Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 1. Диалектика и ее исторические формы.

  • Вопрос 3. Категории материалистической диалектики.

  • Конспект. Тема Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления


    Скачать 58.29 Kb.
    НазваниеТема Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления
    АнкорКонспект
    Дата14.01.2023
    Размер58.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia.docx
    ТипДокументы
    #886042
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Тема 3. Диалектика: понятие и основные исторические формы




    Вопрос 1. Диалектика и ее исторические формы. 



    Одним из основных достижений философского мышления является учение о диалектики. Диалектика – это учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. Диалектический метод познания явлений природы и общества предполагает рассмотрения предмета не в статичном, застывшем виде, а в развитии, всей совокупности внутренне присущих ему противоречий и тесной связи предмета с другими предметами. Ленин писал, что «диалектика – это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи».

    В истории выделяют следующие основные исторические формы диалектики: наивная диалектика античности, идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса и Энгельса.

    Античная диалектика характеризуется с одной стороны общим характером суждений, созерцательным подходом к миру явлений, в силу небольшого научного накопленного опыта в то время, с другой стороны в основном она уже тогда правильно ухватила основу диалектического подхода к явлениям. «Путь вниз»: огонь превращается в воздух, воздух в воду, вода в землю. «Путь верх»: земля превращается в воду, вода в воздух, а воздух в огонь. По Гераклиту, именно противоречия являются движущей силой развития, именно благодаря им происходят изменения в мире. Гегель подразделяет диалектику на три составные части: бытие, сущность и понятие. Исчерпав категорию бытия, Гегель рассматривает то же бытие, но уже с противопоставлением этого бытия ему же самому. Гегель исследует и ту ступень Д. , где фигурируют категории, содержащие в себе одинаково и бытие, и сущность. Гегель разработал основные законы и категории диалектики, тем самым внес громадный вклад в развитие диалектического подхода.

    Сталина писал: «Диалектический материализм… называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его теория – материалистической». То есть теория Маркса восприняла законы и категории диалектики, но исходила из первичности материи над сознанием. Рассматривая основные три закона диалектики, ответим предварительно на вопрос, что мы понимаем под законом вообще. Закон в философском смысле понимается как существенная и необходимая, общая и повторяющаяся связь между явлениями материального мира, вызывающая строго определенное течение событий. Материалистическая диалектика выделяет три основных закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Этот закон является ядром диалектики, раскрывает источники и причины развития материального мира. Противоположности понимаются как внутренние стороны предмета, которые исключают и одновременно предполагают наличие друг друга.

    И действительно, любой предмет содержит противоречивые стороны, как в самом себе, так и в отношении других предметов. Так, к примеру, развитие информационных технологий может, с одной стороны создать условия для всеобщего доступа к знаниям, всестороннего развития личности, а с другой может работать и на деградацию подрастающего поколения. Борьба противоположностей составляет противоречие, которое является источником всякого развития. Так как сами противоположности носят всеобщий характер, то и борьба их между собой абсолютна. Единство же относительно и составляет необходимое условие для протекания борьбы, так как эта борьба протекает только там, где противоположности сосуществуют в одном предмете. Если бы развитие противоположностей протекало без борьбы, то не было бы никакого развития. Внутренние и внешние противоречия.

    Внутренние противоречия – это борьба противоположных сторон данного предмета. Внутренние противоречия являются двигателем развития предмета, определяют основные тенденции в его изменениях. Что бы познать предмет, необходимо определить его внутренние противоречия. Внешние противоречия – это противоречивые отношения данного предмета с другими предметами, с окружающей его средой. Примером внешних противоречий выступают противоречия между государствами. Внешние противоречия могут способствовать развитию предмета, а могут и тормозить его, но определяют направление развития противоречия внутренние. Так, к примеру, при всем том внешнем влиянии, которое оказывали на СССР страны западного мира, основными причинами его развала являются внутренние противоречия советского общества, которые еще предстоит исследовать.

    Основные и неосновные противоречия. Основными называют такие противоречия, которые играют решающую роль в развитии и воздействуют на все другие противоречия и стороны предмета. Примером основного противоречия в обществе является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, которое двигает вперед общественное развитие. Проникая во все сферы жизни общества, основное противоречия любой общественно-экономической формации порождает ряд неосновных, второстепенных противоречий, которые выражают и проявляют основное противоречие. Так, к примеру, противоречия, связанные с реализацией авторского права и борьбой с пиратством неосновное, но оно является проявлением основного противоречия между производственными отношениями и производительными силами: с одной стороны уровень техники позволяет бесплатно присваивать результаты духовной деятельности человека, с другой стороны производственные отношения капиталистической общественно-экономической формации основаны на высшей стадии товарного производства, когда любой продукт приобретает товарную форму (то есть производится с целью обмена). Антагонистические противоречия – это непримиримые противоречия, которые снимаются в ходе их борьбы и подчинения одной стороны другой. Примерами антагонистических противоречий могут служить классовые противоречия между рабами и рабовладельцами.
    В ходе дальнейшего развития, общество выработало разные формы для разрешения классовых противоречий, но в основе своей в той или иной степени они остаются антагонистическими по сию пору. Неантагонистические противоречия – это противоречия, которые возможно решить без подчинения одной стороны другой, с помощью взаимодействия и взаимодополнения противоречивых сторон предмета. Примером такого рода противоречий могут выступать внутриклассовые противоречия между различными слоями одного класса. Так, к примеру, противоречия между рабочими мигрантами и рабочими москвичами не является антагонистическим и может быть разрешено при соблюдении принципов равноправия в трудовых отношениях. Выяснив, что такое противоположности и противоречия, дадим формулировку первого закона диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей: Предметы и явления раздваиваются на противоположные стороны, которые представляют единство противоположностей. Противоположности не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой.

    Борьба противоположностей составляет внутреннее содержание и источник развития действительности. Для начала разберемся с тем, что такое количество и что такое качество. Качество представляет существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Свойство характеризует вещь, с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом. Количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также величины, объема и пр. Если взять для примера автомобиль, то с качественной стороны он обладает рядом, присущих ему свойств.

    И так любой предмет. Не бывает качества вообще, оторванного от количественных характеристик, равно как не бывает и количества вообще. Таким образом, развитие выступает как единство количества и качества. Это самый наглядный пример того как постепенные количественные изменения приводят к качественным. Постепенное накопление отдельных противоречий еще не создает ситуации скачкообразного перехода из одной общественно-экономической формации в другую, но когда противоречия достигают своей высшей формы, такой переход свершается, как правило, в форме социальной революции, когда происходит скачкообразная смена одной общественно-экономической формации на другую.

    Закон перехода количественных изменений в качественные: всем предметам и явлениям свойственны количественная и качественная определенности, количество и качество.

    Диалектическое отрицание исходит из того, что новое не уничтожает старое, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось.

    Сначала имеется зерно, затем его отрицает растение, а потом растения выбрасывает много зерен и круг как бы замыкается, но на более высоком уровне: вначале было одно зерно, а теперь зерен множество.
    Примером диалектического отрицания можно считать смену общественно-экономических формаций.

    Сначала господствовала архаическая (первобытнообщинная) формация, которая основывалась на общественной собственности, затем ей на смену пришла эпоха формаций основанных на частной собственности и затем, на новом более высоком уровне развития, в СССР была попытка вновь построить общество с господством общественной собственности.

    Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер.

    Вопрос 3. Категории материалистической диалектики.


     

    Единичное – отличая данный предмет от другого, по его пространственным, временным и иным свойствам, от них в том числе подобных ему предметов. принадлежащим многим вещам, группе или (общее в том, что сержанты) единой суммой связей. Во-первых, единичное и общее являются противоположностями. Во-вторых, общее устойчиво, а единичное – изменчиво. В-третьих, единичное богаче общего, так как имеет свои исторические признаки. Однако общее глубже единичного, так как является сущностью предмета.

    В-четвертых, несмотря на то, что единичное и общее противоположности, они существуют в единстве. Единичное – всегда существует в связи, которая ведет к общему. Так, к примеру, отдельно взятая личность представляет единичное. Но личность не может существовать вне общества, которое является целым по отношению к личности. То есть общее и единичное две стороны единого предмета. Понимание диалектики единичного и общего важно как в познавательной деятельности, так и в решении практических вопросов жизни, особенно связанных с политическим устройством общества.

