Конспект лекции. Тема Философия xx века Информационный блок Социокультурные условия в странах Западной Европы к. Xix н
Скачать 160.5 Kb.
|
Проблемы экзистенциалистов: уникальность человеческой личности, глубина ее чуств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом. Противоречие между человеческим внутренним миром и окружеющей жизнью. Проблема отчуждения человека ( общество, государство стали для человека абсолютно чуждыми, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»). Проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным). Проблема бессмысленности жизни Проблема внутреннего выбора Проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни. Философы-экзистенциалисты: Сьорен Кьеркегор (Дания, 1813 – 1855), Карл Ясперс (Германия, 1883 – 1969), Жан-Поль Сартр (1905 – 1980), Альбер Камю (1913 – 1960), Мартин Хайдеггер (1889 – 1976). Карл Ясперс был одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в 20 в. в книге «Психология мировоззрений» (1919). Согласно Ясперсу, человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью – «как все». При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я». Однако, в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации – между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с высшим бытием (трансцендентальностью). Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансценденции – полному раскрепощению энергии и пониманию некоего высшего абсолюта. Человек приближается к абсолюту (трансценденции), высвобождает энергию, осознает себя через так называемые «шифры» трансцендентального: эротику, секс, единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой), свободу, смерть – конечность бытия. Жан-Поль Сартр не делал различия между бытием человека и его свободой. Главная проблема – проблема выбора. Сартр исследует бытие человека, застигнутого "здесь и теперь". Это чувственно-интуитивное постижение мира и человека. Центральным понятием в философии Сартра является «для-себя-бытие». «Для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого». Важнейшим условием жизни человека, ее «стержнем», основанием активности является свобода. Ж.-П. Сартр не делал различия между бытием человека и его свободой. Для Сартра свобода - это абсолютная ценность. "Быть свободным значит быть проклятым для бытия-свободы". "Мы приговорены к свободе". "Свобода не может быть понята и описана как обособленная способность человеческой души". "…Свобода не может быть отнесена к числу свойств, характеризующих сущность бытия человека. …Свобода человека предшествует его сущности, она есть условие, благодаря которому последняя становится возможной, сущность бытия человека подвешена в его свободе"3. По Сартру, человек находится в определенной ситуации, в рамках которой он должен сделать свой выбор. Всякого рода принуждение извне не отменит свободу человека, ибо он всегда имеет поле возможностей для своего выбора. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, а второстепенном (н., какую одежду сегодня одеть), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав его, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Вся жизнь – цепочка различных «маленьких жизней», отрезков разного бытия, связанная особыми «узами» - экзистенциальными решениями. (Например, выбор профессии, супруга, места работы, принять участие в войне и т.д.). По Сартру, свобода человека абсолютна. Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор). Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, - мое»), Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциальном (судьбоносном) выборе. "Человек есть бытие, благодаря которому возникает ничто". "Человеческой реальности дано лишь видоизменять свое отношение с этим бытием. Для нее выключить из обращения то или иное существующее - значит выключить саму себя из обращения по отношению к этому существующему"4. В пьесе Сартра «Запреты» трое преступников после смерти попадают в ад. Но не в традиционный ад, а в комнату в дешевой гостинице, которая имеет три особенности: 1) в ней все время горит яркий свет и трудно уснуть, 2) нет зеркала, 3) невозможно остаться одному. Нет нужды в жаровне, ад – это другие, заявляет один из грешников. Альбер Камю Главная проблема – проблема смысла жизни. Главная идея Камю: жизнь человека в сущности бессмысленная. Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, движутся вперед, но рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил стремятся) – смерть, Ничто. Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека – абсурд (в переводе – не имеющая оснований). Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни: соприкосноваение со смертью. При соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека (увлечения, карьера, богатство) теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия. соприкосновение с окружающим миром, природой. Человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой. («Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой». В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека. Мартин Хайдеггер разрабатывал основы экзистенциалистского понимания предмета и задач философии. Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. Хайдеггер использует понятия «бытие в мире», «бытие с другими», «бытие самого себя», "бытие-к-смерти". Хайдеггер считал, что подлинное бытие - это осознание человеком своей историчности, свободы и конечности и достижимо оно перед лицом смерти. «Бытие с другими» засасывает человека, оно направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого как все». Человек, желая оставаться самим собой, должен противостоять «другим», отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен. Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире – главная проблема и забота человека. М. Хайдеггер считал, что суть бытия человека проявляется в мыслительной деятельности по раскрытию смыслов явлений и объектов действительности. Человек существует, поскольку он понимает смысл и значение знаний. Вне такого понимания человека нет. П. Рикёр сформулировал основной вопрос философии М. Хайдеггера так: "Что это за существо, бытие которого заключается в понимании?"5. Бытие, согласно М. Хайдеггеру, обнаруживается в непосредственной открытости его сознанию, или, как он сам говорит, непотаенности. Те смыслы, которые открываются в простом присутствии, и есть голос бытия. Поэтому событие понимания всегда подразумевает эту пару: бытие - присутствие. Западная религиозно-философская мысль XX века - неотомизм. Теологическая философия. Главными вопросами, находящимися в центре внимания теологической философии, являются: бытие Бога как творца всего сущего. бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь. Современная теологическая философия стала ближе к человеку, освободилась от ряда догм, стала большое внимание уделять социальной гармонии, морали, нравственности, миру между народами. Наиболее авторитетное течение современной теологической философии – неотомизм. Представители: Э.Жильсон (1884 – 1978), Ж.Маритэн (1882 – 1973), Э.Левинас (1905 – 1995) Р.Генон (1886 – 1951) М.Элиаде (1907 – 1986) М.Бубер (1978 – 1965) Основу неотомизма составляет учение Фомы Аквинского. Главный принцип – гармония веры и разума. Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формой познания. Основными частями учения неотомизма являются: Метафизика (общая и прикладная), гносеология, натурфилософия. Основные идеи неотомизма: креационизм (сотворение окружающего мира Богом), откровение Бога о себе (в Библии), разделение сущности и существования (эссенции и экзистенции), единство сущности и существования в Боге, подобие человека Богу, человек – единство материальной и духовной субстанции. Особое внимание неотомизм уделяет обществу, ценностям, морали. П.Тейяр де Шарден (1881 – 1955) - основатель другого, противоположного неотомизму, направления современной теологической философии – тейярдизма. По своей направленности тейярдизм был реформаторским течением в теологической философии, во многом опирался на достижения естестченных наук, критиковал многие догмы католицизма. Цель Тейяра де Шардена – создать феноменологию – комплексную науку, которая соединяла бы в себе достижения наук и теологическую философию и объясняла бы основы Вселенной. Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена – эволюционизм, согласно которому всему в мире (живой и неживой природе) была присуща эволюция. К теологическому направлению также принадлежит «теология освобождения», распространенная в Латинской Америке. Ее главная цель – раскрепощение человека. 1 Верификация - сопоставление с фактами чувственного опыта. 2 1 том вышел в 1818г., 2 - в 1844 г. 3 Мир философии. Т. 2. С. 61. 4 Мир философии. Т. 2. С. 61. 5 Рикёр П. Конфликт интерпретаций. - М., 1995. - С.7. |