Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 1. Философия Древнего мира, Европейского Средневековья, Эпохи Возрождения и Нового времени.

  • Вопрос 2. Философия

  • Конспект. Тема Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления


    Скачать 58.29 Kb.
    НазваниеТема Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления
    АнкорКонспект
    Дата14.01.2023
    Размер58.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia.docx
    ТипДокументы
    #886042
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Тема 2. Основные этапы и направления развития философии



    Вопрос 1. Философия Древнего мира, Европейского Средневековья, Эпохи Возрождения и Нового времени.


     

    Особое место в древнегреческой философии занимает учение Гераклита (первого диалектика), суть взглядов которого в признании всеобщего движения и изменения путем превращения противоположностей друг в друга (диалектика) как мировой закономерности («логос»). Большую роль в популяризации знаний о древнегреческом обществе сыграли софисты (Протагор, Георгий), которые в рамках своей философско-просветительской деятельности основное внимание уделяли психологическим сторонам личности, развивая при этом идею относительности всякого знания. У истоков европейского материализма стоит атомистическая теория Демокрита и Эпикура, считавших, что весь мир состоит из совокупности движущихся атомов, определяющих возникновение и разрушение вещей, а в конечном итоге и причинную обусловленность всех без исключения явлений. Классическая триада греческой философии включает учения Сократа, Платона, Аристотеля. Сократ совершил своего рода поворот в греческой философии от проблем Космоса («космологизм» – характерная особенность всей древнегреческой философии) к проблемам человека: вопросам жизни и смерти, смысла существования, предназначения человека, счастья и т.д. ; дал первое толкование диалектики как искусства диалога, где путем обнаружения противоречий достигается истина.

    Основные идеи Сократа получили логическое продолжение в трудах Платона, учение об идеях которого явилось отрицательной реакцией на атомизм Демокрита и стало первой формой объективного идеализма. Подлинное бытие, согласно Платону, принадлежит миру духовных сущностей (идей), частичкой которых является и душа человека, с учением о которой у Платона тесно связана теория государства. С критикой платоновского объективного идеализма выступил его ученик Аристотель, развивавший положение о неразрывной связи материи и формы, но при этом сам не избежавший идеалистического вывода о форме форм, как смысле всей действительности, где форма предмета – это его мысль, а мысль – Бог.

    В области социально-философской проблематики Аристотель, подобно Платону, был сторонником социальной этики, считая человека существом общественным, а смысл его бытия видел в служении обществу. Философскими взглядами Аристотеля заканчивается классический период греческой философии, за которым следует римско-эллинистический (I в. н. э. ), представленный эпикуреизмом, известным своим отказом от социальной этики Платона и Аристотеля в пользу индивидуальной этики Эпикура (общество – не цель, а лишь средство достижения личного благополучия индивида), основанной на его атомистической теории; стоицизмом – философией мудрости, достижения согласованности человеческой жизни с логикой мировой закономерности; скептицизмом, выражавшим сомнение в возможности действительного познания истины, и неоплатонизмом (Плотин, Прокл).

    Неоплатонизм как разновидность объективного идеализма стал переходной ступенью от древнегреческой к средневековой философии и одним из элементов в становлении христианской теологии. Знакомство со средневековой западноевропейской философией следует начать с ее периодизации: подготовительный этап (II–VIII вв. ) – формирование данной философии; ранняя схоластика (IX–XII вв. ) – знание и вера почти не разделены; средняя схоластика (XIII век) – философия окончательно отделяется от теологии; поздняя схоластика (XIV–XV вв. ) – отличалась рационалистической систематизацией новых знаний и созданием логики и метафизики иррационалистического направления.

    Теоцентризм, основанный на догмате креационизма (учение о сотворении мира Богом из ничего), является характерной особенностью средневековой философии, ее онтологии. Она базируется на христианской религии единобожия, где главной реальностью, создавшей все сущее, является Бог. Средневековая антропология (учение о человеке) утверждает, что природа человека как божественна (душа), так и греховна (тело). Средневековая гносеология (теория познания) утверждает, что истиной может быть признано не только то, что основано на разуме, но и то, что основано на вере. Однако, например, Фома Аквинский в своем учении о гармонии веры и разума утверждал, что вера выше разума и приводил пять рациональных доказательств существования Бога.
    Важной проблемой средневековой философии является проблема соотношения общих и конкретных понятий, в ходе обсуждения которых формировалось два направления – номинализм и реализм. Оккам) принижали значение общих понятий и полагали, что общее существует только в уме человека.

    Оценивая роль средневековой философии в развитии мировой философской мысли и культуры, следует подчеркнуть, что христианская философия способствовала утверждению идеалов гуманизма, помогала возникновению и развитию духовной культуры эпохи средневековья, внесла вклад в разработку философских проблем соотношения веры и разума, природы общих понятий.

    Главные особенности философии эпохи Ренессанса (Возрождения) – в освобождении духовной жизни от влияния религии и церкви, в активном использовании античного культурного наследия и развитии научного (натурфилософского) знания. Специфическими чертами философии этого периода были пантеизм – новая картина мира, отождествляющая Бога и природу, Бога и человека; и антропоцентризм, где главным объектом рассмотрения и центральным звеном космического бытия становился человек: его земное предназначение, разносторонность, своеобразие и уникальность каждой личности.

    Воссоздание новой, отличной от средневековой картины мира и человека мыслителями эпохи Возрождения не только способствовало переходу европейской философии к Новому времени, но и нашло свое дальнейшее развитие в XIX – начале XX века в космических идеях К. Циолковского, в понятии «ноосферы» В. Для философии Нового Времени характерен интерес к естественным наукам, обобщение их достижений и поиск нового метода познания. Бэкон, выступивший с критикой средневековой схоластики в учении о «призраках» или «идолах» (рода и пещеры, как следствие «естественных свойств человеческого ума»; рынка и театра, приобретенных вследствие общения и воздействия на сознание ложных теорий и философских учений) – предрассудков человеческого сознания, задерживающих научный прогресс. Предметом философии у английских материалистов являлась природа, в основе которой была материя, тело, независимое от человеческого сознания. Важное место в философии новоевропейских материалистов занимало учение о познании, включающее две ступени: чувственное и разумное знание и развивающееся на основе таких методов как индуктивный (Ф. Учение о человеке, гражданине, обществе получило развитие в философии Дуалистическая философия Нового Времени представлена взглядами французского философа-рационалиста Р. Декарта, чье имя связано не только с философией, но и с крупнейшими преобразованиями в естественных науках XVII в. Лейбниц считал, что мир состоит из мельчайших элементов – монад (особых простых субстанций, входящих в состав сложных субстанций), наделенных божественной силой, активностью, направляющей Вселенную ко все более совершенным и богатым формам (диалектический вывод).

    Беркли: существовать – значит быть в восприятии – предполагал, что предметы реальны постольку, поскольку их можно рассматривать как комплекс ощущений индивида (субъективно-идеалистический подход), а возникающие у него идеи как результат воздействия Бога на разум (близость к объективному идеализму). В философии французского материализма ХVШ в. Однако общими чертами материалистических учений этого периода были механистический и метафизический характер метода философского анализа, большой интерес к вопросу происхождения и сущности сознания и сенсуализм (акцент на чувственное постижение мира) в теории познания. человек предстает у них лишь как физическое, природное существо, являющееся продуктом окружающей его среды.

    На этой основе делался вывод о необходимости разумного, соответствующего природе человека общественного устройства, которое они, однако, связывали, главным образом, с развитием человеческих идей и взглядов.

     

    Вопрос 2. Философия XVIIIXX вв. (немецкая классическая философия, русская религиозная философия, Западная философия).
      Сложным и противоречивым явлением в духовной жизни Европы была немецкая философия конца ХVIII – начала XIX века, родоначальником которой считается И. В философской эволюции Канта различают два периода: «докритический», в который им выдвигалась космогоническая теория возникновения Солнечной системы из первоначального облака частиц, и «критический», когда были написаны его главные философские труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Признавая существование действительных вещей вне субъекта, Кант, тем не менее, утверждал, что реальность состоит из двух миров – феноменов, «вещей для нас» (вещей, как они нам являются, т. е. проявившийся здесь дуализм Канта определил основные принципы его гносеологии: склонность к агностицизму (учение о принципиальной непознаваемости сущности объективного мира) и априоризм (внеопытный источник подлинно научного знания).

    Продолжателем и критиком взглядов Канта был Гегель – создатель всеобъемлющей объективно-идеалистической философской системы и диалектического метода познания. Основой всего сущего Гегель считал абсолютную идею, безличный мировой разум, на процессе самопознания которого и строятся все три части его философской системы: логика, исследующая законы и категории мышления как законы бытия; философия природы – инобытие абсолютной идеи, отчуждающей себя в природу и производящей природу из себя, и философия духа, объединяющая учение о субъективном духе, включающее антропологию, феноменологию и психологию; учение об объективном духе – право, мораль и нравственность (как учение о развитии общественного сознания) и учение об абсолютном духе – искусство, религия, философия. Диалектика Гегеля нашла проявление в его представлении о развитии любого явления, вплоть до абсолютной идеи, в форме триады – тезис, антитезис (его отрицание).

    Л. Фейербах был первым философом, который выступил с критикой гегелевской идеалистической философии, а также христианской религии и ее догматов, противопоставив идеализму Гегеля антропологический материализм, основой является человек, а не абсолютная идея. Фейербах остался идеалистом, не отрицал необходимость религии вообще, а заменял ее религией любви к человеку, рассматривал человека как абстрактное, природное существо, вместе с критикой идеалистической системы Гегеля отбросил и гегелевскую диалектику. Философия марксизма как наследница немецкой классической философии – одно из направлений, вызывающее в настоящее время неоднозначную оценку.

    Для определения места и объективного анализа этого направления в истории философии важно учитывать различные его варианты (классический марксизм, ленинский вариант, сталинский вариант, социал-демократическая версия, неомарксизм), не отождествляя это учение с его различными версиями, прежде всего со сталинским вариантом догматизированного и идеологизированного марксизма. Рассматривая классический марксизм как развивающуюся теорию, необходимо выделить в нем и критически оценить идеи, выражающие ценности техногенной цивилизации и ее индустриальной стадии, а также открытия и идеи, выходящие за пределы техногенной культуры, имеющие непреходящее значение и важные для осмысления ее кризисного состояния и новых тенденций развития мировой цивилизации. Особенности марксистской философии в ее классическом варианте, отличающие от предшествующих учений: открытие материалистического понимания общественной жизни, детальная и оригинальная критика капитализма, исследование природы отчуждения человека, разработка диалектико-материалистического метода и др. возрос интерес к русской, прежде всего религиозно-идеалистической философии.

    Русская философия представляет оригинальное образование мировой философской мысли. – переход к русской философии XVIII и XIX вв. как отечественной философии Нового времени и Просвещения. Славянофильство как духовное течение, возникшее в 30–40-е годы XIX века и развивавшееся в спорах с западничеством, отстаивало идеи самобытности отечественной эволюции, особой исторической миссии славян, соборности, превосходства внутренней свободы человека, основанной на совести.

    Западничество как течение в русской культуре выступило с критикой устаревших порядков патриархальной России, отрицало своеобразие русского исторического развития. Соловьева: цель новой философии – ориентация на добро с помощью универсального синтеза рациональных и эзотерических средств познания, идея о «Богочеловечестве», православное христианство как основа универсального единства русского народа. Раскрывая характерные черты русской философии, следует выделить ее православный, религиозный характер, антропоцентризм в сочетании с ориентацией на Божественное начало человека, опору не только на труды отечественных философов, но и другие русские общекультурные источники, тотальную критику идей западного классического рационализма с попытками сочетать его с иррациональными видами бытия, выработку концепции «русской идеи». Особое место в русской культурной жизни начала XX века занимает религиозно-идеалистическая философия, представленная такими именами как Н.

    Шестова характерны идеи геоцентризма в сочетании с христианским антропоцентризмом, проблемы сущности и действенности веры и ее борьбы против мирового зла, философии жизни в единстве с экзистенциальной философией абсурда. Франка привлекают внимание проблемы экзистенциальной онтологии – человек и культура, человек и бытие, человек и Бог, «духовной жизни человека» и его личности, сущности человеческой души, веры и поиска высшего смысла жизни человека. Главная задача позитивизма, в центре внимания которого находятся проблемы научного знания, состоит в отрицании традиционной философии и замене ее новой, позитивной философией, опирающейся только на опытные знания. Раскрывая эволюцию позитивизма, можно выделить основные этапы его развития и проследить тенденцию развития: от отрицания познавательной ценности философии ранним позитивизмом, к исследованию структуры научного знания, методов истинности научных теорий, критериев их сравнения, динамики науки, к признанию постпозитивизмом значимости философских положений и неустранимости их из науки.

    Экзистенциализм, появление которого связано с потрясениями XX века, усугубившими отчуждение человека от общества, обратился к проблеме индивидуального человеческого существования в кризисных ситуациях. Раскрывая особенности этого направления, отличающие его от классической философии, важно подчеркнуть разработку им нового понятийного аппарата, связанного с переживаниями отдельной личности, утверждение неповторимости каждого человека, его активной роли в осознании себя, своей ответственности за собственную судьбу, решение проблемы свободы как одной из центральных в данной философии.

    Необходимо подчеркнуть неоднозначность и противоречивость философии экзистенциализма, которая в определенном смысле оптимистична и может быть представлена как разновидность гуманистической философии, в то же время утверждение об абсурдности человеческой жизни выявляет ее пессимистический характер. Проблема специфики человеческого бытия является важной и для современной религиозной философии и, прежде всего, для неотомизма – официальной философии современной католической церкви.
    Возрождая и развивая основные положения философии Фомы Аквинского применительно к современным достижениям науки и общественной жизни, неотомизм утверждает тезис о гармонии разума и веры, науки и религии, Отстаивая эти положения, неотомизм не признает их равноправие, рассматривает веру выше разума. Следует также подчеркнуть особенность современного томизма, отличающую его от традиционной схоластики, как интерес к проблеме человека, его активной роли и ответственности за свою судьбу, что сближает неотомизм с философией экзистенциализма. Проблема человека и прежде всего изучение субъективной стороны его деятельности получила развитие в таком направлении как герменевтика, которая отразила процессы усиления международной напряженности после II мировой войны и закономерно вывела на первый план проблему понимания в гуманитарных науках, трудностей социального познания. Раскрывая заслуги герменевтики в изучении субъективных аспектов человеческой деятельности, важно показать ее значение в выявлении смысла социальных процессов, роли интерпретации в гуманитарном знании, в решении проблемы перевода научной информации на естественный язык, а также в осмыслении проблемы понимания как взаимодействия и взаимообогащения различных культур.
    Одной из новейших форм современной философии, в которой отражается содержание всей современной культуры и новый стиль мышления, является постмодернизм. Отмечая неоднозначность определения данного термина, можно выделить такие характерные черты постмодернизма как отрицание всех форм философии монизма, отказ от фундаментальных принципов традиционной западноевропейской философии, утверждение философии плюрализма и метода диалога как важнейшего в отношениях между различными философскими направлениями, обоснование вариативности, многомерности в качестве основных характеристик природы и общества.

     

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта