Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 1. Предмет философии, ее основные проблемы и направления.

  • Вопрос 2. Исходные философские категории: бытие, материя, сознание, познание. Функции философии.

  • Конспект. Тема Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления


    Скачать 58.29 Kb.
    НазваниеТема Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления
    АнкорКонспект
    Дата14.01.2023
    Размер58.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia.docx
    ТипДокументы
    #886042
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Философия

    2 курс

    1 семестр

    Тема 1. Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества

    Вопрос 1. Предмет философии, ее основные проблемы и направления.


    Человек в процессе эволюции начинает выделять себя из окружающего мира природы и тем самым осмысливать как свою уникальность, так и уникальность окружающего мира, противостоящего ему и отличающегося от него. Так, смысл философии Пифагор и другой древнегреческий философ Гераклит видели в поиске истины, Платон – в познании вечных и абсолютных истин, по мнению его ученика древнегреческого философа Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего, первоначал и первопричин бытия. При всем многообразии подходов к определению предмета философии можно выделить то общее, что свойственно философскому знанию вообще. Философию можно определить как учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру.

    Отличительная особенность философии в том, что она ставит и решает проблемы мировоззрения. Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место человека в нем, а также основанные на них чувства, убеждения, идеалы, оценки, определяющие принципы поведения человека. Как разноуровневое духовное образование оно включает мироощущение (эмоциональный момент), мировосприятие (рациональная сторона) и отношение человека к миру и самому себе. Исторически сложились такие формы мировоззрения, как мифологическое, религиозное, обыденное, философское.

    Мифологическое мировоззрение как первая попытка объяснить явления окружающего мира характерно для ранних этапов первобытного общества и представляет собой фантастическое отражение действительности в эмоционально-образной форме. Играя значительную роль в жизни людей, в то же время оно не является достаточно подуманным, последовательным, систематизированным, не лишено ошибок и заблуждений, испытывает затруднения при решении сложных проблем, когда требуются фундаментальные знания, в том числе и в области философии. Философское мировоззрение как высший тип мировоззрения представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. В отличие от других типов мировоззрения для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний.

    Философия, формируя целостное понимание мира, является ядром мировоззрения, его теоретической основой. Философия как сложившаяся система знаний включает целый ряд проблем, которые она призвана решать. Но центральная мировоззренческая проблема – отношение человека к миру – конкретизируется в философии в основном вопросе: как относится мышление к бытию, сознание к материи, идеальное к материальному. Основной вопрос философии имеет сложную структуру, что обусловливает многообразие уровней философского мировоззрения.

    При рассмотрении первого, наиболее общего и фундаментального уровня основного вопроса философии различают две стороны. Первой стороной вопроса об отношении сознания к материи является вопрос о том, что является первичным – материя или сознание, какая из двух фундаментальных типов реальности – материальная или идеальная – является определяющей и порождает другую, лежит в основе мира. При решении этого вопроса возможны два подхода: монистический (от греческого monos – один, единственный), который кладет в основу мира одно из двух начал, материю или сознание, и дуалистический (от латинского dualis – двойственный), принимающий оба начала как равнозначные. Тем не менее, последний подход был распространен в философии слабо, и наиболее видными его представителями являются французский философ XVII в.

    В рамках монистического подхода выделяют такие философские направления, как материализм и идеализм. В своем развитии материализм прошел ряд этапов – от стихийного материализма античности (Гераклит, Демокрит и др. ) к метафизическому, механистическому материализму 17–18 вв. Идеализм считает, что развитие мира определяется духовным началом.

    Он признает существование объективного мира вне человеческого сознания, но утверждает, что мир является порождением и проявлением некоего объективного сознания, не зависящего от человека – бога, духа, мирового сознания (Платон, Гегель). Субъективный идеализм считает первичной реальностью человеческие ощущения и тем самым первичным индивидуальное сознание (английский философ XVIII в. Следует подчеркнуть, что противоположность материализма и идеализма в решении основного вопроса философии не означает их несовместимости в решении других проблем. Другая сторона основного вопроса философии – вопрос о том, можно ли адекватно познать окружающую человека действительность, объективные законы ее существования и функционирования.

    Часть философов признают безусловную познаваемость мира для человека. Тем не менее последовательный материализм неразрывно связан с признанием познаваемости мира.

    Кроме того, незначительная часть философов является скептиками, отказываясь однозначно ответить на вопрос о познаваемости мира.

    Вопрос об отношении мышления к бытию является основным вопросом философии, так как в конечном счете именно тот или иной ответ на него обусловливает принципы решения всех философских проблем, среди которых такие, как проблема истины, проблема метода познания, проблемы онтологии, а также мировоззренческие, общетеоретические основы конкретных наук, пытающихся проникнуть в сущность мироздания.

    Вопрос 2. Исходные философские категории: бытие, материя, сознание, познание. Функции философии.



    Бытие, понимаемое традиционной философией как существование, включает следующие формы: бытие вещей, бытие человека, бытие духовного и бытие социального. Материя как объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, неразрывно связана с такими атрибутами (всеобщими формами бытия) как движение, пространство и время. Сознание как субъективная реальность – это особое состояние, свойственное только человеку.

    Особое место в философии занимает исследование форм и методов познания, всеобщими из которых являются диалектика и метафизика. Система диалектики включает основные законы (единства и борьбы противоположностей; переход количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания), принципы (связи всех форм бытия; развития, изменчивости всего существующего) и идею противоречивости бытия как причины и условия его существования. Метафизика, в отличие от диалектики, сводит все изменения только к количественным, отрицает внутренний источник развития и переносит его «во вне», за пределы процесса или явления.

    Следовательно, своеобразие философии состоит в том, что она проявляет себя как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности, что дает основание говорить о значении философии для других наук, о ее основных функциях. Прежде всего, философия выполняет мировоззренческую функцию, вооружая людей знанием мира и человека как целостной сложной системы. Являясь понятийным объяснением мира, она служит основой его правильного осмысления, ориентируясь на раскрытие самых общих вопросов. Путь познания заключается в том, что философия вырабатывает систему способов и приемов объяснения, изучения мира и его изменения. В отличие от методов других наук, философия выступает в качестве наиболее общей методологии, т. е. формулирует общие принципы познания и освоения мира. Ф. Бэкон, английский философ XVIII в.,сравнивал философию с факелом, освещающим дорогу в пути. Особенно важна эта функция в переломные периоды развития общества, когда решается проблема выбора пути и системы ценностей, что актуально для современного этапа развития российского общества. Критическая функция философии связана с аксиологической, т.к. Принцип «подвергай все сомнению» был характерен для всей истории философии. Философия выполняет и прогностическую функцию, формулируя гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира, материи и сознания.

    Именно философия впервые привлекла внимание к глобальным проблемам современности и наметила пути их решения, обратилась к идее гармонизации взаимодействия природы и человека как средства решения экологической проблемы.

    Сформулировала целый ряд новых для философии проблем (в частности, техника и человек, человек и природа, глобальное моделирование), что стимулировало рождение ряда наук – математическая логика, математическая лингвистика, экофилософия, биосферная концепция культуры, имеющих непосредственный выход на практическую деятельность современного человека.

    Философия, как часть общей культуры человечества, выполняет и интеллектуальную функцию, развивая способности человека к теоретическому мышлению, формируя интеллект, способствует становлению собственного мировоззрения.


      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта