Главная страница
Навигация по странице:

  • Казахский национальный университет имени аль-Фараби Роль медицинской сестры в современной медицине

  • Развитие сестринского дела и сестринской этики

  • Ключевые понятия сестринской этики

  • Сотрудничество (кооперация)

  • Адвокация (англ. advocacy)

  • Забота (англ. caring)

  • Этические документы о правах и обязанностях медицинской сестры

  • Глава 1. Общие положения

  • Глава 2. Этические принципы и требования к медицинским и фармацевтическим работникам

  • биоэтика. 3 лекция биоэтика Сд-рус. Тема Этические вопросы в сестринском деле


    Скачать 95.17 Kb.
    НазваниеТема Этические вопросы в сестринском деле
    Анкорбиоэтика
    Дата07.02.2022
    Размер95.17 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файла3 лекция биоэтика Сд-рус.pptx
    ТипДокументы
    #353855

    Дисциплина: Основы биоэтики

    Тема: Этические вопросы в сестринском деле.


    МЕДИЦИНА және денсаулық сақтау ФАКУЛЬТЕТІ

    факультет медицины и здравоохранения

    Казахский национальный университет имени аль-Фараби

    Роль медицинской сестры в современной медицине

    На современном этапе развития медицинской науки и практики значительно возросла роль медицинской сестры. По имеющимся оценкам, сестры составляют большинство медицинского персонала (до 70%) и оказывают до 80% объема непосредственной помощи пациенту. Именно на сестер ложится основная нагрузка по выполнению огромного множества практических медицинских мероприятий, в том числе по уходу за пациентами. В то время как врачи-специалисты все более уходят в технологические специальности, именно сестра становится выражением человеческой стороны медицины и здравоохранения. От медицинской сестры требуется умение налаживать контакт с пациентами, создавать особый эмоциональный климат, необходимый для наилучшего лечения и восстановления больных. Помимо выполнения специальных процедур, сестра оказывает пациентам и психологическую поддержку, устанавливает и поддерживает длительные отношения с ними, в госпитальных условиях — обеспечивает выхаживание и ежедневную помощь. Движение за развитие сестринского дела привело к тому, что профессия медицинской сестры сегодня в возрастающей степени воспринимается как важнейшая медицинская профессия, нисколько не второсортная в сравнении с врачебным. Развитие сестринского дела как самостоятельной медицинской специальности дало начало формированию отдельного направления — этики сестринского дела, или сестринской этики (nursing ethics). Важнейшее значение имеет принятие международных и национальных документов по этике сестринского дела. Хотя дискуссии на тему, нужна ли отдельная сестринская этика и чем она отличается от обычной медицинской (и врачебной) этики, в общем, еще продолжаются.

    Развитие сестринского дела и сестринской этики

    Представления о сестринской этике менялись. На раннем этапе медицинская сестра рассматривалась прежде всего как послушная и дисциплинированная помощница врача. Флоренс Найтингейл, стоявшая у истоков сестринского дела, считала его, скорее, призванием, чем профессией. Она придавала сестринскому делу высокий моральный и религиозный смысл. Работа медицинской сестры выступала как выражение христианского долга помогать ближнему.

    Ф. Найтингейл полагала, что сестринское дело — это замечательный путь для женщины, желающей внести свой вклад в развитие и благополучие общества. Вступать в ряды медсестер должны те, кто чувствуют в этом свое призвание и моральный долг. Поэтому Ф. Найтингейл принимала в сестры только женщин с безупречными моральными качествами и личными достоинствами.

    Среди традиционных требований к медицинской сестре, сформировавшихся с самого начала этой профессии, необходимость быть вежливой, культурной, опрятной, дисциплинированной, исполнительной, пунктуальной.

    В течение ХХ в. роль медицинской сестры постепенно менялась. Не в последнюю очередь в этом сказался и военный опыт, когда медсестры выполняли тяжелые обязанности, в том числе рисковали жизнью на поле боя. Во второй половине ХХ в. сфера работы медсестры значительно расширилась, возросла ее самостоятельность в принятии решений (в том числе и этических). Современная медицинская сестра имеет больше независимости, чем в предыдущий период, особенно в тех областях, где именно она играет первую роль в обеспечении медицинской помощи пациенту.

    В сестринском деле сегодня используются такие понятия, как «сестринский процесс» (по аналогии с врачебным процессом), «сестринская история болезни», «сестринские назначения», «сестринский диагноз» и др. К примеру, сестринский диагноз — это комплексная диагностика ситуации больного, в центре внимания которой страдания пациента, его реакции на болезнь, проблемы качества жизни (к примеру, нарушения сна, изменения представлений о самом себе, невозможность самообслуживания и поддержания социальных связей и т.п.).

    Таким образом, на современном этапе сестра — не просто помощник врача, а представитель самостоятельной профессии, для которой требуются специальные знания, навыки (в том числе довольно сложные), а также личные качества и моральные добродетели. Кроме того, сестре тоже приходится сталкиваться с различными этическими проблемами. Например, это проблемы защиты прав и достоинства пациента, конфиденциальной информации, справедливости и борьбы с дискриминацией, доступа к качественной помощи, защиты уязвимых групп и др

    Ключевые понятия сестринской этики

    Дискуссии по проблемам сестринской этики показали, что этические обязанности медицинской сестры имеют собственную специфику, тесно связанную с ролью и функциями медицинской сестры в системе медицинской помощи. Сегодня широко признано, что к основным моральным понятиям сестринской этики относятся, прежде всего, такие, как ответственность, сотрудничество (кооперация), адвокация и забота.

    Ответственность — смысл этого понятия состоит в том, что медицинская сестра, согласно возложенным на нее задачам, отвечает за укрепление здоровья, предотвращение болезней, восстановление здоровья и облегчение страданий больных. Помимо выполнения врачебных назначений, сестра также имеет собственную сферу ответственности, которая тесно связана с самой сущностью сестринской профессии. Ответственная деятельность медицинской сестры обеспечивает доверие к сестрам со стороны пациентов и общества.

    Сотрудничество (кооперация) — это взаимодействие с другими специалистами (врачами, другими медицинскими работниками), а также специалистами смежных профессий (социальными работниками, психологами, реабилитологами, социальными педагогами и др.) для обеспечения комплексной, разносторонней помощи больному. Ценность сотрудничества означает умение ставить общие цели и реализовывать общую стратегию, достигать согласия, эффективно взаимодействовать в защиту интересов пациента. Сотрудничество особенно важно для тех видов помощи, где нужно комплексное междисциплинарное взаимодействие. Например, это такие задачи, как организация помощи психически больному, организация медико-социальной работы, реабилитационная помощь и др. В таких ситуациях могут быть созданы даже целые специальные междисциплинарные сети поддержки для конкретного пациента (или группы), как этого требует современная доктрина комплексной помощи.

    Адвокация (англ. advocacy) — под адвокацией понимается представительство и защита чьих-либо прав и законных интересов. Адвокация считается одним из центральных и краеугольных понятий сестринской этики. Это понятие, как полагают многие специалисты, описывает и раскрывает саму природу сестринской профессии, сущность отношений сестры и пациента, а также моральный смысл задач, стоящих перед современной медицинской сестрой. Адвокация в сестринской этике — это активная поддержка и защита пациента. Сестра выступает в роли представителя и защитника интересов пациента, поскольку тесно и непосредственно связана с его жизненной ситуацией в своей повседневной работе.

    Сестра должна защищать его права, достоинство, самоопределение, неприкосновенность частной жизни, благополучие в целом, помогать в облегчении страданий, в том числе физических и моральных, стремиться улучшить его качество жизни, связанное со здоровьем. Сестринский диагноз, в отличие от врачебного, нацелен не на выяснение причин заболевания, а на изучение общей ситуации пациента, его самочувствия и самовосприятия, основных источников дискомфорта. Сестра должна также защищать больного от необоснованного риска, различных форм вреда. Это особенно важно при организации комплексной помощи пациенту, так как суждения и действия разных специалистов могут не согласовываться между собой и создавать угрозу причинения вреда. Поэтому сестра как организатор ухода за пациентом должна следить за соблюдением его интересов.

    В тесной связи с моральным обязательством защиты прав и интересов пациента в современной литературе по сестринской этике обсуждается такое понятие, как бдительность (англ. vigilance). Под бдительностью понимается постоянное внимание сестры к состоянию здоровья пациента, врачебным и сестринским назначениям и их эффектам.

    Бдительность означает также своевременное распознавание клинически значимых симптомов, которые могут сигнализировать о рисках, неблагоприятных изменениях в состоянии здоровья, допущенных врачебных или сестринских ошибках. Это также готовность действовать в защиту пациента, в том числе решительно вмешиваться в неблагоприятную ситуацию с целью недопущения причинения вреда пациенту.

    Забота (англ. caring) — понимается как моральное обязательство заботиться о здоровье и благополучии пациента, что должно выражаться не только в выполнении технических процедур (врачебных назначений и т.п.), но и заботливом отношении и поведении. Это включает в том числе установление и поддержание эмоционального контакта с пациентом, доверительных отношений, обеспечение моральной и психологической поддержки. Это особенно важно в связи с тем, что современная медицинская помощь по ряду причин стала в высокой степени деперсонализированной 80 деятельностью — в ней преобладают формальные, безличные отношения (чаще всего, отношения врачей-специалистов к пациентам).

    Заботливое отношение и поведение медсестры приобретает особую значимость при оказании помощи ослабленным и уязвимым пациентам. Существует еще множество проблем в дальнейшем развитии сестринской этики. Так, предметом разногласий является то, как конкретно должна выглядеть сестринская адвокация. По этому поводу сложились две основные точки зрения.

