ыцыц. Тема Культурология как наука
Скачать 88.64 Kb.
|
Тема 13. Изобразительное искусство и архитектура Древней Руси Перечислите историко-культурные причины выбора князем Владимиром христианства в его православной, греко-византийской форме. Докажите определяющее значение принятия христианства для развития древнерусской культуры. Заполните пропуски в тексте. Архитектура и декор крестово-купольного храма были заимствованы Древней Русью после ее Крещения в ______ году из _________ . Самый древний каменный храм – _________________ церковь – был выстроен в ___ году в городе __________, а в ___________ появилась София Киевская. Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют _________________________. По цвету купола также можно определить, кому посвящен храм. Золотые купола у храмов, посвященных ________________ , потому что _______________________, синие со звездами – посвящены ____________, потому что ___________________ зеленые купола посвящались __________________, потому что ___________________. 4. Дайте определение следующим терминам и понятиям: Храм, церковь, собор, нефы, алтарь, крест, иконостас, икона, фреска, купол, икона, фреска, мафорий, гиматий, одигитрия, пантократор. 5. Дайте сравнительную характеристику Софийских соборов в Киеве и Новгороде. В чем их сходство? Различия? 6. Заполните пропуски в таблице
7. Согласны ли Вы, что: русская культура – хранительница истинной духовности; противоречивость русской культуры обусловлена соединением в ней языческих славянских и христианских, византийских начал; славянское язычество до сих пор проявляет себя в русской культуре. 8. Составьте небольшое сообщение о творческой биографии одного из иконописцев – А. Рублёв, Ф. Грек, С. Ушаков (на выбор). 9. Перечислите названия рядов иконостаса и названия основных икон каждого ряда. 10. Назовите православные храмы нашего города. Список литература: Антипов, И. В. Древнерусская архитектура второй половины XIII – первой трети XIV века: Каталог памятников / И. В. Антипов ; под ред. В. А. Булкина. – СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. – 204 с. Барская, Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н. А. Барская. – М. : Просвещение, 1993. – 223 с. : ил. Искусство раннего Средневековья / текст, сост. Ц. Г. Нессельштраус. – СПб. : Азбука, 2000. – 383 с. : ил. Райс, Т. Т. Византия. Быт, религия, культура / Т. Т. Райс ; пер. с англ. О. О. Дмитриевой. – М. : Центрполиграф, 2006. – 256 с. Тема 14. Культура Возрождения Раскройте смысл понятий: гуманизм, реформация, протестантизм, утопия, ренессанс, секуляризация, аутодафе. Сделайте краткую историческую справку о гуманистах Возрождения – Николай Кузанский, Николо Макиавелли, Эразм Роттердамский, Томазо Кампанелла. Заполните пропуски в таблице:
Мотивированно ответьте на вопросы: С чем связан расцвет культуры Высокого Возрождения? Какие качества присущи человеку Возрождения? Почему именно Италия стала родиной Возрождения? Кем осуществлялось политическое управление Флоренцией в XV в.? В чем специфика его правления? Составьте кроссворд по теме контрольной работы (не менее 12 слов). Рассмотрите репродукцию Рафаэля «Сикстинская мадонна». Познакомьтесь со статьями 1) В. А. Жуковского «"Сикстинская мадонна" Рафаэля» (в книге: Искусство: Живопись, скульптура, архитектура, графика. в 3 ч. Ч. 1 / Сост. М. В. Алпатов и др. – М. : Просвещение, 1987. – 288 с.); 2) И. В. Долгополова «Сикстинская мадонна» (в книге: Мастера и шедевры: в 3 т. Т. 1. – М. : Изобразительное искусство, 1986, – 720 с.). Докажите, что картина Рафаэля – образец гармонии, пластики, совершенства. Сделайте краткий конспект статьи «Северное возрождение» из словаря В.Г. Власова «Стили в искусстве» (Т. 1, СПб. : Кольна, 1995. – С. 505-511). Рассмотрите картину П. Брейгеля «Фламандские пословицы». Попытайтесь найти русские аналогии изображенным пословицам. Назовите основные маски комедии дель арте. Какие из героев получили своё развитие в традиции мирового театра? Какая основная сюжетная схема комедии дель арте? Проведите заочную экскурсию по площади Сан-Марко г. Венеции (архитектурные сооружения, их авторы, стилистические особенности). Список литературы: 1. Арган, Дж. К. История итальянского искусства. Античность. Средние века. Раннее Возрождение. Высокое Возрождение. Барокко. Искусство XVIII века. Искусство XIX – начала XX века / Дж. К. Арган ; пер. с ит. – М. : Радуга, 2000. – 533 с. : ил. 2. Долгополов, И. В. Мастера и шедевры : в 3 т. Т. 1 / И. В. Долгополов. – М. : Изобразительное искусство, 1986. – 720 с. : ил. 3. Баткин, Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л. М. Баткин. – М. : Изобразительное искусство, 1989. – 479 с. : ил. 4. Лисичкина, О. Б. Мировая художественная культура: Возрождение: Ч. II, кн. 2 : учеб. пособие / О. Б. Лисичкина. – СПб. : СпецЛит, 2000. – 304 с. : ил. 5. Муратов, П. П. Образы Италии : в 3 т. / П. П. Муратов ; ред., комм. и посл. В. Н. Геращенкова. – М. : ГАЛАРТ, 1993. – Т. 1. – 327 с. : ил.; Т. 2 – 3464 с. : ил. 6. Смирнова, И. А. Искусство Италии конца XIII – XV вв. / И. А. Смирнова. – М. : Искусство, 1988. – 374 с. : ил. Тема 15. Культура Нового времени Согласны ли Вы, что: в культуре Нового времени расширилось пространство индивидуальной свободы человека; научная картина мира, созданная в XVII в. отличается от религиозно-мифологической картины предшествующих эпох; Новое время – эпоха интенсивного развития философской мысли. 2. Заполните таблицу:
