Главная страница
Навигация по странице:

  • 6.5 Уместность

  • Лекция 6. Тема Коммуникативный аспект культуры речи


    Скачать 86.42 Kb.
    НазваниеТема Коммуникативный аспект культуры речи
    АнкорЛекция 6
    Дата06.01.2021
    Размер86.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция 6.docx
    ТипДокументы
    #166042
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    6.4 Выразительность

    Выразительной называется такая речь, в которой выражение своего отношения к предмету или форме речи соответствует ком- муникативной ситуации, а речь в целом оценивается как удачная и эффективная. Главное условие выразительности ‒ наличие у автора речи своих чувств, мыслей, своей позиции, своего стиля. Вырази- тельность обычно подразумевает оригинальность, неповторимость, неожиданность, поэтому выразительная речь ‒ речь всегда новая,

    «свежая», творческая. Именно этим она способна вызвать интерес и одобрение у тех, кому она предназначается.

    Отличие выразительности от других качеств речи состоит прежде всего в том, что выразительность ‒ единственное качество, обладать которым может только текст целиком. При этом вырази- тельность всегда является достоинством речи, а не только ее ка- чеством.

    Кроме того, выразительность ‒ это достоинство речи прежде всего в коммуникативном аспекте, поскольку оно оценивает впе- чатление, оказанное текстом на конкретных слушателей или чита- телей в конкретных условиях общения. Следовательно, вывод о выразительности/невыразительности текста делает только адресат.

    Выразительность осуществляет и специфическую роль отно- сительно других качеств речи: эстетическую. И богатство, точ- ность, логичность, доступность, правильность речи как ее ком- муникативные качества являются вспомогательными средствами выразительности в этом отношении. Выразительность речи, как правило, ‒ следствие осознанного стремления ее автора говорить (писать, читать, слушать) выразительно.

    Выразительность возникает тогда, когда автор осознает себя как индивидуальность, поэтому выразительность тесно связана с ее проявлением в речи. Выразительность удовлетворяет креативные потребности человека, личности, т. е. потребности в творчестве.

    Кроме того, выразительность предполагает желание что-то вы- разить, потребность в этом. Чем эта потребность сильнее, тем ин- тенсивнее должно протекать общение. Следовательно, выразитель- ность ‒ это всегда и активный поиск отклика.

    Основными условиями, от которых зависит выразительность, являются следующие:

    1. Самостоятельность мышления. Преподаватели вузов знают, как унылы и невыразительны бывают порой бывают студенческие ответы, потому что студент, как правило, не усвоил учебный мате- риал, не переработал вычитанные идеи, не сделал их своими.

    2. Неравнодушие, интерес автора к тому, о чем он говорит или пишет, к тем, для кого он говорит или пишет.

    3. Хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Необходимо знать о выразительных возможностях звуков, ударе- ния, об образовании слов, частях речи, о предложениях и их чле- нах, об интонации.

    4. Хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей.

    5. Систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Знание должно перейти в навык. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо.

    6. Сознательное намерение автора говорить и писать выразительно.

    Выразительность базируется на экспрессивности, т. е. проявляется как стремление подчеркнуть свою оригинальность и как вы- ражение степени интенсивности речи.

    Следовательно, все, что воспринимается как неожиданное, не- стандартное, выбивающееся из привычных представлений, из обычных рамок, ‒ все это классифицируется как экспрессивное. Противоположностью экспрессии является привычное, норма, стандарт, шаблон, клише, штамп и т. п.

    Выразительность тесно связана с образностью. Образность не только отражает индивидуальность мировосприятия ее автора, но она обладает особой выделенностью даже среди средств выразительности в силу того, что она всегда воздействует не только на ум, но и на органы чувств, поэтому средства создания образности называются изобразительно-выразительными средствами. Изобразительность тропа одной стороной воздействует на слух, другой ‒ на зрение.

    Вместе с тем использование или отказ от использования образ- ных средств в речи не дает оснований делать вывод о выразитель- ности или невыразительности текста. С точки зрения культуры ре- чи, важнее определить, на каком уровне стихийном, интуитивном или сознательном ‒ используются те или иные средства. При этом для создания выразительного текста обязательно соблюдение ком- муникативных и этических норм, вкус, чувство меры.