    1. Адвокация с точки зрения защиты преимущественно прав пациента (особенно, право на информированное добровольное согласие и на самоопределение по отношению к медицинским вмешательствам); в этом случае сестра разъясняет самому пациенту (его представителям) его права в системе здравоохранения и, соответственно, следит за реализацией и защитой этих прав. Такую модель адвокации можно назвать правозащитной адвокацией.

    2. Форма адвокации, которую можно условно назвать защитой благополучия, где имеются элементы «мягкого» патернализма и речь идет о защите пациента с учетом всей полноты и особенностей его жизненной ситуации. По сравнению с правозащитной адвокацией, носящей более формальный характер, здесь присутствует более опекающее поведение медицинской сестры, практика заботы в чистом виде.

    Кроме того, дополнительные проблемы в развитии практики сестринской адвокации состоят в том, что такая деятельность должна быть не только индивидуальной (в отношении конкретного пациента), поскольку сестре также приходится заниматься, например, адвокацией матери и ребенка, защищая их интересы, а также адвокацией на уровне семьи или даже целой общины. Это еще более сложные виды деятельности, требующие уже публичных (политических, организационных) действий.

    Этические документы о правах и обязанностях медицинской сестры

    В преамбуле Международного этического кодекса медицинской сестры (1953) установлены фундаментальные сестринские обязанности (укрепление здоровья, предотвращение болезней, восстановление здоровья и облегчение страданий), что очерчивает сферу ее собственной ответственности в системе медицинской помощи. Кодекс состоит из четырех разделов:

    1) медицинские сестры и общество;

    2) медицинские сестры и практика;

    3) медицинские сестры и профессия;

    4) медицинская сестра и сотрудники.

    Приложение к приказу Министр здравоохранения Республики Казахстан от 23 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-319/2020

    Глава 1. Общие положения

          1. Настоящий Кодекс чести медицинских и фармацевтических работников Республики Казахстан (далее – Кодекс чести) разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 274 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения".

          2. Кодекс чести представляет собой свод общих принципов и морально-этических норм медицинских и фармацевтических работников Республики Казахстан.

          3. Медицинские и фармацевтические работники соблюдают положения настоящего Кодекса чести при осуществлении профессиональной деятельности и для корпоративной культуры.

    Глава 2. Этические принципы и требования к медицинским и фармацевтическим работникам

          4. Медицинские и фармацевтические работники при выполнении своих должностных обязанностей руководствуются следующими принципами:

          1) беспристрастность;

          2) честность и объективность;

          3) порядочность;

          4) профессиональная компетентность;

          5) безупречное поведение;

          6) лояльность;

          7) конфиденциальность информации;

          8) гуманность;

          9) независимость.

    В целом обязанности сестры во многом сходны с обязанностями врача: среди них ответственность за информирование пациента, сохранение медицинской тайны, безопасность медицинских вмешательств, справедливость и отсутствие дискриминации пациентов на каких-либо основаниях, уважение к правам человека, включая право на жизнь, достоинство и уважительное отношение и др.

    Вместе с тем в кодексах сестринской этики присутствуют требования, отражающие специфику сестринской профессии. Многие положения тесно связаны с такими категориями сестринской этики, как адвокация, сотрудничество, забота и ответственность, и более конкретно раскрывают их сущность.

    Так, в международном кодексе говорится, что при оказании помощи сестра «способствует созданию окружающей среды, в которой уважаются права человека, моральные ценности, обычаи и духовные верования индивидуума, семьи и сообщества». Речь идет о формировании необходимого устойчивого контекста медицинской помощи, в котором были бы защищены права человека, а также его моральные и культурные ценности. Яркое проявление требований адвокации можно увидеть в следующей статье международного Кодекса: «медсестра предпринимает необходимые действия в защиту пациентов, членов их семей и сообществ, если их здоровью угрожают действия коллег или иных лиц».

    Есть и международные нормы, касающиеся защиты прав медицинской сестры — это Конвенция Международной организации труда (МОТ) о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала (1977). Уже в преамбуле этого документа подчеркивается жизненно важная роль, которую играет сестринский персонал в системе здравоохранения. Конвенции говорится об обязательствах по принятию необходимых мер для обеспечения соответствующих условий труда, в том числе для продвижения и вознаграждения, которые могли бы привлекать людей к этой профессии и удерживать в ней. Одной из сложных проблем современной организации медицинской помощи является нехватка медицинских сестер, с чем сталкиваются практически все развитые страны. Это связано со многими причинами, такими как неудовлетворительная заработная плата, малый престиж в обществе, более низкий статус в медицинском учреждении по сравнению с врачебным, тяжелые условия труда, большой объем работы, эмоциональные перегрузки, случаи некорректного отношения со стороны врачей и др. Поэтому задачей администраторов и политиков здравоохранения остается создание надлежащих условий для работы медсестер, защита их прав, повышение общественного статуса, улучшение профессионального, материального и социального положения. А. Кронин о положении медсестер.

    Задание:
    • Напишите эссе на тему "Моя профессия медсестра".


    написать администратору сайта