3. Сравните цитаты: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. … Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире» (Пико делла Мирандола). «…я же только рассказываю о нем и изображаю личность, отнюдь не являющуюся перлом творения, и будь у меня возможность вылепить ее заново, я бы создал ее, говоря по правде, совсем иною» (Мишель Монтень). Как приведённые высказывания отражают противоречивость эпохи Нового времени? 4. Кто является автором цитат? «Цель оправдывает средства», «На том стою и не могу иначе!», «Сжечь – не значит опровергнуть», «Я мыслю – значит, я существую», «Мудрость – дочь опыта». 5. Дайте сравнительную характеристику ведущих стилей эпохи – барокко и классицизм – по схеме: термин, предпосылки и условия возникновения, место возникновения, стилевые черты и способы их выражения, ведущие виды искусства. 6. Как Вы понимаете слова Ньютона: «Я никогда бы не был Ньютоном, если бы не стоял на плечах гигантов»? 7. Назовите автопортреты художников эпохи Нового времени. Почему в творчестве художников эпохи автопортрет стал занимать ведущее положение? 8. Охарактеризуйте два типа садово-парковой культуры – парк регулярный (на примере Версаля) и природный парк (на примере английских садов). 9. Проанализируйте картину на выбор: 1) Рембрандт «Возвращение блудного сына»; 2) П.П. Рубенс «Персей и Андромеда»; 3) Веласкес «Менины»; 4) Доменико Эль Греко «Апостолы Петр и Павел». 10. Соотнесите термины и их определения:
Список литературы: Виппер, Б. Р. Основные пути развития художественной культуры XVII века / Б. Р. Виппер. – М., 2000. Вичьянц, А. М. Введение в мировую художественную культуру / А. М. Вичьянц. – 2-е изд., испр. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 224 с. Долгополов, И. В. Мастера и шедевры : в 3 т. Т. 1 / И. В. Долгополов. – М. : Изобразит. искусство, 1986. – 720 с. : ил. Львова, Е. П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века. (Очерки истории) / Е. П. Львова, Н. Н. Фомина, Л. М. Некрасова. – СПб. : Питер, 2006. – 416 с. : ил. Ротенберг, Е. И. Западноевропейская живопись XVII века / Е. И. Ротенберг. – М. : Искусство, 1989. – 528 с. : ил. Тема 16. Культура эпохи Просвещения 1. Сформулируйте определения: просвещение – это эпоха … просвещение – это процесс … просвещение – это способ … 2. Каких учёных называют энциклопедистами? Почему в науке ХХ в. таковых почти нет? 3. Приведите примеры высказываний просветителей XVIII в. об образовании и воспитании (не менее 5). 4. Приведите примеры: 1) утопий, рисующих идеальную жизнь, созданных в XVIII в.; 2) садов и парков, созданных в XVIII веке, как воплощение идеалов «лучшей жизни». 5. Сформулируйте особенности художественного сознания эпохи Просвещения в России по плану: 1) роль и значение искусства в обществе. Идея пользы; 2) отношения между художником (творцом) и обществом. Положение художника в обществе; 3) организация художественной жизни и художественной деятельности в России Петровского периода. 6. Опираясь на портреты П.А. Демидова, А.Ф. Кокоринова, А.Д. Ланского кисти художника Д.Г. Левицкого, охарактеризуйте тип человека просвещённого. Составьте краткую биографическую справку о каждом изображённом. 7. Сформулируйте идею «просвещенного монарха». Кого из русских царей можно назвать «просвещенным» и почему? «Прочитайте» картину «Екатерина-законодательница» Д. Левицкого (жесты, предметы, цвет, имеющие символического значение). 8. Проведите заочную экскурсию по дворцам Растрелли. 9. Соотнесите произведение искусства и автора:
10. Назовите авторов и произведения западноевропейской литературы ведущих жанров Просвещения: 1) просветительский роман; 2) философская повесть; 3) трагедия; 4) комедия. Список литературы: Вдовин, Г. В. Персона – Индивидуальность – Личность: Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века / Г. В. Вдовин. – М. : Прогресс-Традиция, 2005. – 248 с Виппер, Б. Р. Основные пути развития художественной культуры XVII века / Б. Р. Виппер, 2000. – 437 с. Вичьянц, А. М. Введение в мировую художественную культуру / А. М. Вичьянц. – 2-е изд., испр. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 224 с. Евангулова, О. С. Портретная живопись в России второй половине XVIII в. / О. С. Евангулова, А. А. Карев. – М. : МГУ, 1994. – 200 с. Калязина, Н. В. Русское искусство Петровской эпохи / Н. В. Калязина, Г. Н. Комелова. – Л. : Художник РСФСР, 1990. – 272 с. : ил. Краснобаев, Б. И. Очерки истории русской культуры V века / Б. И. Краснобаев. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1987.– 319 с. : ил. Овсянников, Ю. М. Петр Великий. Первый русский император / Ю. М. Овсянников. – М. : АСИ-Пресс, 2001. – 240с. Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века / отв. ред. Г. Г. Поспелов. – М. : Изобраз. искусство, 1994. – 336 с. : ил. |