Конспект. Тема Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления
Скачать 58.29 Kb.
|
Тема 5. Общество как саморазвивающаяся системаВопрос 1. Социальная система и ее характерные особенности. Материально-производственная и социальная сфера как подсистемы общества.В социальной философии XX века в качестве основной парадигмы исследования общества утвердили системный подход, в разработку которого наибольший вклад внесли мыслители XIX–XX вв. : О. Социальная система представляет собой упорядоченную, самоуправляемую целостность разнообразных общественных отношений, носителями которых являются индивиды и социальные группы. От всех природных систем (физических, биологических) общество отличается особой сложностью в силу многообразия социальных отношений, в которые включаются люди, и имеет иерархический характер. Социальная система является самоуправляемой, что предполагает наличие специальной подсистемы управления, которая обеспечивает согласованность действий всех компонентов системы. В обществе как сложно структурированном целом можно выделить четыре подсистемы (сферы): материально-производственную, социальную, политическую и духовную. Материально-производственная сфера связана с деятельностью людей по созданию материальных условий сохранения и поддержания их жизни; социальная – сфера взаимоотношений различных социальных групп по поводу условий их жизнедеятельности; политическая сфера связана с регулятивной деятельностью людей, обеспечивающей согласованность и целостность общества; духовная сфера – это производство знаний, опыта, ценностей, т. Материально-производственная сфера общества (экономическое бытие) – сложное образование, ядром которого является материальное производство. Рассматривая его как системообразующий компонент социума и используя формационный и цивилизационный подходы, его можно представить как единство двух видов отношений – отношений людей к природе (производительные силы) и отношений друг к другу в процессе производства (производственные или экономические отношения). Производительные силы – это система вещественных (техника, технология, предмет труда) и личностных элементов. Производственные отношения – это система отношений, складывающаяся между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления, основой которой являются отношения собственности, т. к. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений, в котором определяющей стороной являются производительные силы, а производственные отношения оказывают на них активное воздействие (либо способствуют развитию, либо препятствуют), объясняет функционирование общества как саморазвивающейся системы. Социальная сфера общественной жизни. Общество представляет собой не просто сумму индивидов, в нем действуют различные взаимосвязанные группы людей, т. Совокупность исторически сложившихся относительно устойчивых и взаимодействующих социальных общностей составляет социальную сферу общества, его социальное бытие. Это сложное и многоплановое образование, которое включает различные по характеру, масштабу, общественной роли общности. Поэтому социальная сфера включает такие взаимосвязанные и взаимодействующие общности как классы и социальные слои, профессиональные и отраслевые группы, этнические общности (род, племя, народность), демографические группы, территориальные общности, производственные коллективы, семья и другие образования. При этом в социальной сфере общества можно вычленить макроструктуру (например, народ, классы, нации) и микроструктуру, включающую такие малые социальные группы, как семья, трудовые коллективы, учебные коллективы и т. Среди общностей на макроуровне особенно заметное место занимают нации, которые характеризуются общностью территории, языка, экономической жизни, своеобразием культуры, психологического склада, а также классы, различающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам доли общественного богатства. Страт (слой) – это группа людей, отличающихся по положению в ступенчатой иерархии на основании таких признаков как доход, власть, престиж, образование, квалификация, религиозная принадлежность, место жительства и т.д. Формационные и цивилизационные изменения современного общества в конце XX века обусловили усложнение социальной структуры, существенные изменения в содержании социальных общностей, характере их взаимодействия. Появляются новые признаки в определении социальных общностей, меняются структура и интересы современных классов, формируется правящий класс, класс производственных и непроизводственных работников, средний класс, активно протекают процессы социальной дифференциации. Эти изменения объективно порождают новые закономерности развития социальной сферы: отказ от классовой борьбы и переход к компромиссу, частичному соглашению, социальному партнерству, не классовая борьба, а общечеловеческие ценности становятся приоритетами, возрастает социальная мобильность. Вопрос 2. Политическая сфера общества, ее основные элементы. Духовная сфера и ее структура, роль в обществе.Политическая сфера как подсистема общества связана с регулятивной деятельностью людей, обеспечивающей согласованность и целостность социума. Эта сфера охватывает взаимоотношения между классами, нациями, другими социальными группами и общностями, центральным моментом которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти, т. е. Поскольку эти отношения строятся через определенные учреждения и организации, система учреждений (институтов), регулирующих отношения между социальными общностями с целью сохранения общественной структуры в интересах правящего класса и общества в целом, составляет политическую сферу (политическую систему). Исторически первым и важнейшим политическим институтом, ядром политической системы является государство. Иначе говоря, государство имеет двойственную природу, что нашло свое проявление в двух рассмотренных ранее подходах (формационном и цивилизационном), и было бы неверно сводить сущность государства исключительно к насилию и подавлению эксплуатируемых, что особенно проявилось в марксизме. • территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления, при помощи которых государственная власть охватывает своим влиянием все население страны. Государство выполняет целый ряд функций, которые представляют направления его деятельности и в которых прослеживается переплетение формационных и цивилизационных функций. Кроме государства важное место в политической сфере общества принадлежит партиям. Партии отражают в своей деятельности положение класса в обществе, его коренные интересы, всю систему его отношений с другими классами, организациями. Государство как ядро политического бытия общества различается «типом» и формой. Тип государства раскрывает его формационный смысл и определяется тем, какому классу (или классам) оно служит. Вопрос о социалистическом государстве как типе государства в современном обществознании остается дискуссионным. Один и тот же тип государства может существовать в различных формах. Форма государства – это способ организации, а также приемы и методы осуществления власти. в) тоталитарный режим; г) авторитарный режим. Этот вывод имеет не только научную ценность, так как вопрос о форме государства – один из важнейших вопросов реальной политики. Вместе с тем категории «тип» и «форма» государства позволяют правильно сориентироваться при оценке того или иного государства, нацеливают на выявление его сущности и тенденций развития, обусловленных формационными и цивилизационными изменениями. Духовная сфера как подсистема общества связана с производством, обменом и потреблением духовных, т. е. Эта сфера включает духовные потребности, духовную деятельность и созданные на этой основе духовные ценности, а также духовные отношения. Важнейшим элементом духовного бытия общества является общественное сознание, которое формируется как отражение социальной действительности. Но при этом общественное сознание имеет и внутреннюю логику развития, собственные законы функционирования, что говорит об отсутствии жесткой зависимости общественного сознания от общественного бытия. Оно может как отставать от общественного бытия, так и опережать его развитие. Идеи, теоретические концепции, политические доктрины могут играть как прогрессивную, так и реакционную роль в развитии общества, ускорять его развитие, или, наоборот, вести к деградации и разрушению. При этом сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через деятельность людей. Поэтому это влияние тем больше и заметнее, чем больше те или иные идеи, концепции, теории отвечают интересам людей и общества в целом. В исследовании общественного сознания доминируют два подхода: гносеологический (выяснение того, что и как отражает общественное сознание), выделяющий обыденный уровень (стихийное отражение явлений повседневной жизни) и теоретический (более глубокое отражение сущностных связей и отношений в виде системы идей, понятий.Законов), и социологический подход – выяснение роли общественного сознания в жизни людей (его функции), выделяющий общественную психологию и идеологию. Элементами структуры общественного сознания являются и его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, философское, научное сознание, отличающиеся друг от друга по объекту и способу отражения, по общественным потребностям и социальной роли, выполняемой в обществе. Начиная рассмотрение форм общественного сознания с науки, необходимо иметь в виду, что в современном мире наука – не только одна из форм общественного сознания, но и сложное многоплановое социальное явление, в основе которого лежит знание сущности и причин явлений, а также законов, действующих в объективной действительности и познании. Наука развивается на основе исторически определенных потребностей общества и используется в интересах человека и человечества. Содержание политического сознания заключается в отражении (через систему программ, уставов и деклараций различных партий и общественных организаций) экономических от ношен и истого или иного общества и их реализацию через отношение к власти, в центре которого стоит вопрос о государстве. Поэтому идеологическая функция политики, с одной стороны, служит узакониванию государственной власти, а с другой – оправданию различных актов социального возмущения. Являясь одним из моментов духовно-практической деятельности, политика теснейшим образом связана с правовой сферой общества, включающей правовое сознание и правовую деятельность как совокупность правовых взглядов, теорий, чувств; знание и реализацию правовых норм и их оценку, определяемую интересами и потребностями различных социальных слоев, в силу чего право является нормативной сферой жизнедеятельности общества, Другой регламентирующей сферой является одна из древнейших форм общественного сознания – мораль, понимаемая как совокупность норм, правил и принципов поведения, исторически выработанных обществом и реализующихся в практике поведения. Особое место в обществе занимают эстетические отношения и эстетическая деятельность, наиболее концентрированным выражением которой является искусство – особая форма отражения и выражения жизни (природной и социальной действительности, внутреннего мира человека) в форме художественных образов, представляющих собой единство объективного и субъективного (реальный мир в восприятии художника); единичного и общего (неповторимость каждого образа и элемент собирательности, типичного в нем); рационального и эмоционального (определенная информация через призму чувственных переживаний) Однако создание произведения искусства – это лишь одна сторона эстетической деятельности, другая же, не менее важная сторона "бытия" произведения – это процесс его эстетического восприятия, чем и определяется главная функция искусства – эстетическая, наряду с которой оно выполняет и такие функции, как познавательная, воспитательная, идеологическая, коммуникативная. Как общественное явление религия имеет социальные (объективные факты общественной жизни), гносеологические (стремление человека к познанию и объяснению окружающего мира) и психологические (отрицательные эмоции и переживания человека, неудовлетворенность реальной жизнью) корни и включает религиозное сознание, представленное религиозной психологией и религиозной идеологией, и религиозную деятельность, объединяющую религиозные действия и религиозные институты. Главными функциями религии наряду с мировоззренческой, являются миротворческая, иллюзорно-компенсаторная, идеологическая, воспитательная и коммуникативная. |