Главная страница
Навигация по странице:

  • Современные направления развития гендерной проблематики

  • Тема 4. Проблемы формирования и развития гендерной идентичности

  • Формирование гендерной идентичности как психолого-педагогическая проблема

  • Агенты гендерной социализации

  • Лекция 3(по программе)

  • Тема История формирования гендерной психологии Тема Предмет, задачи и методы гендерной психологии


    Скачать 179.98 Kb.
    НазваниеТема История формирования гендерной психологии Тема Предмет, задачи и методы гендерной психологии
    Дата09.05.2019
    Размер179.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаLektsii_Gendernaya_Psikh_Dlya_Studentov.docx
    ТипЛекция
    #76546
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    - половая идентичность — понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу;
    - полоролевая идентичность — знание и усвоения ролей мужчины и женщины [15].

    В свою очередь В.Е. Каган выделяет несколько видов половой идентичности: 1) базовая идентичность – вид идентичности, детерминированный психофизиологическими факторами, соотносимый с филогенетическими половыми различиями; 2) ролевая идентичность – детерминированное средовыми влияниями поведение предопределяющееся влиянием полоролевых стереотипов; 3) персональная идентичность – объединяет вышеназванные и определяет соотнесение личности с маскулинностью/фемининностью в процессе социального взаимодействия [11].

    И.С. Кон так определяет половую идентичность «это осознанная принадлежность к определенному полу, результат ложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. Половая идентичность основывается, с одной стороны, на соматичеких признаках (образ тела), а с другой – на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности » [16].

    Большинство исследователей отмечают симбиоз физиологических и социальных влияний на формирование и становление половой идентичности.

    Теперь обратимся к более подробному анализу понятия «гендерная идентичность».

    По определению Т.В. Бендас, гендерная идентичность означает и отождествление себя с определенным полом, и отношение к себе как к представителю определенного пола, и освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик [4].

    В Большом толковом социологическом словаре дается следующее определение этого понятия: «Гендерная идентичность – осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности. Понятие действует отнюдь не за пределами субъективного опыта и служит психологической интериоризацией мужских или женских черт, возникая в результате процесса взаимодействия «Я» и других» [5].

    Н. Смелзер считает, что гендерная идентичность «связана с нашим представлением о своем поле – чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной» [28].

    По мнению Дж. Лорбер гендерная идентичность - это личное восприятие своей половой принадлежности в связи с предписанными полу социальными функциями и статусом [20].

    И.Л. Коган предлагает свое понимание гендерной идентичности в соответствии с развиваемой автором теории. Гендерная идентичность понимается им как своеобразный информационный фильтр, через который просеивается входящая и исходящая информация. Огромное количество разнообразных информационных уровней сопоставляется им с основными сферами человеческой реализации – личностной, социальной и культурной. Вся получаемая информация формирует у человека представления об окружающем мире, которое в последствии проходит через механизм обработки и производства на его основе разнообразных моделей поведения, в их число входят представления о роли, функциях и значениях себя и своей деятельности [14].

    И.Т. Малкина-Пых предлагает следующее определение гендерной идентичности «базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения принадлежности к мужской или женской группе». Кроме того, она подчеркивает значение того, как человек оценивает свою идентичность, формирующуюся в определенной культуре при взаимодействии «Я» и «других» [21].

    И.С. Клецина рассматривает гендерную идентичность как многоуровневую и сложноорганизованную структуру, выделяя в ней три компонента:

    - когнитивный (познавательный) – осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности-женственности. Это образ Я как мужчины или женщины, осознание степени соответствия-несоответствия черт как представителя гендерной группы;

    - аффективный (оценочный), который предполагает оценивание психологических черт и особенностей ролевого поведения исходя из эталонных представлений о маскулинности-фемининности;

    - конативный (поведенческий), включающий самопрезентацию как представителя гендерной группы и способы разрешения кризисов идентичности на основе выборов способов поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями [12].

    В приведенных выше примерах определений половой и гендерной идентичностей можно отметить наличие общих моментов. И в первом и во втором случаях речь идет о важном аспекте самосознания, об ощущении человеком себя как представителя определенного пола, что в свою очередь налагает отпечаток на особенности поведения, соотносимых с понятиями маскулинности и фемининности.

    Не смотря на определенное сходство, в феномене половой идентичности в первую очередь акцентируются соматические признаки, на основе которых формируется идентичность человека как представителя определенного пола, а в гендерной идентичности на первый план выходят социокультурные параметры категорий «мужское» и «женское», в соответствии с которыми человек идентифицирует себя с конкретной гендерной группой, конструируя свою идентичность как представитель какого-либо пола.

    Гендерная идентичность не статична, происходящие изменения определяются получаемыми в течение жизни знаниями человека о себе в процессе взаимодействия с окружающим миром, изменяются социальные роли, жизненные цели и мировоззрение. Существуют три уровня явлений, которые объясняют возникновение и трансформацию гендерной идентичности: биологический, психологический и социальный.

    Биологический уровень – это ресурс женщин и мужчин как индивидов, начиная с клеточного уровня и до системы строения органов. Это структурные и функциональные возможности организма, обуславливающие условия жизнедеятельности мужчин и женщин.

    Психологический уровень – это личностный ресурс, используемый при конструировании идентичности, в который входят когнитивные способности, мотивационно-волевая сфера, ценности, ориентации и др.

    Социальный уровень – это социальные трансформации, превалирующая в обществе идеология, обуславливающая общественные отношения мужчин и женщин. Социальные изменения могут способствовать реорганизации на поведенческом уровне, изменяя системы ролей и стереотипные модели социальных групп.

    Гендерная идентичность играет важную роль в процессах адаптации и саморегуляции. Это одна из базовых структур самосознания. Если в самосознании личности имеется дисгармония и несогласованность, то оно может содержать эмоциональные реакции отвержения или неприятия своего или другого пола. В основе гендерного конфликта лежит представление о полярности мужественности и женственности, закрепленное в период ранней социализации в семье. Эта "ложная дилемма" влияет на самооценку, самоуважение, коммуникативную компетентность, удовлетворенность браком. Гендерные роли и стереотипы общества также делают человека менее гибким в его поведении. Поэтому важным и актуальным становится сопровождение становления и формирования гендерной идентичности в подростковом возрасте.

    Современные направления развития гендерной проблематики

    Современное состояние гендерных исследований позволяет выделить несколько направлений развития гендерной проблематики, в том числе и проблемы гендера и гендерной идентичности, каждое из которых опирается на различные научные парадигмы. Выделяют три направления, соответствующих различным концепциям гендера: классическая модель гендера как свободной социобиологической характеристики, модернистская модель гендера как некоторой системы отношений и постмодернистская модель гендера как способа личностной репрезентации.

    Классическая модель основывается на признании определяющей роли биологических факторов. Пол рассматривается как объективно существующая форма телесной организации индивидов, отражающаяся в социальных формах общения и взаимодействия людей. В данном случае социальные аспекты связанного с полом поведения и различия личностных структур мужчин и женщин выступают своеобразном «культурным фасадом» анатомо-морфологических и психофизиологических процессов в мужском или женском организме. Специфика протекания психических процессов и различия в поведении мужчин и женщин обусловливаются «некоторой биологической сущностью», зафиксированной в анатомических, физиологических и генетических особенностях. Система социальных ролей для каждого пола, складывающаяся на основе биологических различий, функционирует по принципу взаимодополнительности и максимального учета природных возможностей. Маскулинность и фемининность в этом случае могут трактоваться как социально обусловленные характеристики личности, которые закрепляются при выполнении индивидом определенных наборов половых ролей. Эти идеи отражены в полоролевой теории, авторами которой являются социологи Т. Парсонс и Р. Бэйлз. Они считали, что в силу биологических причин женщины выполняют в социальной системе экспрессивную роль, а мужчины – инструментальную. Эти роли, предопределенные самим существованием двух полов, носят социальный характер, так как закрепляются в социальных стереотипах, нормах и ожиданиях. Как подчеркивает Д.В. Воронцов: «предметом изучения в этом случае, оказываются процессы развития полового самосознания, реализующиеся посредством полоролевой социализации и усвоения культурных норм, а также – половая стереотипизация и вычленение особенностей социально-группового восприятия объективно существующих различий» [8]. В основе рассмотрения полового компонента личности лежат биологические факторы, а социальные – являются вторичными, производными.

    Исследования, проводимые в рамках полоролевой теории, носили дихотомический характер, т.е. были направлены на выявление различий между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами в личностной и поведенческой сферах. В 70-х годах 20 века это привело к активной феминистской критике подобных представлений о поле и поиску доказательства социокультурного происхождения различий между мужчинами и женщинами.

    Критический взгляд на классическую парадигму исследований пола человека позволяет само представление о поле как объективно существующем биологическом феномене считать своего рода социально-историческим конструктом. В этой связи встает вопрос о том, какая модель, социобиологическая или социокультурная, может считаться единственно возможным основанием в исследовании пола и полового поведения. Это привело к формированию модернистского подхода, который определяется двойственной трактовкой пола как биологического и социокультурного феномена. Пол как биологический феномен изучается естественными науками, в том числе и психофизиологией. В сознании каждого человека и общества в целом биологический пол представлен в виде определенного субъективного знания об этом феномене, которое состоит из культурных образцов и стратегий полового поведения, социальных стереотипов о реальных и мнимых различиях мужчин и женщин, обуславливающих особенности их общения и взаимодействия. С позиции модернистского подхода люди произвольно конструируют свой социальный пол, используя данные природой анатомо-физиологические и психофизиологические особенности. Эти представления отражены в социально-конструктивистской концепции пола, основанием которой послужила теория социального конструирования реальности американского социолога П. Бергера и немецкого социолога Т. Лукмана. Для обозначения двойственной природы пола было введено понятие «гендер», обозначающее социокультурный аспект пола.

    Возникший в современной науке постмодернистский подход постулирует отказ от двойственной трактовки пола, подчеркивается его социальная сконструированность, а его биологические характеристики рассматриваются как условные критерии произвольного отнесения всего многообразия живых организмов к мужскому или женскому. Постмодернистский подход базируется на отсутствии эмпирических коррелятов, которые бы позволили объяснить все многообразие проявлений пола человека. Таким образом, пол является социальной категорией, приписываемой биологическому организму, что не всегда связано с видимыми анатомо-морфологическими особенностями человека. При отказе от двойственного рассмотрения феномена пола и признании его социальной сконструированности, по предположениям Терезы де Лаурентис, в современной европейской культуре можно выделить не два, как минимум пять социальных конструктов пола: мужчина, женщина, гетеросексуал, гомосексуал, транссексуал. В этом случае пол человека можно рассматривать как своеобразный способ самопрезентации личности путем особой демонстрации окружающим своих телесных особенностей.

    9 вопр

    Тема 4. Проблемы формирования и развития гендерной идентичности
    В течение длительного периода вопросы пола были недостаточно широко представлены в исследованиях отечественных, точнее советских, психологов. Это дало основание И.С. Кону назвать советскую психологию «бесполой» [17]. В зарубежной психологической науке данная проблематика привлекала к себе большое внимание и представлена рядом концепций и теорий о механизмах, с помощью которых у человека формируется чувство принадлежности к мужскому или женскому полу со всеми обязанностями и ожиданиями, которые оно за собой влечет.

    В психоаналитической теории половая типизация рассматривается как реализация естественной и неизбежной идентификации ребенка с родителем своего пола. Ключевым периодом развития считается фаллическая стадия (3-6 лет), на которой главным источником либидиозного удовлетворения являются половые органы. К обнаружению анатомических различий присоединяется чувство привязанности к родителю противоположного пола, а также ревность и страх по отношению к родителю своего пола, что вызывает страх кастрации у мальчиков и зависть к пенису – у девочек. Ребенок разрешает этот конфликт, идентифицируясь с родителем своего пола. Идентификация здесь – это не просто половая типизация, она включает в себя общую интериоризацию родительских нравственных стандартов и социальных требований, результатом чего оказывается формирование супер-эго. Таким образом, гендерно-ролевое развитие и нравственное развитие тесно связаны. Достижение идентичности понимается как способность к выбору, выражающему личные предпочтения и возможности, при этом какие-либо различия между мужчинами и женщинами в возможностях достижения зрелой идентичности не выявлены. Несмотря на отсутствие эмпирических доказательств и противоречивость, эта теория приобрела большую популярность.

    Со временем недостатки теории гендерного развития, предложенной Фрейдом, стали очевидны, и ее место заняла теория объектных отношений, согласно которой ключевыми для развития личности и половой идентификации считаются ранние межличностные отношения. Эта тема звучит в работах Н. Ходоров. Она отмечает, что те психологические отличия, которые исследовал Фрейд в природе женщин (пассивность, женский нарциссизм, дефицит сверх-Я и др.) в определенной степени имеют место, но обусловлены они тем, что детях. Поэтому, когда в определенном возрасте у мальчиков появляется потребность отождествления себя с отцом, они должны отделить, отдифференцировать себя от матери. Отсюда доминанта автономии и сепаратизма в мужской психологии. У девочек же наоборот происходит идентификация с матерью, что способствует сохранению эмоциональной связи и развитию сочувствия и сопереживания. Поэтому женщины естественным образом ориентированы не только на материнство, но и в целом на близкие отношения и взаимность. Мужчины же имеют тенденцию к индивидуализму и автономности.

    Идеи Н. Ходоров легли в основу известной теории нравственных суждений К. Гиллиган. Согласно Гиллиган, в своих суждениях о нравственных дилеммах женщины более ориентированы на отношения, чем мужчины. Исследования подтверждают наличие гендерных различий в нравственных суждениях и указывают на то, что эти различия связаны не с разными способностями, а с разными предпочтениями.

    В начале 1960-х годов альтернативной концепцией, основанной на эмпирических данных, стала теория социального научения и близкая ей теория моделирования, которые рассматривая механизмы формирования гендера и гедерных стереотипов, модифицировали основной принцип бихевиоризма – принцип обусловливания. А. Бандура, Р. Уолтерс и Х. Биллер выдвинули на первый план влияние родителей на приятие ребенком ожидаемой гендерной роли. Следование образцу и социальное подкрепление – основные механизмы, «руководящие» научением, представлением определенных форм поведения и усвоением нормативных социальных ценностей. Многочисленные исследования необихевиористов показывают, что с самого рождения взрослые по-разному ведут себя с детьми разного пола. Это выражается в именах, которые дают мальчикам и девочкам, в одежде, в голосовой тональности в ходе общения, в предлагаемых ребенку игрушках, в характере поощрений и наказаний. В ходе проведенных ими исследований А. Бандура и Р. Уолтерс выявили связь между родительскими наказаниями и детской агрессией. Мальчики, чьи родители применяли наказания, были более высокоагрессивны по отношению к сверстникам и взрослым вне дома и менее агрессивны с родителями.

    Появление когнитивизма в середине 1960-х годов заставило исследователей приступить к изучению активной роли индивида в познании и интерпретировании окружающего мира, включая и понятие о поле. Л. Колберг использовал теорию Пиаже, рассматривая половую типизацию как часть более общей когнитивной адаптации ребенка к физическому и социальному миру. Л. Колберг считал, что половые установки не детерминируются ни биологическими инстинктами, ни произвольными культурными нормами. Понятие половых ролей – это продукт не пассивного научения, а активного структурирования опыта. С точки зрения Л. Колберга, осознание отличия лиц мужского пола от лиц женского пола – первый из трех этапов в формировании гендерной идентичности. Устойчивая половая идентичность – это один из аспектов общего осознания постоянства физических объектов, которое происходит между 3 и 7 годами. Начав структурировать социальную информацию, используя критерий пола, ребенок усваивает связанные с полом представления, стереотипы и ценности.

    Блок предлагает свою последовательность стадий формирования половой идентичности. В своей теории она опиралась на теорию развития эго Лёвингер. Маскулинность и фемининность – это проявление двух основополающих свойств, которые характеризуют все живое. Согласно Блок, представители обоих полов переходят со стадии первичной активности на стадию, на которой преобладает подчинение социальному давлению и социальным ожиданиям. Наконец, на андрогинной стадии происходит интеграция маскулинных и фемининных элементов Я. Происходит переход от недифферецированных гендерных представлений к подчинению гендерным концепциям, принятым в обществе, а затем – к той стадии, на которой превалируют индивидуальность, а гендерная идентичность принимает формы, часто не соответствующие традиционным стереотипам.

    Е. Маккоби, К. Джеклин, С.Бэм и другие представители новой психологии пола считают, что важнейшую роль в формировании гендера и гендерных ролей играют социальные экспектации, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания.

    Дж. Стоккард и М. Джонсон, основываясь на основных положениях теории социальных ожиданий, считали, что биологический пол может лишь помочь предположить потенциальное поведение человека, а главное – пол психологический (гендер), который складывается прижизненно и на формирование которого оказывают большое влияние расовые, классовые, этнические вариации гендерных ролей и соответствующие им социальные ожидания.

    11 вопрос

    Формирование гендерной идентичности как психолого-педагогическая проблема
    Через игры и игровые структуры, одежду и т.п. ребенок уже с раннего детства начинает идентифицировать себя либо с мужским, либо женским началом. Всем хорошо известны сюжетные и ролевые детские игры в «дочки-матери», «доктора», «школу» или «куклы» и интерес мальчиков к машинкам, конструкторам, оружию. В этих ранних актах социализации важную роль играет культурная среда, именно она вырабатывает «критерии соответствия», которые в различных культурах разняться, хотя встречаются и некоторые универсалии. Обычно к мужских характеристикам относятся инициативность в отношениях, авантюризм, рациональность, стремление к лидерству, утверждение собственного «Я», эгоцентризм и эгоизм. Женская же линия поведения наоборот ассоциируется с мягкостью, милосердием, терпимостью, альтруизмом, заботой, стремлением к согласию и справедливости.

    Процесс приобретения и дальнейшего развития гендерных характеристик, а также усвоение культурных образцов гендерного поведения и взаимодействия называется гендерной социализацией. Этот вид социализации отличается своей дифференцированностью, так как в ее основе изначально лежит разделение культурных образцов и нормативов поведения, социальных навыков, ценностей, предопределенных разделением людей на гендерные сообщества. Существует два вида механизмов осуществления данного вида социализации: дифференциальное усиление и дифференциальное подражание.

    Дифференциальное усиление, по мнению Д.В. Воронцова состоит во внешнем поощрении социально приемлемых гендерных проявлений личности и наказании социально неприемлемых. Это может по-разному выражаться на разных возрастных этапах, например, в насмешках со стороны сверстников, изменении социометрических позиций в группе, дискриминации и т.д.[8].

    Дифференциальное подражание заключается в сознательном выборе индивидом модели гендерного поведения, которое соответствует генденой группе, к которой он себя относит.

    Гендерная идентичность формируется у детей в возрасте 5-7 лет (И.Л. Коган), а К. Миллет говорит о возрасте 18 месяцев. Развитие гендерной идентичности в дошкольном детстве будет непосредственно связано с формированием самосознания, основанного на чувственном восприятии среды, своего тела и авторитете взрослых. При этом становление самосознания не просто совпадает или имеет отношение к гендерной идентификации. Половая и гендерная идентификации являются составлющими основы самосознания, наполняют Я-образ содержанием понятия индивидуальности, которая в определенной степени заключена в формировании гендерной и, шире, личностной идентичности.

    В детстве гендерная идентичность формируется в первую очередь на основе идентификации ребенка с родителями как с гендерными образцами и с собственными половозрастными особенностями. Естественно идентификация с объектами жизненного пространства является лишь начальной стадией формирования гендерной идентичности, и если ее развитие остановиться на образовании первичной структуры, то в дальнейшем могут возникнуть серьезные проблемы в становлении полноценной личности.

    С. Бэм считает, что дети в достаточно раннем возрасте начинают пользоваться когнитивными возможностями гендерной схемы при получении информации о себе и при структурировании ее в «сетке» данной схемы. Установки и представления понятий спонтанно делятся на «мужские» и «женские», хотя существуют и другие способы восприятия и структурирование окружающего мира.

    При завершении формирования первоначальной гендерной идентичности ребенок начинает замечать различия, существующие между мужчинами и женщинами, у него возникает повышенное внимание к ролевым моделям, одного с ним пола, обусловленное желанием быть лучшим мальчиком или девочкой. Не смотря на то, что дети получают информацию о способах гендерной репрезентации от представителей разных гендеров, они склонны воспроизводить только те модели, которые соответствуют их гендерной идентичности. Исходя из позиций когнитивной теории (Л.Кольберг) дифференциальное подражание начинает действовать при условии сформированности первичной гендерной идентичности. Происходит это в следующей последовательности: ребенок получает информацию о том, сколько гендеров существует в культуре, затем происходит категоризация по полу и гендеру, что побуждает его искать социальные контакты для получения информации о проявлениях, соответствующих его гендерной идентичности. Изначально взрослые (родители) представляют собой своеобразный фильтр для выбора информации. Однако с расширением социального пространства роль родительского влияния ослабевает, при этом растет количество источников информации о гендерных образцах и моделях.

    Можно говорить о том, что первоначальная социализация ребенка связана в основном с бессознательными и пассивными механизмами усвоения культуры, но уже на этом этапе Я-концепция становиться полотипизированной, а самооценка в определенной степени зависит от воспринимаемой генденой схемы. Ребенок постепенно начинает регулировать свое поведение в зависимости от доминирующих представлений о фемининности или маскулинности. Одновременно у ребенка развивается так называемая эмоциональная причастность с различным эмоциональным окрасом к детям своего и противоположного пола.

    Особенно активно ребенок присваивает поведенческие формы, интересы и ценности своего пола к концу дошкольного детства. По мнению ученых, в 6—7 лет большинство детей окончательно осознают необратимость (константность) своей половой принадлежности. Именно к этому возрасту происходит бурная дифференциация деятельности и установок, интереса, стиля поведения; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них; стихийная половая сегрегация способствует кристаллизации и осознанию половых различий. Ученые констатируют определенную сформированность к этому возрасту полоролевой идентичности, причем успешность ее зависит от компетентности и престижности родителя того же пола и сопряжена с эмоциональными отношениями с родителем другого пола. При этом идентичность, связывается с общим формированием «Я-концепции» ребенка. Примерно от 7 до 12— 13 лет длится следующий этап формирования гендерной идентичности человека — установление полоролевого поведения. Ребенок выбирает для себя манеру поведения, которая наиболее полно соответствует его запросам и в то же время не противоречит общественным нормам. В начале этого этапа (обычно в 1—2-м классах школы) дети, как правило, четко разделяются по половому признаку, что заставляет их подчеркивать свою половую принадлежность и ускоряет развитие сексуальности. Именно в это время появляются первые осознанные вопросы сексуального плана как часть общих вопросов «о жизни» и как основанные на наблюдениях за старшими.

    Позиция ребенка как представителя своего пола определяет специфику развития самосознания. Осознание своей половой принадлежности, как отмечает В.С. Мухина, «имеет наиважнейшее значение для развития личности: чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола в рамках социальных ожиданий определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности» [24].

    Более зрелой стадией формирования гендерной идентичности является этап вторичной гендерной социализации и ресоциализации. Начинается он в подростковом возрасте — наиболее драматичном и динамичном периоде становления гендерной идентичности личности. Именно в этом возрасте, по мнению Э. Эриксона, происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию в результате отказа от одних и принятия других. Изменяются интересы, привязанности, идентификационные образцы, тематика проблемных ситуаций, значимость различных сфер жизни (выбора профессии и профессионального пути, религиозных и моральных убеждений, политических взглядов, межличностного общения, семейных ролей), способы преодоления трудностей. Становление гендерной идентичности подростка происходит в условиях социализации с акцентом на воспроизводство доминирующей гендерной культуры, поэтому следует говорить не столько о стихийном развитии гендерной идентичности, сколько о ее социокультурном формировании.

    Второй этап социализации характеризуется завершением развития мыслительных способностей и когнитивной сферы, определенным уровнем сформированности мировоззрения, а также расширением круга социальных взаимодействий и изменением роли и авторитета различных институтов социализации. Чаще всего именно на этом этапе, как считает И.Л. Коган, формирование гендерной идентичности и останавливается. Человек приобретает механизмы социальной реализации, степень сформированности его гендерной идентичности достаточна для его адекватной социализации, он способен найти свое место в социальной иерархии, что его полностью удовлетворяет. Человек приобретает традиционные взгляды на порядок, сложившийся в его природном и социально-культурном окружении [14].

    Завершение формирования основной гендерной идентичности возможно и на третьем этапе социализации, когда система социальных установок личности оказывается уже сформированной и довольно устойчивой. Индивид в этом случае приобретает большую самостоятельность и критичность в восприятии и оценивании различных социальных влияний и экспектаций, а основным институтом социализации становится собственный жизненный опыт.

    И.С. Клецина отмечает, что «на разных этапах жизненного пути женщин и мужчин разные механизмы конструирования своей идентичности играют разную роль. Так, процессы самокатегоризации более актуальны в детском возрасте, а социальная рефлексия и освоение конструктивных способов разрешения кризисов идентичности значимы и востребованы в молодом и зрелом возрасте»[12].

    Формирование зрелой гендерной идентичности, по мнению И.Л. Когана, возможно лишь с развитием определенного уровня, на котором идентификация происходит с культурными объектами. Культурные смыслы и значения, получающие гендерную характеристику, становятся своеобразными «чистыми символами», которые, хотя и формировались в конкретных культурно-исторических условиях, обладают достаточной смысловой свободой и культурной мобильностью. Они не выводятся из биологических констант (половозрастных особенностей) или из социальной структуры конкретного общества (социальных ролей и статусов), а имеют относительную самостоятельность как классификационные и интерпретационные системы [14].

    В своем формировании гендерная идентичность опирается на «материальный носитель» - половозрастные особенности организма и половую идентичность. С возрастом половая идентичность постепенно уступает ведущую роль в формировании и развитии гендерной идентичности. Этот процесс совпадает с процессом общего культурного развития человека, интериоризирующего в каждом возрасте свойственные ему нормы и ценности, которые выступают в качестве мотивов и целевых ориентаций деятельности. Гендерная идентичность является важным фактором, способствующим вхождению человека в культуру и социальное пространство в качестве уникальной личности.

    Внедрение категории "гендер" в педагогический процесс имеет принципиальное значение, поскольку школа является одним из важнейших агентов социализации, в том числе и гендерной. Развитие гендерного образования в школе позволит сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации по какому-либо критерию или показателю, что он дает возможность женщине и мужчине пользоваться правами человека во всей полноте этого понятия, предоставляет свободу выбора путей и форм самореализации на уровне своей неповторимой индивидуальности.

    Традиционная полоролевая социализация девочек и мальчиков, в которой активно участвует школа, продолжает воспроизводить патриархатные стереотипы взаимодействия полов в общественной и приватной сферах. Эти стереотипы все чаще вступают в противоречие с реальными трансформациями гендерных отношений в современном российском обществе, становясь препятствием для формирования гибких жизненных стратегий, реализации личностного потенциала, раскрытия индивидуальности и самоактуализации.

    Школа должна давать ученикам возможность развивать индивидуальные способности и интересы, независимо от принадлежности к тому или иному полу, противостоять традиционным стандартам в отношении полов.

    В педагогической теории до сих пор отсутствует направление, изучающее становление гендерной идентичности, несмотря на его безусловное значение для гармоничного и полноценного развития личности и общества в целом.
    Агенты гендерной социализации
    Агенты формирования гендерной идентичности опосредованы и прямо или косвенно персонифицированы в широком круге людей, с которыми общается индивид и которые являются «проводниками» усваиваемых форм поведения, которые характерны для мужчин и женщин в данное время в данном обществе. В их качестве выступают не только родители, воспитатели и педагоги, но и сверстники, руководители детских и молодежных кружков, клубов, организаций, деятели культуры и искусства, работники средств массовой информации – словом все те, чьи связанные с гендером поведение и взгляды могут оказаться в сфере внимания ребенка и подростка.

    Большинство исследователей подчеркивает, что на этапе первичной гегдерной социализации главную роль играют основные иституты социализации (семья, сверстники, дошкольные детские учреждения и школа), соответствующие средства массовой информации, литература и язык.

    Институты гендерной социализации можно представить и в контексте макросредовых культурных факторов (язык, идеологическая направленность общества; особенности культурной среды и т.п.), а также микросредовых (роль в гендерной социализации родителей и других членов семьи; отношения со сверстниками и

    Лекция 3(по программе)
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта