Конспект лекции. Тема Философия xx века Информационный блок Социокультурные условия в странах Западной Европы к. Xix н
Скачать 160.5 Kb.
|
Тема «Философия XX века» Информационный блок Социокультурные условия в странах Западной Европы к.XIX - н.XX в. и новая философская картина мира. Место и роль философии в культуре XX века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов. В западноевропейской и русской философии второй половины XIX – начала ХХ в. складываются (параллельно с классической традицией и как критика ее) постклассическая форма мысли и нетрадиционные способы мировоззренческой ориентации человека в природном и социальном мире, что нашло свое выражение прежде всего в резкой, решительной переоценке ценностей, которыми на протяжении веков и тысячелетий жила европейская цивилизация. Рубеж веков – важнейшая веха на пути философской мысли, открывающая собой новейший, современный этап ее сложной и противоречивой истории. В XIX-ХХ вв. в теоретическом сознании (прежде всего в науке) происходит вторая глубокая перестройка – теперь в нем вновь начинают преобладать процессы интеграции, синтеза, а вместе с ними статический взгляд на мир и на человека вновь сменяется генетическим и динамическим воззрением. Философия – в ее главный и высших достижениях мысли – возвращается как «бы на круги своя», но это не буквальное возвращение, не «круг», а «спираль», т.е. диалектическое восхождение. О переоценке каких ценностей было так громко заявлено крупнейшими мыслителями ХХ века и их предшественниками, предугадавшими глубокий кризис западной цивилизации? Критике и переоценке были подвергнуты идеалы и ценности просвещения: высший авторитет разума и основанная на нем вера в прогресс. Тезисом классической философии о разумности мира и о рационально-опытных формах его постижения противостояли теперь другие установки и ориентиры, отводящие ведущую роль в жизни и судьбах людей феноменам бессознательного – воле, страсти, инстинкту. Нельзя недооценивать положительную сторону этих новаций. На новом пути философская и научная (медицинская, психологическая, культурологическая) мысль добилась выдающихся успехов – самым значительным из них было открытие и обоснование австрийским врачом и психологом З.Фрейдом (1856 – 1939) психоанализа – особого клинического метода, с помощью которого удалось не только намного расширить и углубить теоретические знания о природе человека, но и оказать действенную помощь людям в предупреждении и лечении болезней. Метода, легшего в основу теории, захватившей умы всего мира и названной в честь ее создателя – фрейдизм. Критика разума (антиинтеллектуализм) в западной философии ХХ в. имеет под собой реальную историческую основу. По «неразумию» наш век действительно не знает себе равных: две мировые войны, классовый и расовый геноцид, тяжелейшие экологические катастрофы, угроза тотального самоуничтожения человечества – можно ли все это совместить, согласовать с верой в разумные и добрые начала жизни? Или оправдать, «списав» как средства во имя сколь угодно высоких целей? Но именно в ХХ в. качественно изменился характер самого научного знания – оно стало более сложным, более опосредованным по отношению к своему объекту; в новом, нетрадиционном свете встали вопросы языка науки. Все это тоже нашло свое выражение в философских исканиях ХХ в., ориентированных не на социально-гуманитарную, а на логическую и гносеологическую проблематику. Классические философские системы, основанные на систематическом миропонимании, были популярны в Европе до середины 19в. Целью подобных концепций было стремление рассмотреть мир в его единстве. Глобальные философские системы создавались исходя из потребности объединения мира европейской культуры. В эпоху информационной цивилизации значимость подобных схем ограничивается узким кругом профессионалов. Пришло понимание, что мир настолько многообразен, что требует множества систем миропонимания и мирооотношения. Многообразие философского опыта обусловлено сосуществованием множества форм бытия. Единый мир различен в самом себе, неоднороден, противоречив. Поэтому, философский поиск направлен на понимание и объяснение бесконечного многообразия мира. Предлагаются новые методологии, новые технологии построения философских концепций. Философия 20 в. отразила все процессы, связанные с потрясениями общества, государства, личности, изменениями в статусе науки и т.п. Сама философия из аналитико-рациональной превращается в некое творчество. Целью философии в 20 в. становится отражение, интерпретация, объяснение изменившихся символов культуры и смысложизненных вопросов человеческого бытия. Философские школы, философско-религиозные культуры структурно, функционально и культурно-исторически включены в целостную систему научного знания, функционируют в необходимой связи с мировоззренческими, ценностными установками, с нормами общения и социального бытия. С одной стороны, актуальным становится разработка философских концепций религиозного, антропологического и деятельностного направлений. С другой стороны, конструирование проблемы и мира, которое воплощается в философских теориях, превращает философствование в процесс творческо-художественного самовыражения. В 20 в. появляется философское течение прагматизм, в основе которого лежат идеи утилитаризма. Философия ориентируется на запросы практики. Начинает доминировать идея о том, что философия должна быть не размышлением о первоначалах бытия и познания, а методом решения реальных практических проблем, которые встают перед конкретными людьми в различных ситуациях. В прагматизме выдвигаются три главные идеи: познание - это прагматическая вера, а истина - это неспекулятивный опыт, дающий желаемый результат; философская рациональность - это и есть практическая целесообразность. Задача человека в данном случае - наилучшим образом использовать эти идеи. Философия помогает человеку в преобразовании мира. В начале 20 в. появляется философское направление феноменология. Основателем направления является Э. Гуссерль (1859 - 1938 гг). Многие философские идеи, развивавшиеся в рамках этого направления легли в основу таких, возникших позднее, направлений, как экзистенциализм и герменевтика. Позитивизм. Проблема соотношения философского и научного познания. Неопозитивизм и постпозитивизм. Позитивизм – направление философии, зародившееся в 30-е – 40-е годы 19 века и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. Середина 19 - начало 20 веков - это время наивысшего развития позитивизма. Основателем позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798 – 1857). Он ввел в философию термин "позитивизм". О. Конт считал, что традиционная философия, основанная на умозрительном, отвлеченном типе построения знаний неспособна ответить на вопросы, поставленные развитием науки. Эта идея основывалась на учении Конта и 3-х стадиях развития познания: 1) теологической, характеризующейся господством религии, объяснением явлений деятельностью сверхъестественных фантастических существ; 2) метафизической, для которой характерно господство философии, объясняющей природу абстрактными "Сущностями" и "причинами"; 3) позитивной, для которой характерен отказ от теологии и метафизики, господство позитивных (положительных) наук, научное объяснение всех явлений. По мнению позитивистов, философия должна исследовать только факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод. Позитивизм как философское направление в своем развитии прошел 4 основные стадии: - позитивизм (О.Конта, Г.Спенсера, Дж. Милля), - махизм, или эмпириокритицизм (Мах, Авенариус) - неопозитивизм, включающий школы: "логический атомизм", "логический эмпиризм", "логическая семантика", "аналитическая философия" и др. - постпозитивизм. Главные идеи позитивизма. Любая наука может быть организована на основе таких же принципов, как математика и физика, достигших в это время больших успехов. Науки должны быть организованы на эмпирическом "позитивном" знании, а не на спекулятивных умозаключениях. Следовательно, по мере развития конкретных наук отпадает необходимость в философии, которая как обобщенное знание растворяется в науках и теряет свой предмет исследования. Огюст Конт По Конту, все положительные знания могут быть получены эмпирическими науками, опирающимися на опыт, поэтому философия не имеет своего предмета исследования. Задача философии ограничивается обобщением результатов специальных наук. Таким образом, все "метафизические", т.е. коренные философские проблемы объявлялись позитивистами пережитками "донаучных" представлений. Конт был убежден в способности науки к бесконечному развитию, но он отрицал принципиальную возможность познания сущности явлений, объявляя бессмысленным исследование причин, заменяя понятие причинности представлением о последовательности явлений. Научное познание, по Конту, должно не объяснять явления, а ограничиться их описанием. Ограничив научное познание областью явлений, О. Конт в своих взглядах выступает как агностик. Во второй половине 19 в. позитивизм становится влиятельным течением, особенно в Англии, где он получил дальнейшее развитие в трудах Д.С. Милля (1806 - 1873) и Г. Спенсера (1820 - 1903). Махизм (эмпириокритицизм) -вторая форма позитивизма, возникшая в конце 19 века, создателями которой были австрийский физик и философ Эрнст Мах (1836 – 1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843 - 1896). Их учения сходны по своим идеям, поэтому их принято объединять под общим названием в одно направление. Возникновение этого направления связано с методологическим кризисом в физике. Он был порожден рядом крупных открытий (открытие электрона, явления радиоактивности и др.), которые привели к крушению старых представлений о строении материи и к отказу некоторых ученых от материализма. Главная идея: в основе философии должен лежать критический опыт. Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеалистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений». Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений. А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать: во-первых, интегративной, «всеобщей» наукой, во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером). Мыслить "с наименьшей тратой сил" - это значит не объяснять, а описывать явления. Мах предпринимает попытку создания философии науки, свободной от односторонности материализма и идеализма. Мах вводит понятие "нейтральных элементов мира". Эти элементы не являются ни физическими, ни психическими - они "нейтральны". "Нейтральные элементы" в махизме - это ощущения, а мир - это комплекс ощущений. Основным принципом научного познания Мах провозгласил принцип "экономии мышления" (по Авенариусу - принцип "наименьшей траты сил"). Суть принципа сводится к тому, чтобы освободить знания от "метафизических" допущений, к которым относится, прежде всего, признание объективной реальности. Понятия "движение", "пространство", "время", "причинность", "необходимость" рассматриваются как продукты мышления, не имеющие смысла вне человека, а следовательно, не имеющие объективного содержания. Таким образом, выступив против "метафизики", махисты и эмпириокритики пришли не только к отрицанию возможности познания сущности вещей, но и к отрицанию их объективного существования. Эмпириокритицизм – это субъектиный идеализм. Его идеи частично расходятся с самими принципами позитивизма, поэтому он не получил широкого распространения. Неопозитивизм – направление в позитивизм, сформировавшееся в 20-х гг. 20 века. В 40-50-е гг. 20 в. это философское направление получило широкое распространение в США, куда в связи с войной переместились из Европы многие его представители. Основными представителями неопозитивизма были: философы «Венского кружка» (М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат, Г.Рейехенбах); представители Львовско-Варшавской школы (А.Тарский, Я.Лукасевич), Б.Рассел (1872 – 1970); Л.Витгенштейн (1889 – 1951). Главная идея неопозитивизма: Философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим позитивизм сближается с геременевтикой). Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации – сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) – верификации не подлежат, а следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии. Бертран Рассел (1872 - 1970) - английский философ, логик, математик, Людвиг Витгенштейн (1889 - 1951) - австрийский философ, логик. Б. Рассел примел метод логического анализа к понятиям математики, убедился в его эффективности и пришел к выводу, что он может быть применен к любой области знания, в том числе и в решении философских проблем. Логика была провозглашена сущностью философии. По Расселу, философские проблемы сами сводят себя к проблемам логики, т.к. каждая философская проблема, если ее подвергнуть необходимому анализу и очищению, оказывается или вовсе не философской, или философской в смысле логической. Рассел и Витгенштейн поставили своей задачей построение логически совершенного языка науки из его элементарных составных частей - простых ("атоматрных") и сложных, состоящих из простых ("молекулярных") суждений. Они рассматривали простейшие единицы мышления ("атомарные" предложения) как точное изображение простейших единиц бытия ("атомарных" фактов), которые, в свою очередь, в совокупности составляют весь мир. Б. Рассел и Л. Витгенштейн назвали свою теорию "логический атомизм". Эта идея оказалась плодотворной для конструирования искусственных, формализованных языков и развития символической логики.. Следовательно, формализованная система языка - это картина мира. Таким образом, Рассел и Витгенштейн заменили исследование реального мира исследованием мышления, построенного из логически первичных элементов. Онтология была сведена к логике. Рудольф Карнап (1891 - 1970) развивает идеи Б. Рассела и Л. Витгенштейна и закладывает основы нового неопозитивистского направления - "логический эмпиризм" ("логический позитивизм"). Он называет понятия "атомарный факт", "простой объект", "элемент мира" "недопустимой метафизикой" и ограничивает задачу философии логическим анализом языка, его синтаксисом. Логика науки, по Карнапу - это логический синтаксис науки. Поэтому он отрицает возможность обсуждения вопросов, относящихся к природе реальных объектов и их отношения к языку. Постпозитивизм – новейший вариант позитивизма сформировался как философское направление во второй половине - конце 20 века. Постпозитивизм относят к аналитической философии. Постпозитивизм сохраняет тесную связь с неопозитивизмом, но выступает с критикой основных его положений. Интерес позитивистов сосредоточивается на проблемах измерения языка науки, истории возникновения, развития и смены научных идей, методологических проблемах науки. Главные особенности постпозитивизма: - ослабление внимания к проблемам формальной логики, - активное обращение к истории науки, - переключение усилий с анализа «готового» научного знания на изучение его динамики, развития, - отказ от каких бы то ни было жестких разграничений – эмпирии и теории, науки и философии и др., - стремление представить развитие знания как единство количественных («нормальная наука») и качественных изменений (научные революции). Главная цель позитивизма – исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий) и развитие научного знания. Основные вопросы, интересующие позитивистов: как возникает новая теория? как она добивается признания? каковы критерии сравнения научных теорий, как родственных, таки конкурирующих? возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий? По мнению позитивистов, нет обязательной взаимозависимости между истинностью теории и возможности проверки на фактах опыта, как нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии. Наука, по мнению постпозитивистов, развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания. Главными представителями считаются К.Поппер (1902 – 1994) и Т.Кун (1922 – 1996). Постпозитивизм обращается к истории и философии науки, поиску путей познания в науке. К.Поппер и Т.Кун предлагают свои концепции, близкие по исходным идеям и принципам. Поппер создает теорию роста научного знания, которая, по сути, является концепцией критического реализма. Кун в своей теории отрицает независимость эмпирического уровня познания от теории. К. Поппер создает концепцию "критического рационализма". Он рассматривает проблему разграничения научного и ненаучного знания, под которыми он понимает эмпирические науки, с одной стороны, и математику, логику и философию, с другой. Критерием разграничения является принцип фальсифицируемости, согласно которому подлинная научная теория открыта для опровержения ссылкой на эмпирические факты, противоречащие данной теории. Содержание эмпирической науки, считает Поппер, составляют предположения, гипотезы, которые не могут быть верифицируемы1. В этом положении слабость позиции К. Поппера, т.к. нет и не может быть фактов, свободных от их теоретической интерпретации, все они опосредованы теорией, зависят от нее. Поэтому любое положение теории подвержено рациональной критике с позиций конкурирующей теории. В результате теория отвергается, заменяется новой, победившей в конкурентной борьбе. Заслуга Поппера в том, что он поставил задачу исследовать основания смены научных теорий. Реальное развитие науки свидетельствует, что не все положения старой теории отвергаются новой. Научное знание, развиваясь, сохраняет в своем содержании объективно истинные, достоверные знания, которые не могут быть фальсифицированы. Отрицая достоверное, истинное знание, признавая его относительным, вероятным, концепция Поппера не отвечает на вопрос о том, дает ли новая теория более верную картину действительности по сравнению с опровергнутой. Поппер занимается также проблемами социальной философии. Он отрицает законы общественного развития и возможность социального прогнозирования, подвергает критике концепцию Маркса. Он выступает защитником "открытого", т.е. западного общества и критиком "закрытых", тоталитарных общественных систем. Основные идеи концепции Т. Куна изложены в его работе "Структура научных революций" (1966). Он вводит понятия "парадигма", "дисциплинарная матрица", выделяет периоды развития научного знания. Кун ввел в философию понятие "парадигма" (от греч. paradeigma - образец, пример). Этот термин может интерпретироваться как принятый научным сообществом пример, образец постановки и решения научной проблемы. Парадигма включает совокупность суждений и оценок, методов и приемов научной деятельности, принимаемых определенной группой ученых без сомнений и разногласий. Дисциплинарная матрица (по Куну) - это принадлежность ученых к определенной дисциплине и система определенных правил их научной деятельности. Кун считает, что в период "нормальной науки" ученые действуют по определенной парадигме. Это период спокойного развития науки. Под влиянием "аномалий", т.е. проблем, которые не могут быть решены в рамках данной парадигмы, происходит "научная революция", в ходе которой формируются новые, конкурирующие парадигмы. Победа одной из них означает переход к новому периоду "нормальной науки". Логические семантики исследуют роль языка в познании и общении, а в связи с этим - природу абстрактного мышления, уровни абстрагирования и другие гносеологические вопросы. Кроме этого рассматриваются социологические проблемы. Таким образом, логические семантики восстановили традиционные философские проблемы, но решались они с неопозитивистских позиций - как изучение не самого мира, а мышления о мире. Объективная реальность зависит от интерпретации субъекта, она существует только благодаря его существованию - таково понимание неопозитивистов. Поэтому объективный мир оказывается за пределами познания. Философия оказалась сведенной к теории лингвистических форм, сводом формальных правил, независимых от значения слов и предложений. В дальнейшем, убедившись в ограниченности синтаксического подхода, неопозитивисты пришли к выводу о необходимости изучения семантики языка. Формируется направление "логическая семантика" (А. Тарский и др.). Семантика является разделом современной логики. Она имеет своим предметом содержательную интерпретацию формализованных языков, формальных систем (исчислений). Семантические проблемы занимают важное место в философии. Они связаны с выявлением вопросов о сущности и функциях языка, его соотношении с мышлением и роли в познании. В 50-х годах, несмотря на расцвет непозитивизма, это понятие стало вытесняться понятием "аналитическая философия", включившей в себя "логический атомизм" Рассела и Витгенштейна, "логический позитивизм" Карнапа и других школ неопозитивизма. Иррационализм. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. С середины 18 в. в европейской философии господствующее положение занимает рационалистическое направление. Рационалистическое понимание проблем сохраняется и в 20 в. Примером такого влияния являются различные школы "философии науки". В середине 19 в. в западноевропейской философии появляются и выходят на передний план иррационалистические концепции. Первые иррационалистические идеи появляются еще в Античности (учения орфико-пифагоризма, платонизма и неоплатонизма, позднего стоицизма и т.д.). Позднее появляется французский скептицизм М. Монтеня, религиозно-философские искания Б. Паскаля, С. Кьеркегора и др. Наиболее полное и всестороннее развитие в светской западноевропейской философии иррационализм получает со второй половины 19 в. Его влияние на развитие философии ощущается на протяжении всего 20 в. Иррационализм, как философское направление не связан ни с какими конкретно-историческими процессами - в его концепциях, школах и течениях отражаются такие стороны бытия и мироощущения человека, которые оказываются не выраженными в рамках рационализма. Распространение иррационалистических идей происходит в связи с разочарованием в тех идеалах, которые провозглашал рационализм. В середине 19 в. люди убедились в том, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации вековых идей человечества. Люди перестали видеть в мировом историческом процессе проявление и осуществление высшего разума. В философии, литературе, искусстве утверждается мысль о беспочвенности надежд на то, что объективное движение мирового процесса гарантирует осуществление собственно человеческих целей. Неверие в конструктивно-созидательные силы человека, исторический и социальный пессимизм, скептицизм - это основные черты умонастроений второй половины 19 в. - начала 20 в. В иррационализме духовное отождествляется со спонтанными, бессознательными импульсами, эмоционально-волевыми и нравственно-практическими структурами субъекта. Все формы рационального, целесообразного отношения к миру объявляются в иррационализме производными от первоначальной, досознательной основы. В зависимости от того, какое конкретное начало объявляется сущностной характеристикой субъекта, и какая интерпретация дается этому началу, выделяют философские школы: "философия воли" А. Шопенгауэра и др.; "философия жизни" Ф. Ницше, В. Дильтея, А. Бергсона и др.; экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю и др. Иррационализм и «философия жизни» - это направления неклассической немецкой философии. Представители неклассической идеалистической философии ставили своей целью критиковать немецкую классическую философию, особенно Гегеля, используя старые подходы. Они объясняли мир с позиций идеализма, но идеализма Платона, Аристотеля и других представителей доклассической философии. В конце 19 в. сложилась культурно-историческая обстановка, в которой интенсивно развивалась наука, шло покорение природы, разрушились остатки феодальных общественных отношений. Идеи рационализма, веры в разумность мира все больше утверждались в общественном сознании. Считалось, что принципы разума могут лечь в основу морали, политики, свободы и на основе этих принципов следует строить совершенное государство (философский рационализм от Ф. Бэкона до Гегеля). Опыт истории показал, что у всего есть оборотная сторона; слепой инстинкт, воля к жизни и воля к власти нередко перевешивают доводы рассудка. Примером может быть французская революция 1789-1793 гг., которая была подготовлена на идеях Просвещения, но породила террор, развязанный теми, кто взялся перестраивать жизнь на "принципах разума". В связи с этим в философии возник вопрос: может быть массы живут мифами и иллюзиями и им не нужна истина? К тому же, развитие науки и техники показало не только их положительные, но и отрицательные стороны. Они не только облегчали жизнь людей, но и несли разрушение. Поэтому принципы рационализма начинают активно пересматривается и формируется новое философское направление - иррационализм, в котором отвергаются логические связи в природе, окружающий мир воспринимается как целостная и закономерная система, подвергается критике сама идея развития. Главная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир – это разрозненный хаос, который не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например, аффектам и воле. В учениях Ф. Ницше и А. Шопенгауэра воля понимается как самополагающая сила, обусловливающая весь жизненный процесс человека. |