    Необходимо учитывать, что нестандартность, оригинальность не всегда бывают удачны и, следовательно, не каждое проявление экспрессии можно оценить как выразительное. Другими словами, выразительность ‒ это непременно достоинство высказывания, и употребляется этот термин только в качестве положительной оцен- ки. Именно поэтому для оценки выразительности/ невыразитель- ности необходим текст, поскольку во фрагменте высказывания, чаще всего, нельзя констатировать наличие или отсутствие экс- прессии.

    Выразительность достигается на всех этапах создания текста. Прежде всего ‒ путем постановки соответствующей цели ‒ ус- тановки на выразительность, на эстетичность речи, на создание та- кой речи, которая бы понравилась и самому автору (в первую оче- редь, поскольку выразительность ‒ это стремление выразить себя) и адресату (потому что адресант стремится к выразительности для него), т. е. на положительную оценку речи.

    Для этого в процессе создания речи ее автор использует ком- плекс средств, которые в наибольшей мере соответствуют замыслу его речи, его представлениям о выразительности речи и его пред- ставлениям о том, что именно сочтет выразительным адресат речи. Таким образом, отбор средств выразительности в процессе речет- ворчества подчиняется прежде всего принципам целесообразности и гармоничности речи.

    Результат речи с точки зрения ее выразительности оценивается преимущественно по тому впечатлению, которое она произвела на адресата. Если речь произвела положительное впечатление, то она признается выразительной, если речь произвела смешанное впе- чатление или отрицательное, то, значит, она не обладает этим до- стоинством.

    Средства выразительности часто ассоциируются только с образными средствами и с эмоциональностью. На самом деле сред- ством выразительности может стать любое речевое средство. При этом для оценки высказывания как выразительного важно, чтобы все эти средства подчинялись прежде всего этическим и ком- муникативным нормам, которые, в свою очередь, диктуют тре- бование отбора средств с учетом жанра и стиля высказывания, его устной или письменной формы и т. д.

    Таким образом, выразительность это такое коммуникативное качество речи, в котором соединяются возможности абсолютно всех средств языка и речи. И умение создавать выразительный текст находится на границе умений, связанных с уровнем культуры речи и риторики (искусства нехудожественной речи). Поэтому от- носительно выразительности нет и не может быть готовых рецеп- тов, конкретных советов ‒ выбор того или иного средства вырази- тельности зависит в первую очередь от индивидуальности каждого участника общения. Важно только, чтобы эта индивидуальность проявлялась уместно и удачно, с учетом всех норм и правил общения.

    Для изобразительности речи используются специальные средства – тропы и фигуры.

    Троп – слово или оборот речи, употребленные в переносном значении. Наиболее употребляемые тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраза.

    Фигуры речи (стилистические фигуры, риторические фигуры) - синтаксические построения, усиливающие образно-выразительные функции речи. Наиболее распространенные фигуры: антитеза, оксюморон, экспрессивный повтор, анафора, эпифора, стык (подхват), градация, эллипсис, умолчание, инверсия, именительный темы, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, многосоюзие, бессоюзие, парцелляция.

    6.5 Уместность

    Уместность – это одно из важнейших коммуникативных ка- честв речи, потому что очень часто успех всего высказывания оп- ределяется его уместностью или неуместностью. Уместность речи предполагает такой подбор, такую организацию средств языка, ко- торые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей и читателей, информационным, воспитательным, эстетическим и иным задачам письменного или устного выступления. Уместность речи – каче- ство функциональное. В его основе лежит идея целевой установки высказывания. Уместность с этой точки зрения – адекватность применяемых языковых средств целям высказывания.

    Уместность речи захватывает разные уровни языка и формируется употреблением слов, словосочетаний, грамматических категорий и форм, синтаксических конструкций, наконец, целых композиционно-речевых систем. Их уместность может рассматриваться и оцениваться с разных точек зрения, в частности: уместность стилевая – соответствие используемых языковых средств целям и задачам общения; уместность контекстуальная – соответствие отдельной языковой единицы речевому окружению, общей стилистической тональности речи;

    уместность ситуативная – соответствие высказывания ситуации общения; уместность личностно-психологическая – соответствие речи конкретного человека сложившемуся образу.

    Уместность является базовым качеством для культуры речи, так как во многом определяет ее успешность. Отличие уместности от остальных коммуникативных качеств речи состоит в том, что, по сути, от оценки уместности или неуместности речи зависит, со- стоится ли сама речь, поскольку это качество речи закладывается на этапе прогнозирования самой речевой деятельности с точки зрения того, насколько та или иная ситуация благоприятна для до- стижения определенных целей общения.

    На этапе планирования речевой деятельности уместность оце- нивается на уровне стратегическом и тактическом. При этом стра- тегический уровень предполагает выбор с точки зрения уместности той или иной модели ситуации общения, того или иного «сценария», а также цели, жанра, стиля речи и т. п., а тактический уровень определяет в большей степени выбор конкретных речевых средств для реализации этой стратегии, наиболее уместных относительно всех слагаемых ситуации общения.

    Таким образом, уместность ‒ это инструмент оценки речи от- носительно ситуации общения и текста как с точки зрения этических и коммуникативных норм, так и с точки зрения оправданности использования в нем тех или иных речевых компонентов.


    1. 6.6 Чистота

    Чистой мы называем такую речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (слов и словосочетаний) (таксказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и др.). Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления.

    Чистота речи давно беспокоит больших писателей, ученых- филологов, педагогов, представителей культуры. Общество заинтересовано в осуществлении широкой системы образовательных и воспитательных мер, целью которых является развитие общей и речевой культуры человека, в частности искоренение из речи людей языковых средств, которые 6.7 Богатство

    Выделяются два основных вида богатства: богатство языка и богатство речи.

    Богатство языка ‒ разнообразие единиц всех уровней языка ‒ те сокровища языка, из которых строится речь. Большая часть этих богатств собрана в словарях. Существуют словари толковые, сло- вообразовательные, фразеологические, словари синонимов, анто- нимов, паронимов, иностранных слов, словари терминологические по той или иной области знаний и т. д.

    Но богатство языка ‒ это только основа, база для богатства ре- чи. Богатство речи каждого носителя языка ‒ это плод его личных

    «накоплений», причем накоплений, заработанных в процессе активного овладения речью. Богатство речи достигается только осознанным стремлением к постижению новых для личности средств языка и активным их освоением ‒ стремлением разнообразить свою речь, использовать те средства, которые дает нам язык, постичь его красоту и возможности в процессе совершенствования своей речи. Один человек не в состоянии владеть и пользоваться в полном объеме богатством языка, но каждый из нас в той или иной мере черпает из этой сокровищницы, общей для говорящих на од- ном языке.

    Богатство языка и богатство речи тесно взаимосвязаны, поскольку не только язык «питает» речь, но и индивидуальное речевое творчество (например, новые слова) пополняет богатство языка.

    Богатство любого языка определяется прежде всего богатством его словаря. Лексическое богатство отражено в различных лингвистических словарях. Так, В. И. Даль включил в свой «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов, Д. Н. Ушаков в

    «Толковый словарь русского языка» – около 90 тысяч слов, «Словарь современного русского литературного языка» 17 томах) со- стоит из более чем 120 тыс. слов.

    Исследователи считают, что современный образованный чело- век активно употребляет в устной речи примерно 10–12 тыс. слов. Для сравнения можно отметить, что Пушкин употребил в своих произведениях более 21 тыс. слов, Есенин – 18890, Сервантес ис- пользовал около 17 тыс. слов, Шекспир – около 15 тыс. слов (по другим подсчетам – около 20 тыс.), Гоголь только в поэме «Мертвые души» использовал более 10 тыс. слов. Сопоставление этих цифр позволяет увидеть главный показатель речевого богатства: чем больше слов находится в распоряжении одного человека, тем богаче его речь, тем свободнее и полнее выражает он свои мысли, чувства, настроения, желания, тем реже повторяет одни и те же слова, тем точнее выражает сложные и тонкие оттенки мысли.

    Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли ясно и четко. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, чтобы не превратиться в Эллочку-«людоедочку», высмеянную И. Ильфом и Е. Петровым, словарный состав которой составлял всего 30 слов.

    Речевое богатство основывается не только на языковых, но и на собственно речевых единицах. В него входит интонационное богатство, семантическое, стилистическое, жанровое, тематическое, отражающие все параметры речи. Речевое богатство в це- лом ‒ это гораздо более широкое и емкое понятие, чем языковое.

    Русский язык богат фразеологией. Умелое использование в речи фразеологических единиц помогает по-разному оценивать чело- века, явления, образно выражать своё отношение, например, одобрение, иронию, восторг. Всё это делает речь привлекательной, экспрессивной: мальчик на побегушках, мерить по себе, пальчики об- лижешь,обойтисьвкопеечку,семьпятницнанеделе,чудогороховое, одного поля ягоды, язык без костей, капать на мозги, искать вчерашнийдень.

    Разнообразие интонации тоже важная составляющая богатства речи. Интонация выражает конкретные эмоции, различает типы высказывания: вопрос, восклицание, побуждение, повествование; по интонации можно охарактеризовать говорящего, условия и ситуацию общения, она обладает эстетическим воздействием на слушателя.

    В русском языке немало слов, обладающих экспрессией.Передавая положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету речи, они также вносят разнообразие и указывают на индивидуальность выбора говорящего. Великодушный,очаровательный, волшебный, совершенный, изящный ‒ эти слова заключают в себе положительную экспрессию. Зазнайка, растяпа, лгун, недотёпа,невежда характеризуются отрицательной экспрессией.

    О богатстве речи свидетельствует наличие пословиц и поговорок. Общеизвестно, что это образцы народной мудрости. Счастье придет – и на печи найдет. Молчание – золото. Не по-хорошему мил, а по милому хорош. Где лад, там и клад. Богатство речи ‒ это разнообразие различных средств языка и речи и способов их использования.

    Обогащая речь, необходимо знать меру в использовании единиц речи, принадлежащих другому стилю, например, включать разговорные элементы в научную, публицистическую или официально-деловую речь нужно очень осторожно, в соответствии с требованиями уместности речи. Особо следует подчеркнуть, что иногда разнообразие может переродиться в недостаток речи. Так, обилие прилагательных, предназначенных для украшения речи, в тех или иных случаях затрудняет ее восприятие.

    Таким образом, главным критерием оценки соблюдения/несоблюдения норм относительно богатства речи становится целесообразность/нецелесообразность использования тех или иных средств в тех или иных их сочетаниях с обязательным учетом особенностей ситуации общения.

    Таким образом, и разнообразие, и однообразие могут стать достоинством или недостатком речи, поэтому главным критерием при выборе тех или иных средств всегда должна быть целесообразность. Если же использование разнообразных языковых и речевых средств целесообразно, то при их употреблении важно стремиться к гармонии, и поэтому богатство как достоинство речи всегда предполагает, что ее автор обогатит свое высказывание и другими достоинствами: уместностью, точностью, логичностью, доступностью, правильностью, выразительностью и др.

    разрушают ее чистоту.

    Какие же это средства? Это и диалектизмы, и варваризмы, и жаргонизмы. К числу средств, чуждых литературному языку и требованиям нравственности, принадлежат и вульгаризмы, слова и выражения, грубо, вульгарно обозначающие какой-то круг предметов и явлений жизни и унижающие достоинство и честь человека. К числу этих средств относятся бранные слова и обороты речи, прямо и недвусмысленно оскорбляющие людей (жрать, лопать, хавать (вместо есть), сдохнуть, околеть, окочуриться (вместо умереть), дрыхнуть(вместо спать), стараякляча,кчертямсобачьим,начертасдался). Наконец, перечисляя средства языка, засоряющие речь, нужно назвать и слова-сорняки, слова-паразиты (скажем так, собственно говоря, стало быть, в общем, в общем- то,вообще,вот,значит,какбы,этосамое,э...э,м...м.). Эти слова не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью, не вызывают осуждения. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей.

    Почему же все-таки слова-сорняки появились в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей, и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего.

    Особого обдумывания в связи с вопросами о чистоте речи требует применение в ней канцеляризмов, т. е. слов и оборотов, типичных для делового стиля, но лишних, не нужных в других языковых стилях, в особенности в стиле художественной литературы и разговорно-бытовом (лесной массив (вместо лес), производить поливку(вместо поливать), имеетместобыть(вместо будет).

    Использование в речи слов-паразитов, речевых штампов, канцеляризмов свидетельствует о бедности словарного запаса говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта