Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 1. Теоретические модели общества и их философские основания.

  • Вопрос 2. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Дискуссионные проблемы формационного анализа общества.

  • Конспект. Тема Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления


    Скачать 58.29 Kb.
    НазваниеТема Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления
    АнкорКонспект
    Дата14.01.2023
    Размер58.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia.docx
    ТипДокументы
    #886042
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Тема 4. Общество: основы философского анализа



    Вопрос 1. Теоретические модели общества и их философские основания.


     

    Основанием этой системы являются общие законы структуры, функционирования, развития общества, его движущих сил. Задача социальной философии – выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы, дать анализ общественной сущности человека.

    Рассмотрение сущности социальных явлений, причин и основ развития общества, его движущих сил занимали существенное место в истории социально-философской мысли. Эти и другие фундаментальные проблемы бытия общества в социальной философии рассматриваются с разных точек зрения.

    Идеалистическая модель имела широкое распространение в истории философии и господствовала до середины XIX в. Аргументом является то обстоятельство, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные мотивы, цели, установки, которые предшествуют их реальным действиям.

    Абсолютизация роли сознания в жизни общества и привела к выводу, что сознание является конечной причиной исторических событий. Идеалистическое объяснение сущности общества приводит к отрицанию объективных законов его развития.

    Отрицание закономерного характера функционирования и развития общества предопределило и решение проблемы движущих сил истории. Натуралистическая модель (или географическое направление) ведущую роль в развитии общества отводит природным условиям.

    Однако натуралистическая модель, справедливо подчеркивая значение природных условий в развитии общества, определенную зависимость развития отдельных стран, в том числе и психики, поведения людей от тех или иных природных, климатических факторов, в то же время преувеличивает, абсолютизирует их роль в социальных процессах. Противоположной идеалистической и натуралистической модели является материалистическая теория общества, основные принципы которой сформулированы К.

    Не отрицая существования в общественной жизни идейных побудительных мотивов, отвечая на вопросы о конечных причинах возникновения и существования этих мотивов, материалистическая модель основывается на том, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание. Общественное бытие – это объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу и существенное содержание которого составляет производство материальных благ.

    Общественное сознание – духовная сторона общественной жизни: взгляды, представления, теории, идеи, в которых отражается общественное бытие. Первичность и определяющая роль общественного бытия аргументируется следующим образом: • общественное сознание возникает на основе общественного бытия и без него не существует, являясь его отражением; • общественное сознание заимствует из общественного бытия свое содержание; • источником изменения общественного сознания являются, в конечном счете, потребности развития и изменения общественного бытия.
    В материалистической модели получил обоснование закономерный характер развития общества, его рассмотрение как продукта сознательной деятельности людей, различных социальных общностей.

    Сравнительный анализ теоретических моделей общества позволяет сделать вывод, что ни одна из них не может служить универсальным ключом к раскрытию сущности социума и его причинно-следственных связей, но каждый из этих подходов обладает определенными познавательными возможностями.

    Вопрос 2. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Дискуссионные проблемы формационного анализа общества.


     

    Важнейшая роль в философском осмыслении общества, его развития принадлежит категориям «общественно-экономическая формация» и «цивилизация». Это понятие позволило обосновать системный характер общества, основой которого являются материальные и, прежде всего, экономические (производственные) отношения, представить его развитие как закономерный и прогрессивный процесс смены различных этапов, выявить единство всемирной истории.

    Кардинальная разработка цивилизационного анализа общества принадлежит русскому историку XX в. А.

    Тойнби рассматривал человечество как совокупность отдельных цивилизаций, которые объединяют страны и народы, связанные общей ментальностью, устойчивыми стереотипами мышления и чувствования. Важнейшую основу духовной консолидации цивилизации составляет характер религиозных верований, что позволило выделить пять крупных цивилизаций: китайскую, индийскую, исламскую, русскую, западную.

    При этом развитие цивилизаций носит локальный, замкнутый характер, проходя ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, надлом, распад. Распад цивилизаций носит универсальный характер, что в итоге приводит к полному ее исчезновению.

    Но это не умаляет ценности цивилизационного подхода к периодизации всемирной истории, позволяющего объединить страны и народы на основе общих черт присущей им культуры. Шпенглер); четвертые рассматривают ее как выражение высших достижений человека в различных сферах его деятельности; пятые употребляют это понятие для обозначения своеобразия той или иной страны, группы стран на определенном этапе развития (античная цивилизация, цивилизация инков).

    Неоднозначность употребления данной категории требует охарактеризовать наиболее существенные черты, которые лежат в основе всех цивилизаций. Поэтому цивилизация представляет такую стадию в развитии человечества, когда социальные связи начинают доминировать над природными и когда общество функционирует и развивается на своей собственной основе.

    Возникновение цивилизации – качественно новый этап в истории человечества, откуда и начинается его подлинная история. Фундамент цивилизации – общественное богатство в единстве материальных и духовных ценностей, что находит свое выражение в культуре, охватывающей все стороны жизни человека во всем многообразии его свойств и потребностей.
    Связь и взаимозависимость культуры и цивилизации настолько велики, что многие философы отождествляют эти понятия, что не случайно. Качество цивилизации как социокультурного образования, критерий ее развития определяется положением человека в обществе.

    Дискуссионный характер понятия «цивилизация», неоднозначность его употребления темнее менее позволяют определить ее как целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах и охарактеризовать наиболее существенные черты, которые лежат в основе всех цивилизаций. Различают типы цивилизаций, через которые исторически проходило человечество в своем развитии: космогенная, техногенная и формирующаяся в настоящее время антропогенная цивилизация (информационное общество).

    Цивилизационный анализ в его современной разработке как более общий подход к рассмотрению общества не отменяет и не заменяет теорию формационного развития, они являются взаимодополняющими, представляя различные ресурсы изучения социума.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта