филлсофия. Тема философия древнего мира
Скачать 0.55 Mb.
|
Содержание и формаПредметы и явления действительности имеют много сторон. Существенными сторонами предметов и явлений выступают содержание и форма. Каждое явление или вещь имеют свое содержание и свою форму, составляющие разные, противоположные их стороны. Содержание – вся совокупность элементов и процессов внутренних, а иногда и внешних связей вещи, то, из чего она состоит. Форма – внутренняя и внешняя структура, способ существования содержания, определенное соотношение элементов и процессов во времени и пространстве, устойчивые связи между ними. Форма атома, например, - определенный порядок расположения и взаимодействия входящих в него элементарных частиц и их движений. Необходимо иметь в виду, что в связи с развитием системного подхода и структурно-функционального анализа активно разрабатываются понятия элементов и структуры. Эти понятия близки понятиям содержания и формы, но не совпадают с ними и не заменяют их. Понятие «элемент» отражает то, что входит в «содержание», но не совпадает с ним уже потому, что набор элементов без взаимодействия между ними еще не составляет содержание. Понятие «структура» соответствует понятию «форма», но к последней относится и внутреннее, и внешнее строение, организация вещи, а к структуре относятся только внутренние связи. Форма и содержание неразрывно связаны между собой. Как и все другие, эти категории являются абстракциями, вычленяющими различные стороны вещи, что необходимо для их глубокого изучения и анализа. Сами же стороны отдельно существовать не могут, так как, скажем, разрозненные, не связанные между собой элементы еще не содержание. Оно возникает тогда, когда элементы определенным образом организуются, вступают во взаимосвязи между собой. Короче говоря, содержание не может существовать без формы и, наоборот, форма не может быть бессодержательной. Например, элементы производительных сил – люди и средства производства – составляют содержание способа производства лишь тогда, когда они взаимодействуют и функционируют. В социальноэкономическом смысле они соединяются посредством определенной формы собственности, которая суть, основа производственных отношений, общественноэкономической формы производства. Иначе говоря, производительных сил не может быть без производственных отношений, и наоборот. Содержание и форма активно воздействуют друг на друга. Определяющим значением обладает содержание, но и форма, сложившись в зависимости от содержания, также воздействует на содержание. Это воздействие может быть двояким. Форма способствует развитию содержания, если она соответствует ему; она тормозит развитие, если устарела и не соответствует содержанию. Между старой формой и новым содержанием обостряется противоречие, оно доходит до конфликта, возникает застой, кризисное состояние явления. Для восстановления возможности развития старая форма должна быть заменена новой. Это всегда происходит в природе и обществе. Противоречия между новым содержанием и старой формой являются важным стимулом движения и развития. Форма устаревает и отстает от содержания в результате особенностей своего развития. Если содержание изменяется непрерывно, то форма имеет консервативную тенденцию, она сохраняется до известного времени без существенных изменений, а потом изменяется скачком. Воздействие формы на содержание связано с ее относительной самостоятельностью. Это выражается в том, что форма может опережать содержание или отставать от него, а также в том, что одно и то же содержание развивается в нескольких формах, хотя одному содержанию соответствуют не любые, а лишь некоторые определенные формы. Относительная самостоятельность формы проявляется и в том, что новое содержание может использовать некоторые старые формы и, наоборот, старое содержание может использовать отдельные новые формы. Зная диалектику содержания и формы, можно в практической жизни воздействовать на то и другое при достижении своих целей. Сущность и явлениеКатегории «сущность» и «явление» необходимы для выработки правильного представления о процессе познания. Начинается познание с того, что в процессах и вещах доступно непосредственному чувственному восприятию. Эта внешняя и сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов называется явлением. У всех вещей и процессов есть и внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона, относительно скрытая за явлениями и недоступная непосредственному восприятию. Она представляет собой их сущность – основу объекта и главное в нем, единство внутренних, необходимых сторон и связей. Сущность обычно выступает как общее, а явление – как единичное, индивидуальное. Так, общая сущность живого проявляется в многообразии организмов и в обмене веществ. К понятию «явление» близко по содержанию понятие «видимость» (или «кажимость») – неадекватное, извращенное выражение сущности. В ней есть верное и неверное. Трудность познания заключается в отделении искажений от верного выражения сущности в явлениях. И вместе с тем необходимо за явлением вскрыть сущность. Движение Земли и Солнца земным наблюдателем непосредственно воспринимается как обращение Солнца вокруг Земли. На самом же деле Земля обращается вокруг Солнца. Это есть проявление такой сущности, как движение планет, определяемое законом всемирного тяготения, однако искаженное в процессе восприятия. Сущность и явление – разные, даже противоположные стороны одного предмета, но они находятся в единстве и взаимосвязи. Нет явлений без сущности, нет сущности без ее проявлений. Сущность является. Явление существенно. Изменение сущности определяет изменение явления. Вместе с тем сущность обнаруживается в явлениях и не может обнаружиться помимо явления. Явление есть внешнее обнаружение сущности. Сущность как общее не может существовать вне отдельных явлений. Она существует только в отдельном и проявляется через него. Правильное понимание сущности и явления, их взаимосвязи есть одно из условий для верного представления о соотношении чувственного и рационального моментов в познании. Если явление доступно непосредственному чувственному восприятию, то сущность доступна только абстрактному мышлению. Неверное же понимание соотношения сущности и явления приводит к ошибочным представлениям о познании, в том числе и к агностицизму. Агностицизм Канта, например, связан как раз с тем, что он разрывал и противопоставлял явления и «вещи в себе» (сущность). Он утверждал, что знания людей ограничиваются лишь областью явлений, а перейти к «вещам в себе» и раскрыть их сущность они не в состоянии, ибо между явлениями и вещами существует непреодолимая грань. В действительности сущность вещей познаваема. Тот факт, что явление и сущность не совпадают, а сущность глубокого скрыта, обусловливает необходимость процесса познания и его трудности. Но так как сущность и явление закономерно связаны, сущность выражается в явлениях, она может быть раскрыта, правда, не простым восприятием, а абстрактным логическим мышлением. Например, такие сущности, как стоимость и прибавочная стоимость, не могут быть обнаружены никакими приборами или экспериментами, но то и другое заменяет сила абстракции. Сущность постигается в результате логического анализа данных чувственного восприятия. Так, характер и сознание человека увидеть нельзя, однако о них можно судить по его поступкам и поведению. Познавая сущность тех или иных процессов, наука раскрывает законы, которые ими управляют. Сущность и закон – понятия очень близкие, однопорядковые; закон есть существенная, внутренняя связь, связь внутри сущности или между сущностями. Познание идет от явления к сущности, от внешней стороны вещей к глубоким закономерным связям. Но сущность не дается сразу, вся, а постигается по частям. Раскрыв определенную сущность, познание идет дальше, от познания сущности первого порядка к познанию сущности второго порядка, более глубокой, и так без конца. В практической работе необходимо строго различать сущность вещей, процессов, событий и ее проявления, стремиться находить сущность и ориентироваться на нее. ТЕМА 9. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Сознание – одно из основных понятий философии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности человеком, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Помимо философии сознание изучается рядом других наук: психологией, логикой, кибернетикой, этикой, эстетикой и т. д. Каждая из перечисленных наук изучает лишь какую-то определённую сторону сознания. Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Нам дано всё благодаря сознанию: оно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, связывает, соотносит то, человек увидел, услышал, и то, что он при этом почувствовал, подумал, пережил. Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне её оно не существует. В истории философии исследователи сознания шли двумя путями. Первый состоял в описании способов, каким вещи даны в сознании. На философском языке это называется описанием феномена сознания. Второй состоял в объяснении, как возможно само сознание, т. е. объяснял сам феномен сознания. В философии античности и Нового времени эти подходы не различались, а потому считалось, что если описано, как вещи существуют в сознании, то вопрос о его природе исчерпан. Философия, описывая способ существования вещей в сознании, «растягивала» во времени и пространстве акт сознания путём выделения таких его «шагов», как ощущение, восприятие, представление и т. д. В ХХ веке философы дерзнули задать вопрос, как и почему возникает связь человека с миром и одновременно с самим собой? До настоящего времени исчерпывающего ответа на этот вопрос нет. Существует и ещё одна тайна сознания. Известно, что главным условием возможности появления индивидуального сознания является способность формулировать суждение «Я есть». Для каждого человека слово «Я» понятно, ибо каждый из нас есть Я. Открытие Я происходит в возрасте около трёх лет, причём без участия самосознательного Я, ибо его ещё просто нет. Не случайно никто из нас не может вспомнить и рассказать, как, каким образом в возрасте около трёх лет ему пришла в голову мысль и потребность говорить о себе Я. Ведь до самого акта обнаружения себя в качестве Я человек не был Я, а потому и не было и того, кто взял бы под контроль процедуру «просыпания» Я и запомнил бы её. Сказав о себе Я, человек выделяет себя не только из природы, но из сообщества других людей. Г. Гегель писал, что сознание есть отношение Я к миру, доведённое до противопоставления, о котором Я знает. Вопрос о Я – центральный в проблеме сознания, обсуждаемый и сегодня в философии и других смежных науках. Существует множество разных ответов: Я – явленность Духа Святого, а потому его природа божественна; Я – продукт эволюции живой материи, связанной с мозгом; Я – результат социализации человека, которая предполагает общение и коммуникацию; Я – непосредственная данность, о природе которой спрашивать бессмысленно и т. д. В каждом из этих толкований Я есть своя частичная правда. Но окончательно вопрос о природе Я не решён. Наиболее разработана на сегодняшний день диалектико - материалистическая концепция происхождения и сущности сознания. Достоинство данного подхода связано с использованием новейших научных изысканий в области изучения механизма человеческого сознания. В философии при материалистическом решении её основного вопроса сознание рассматривается в целом как осознанное бытие, как свойство или продукт высокоорганизованной материи, как её сознание, заключающееся в психическом отражении действительности, как субъективный образ объективного мира, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним; в более узком смысле слова под сознанием имеют в виду высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку, идеальную сторону целеполагающей трудовой деятельности. В отличие от материальных духовные явления возникают и развиваются как нечто производное, вторичное по отношению к материи. Все духовные, идеальные и субъективные явления в философском смысле именуются сознанием. Вопрос об отношении сознания к материи является, как уже говорилось, основным вопросом философии. Научное, диалектико-материалистическое его решение состоит в том, что сознание является свойством высокоорганизованной материи, функцией того особенно сложного «куска материи», который называется мозгом человека. Само по себе сознание не заключает в себе «ни грана» материи, но вне соотношения с материей не может быть раскрыта природа сознания. Сознание представляет собой высшую форму отражения материи. Поэтому без выяснения соотношения сознания и материи невозможно уяснить сущность сознания. Как будет показано дальше, существуют различные уровни и формы отражения: отражение в неживой природе, отражение в виде раздражимости у растений, психическое отражение у животных и, наконец, специфически человеческий способ отражения – сознание. ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ Сознание не представляет собой чего-то мистического, сверхъестественного, не свойственного природе. Сознание родственно присущему всей материи свойству отражения. Возникновение сознания – это возникновение более сложной, более упорядоченной формы отражения, осуществляемого высокоорганизованными материальными системами. Такими системами являются биологические и социальные, поэтому возникновение и развитие сознания, т. е. эволюция форм отражения, связано с двумя этапами в прогрессивном развитии материи от низших форм к высшим: 1) с возникновением и развитием жизни; 2) с возникновением и развитием общества. Возникновение жизни было грандиозным по значению, масштабам и времени скачком в истории природы. Этот скачок, однако, не заключал в себе ничего чудесного, сверхъестественного – это был естественно-исторический, закономерный процесс перехода от одних форм движения материи к другим, более сложным, долгий и сложный путь самоорганизации материи. На основании биологической эволюции развиваются и свойственные живой материи формы отражения, без которых не только невозможно регулирование организмом своих взаимоотношений с внешней средой, но и невозможна также сама эволюция живого. Элементарной формой отражения, свойственной всем живым организмам, всему живому, является раздражимостью. Эта форма отражения предшествует возникновению психики и представляет собой ответную реакцию организма на внешние воздействия, раздражения. Раздражимость проявляется в разнообразных формах. Источниками раздражений являются различные факторы среды: свет, тепловая энергия, изменение влажности, химические, механические воздействия и др. Возникающие при этом движения (например тропизмы, т. е. складывание и распускание листьев у мимозы, свёртывание листьев у мухоловки и росянки – растений, способных переваривать насекомых, и т. п.) представляют собой элементарные формы объективно целесообразной реакции. Норма отражения и характер целесообразности на этой ступени ещё очень примитивны, несовершенны. Росянка, например, реагирует одинаково на попадание на ее листья полезного для нее насекомого и бесполезной песчинки. На ранних ступенях развития жизни раздражимость проявляется в нормальных случаях лишь по отношению к таким воздействиям, которые непосредственно влияют на жизнь организмов, имеют прямое отношение к осуществлению таких основных жизненных функций, как питание, самосохранение, воспроизведение. На другие же воздействия примитивные животные почти не реагируют. Таким образом, диапазон явлений, отражаемых в виде раздражимости, сравнительно узок, а само отражение грубо, несовершенно. По мере дальнейшей эволюции организмов происходит постепенное усложнение организации живых существ, дифференциация и специализация соответствующих органов и их функций. На этой основе развивается новая форма раздражимости, состоящая в том, что организмы реагируют не только на факторы среды, имеющие для них непосредственное значение, но и на те, которые играют роль сигналов об этих факторах. На определённом этапе развития раздражимость превращается в способность ощущать. Появление ощущений означает новый этап в развитии форм отражения, свойственного живой материи. Это начало возникновения психики как отражательной деятельности мозга, нервной системы. Благодаря нервной системе животные получают возможность более совершенно приспосабливаться к окружающей среде, более гибко и успешно ориентироваться в ней и, таким образом, более адекватно отражать отдельные свойства и даже некоторые связи в окружающей среде. Информация, получаемая из внешнего мира, поступает в центральную нервную систему, где она перерабатывается и направляется к действующим органам, мышцам, железам, благодаря чему организм определенным образом реагирует на различные внешние условия. Такая реакция организма или его органов в ответ на внешние раздражения происходит при непременном участии нервной системы, включая и её внешний отдел – кору головного мозга, – называется рефлексом, а путь, по которому проходит рефлекс, – рефлекторной дугой. Рассматривая ближе эту в высшей степени сложную деятельность нервной системы, мы убеждаемся, что ощущения представляют собой её необходимое и существенное звено. Ощущение –это внутренняя сторона, своеобразное внутреннее состояние нервной системы, которое заключается в отображении различных свойств, явлений, предметов внешнего мира. Ощущение есть элементарный внутренний (субъективный) образ внешнего мира, создаваемый нервной системой при формировании как безусловных, так и условных рефлексов. В ходе биологической эволюции изменяется характер нервной деятельности, постепенно условные рефлексы получают перевес над безусловными. При этом сама условно-рефлекторная деятельность становится более разнообразной, совершенной и перемещается в высшие отделы центральной нервной системы – кору головного мозга. В развитии условно-рефлекторной деятельности обнаруживается сигнальная функция ощущений. Обычные раздражители, отражаемые нервной системой в виде звуков, цветов, запахов и других ощущений, становятся сигналами безусловных раздражителей. Например, запах связывается с видом и вкусом пищи или обликом врага и т. п. Выполняя функцию сигнала, ощущение, однако, не перестает быть образом, отображением внешнего мира. Оно является отображением тех свойств условного раздражителя, с которым связано непосредственно, хотя эти свойства могут быть безразличными для организма в биологическом отношении, и тем самым оно выступает как сигнал по отношению к другим явлениям, непосредственно не данным, но биологически важным. Развитие психики у млекопитающих, у обезьян, и в особенности у человекоподобных обезьян, представляет собой следующий этап в эволюции форм отражения. Эта ступень характеризуется развитием представлений, ассоциаций представлений и даже целых цепей таких ассоциаций, в которых отражаются не только предметы и явления, но и довольно сложные отношения между ними. И. П. Павлов назвал этот вид психического отражения ручным, или конкретным, «мышлением». Эти обезьяны реагируют не только на отдельные предметы и их свойства, но также и на сложные отношения между ними. Для того, чтобы достать далеко расположенный плод, после неудачных попыток сделать это рукой или короткой палкой в конце концов обезьяны достигали цели, соединяя две короткие палки в одну длинную; составляли вместе ящики, для того чтобы дотянуться до высоко подвешенной приманки; заливали водой огонь, преграждавший им путь к пище. При этом обнаружилось, что обезьяны делают эти сложные операции, не размышляя, как человек над поставленной задачей и не оперируя произвольно своими представлениями, а достигают результата путем «проб и ошибок» и приходят к правильному решению только в процессе самого действия. Здесь мы имеем дело с системой условных рефлексов, в которую включаются ассоциации представлений. Но эти представления элементарны, отрывочны, приурочены только к данной ситуации. Хотя поведение животных, особенно высокоразвитых, свидетельствуют об их способности отражать сложные связи и отношения между явлениями окружающей их среды, нельзя отождествлять их психику с сознанием человека. У животных нет присущих только человеческому сознанию произвольного оперирования представлениями, осмысленности отражения, т. е. осознания не только внешней среды, но и своего отношения к ней. В отличие от человека у животных нет ещё понятийного мышления. Материальную основу сознания, психики раскрывают не только такие науки, как физиология и психология. Возникшая в 40-х годах XX в. новая наука кибернетика вносит свой значительный интересный вклад в познание материальных основ, механизмов, закономерностей отражательной деятельности животных и человека. Кибернетика показала, что можно построить, искусственно создать такие материальные системы, которые выполняют функции, аналогичные некоторым психическим функциям живых организмов и их нервной системы. Созданы устройства, моделирующие условные рефлексы, способность к «обучению» животных. Переход от природы к человеческому обществу был величайшим революционным скачком. От присвоения с помощью естественных органов только готовых продуктов природы предки человека переходят к производству средств существования при помощи искусственных орудий труда и к производству самих орудий производства. Таким образом, труд выделил человека из мира животных и стал необходимым условием существования и дальнейшего развития общества, его отличительной чертой. СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Объективный мир вещей, их свойств и отношений отражается в человеческом мозгу в виде их идеального снимка, образа, «слепка». Такое отражение в человеческом мозгу не есть перемещение материального состава самих вещей в вещество мозга: образ огня не жжёт, образ камня лишен веса и твёрдости. Известно также, что «духовный мир» человека нельзя ни осязать, ни обнаружить физическими приборами или химическими реактивами. Можно разделить на мельчайшие дольки весь мозг человека, но ни вещей, ни мыслей о них не найдёшь. Физиологическими исследованиями можно лишь фиксировать распределение нервных процессов, а не то содержание, которое в них зашифровано. Но всем также известен факт, что образы, мысли – не миражи, а реальная сила, регулирующая человеческое поведение. Это идеальная форма нашей активности. С помощью умственных действий человек способен предварять свои практические действия, предвидеть события. Человек может строить в своей голове модели и прошлого, и настоящего, и будущего. Всё это говорит о том, что отраженная в мозгу человека вещь существует там иначе, чем она существует объективно. Образы вещей могут быть чувственными, наглядными (например визуально сходными со своими оригиналами), но могут быть и понятными, так что сходство носит уже не внешний, а внутренний характер (сходство по содержанию, по типу связи компонентов). Идеальность образов состоит лишь в том, что он не сводим ни к определённым внешним объектам, ни к материальным физиологическим процессам в мозгу. Последние строят образ, но не являются образом. Физиологические процессы коры головного мозга выступают как носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектом отражения. Чувственные образы, существуя у нас в голове, осознаются нами как существующие вне нас. Эта способность возникла в результате длительной эволюции животного мира и общественно-исторической практики человечества. «Перенос» наших образов вовне есть не что иное, как соотношение этих образов с тем местом, с той обстановкой, с теми предметами, которые были отражены в нашем мозгу. Вместе с тем сознание существует не только как нечто принадлежащее данному субъекту, но и в виде форм общественного сознания, зафиксированных средствами языка. Например, система научного знания существует независимо от субъективных представлений отдельных индивидов. Исторически выработанные знания приобретают, таким образом, относительно самостоятельный характер, становясь достоянием всего человечества. Нельзя отрицать реальность сознания. Такой реальностью является вся духовная культура общества и внутренний духовный мир каждого человека. Идеальные образы, возникающие в голове человека, выражаются в словах и математических формах, чертежах и художественных изображениях. Но это даёт нам право рассматривать сознание как особую субстанцию независимую от материального мира. Если бы сознание было каким-то самостоятельным бытием, несопоставимым с внешним миром, то познание мира и практическое воздействие человека на него были бы невозможны. СООТНОШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ПРОИСХОЖДЕНИИ СОЗНАНИЯ Мозг человека представляет собой чрезвычайно сложный нервный аппарат, который состоит из громадного числа нервных клеток. Их насчитывается около 11-ти миллиардов. Каждая из клеток взаимодействует с тысячами других, образуя в целом гигантскую цепь связей, по нервным волокнам уходящих к нервным окончаниям внутренних и внешних органов чувств. Выдающиеся русские учёные И. М. Сеченов, И. П. Павлов и их последователи выдвинули и развили идею о том, что психика, сознание по своему материальному механизму носят рефлекторный характер. Сеченов показал, что все акты как сознательной, так и бессознательной жизни по способу своего образования – суть рефлексы, которые делятся на три главных звена: - начальное звено – внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; - среднее звено – центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения и торможения) и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей и т. д.); - конечное звено – внешние движения. Павлов