    Содержание – это совокупность элементов и процессов, образующих предмет. Форма – это структура и организация содержания. Формой же права является, с одной стороны его внутренняя система (нормы, отрасли, подотрасли, институты и пр. ) (если речь идет о внутренней форме), с другой стороны источники права, то есть те документы, в которых содержатся правовые нормы. Содержание, с одной стороны определяет форму, задает параметры и пределы для развития формы. Вместе с тем и форма может оказывать обратное воздействие на содержание.

    Содержание – изменчиво, форма – устойчива. Форма и содержание противоположности. В процессе борьбы, содержание отбрасывает старую форму, но в тоже время новая форма способствует развитию новых элементов у содержания. Сущность – это главная, внутренняя, относительно устойчивая совокупность сторон предмета. Сущность определяет природу предмета и из нее вытекают все его основные стороны и признаки. Сущность не лежит на поверхности и для того, чтобы ее познать, требуется проникнуть вглубь предмета, исследовать его с помощью теоретического мышления.

    Явление – это внешнее непосредственное выражение сущности. Сущность человека заключается в общественных отношениях, которые формируют его личность. Диалектика сущности и явления строиться на двух основных особенностях: с одной стороны сущность и явления едины, с другой противоположны. Сущность является, явление существенно – писал Ленин. Явление – это сущность, взятая со стороны ее функционирования в непосредственной действительности. Внешняя сторона действительности, отдельные свойства предмета, составляют явление.

    Сущность же – это те же явления, взятые со стороны в их наиболее глубоких, общих, важных и устойчивых черт. Чтобы познать сущность явления, не достаточно эмпирического познания, необходимо глубокое осмысление целой цепи событий, связанных с развитием этого явления. В то же самое время, сама по себе сущность не бывает абстрактной, она всегда находит свое выражение в конкретных событиях, поступках, действиях, что в совокупности является явлением. Не может быть сущности абстрактного права или государства, всегда за сущностью государства и права стоят конкретные явления, подтверждающие сущность. Причина – это явление или группа явлений, предшествующие другому явлению и вызывающие его. Причина всегда предшествует следствию и определяет ход его развития, однако следование во времени не является достаточным основанием для определения причины.

    Причину не следует путать с поводом – непосредственно предшествующим следствию событием, которое не является причиной, но дает толчок к его развитию. Так, если поводом к началу Первой Мировой войны является убийство австрийского эрцгерцога Фердинанда в сербском городе Сараево, то основная причина лежит в империалистической стадии капитализма, которая неизбежно порождает передел сфер влияния в мире между крупнейшими монополистами, что неизбежно приводит к войнам. Зачастую это оказывается не так просто, и мы видим на примере знаковых исторических событий (как например, Великая Октябрьская революция) разночтения в толковании их причин. Что бы правильно выявить их, необходимо всесторонне изучить противоречия общества в данную эпоху. Необходимость – это то явление, которое при наличии определенных условий обязательно наступает. Необходимость вытекает из сущности предмета и является постоянной и устойчивой для него.

    Случайность – это событие, которое не обязательно наступает при определенных условиях. Например, весна сменяет зиму, что необходимо ведет к таянию снега. Возможность – это то, что может произойти необходимым или случайным образом, предпосылки для возникновения нового, имеющиеся в существующем. Действительность – это то, что в действительности существует. Действительность это осуществленная, реализованная возможность. Превращение возможности в действительность зависит как от субъективных (людей), так и объективных причин.

    Так, например, у России есть возможность сократить разрыв между богами и бедными. Так, например, после Великой Октябрьской революции в России вся Европа была охвачена пожаром революционных выступлений. С другой стороны возможности могут как прогрессивные, так и реакционные. Так, например, в 1930-е годы создавались Народные фронта против фашистской угрозы. Прогрессивные возможности – это развитие общества в направлении освобождения человека и создания условий для его всестороннего развития. Так же выделяют абстрактные и реальные возможности.

    Абстрактная возможность это такая возможность, которая в данных исторических условиях нереализуема. Невозможность – это то, что не при каких условиях не может быть реализуемо, так как противоречит объективным законам. Реальная возможность – это возможность, для реализации которой уже созрели необходимые условия. В процессе развития абстрактная возможность превращается в реальную и наоборот, при утрате необходимых условия, реальная возможность может стать абстрактной (формальной).


    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта