятельности. Если человек затратил время и усилия на производство изделия, которое оказалось никому не нужным, то такую деятельность нельзя считать трудом.
    Таким образом, труд с экономической точки зрения — это процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.
    4.Модели человека в экономической теории.
    Многообразие человеческой личности, ее неповторимая индивидуальность, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использовать
    модель человека, т. е. унифицированное представление о человеке,
    действующем
    в
    определенной
    системе
    социально-экономических
    координат. Модель человека, как и всякая научная модель, построена на некоторых упрощениях. Она включает в себя основные параметры, характеризующие индивида, и прежде всего, мотивы экономической активности, ее целина также познавательные, или когнитивные (от лат.
    cognitio - знание, познание) возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей.
    При этом важно отметить, что все гуманитарные науки (философия, история, социология, экономика и др.) пытаются понять человека с точки зрения своего предмета и поэтому его облик, создаваемый каждой из этих наук, не может не страдать известной односторонностью.
    Как здесь не вспомнить притчу о слепцах, прикоснувшихся и
    ощупывающих слона и пришедших к различным выводам о природе этого животного. Тот, кто провел рукой по его ноге, утверждал, что перед ним - дерево; державшийся за хобот был уверен, что это - змея и т. д. Полное (но не абсолютно достоверное) представление о многообразии личности человека могут дать лишь все гуманитарные науки, да и то лишь в рамках достигнутого каждой из них уровня познания.
    Создание модели человека экономической наукой предполагает абстрагирование от многих реально существующих черт и качеств человеческой натуры, все обилие которых в бесчисленных сочетаниях как раз и характеризует отдельных людей. Но именно это многообразие и разностороннее богатство человеческой личности и не позволяют экономической науке при теоретическом анализе хозяйственной жизни опираться на образы конкретных людей - слишком сложными, противоречивыми и запутанными оказываются их личностные характеристики.
    Поэтому модель «человека экономического», или «homo economicus», о которой речь пойдет далее, отличается определенной односторонностью, поскольку человек - не только «человек экономический», реализующий себя исключительно в процессе хозяйственной жизни. Существует множество других областей жизнедеятельности (политика, культура, религия, спорт, семейные и другие межличностные отношения и пр.), в которых находит свое проявление человек. Следует признать справедливыми слова о том, что
    «пригодность любой логической модели для объяснения человеческого поведения весьма ограничена».
    Однако экономическая деятельность людей
    - существенная характеристика реализации человеческой личности, условие, основа и предпосылка всех иных сторон жизни как отдельного человека, так и общества в целом.
    Среди многочисленных направлений «моделирования» человека условно можно выделить четыре. Различия между ними определяются, во- первых, степенью абстрагирования от многообразия личностных характеристик человека и, во-вторых, учетом экономической, политической и психологической обстановки, в рамках которой осуществляется деятельность людей.
    Первое направление представлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками . Во главу угла моделей, выработанных в рамках этого направления, ставится эгоистический, прежде всего, денежный интерес, являющийся главным мотивом деятельности «экономического человека»- Модель «homo economicus», - наиболее известная из рассматриваемых моделей. В соответствии с этой теоретической конструкцией
    индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность1 в рамках
    определенных ограничений, основным из которых является его денежный
    доход. Разработанная еще в XVIII в., эта концепция дожила до наших дней, и ей отводится почетное место в любом учебнике по экономической теории.
    Важно заметить, что «homo economicus» - это рациональный индивидуум. Он обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной, или совершенной конкуренции. Экономическая система, в которой действует такой человек, выступает как простая совокупность
    хозяйствующих субъектов, и ничем не деформированная рыночная структура не испытывает никакого воздействия извне (например, со стороны государства), кроме такого, которое обеспечивает соблюдение «правил игры» всеми членами общества. Государству в этой структуре отводится роль
    «ночного сторожа», обеспечивающего внутреннюю и внешнюю безопасность граждан и создающего юридическое поле для свободного обмена благами. Анализ экономического поведения людей в рамках модели «homo
    economicus» предполагает, как отмечалось ранее, использование постулата о
    рациональном поведении человека, т. е. стремлении индивидуума.
    При этом принято различать полную, ограниченную и органическую
    рациональность экономического поведения. Американский экономист Оливер
    Уильямсон предлагает классифицировать эти разновидности рациональности как, соответственно, ее сильную, полусильную и слабую формы.
    Полная рациональность, как теоретическое допущение, предполагает, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат). Описанный выше «человек экономический» соответствует именно предпосылке о полной рациональности, или, как выражаются экономисты, строгой форме рациональности. Гипотеза о полной рациональности, как мы видим, основана на очень сильных допущениях абстрактного характера.
    Пэтому в экономической науке с середины 1950-х гг. стали разрабатываться и иные поведенческие гипотезы.
    Так, ограниченная рациональность, т. е. полусильная форма рациональности, (концепция разработана американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике Гербертом Саймоном) отражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, а также ограниченности познавательных способностей человека. Человек - не счетная машинка, не компьютер, способный обработать всю имеющуюся у него информацию.
    Ограниченная рациональность означает, что человек сознательно
    стремится к достижению наилучшего варианта, но не имеет
    при этом всей полноты информации.
    Другими словами, хотя люди и ведут себя рационально, их способность получать и обрабатывать информацию ограничена вычислительными способностями человека. В данном случае решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции и пр., а чистый выигрыш (т. е. разница между общими выгодами и общими издержками принятого решения) при этом меньше.
    Основная литература
    1.
    Ахмедьярова М.В., Жоламанов Е.М. Экономическая теория:
    Учебное пособие. Алматы, 2016.
    2.
    Разнодёжина Э. Н., Барт Л. В. Макроэкономика: Краткий курс лекций. – Ульяновск: УлГТУ, 2002. – 80 с.
    3.
    Яллай В.А Макроэкономика. Псков, ПГПИ, 2003. стр.
    4.
    Тарасевия Л.С., Макроэкономика, учебник, - М.: Высшее, 2007 , с.
    654

    5.
    Базылев Н.И., Макроэкономика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. И. Базылев. - Электрон. текстовые дан. (317 Мб). - М. : ИНФРА-М,
    2004.
    6.
    Чепурина М.Н. Курс экономической теории. Учебник. Киров
    АСА.2000.
    Дополнительная литература
    1.
    А.Абишев «Макроэкономика» 2008, Алматы
    2.
    Кулекеев Ж.А., Султанбекова Г.К., Микроэкономика. Учебное пособие. Алматы. 2001 3.
    Вечканов Г.С., Вечканов Г.Р. Микроэкономика. СПб. 2001 4.
    С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.: «Дело», 2002 5.
    Пиндайк Р. Учебник. 5 изд. Микроэкономика. 2002. СП.



    написать администратору сайта