показал, что в коре больших полушарий головного мозга в результате одновременного действия условного и безусловного раздражителей образуются временные связи, ассоциации. Важным принципом рефлекторной теории является принцип подкрепления: закрепляется та связь, которая подкрепляется достижением результата. Подкрепление же осуществляется с помощью механизма обратной связи. Её жизненный смысл состоит в том, чтобы постоянно ставить в известность мозг о происходящем в управляемой им системе. Причём если для выработки условного рефлекса у животных необходимо, чтобы ранее безразличный раздражитель вступил в связь лишь с биологически важным раздражителем, то у человека фактором подкрепления может служить прежде всего общественная значимость явления, моральный стимул и т. п. В исследовании мозга применяется сложная электронная аппаратура. Анализ работы мозга ведётся на клеточном и молекулярном уровнях, изучается жизнедеятельность отдельных нервных клеток (нейронов) или даже отдельных их частей. Многочисленные нервные клетки могут осуществлять довольно сложные функции. Так, они могут различать внешние воздействия, запоминать их, отвечать на их воздействия. Однако если внешнее воздействие будет монотонно повторяться, то клетка может вскоре перестать реагировать на данный раздражитель. Такого рода клетки мозга называются клетками новизны. Исследованы также нейроны, которые выполняют и другие функции переработки поступающей в мозг информации. Например, при помощи контрастных веществ, которые вводятся в сосуды мозга, получают снимки этих сосудов и на этом основании судят о состоянии и работе мозга. Человеческий мозг представляет собой сложную живую функциональную систему. Подлинно научное понимание функционирования этой системы предполагает обобщение достижений, полученных как при анализе отдельных нейронов, так и при изучении практической деятельности человека в целом. Как показывают многосторонние физиологические исследования, нервные процессы, возникновение ощущений, чувств, побуждений, мыслей и т. д. в своей основе имеют такие материальные процессы, совершающиеся в мозгу, как электрохимические, физиологические, биофизические, биоэлектрические, биохимические. Характеристика сознания как свойства головного мозга выражает не только зависимость, неотъемлемость духовных, психических явлений от высокоорганизованной материи – от мозга, – но и его качественную специфику. Мозг как орган сознания по отношению к своему внешнему свойству – сознанию – выступает как материальный субстрат и не может быть отождествлен с этим свойством. Сознание существует в голове человека лишь как субъективный образ объективного мира. «...Наше сознание есть лишь образ внешнего мира, и понятно само собою, что отображение не может существовать без отображаемого, но отображаемое существует независимо от отображающего»[1]. По отношению к нервно-мозговым процессам сознание выступает как их идеальное содержание, а по отношению к объективному миру оно является субъективным образом, возникающим в процессе отражения человеческим мозгом объективной действительности. Как духовная деятельность, противоположная материальному, сознание непосредственно формируется под влиянием общественно-практической деятельности людей, в конечном счёте определяется их деятельностью. Хотя сознание является свойством мозга, но осознаёт действительность не мозг сам по себе, а общественное существо – личность, обладающая нормально развитым мозгом и выступающая как субъект преобразующей деятельности. Отсюда следует, что сущность человеческого сознания невозможно вскрыть исходя лишь из анатомо-физиологических и других материальных свойств и особенностей человеческого мозга. Возникновение, функционирование и развитие сознания возможно только в обществе. Сознание каждого человека вбирает в себя опыт, знания, убеждения, верования, заблуждения, оценки той общественной среды, в которой он растет. Наука, искусство и религия, политические убеждения, нравственные нормы в той форме, в которой они существуют в данном обществе, изо дня в день воздействуют на личность. Всё это вместе со всем жизненным опытом делает из каждого отдельного человека представителя определённого образа жизни, уровня культуры и психологии. Процесс осознания мира одним человеком всесторонне обусловлен развитием познания мира всем человечеством. Язык и мышление. Естественные и искусственные языки Выше мы уже показали, что язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества. При этом одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации. В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют собой органическое единство, не исключающее, однако, и противоречий между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль – значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово – это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака – представителя целого класса сходных предметов, т. е. в роли знака понятия. Наконец, язык выполняет роль инструмента накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей. Через речь осуществляется мощное воздействие одних людей на других. Эта роль языка видна в процессе обучения в том значении, которое в наши дни приобрели средства массовой информации. Вместе с тем успехи в познании мира, накопление знаний ведут к обогащению языка, его словарного запаса, грамматических форм. С возникновением письменности знания и опыт закрепляются в рукописях, книгах и т. д., становятся общественным достоянием, обеспечивается преемственность поколений и исторических эпох, преемственность в развитии культуры. Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак – средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу – национален. Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание. Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Вместе с тем по мере развития познания и общественной практики наряду с языками начинают все шире использоваться и неязыковые знаки и знаковые системы. В конечном счете все они так или иначе связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т. д. Больше того, формируются искусственные языки – язык математики, других наук, а в последнее время и формализованные языки программирования (Бейсик, Алгол, Фортран и т. д.). Потребности, вызвавшие их к жизни, многообразны. Немаловажно уже то, что в этих языках преодолена многозначность терминов, свойственная естественным языкам и недопустимая в науке. Искусственные языки позволяют в предельно сжатой форме выражать определенные понятия, выполняют функции своеобразной научной стенографии, экономного изложения и выражения объемного мыслительного материала. Наконец, искусственные языки – одно из средств интернационализации науки, поскольку искусственные языки едины, интернациональны. Проблема моделирования мыслительных (логических) операций в кибернетических системах Одним из проявлений уровня достижений человеческого познания стало развитие кибернетики – науки, изучающей различные управляющие системы и процессы управления. На основе этой науки созданы специальные электронновычислительные устройства – компьютеры. Одни из них способны автоматически управлять поездом, самолётом или сложными процессами, другие – переводить текст с языка на язык, третьи – выполнять те или иные логические операции, сложнейшие математические вычисления и т. д. Эти машины способны получать извне различного рода сведения (информацию), «запоминать» их, перерабатывать и производить целесообразные действия. Кое в чём кибернетическая машина превосходит человека, она, например, в десятки, сотни тысяч раз быстрее человека производит счётные операции, исследует огромное количество данных, анализирует массу вариантов и т. д. Проектируются машины, способные сами совершенствовать программу своей работы и даже улучшать свою структуру на основании пред шествующей деятельности. Машина способна функционировать там, где человек не может находиться в силу или опасности (например в условиях, где протекают радиоактивные или другие вредные процессы), или недоступности (далёкое космическое пространство). Успехи кибернетики дали повод приписать автоматическим механизмам способность ощущать и даже мыслить. Мало того, ведутся разговоры, что можно создать машину-автомат, которая по своим интеллектуальным способностям превзойдёт человека и в конечном счёте заменит его. Эра роботов якобы придёт на место эры человека. На самом деле никакая, даже самая современная, машина не обладает способностью ощущать, не говоря уже о мышлении. Машина не мыслит, она лишь имитирует, моделирует присущие человеку некоторые логические функции, причём только те из них, которые поддаются формализации, математической обработке. Тот факт, что по мере успехов науки круг формализуемых мыслительных операций постепенно расширяется, не меняет существа дела: мышление присуще лишь человеку, оно является свойством особым образом организованной материи человеческого мозга, продуктом длительной эволюции материального мира, и прежде всего общественной среды. Мышление социально по своей природе. Машина же, даже самая совершенная, всегда была и останется мёртвым механизмом, созданным и управляемым человеком. Человек выделяет себя из природы, активно познаёт окружающий мир, воздействует на него, преобразует. Он обладает неисчерпаемыми творческими возможностями, изумительной по глубине и многообразию гаммой чувств, мыслей, переживаний, интересов и т. п. Машина же лишена всего этого. Она создана искусным умом и умелыми руками человека, который программирует её функции, какими бы сложными и удивительными они ни представлялись. Подобно тому, как обычная машина облегчает физические усилия человека, машина кибернетическая облегчает его умственные усилия, освобождая разум от выполнения утомительных, однообразных, не требующих творчества операций, расширяет интеллектуальные возможности человека. Но какого бы высокого уровня ни достигала кибернетика в своём развитии, машина-автомат никогда не обретёт роли носителя человеческого сознания, никогда не заменит человека как общественное существо. Она всегда останется орудием, средством решения стоящих перед человеком производственных и познавательных задач. [1] Ленин В. И. Полн. собр. соч. – Т. 18. – С. 239. |