Тема маленького человека в творчестве А.Куприна, Л.Андреева, И. Тема маленького человека в творчестве А. Куприна, Л. Андреева, И. Шмелёва и Ф. Сологуба
Скачать 46.7 Kb.
|
Министерство науки и высшего образования РФ ФГБОУ ВО «ЯГПУ им. К. Д. Ушинского» Институт филологии и культуры Факультет русской филологии и культуры РЕФЕРАТ на тему: «Тема маленького человека в творчестве А.Куприна, Л.Андреева, И.Шмелёва и Ф.Сологуба» выполнила студентка IV курса группа 77130 направление Педагогическое образование профиль Филологическое образование Руданова М.С. проверил кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы Бокарев А.С. Ярославль, 2021 Содержание:
Введение Тема “маленького человека” — это “сквозная тема” русской литературы. Появление этого образа обусловлено российской служебной лестницей в четырнадцать ступеней, на нижних из которых трудились и страдали от бедности, бесправия и обид от расположившихся выше мелкие чиновники, малообразованные, часто одинокие или обременённые семьями, достойные человеческого понимания, каждый со своей страдающей душой. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем ничтожными, недостойными внимания. Они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали. Но именно такие люди иногда по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против мира сего, взывать к справедливости, прекращая быть ветошкой. Определение «маленький человек» применяется к разряду литературных героев, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ «маленького человека» оказывался тем более актуальным, чем более демократичной становилась литература. Тему «маленького человека» поднимали многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что её задача – отражать жизнь простого человека со всеми переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берёт на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. «Маленький человек» – представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по - своему. Если искать первоисточник темы «маленького человека» в русской литературе, то это будет, прежде всего, сама Библия, особенно Евангелие, от которого, можно думать, ведёт свою родословную, понятие «маленького человека». Человек, нарисованный в Евангелии, есть именно «малый», меньший перед Богом, а не перед земной властью, или силой, или богатством. Более того, земное значение человека и его облик перед Богом не совпадают. Христос прежде всего обращён к «униженным и оскорблённым». Поэтому все-таки их жизнью заинтересовались писатели, постепенно начали уделять в своих произведениях внимание именно таким людям и их жизни. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь людей «низшего» класса. Глава 1. Тема «маленького человека» в прозе рубежа 19-20 веков. В ХIХ веке образ «маленького человека» становится одной из сквозных тем литературы. Понятие "маленький человек" ввел в употребление В.Г. Белинский в статье 1840 года «Горе от ума». Первоначально оно обозначало человека «простого». С развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится самым популярным персонажем демократических произведений второй половины XIX века. История литературы показала, что тип маленького человека оказался очень гибким, способным к видоизменению. С изменением социального, политического, культурного уклада, под влиянием философских идей различных мыслителей эволюционирует в литературе и тип «маленького человека», появляются его различные варианты. Сложное время рубежа веков порождало экзистенциальные настроения: «маленький человек» - это уже не только социальный тип ущербного и беззащитного, это человек вообще. Это человек, который слаб и беззащитен перед катаклизмами, переломами, судьбой, роком, Вселенной. Но разные писатели рубежа веков расставляли разные акценты при разработке темы «маленького человека». Одним из тем писателей, кого интересовала тема «маленького человека» был Фёдор Кузьмич Сологуб. По характеру своего творчества Сологуб близок Чехову, Салтыкову – Щедрину (т.е. «маленький человек» сам виноват в своих несчастьях», высмеивает «маленького человека»). Подобно Чехову Сологуб чувствуют пошлость окружающей жизни в самых тонких её проявлениях. В романе «Мелкий бес» его главный герой Передонов весь соткан из аллюзий, сопряженных с его предшественниками, со всеми теми «маленькими и униженными», незащищенными, но это иная вариация человека «футлярного» типа, «маленького человека». Передонов – это ничтожное создание, распираемое от амбиций, воплощение обыденного демона, изнанки жизни, человек безнравственный и бездуховный, средоточие зла. Таким образом, в творчестве Сологуба «маленький человек» трансформируется в «мелкого беса». В рассказе «Маленький человек» Сологуб открыто декларирует продолжение традиции: Саранин, неказистый внешне (мал ростом) служит в департаменте. Герой, выпив ненароком капелек, предназначавшихся жене (для уменьшения её дородности и придания ей соответствующего с мужем роста) стал катастрофически мельчать. В буквальном смысле слова. Метафорическое название историко-литературного типа героя «маленький человек» прочитывается и развивается Сологубом буквально. Но составляющая конфликта остаётся традиционной, Сологуб прямо говорит об этом: «традиции сослуживцев Акакия Акакиевича живучи». Сослуживцы Саранина презирают его за маленький рост, начальство требует возвращения прежних размеров, угрожает увольнением, жена перестаёт считать его за человека вообще, никто не слышит «комариного писка» маленького человека, он становится игрушкой, марионеткой в руках «сильных мира сего». Не имея силы противостоять им, «маленький человек» вынужден подчиняться жестокой власти капитала. «Маленькие людишки могут говорить, но их писк не слышен людям больших размеров» - резюмирует автор. «Маленький человек» в произведениях Александра Ивановича Куприна (Желтков «Гранатовый браслет», Ромашов, Хлебников «Поединок», Сашка «Гамбринус») несёт в себе ощущение беспросветности жизни, полной утраты возможностей существования. Обездоленные персонажи купринских рассказов чаще живут в атмосфере страдания и горести. Тем поразительнее их «сложные чувства», «светлые порывы». Куприн изображает незаурядность натуры «маленького человека», которая проявляется в его поступках. Его поведение сопровождается такой «совокупностью душевных движений», что сомневаться в «чудесном даре» «маленького человека» не приходится. Одним из проявлений такого дара является любовь. Продолжая традиции Пушкина и Достоевского, Куприн сочувствует «маленькому человеку», раскрывает его душевные качества в противовес писателям-декадентам, хотя и видит свойственные ему слабости, которые порой изображает с дружеской иронией. Накануне революции и в её годы тема «маленького человека была одной из главных в творчестве Куприна. Внимание писателя к «маленькому человеку», защита способности его чувствовать, любить, страдать вполне в духе Достоевского и Гоголя. Вспомним хотя бы Желткова из «Гранатового браслета». Тихий, робкий и незаметный, вызывающий жалость Веры и её мужа, он не только вырастает в трагического героя, но силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. «Маленький человек» Желтков оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве, в способности любить аристократам. С наибольшей яркостью и художественной силой рост сознания столь любимого Куприным "маленького человека" в эпоху первой русской революции отражен в известном рассказе "Гамбринус" - одном из лучших произведений писателя. Бедный еврейский скрипач Сашка из портового кабачка "Гамбринус" отказывается в дни разгула реакции исполнять монархический гимн, смело бросает в лицо царского охранника слово "убийца" и ударяет его, - этот Сашка едва ли не самый отважный из всех "маленьких людей" Куприна, непохожий на всех остальных. Таким его сделала окрыляющая атмосфера дней первой русской революции, прекрасно переданная в рассказе. Братское, «гоголевское» отношение к «маленькому человеку», сострадание, печаль о его никому не нужной жизни мы видим и в повести «Поединок». «Кто же, наконец, устроит судьбу забитого Хлебникова, накормит, выучит его и скажет ему: «Дай мне твою руку, брат». Вместе с тем его «маленький» герой (Ромашов, Желтков) нерешительный, романтически настроенный, не выдерживает поединка с суровой действительностью, оказывается нежизнеспособным, гибнет физически, не имея моральных сил противостоять обстоятельствам. Традиционно реалистическая тема «маленького человека» приобретает иную окраску у Леонида Николаевича Андреева. Человек - это беспомощное существо перед лицом зловещих сил, бесконечно одинокое и страдающее. Необходимо отметить пристальное внимание Леонида Андреева ко всему, что связано с нравственным потрясением: присутствие или отсутствие страха, преодолением его. В центре его рассказов страх смерти и страх жизни, и она не менее ужасна, чем смерть. «Маленький человек» испытывает панический ужас перед мирозданием. В ранней прозе Андреева современники сразу увидели традицию Чехова в изображении "маленького человека". По выбору героя, степени его обездоленности, по демократизму авторской позиции такие андреевские рассказы, как "Баргамот и Гараська", "Петька на даче", «Ангелочек», «Жили-были» вполне соотносимы с чеховскими. Но Андреев везде выделил страшное для себя состояние мира - полное разобщение, взаимонепонимание людей. В пасхальной встрече хорошо известных друг другу городового Баргамота и бродяги Гараськи каждый из них неожиданно не узнает другого: "Баргамот изумился", "продолжал недоумевать"; Гараська испытал "даже какую-то неловкость: уж больно чуден был Баргамот!". Однако и открыв неведомо приятное в своем собеседнике, оба не могут, не умеют наладить отношений между собой. Гараська лишь издает "жалобный и грубый вой", а Баргамот "менее, чем Гараська, понимает, что городит его суконный язык". В "Петьке на даче" и "Ангелочке" - еще более мрачный мотив: разорваны естественные связи между детьми и родителями. Да и сами маленькие герои не понимают, что им нужно. Петьке "хотелось куда-нибудь в другое место". Сашке "хотелось перестать делать то, что называется жизнью". Мечта не мельчает, даже не гибнет (как в произведениях Чехова, Гоголя ) , она не возникает, остается только равнодушие или озлобление. Раскрывая тему "маленького человека", Л.Н. Андреев утверждает ценность каждой человеческой жизни. Именно поэтому главной темой его раннего творчества становится тема достижения общности между людьми. Писатель стремится осознать важность тех общечеловеческих ценностей, которые объединяют людей, роднят их, независимо от каких бы то ни было социальных факторов. Необходимо также отметить, что тема «маленького человека» в творчестве Л.Андреева эволюционировала. Вначале она была окрашена в тона сочувствия и сострадания к обездоленным людям, но вскоре писателя стал интересовать не столько «маленький человек», страдающий от унижения и материальной скудости (хотя и это не забывалось), сколько «маленький человек», угнетенный сознанием мелкости и обыденности своей личности. Начиная с первых рассказов, в творчестве Леонида Андреева возникает упорно преследующее его сомнение в возможности адекватного постижения природы мира и человека, определяющее своеобразие поэтики его произведений: он испытывает в этом отношении то робкую надежду, то глубокий пессимизм. Ни одному из этих подходов к жизни так и не удается обрести полной победы в его произведениях. В этой отличительной черте его мировоззрения мы видим коренную особенность его творчества. «Маленький человек» у Н. Тэффи довольно близок чеховскому герою. Тонкая ирония, скрытый психологизм, чеховское изящество языка выделяли ее рассказы из огромного потока юмористической литературы, обрушившейся на Россию в «дни свобод» и последующие годы. Тема «маленького человека» была развита Иванов Сергеевичем Шмелёвым в наиболее известном и значительном его произведении этого периода — повести «Человек из ресторана», опубликованной в 1911 году и принёсшей автору всероссийскую славу. «Хотелось, — писал Шмелёв М. Горькому, — выявить слугу человеческого, который по своей специфической деятельности как бы в фокусе представляет всю массу слуг на разных путях жизни». Повествование ведётся от лица официанта Якова Скороходова, который, говоря о благополучных посетителях ресторана, представляет социальный срез богатых российских сословий. Шмелев сумел по-своему изобразить “маленького человека”, которому Ф. М. Достоевский сострадал. Шмелев же пишет о том, что духовное возрождение человека возможно в том случае, если он соберет все свои внутренние силы, а силы эти даны ему Богом. Во многом духовная высота Скороходова объясняется тем, что он христианин. Глава 2. Тема «маленького человека» в рассказе «Маленький человек» Ф.Сологуба «Маленький человек» — небольшое прозаическое произведение Федора Кузьмича Сологуба — русского поэта, писателя, драматурга, публициста, жившего и творившего на рубеже XIX – XX веков. «Маленький человек» — это небольшой рассказ, очень емкий по своему содержанию. Идею рассказа как нельзя лучше может отразить цитата Рэя Брэдбери: «Человек в наше время — как бумажная салфетка: в неё сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают…». Писатель дал именно это заглавие своему рассказу не только потому, что с главным героем происходит удивительное приключение, в процессе которого он уменьшается в росте, но и потому, что в этом рассказе вновь раскрывается излюбленная тема великих русских писателей — Гоголя, Пушкина, Достоевского — тема «маленького» человека, загнанного в жесткие социальные рамки. Яков Алексеевич Саранин — мелкий государственный чиновник лет тридцати, женатый на прекрасной двадцатилетней девушке Аглае Никифоровне и любящий свою жену всем сердцем. И жили бы они долго и счастливо, если бы не одно "НО" — Аглая Никифоровна «дородна так, что рядом с маленьким и тощим мужем казалась исполиншею». Насмешки и издевательства заставили бедного Якова Алексеевича принять крайние меры: прибегнуть к помощи подозрительного армянина Халатьянца, возникшего из тьмы ночной так скоро и так скоро исчезнувшего. Но что-то идёт не так, и уменьшается, выпив волшебное сладкое зелье, не Аглая Никифоровна, а Яков Алексеевич. И бедный, тощий и без того маленький человек становится ещё меньше, пока не превращается в человечка с булавочную головку. «Саранин кончился». Образ любого из героев данного произведения неоднозначен, но прям: Саранин — «маленький» человек, жизнью (а лучше сказать существованием) которого интересуются лишь единицы, ведь немногие и знают, что есть на свете такой Саранин; Аглая Никифоровна — жесткий человек, который любезен с вами до тех пор, покуда вы не приносите хлопот. Рассказ достаточно глубок, чтобы показать нам, насколько мелочным, завистливым, злобным и неуверенным в себе может быть человек. Рост — такой пустяк в сравнении с внутренним миром и духовным развитием, важнейшими человеческими качествами, но именно из-за этого пустяка главный герой превращается в пыль, как и всякие воспоминания о нем, о его жизни и о его заслугах в памяти других людей. В этом жизненном рассказе с толикой психологии автор выступает в роли третьего лица, созерцателя действ. Федор Кузьмич Сологуб не просто повествует о поразительной кончине Саранина как человека, он заново открывает нам мир «маленького» человека с его «большими» проблемами. Идейное своеобразие рассказа не отличается индивидуальностью, ведь до Саранина были Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин и др., но фантастическое представление того, насколько маленьким в любом понимании может стать человек, ново. Произведение имеет довольно большое воспитательное значение, так как проблема «маленького» человека становится актуальнее с каждым днём. Как просто почувствовать себя одиноким и бесполезным среди настолько огромной толпы выдающихся людей, как просто закрыться в себе из-за ощущения собственной никчемности, став для окружающих предметом насмешек и издевательств за свою особенную чувствительность и слабость, как просто потерять самого себя. Автор хотел донести до читателя следующую мысль: каким бы маленьким ни был человек, нельзя позволять другим опускать себя еще ниже. Необходимо противостоять обществу, даже если оно пытается сломить вас, и смотреть всем своим страхам в лицо, ведь только так можно их победить. Стоит перестать копаться в себе в поисках недостатков, перестать сомневаться в себе, перестать предоставлять окружающим поводы и возможности сокрушить себя. Всё это — простая истина, залог спокойной жизни вдали от саркастичных речей, насмешливых взглядов и злых языков. Глава 3. Тема маленького человека в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет» Тему « Маленького человека» поднимают многие писатели. Она была всегда актуальна, потому что её задача – отражать, жизнь простого человека со всеми его переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями . Писатель берёт на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей . «Маленький человек –представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему. Одно из таких произведений Александра Куприна «Гранатовый браслет». «Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья» - эти слова из Купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда, все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви – вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. С присущим ему высокохудожественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. В «Гранатовом браслете» даром любви наделен бедный чиновник Желтков. Великая любовь становится смыслом и содержанием его жизни. Героиня – княгиня Вера Шеина – не только не отвечает на его чувство, но и воспринимает его письма, подарок – гранатовый браслет – как нечто ненужное, нарушающее привычный уклад жизни. Только после смерти Желткова она понимает, что мимо прошла «любовь, о которой мечтает каждая женщина». Взаимная совершенная любовь не состоялась, но это высокое и поэтическое чувство, пусть сосредоточенное в одной душе, открывает путь к прекрасному перерождению другой. Здесь автор показывает любовь как феномен жизни, как нежданный подарок – поэтический, озаряющий жизнь среди обыденности, трезвой реальности и устойчивого быта. Любовь озаряет «маленького человека», простого чиновника Желткова. Но по богатству его внутреннего мира, величию его души и силе чувства назвать его «маленьким человеком» никак нельзя. Ему смешны угрозы Николая Николаевича «обратиться к власти». Никто не может лишить его главного чувства жизни — любви к Вере Николаевне: и в тюрьме, и в другом городе он будет продолжать любить ее. Только смерть может прекратить это чувство, которым нельзя управлять живущему на этом свете человеку. И даже князь Шеин почувствовал, что он присутствует «при какой-то громадной трагедии души». Испытываемое чувство становится для него великим счастьем и великой трагедией. Он любит прекрасную княгиню Веру, не рассчитывая уже ни на какую взаимность. Как точно замечает генерал Аносов, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться». Для Желткова и не существует ничего, кроме любви, которая «заключает весь смысл жизни – всю Вселенную!» Но трагедия рассказа не только в том, что Желтков и княгиня Вера принадлежат к разным сословиям, и даже не в том, что он влюблен в замужнюю женщину. Проблема кроется в другом, окружающие прекрасно обходятся в жизни без настоящей любви и видят в этом чувстве все что угодно, но только не святую и чистую привязанность. Существует мнение, неоднократно высказанное критиками, что в образе Желткова есть некоторая ущербность, ибо для него весь мир сузился до любви к женщине. Куприн же своим рассказом подтверждает, что для его героя не мир сужается до любви, а любовь расширяется до размеров целого мира. Она настолько велика, что заслоняет собой всё, становится уже не частью жизни, пусть даже самой большой, а самой жизнью. Поэтому без любимой женщины Желткову незачем больше жить. Он жертвует собой во имя возлюбленной, её счастья, а не умирает от безысходности, лишившись единственного смысла жизни. Маленький человек Куприна вызывает не жалость, не снисходительную усмешку - Желтков прекрасен в своей чистой и великой любви. Эта любовь стала его потребностью, смыслом жизни. В своем предсмертном письме к Вере он признается: "Это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить... Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя твое"". Глава 4. Тема маленького человека в рассказе Л.Андреева «Город» В рассказе «Город» говорится о маленьком чиновнике подавленном и бытом, и бытием, протекающем в каменном мешке города. Казалось бы, он окружен сотней тысяч людей, но он задыхается от одиночества, от бессмысленного существования, против которого протестует в жалкой комической форме. На мой взгляд, здесь Андреев продолжает тему «маленького человека» заданную еще Н.В.Гоголем, однако, писатель меняет трактовку этой темы: у Гоголя «маленький человек» подавлен богатством и властью «большого человека», а у Андреева материальной положение и чин не играют важней роли, у него преобладает одиночество («сидел у себя в номере один», «чувствовать себя таким беспредельно одиноким среди множества чужих людей», «когда он заговорил о своем одиночестве, то заплакал…»). Мотив одиночества, выросший из равнодушия города и его жителей по отношению друг к другу, порождает еще один мотив – мотив отчуждения. Город словно гора песка, каждый житель песчинка, но не имея взаимодействия друг с другом, это всего лишь гора или «кучка» ненужного песка. Трагедию автор видит в том, что индивидуальности не составляют сообщества, общества, одного целого. Нельзя не обратить внимания на некоторые детали, которые мы встречаем уже в самом начале, а именно имена героев. Петров и «тот другой». Почему тот другой? Но далее мы видим диалог: - За ваше здоровье!- сказал он приветливо и протянул рюмку. - За ваше здоровье!- ответил, улыбаясь, тот и протянул свою рюмку. Возникает ощущения эха. Словно один в пустой комнате герой говорит сам с собой, и если посмотреть дальше остальные диалоги, которых не так уж и много, складывается впечатление, что разговор не просто с самим собой, а самим с собой в зеркале. Эта зеркальная функция указывает на одинаковость каждого из жителей: их речь, их образ жизни, их сама жизнь («…делались похожи один на другой - и идущему человеку становилось страшно»)… Но есть ли жизнь в этом городе? Есть ли жизнь в рассказе? Автор говорит, что за толщей каменных домов, есть широкое поле, которое герой почувствовал при прогулке, и ему невыносимо захотелось бежать туда, где есть солнце, свободная земля, есть жизнь. Но вот только город настолько безжалостен к своим жителям, что этот «кусочек свободы» становится все меньше. Город разрастается с каждым днем, и одиноких и равнодушных людей становится больше. Возможно, не только жители города видят свое зеркальное отражение в других, но и сам город смотрит в свое зеркало и разрастается, разрастается…. Глава 5. Черты «маленького человека» в повести «Человек из ресторана» И.Шмелева Герои Шмелева – «маленькие люди» из «городских углов», которые в годы революции увидели неясную надежду на будущее, или «задумавшиеся» под влиянием революционных событий люди средних слоев городского населения. В рассказах чувствуется влияние приемов психологического реализма Толстого и мотивов горьковского творчества. Сюжеты и ситуации произведений Шмелева характерны и для других писателей «знаниевского» круга – Найденова, Юшкевича, Куприна. Конфликт человека с окружающей средой решается в творчестве этих писателей в двух планах – либо растворяется в абстрактном авторском сострадании «маленькому человеку» и превращается в конфликт «общечеловеческий», либо разрешается в гражданских традициях русской демократической литературы 60–70-х годов. У Шмелева как бы синтезируются оба эти варианта. Он с гневом пишет о виновниках бесправия и нищеты трудового человека, о социальных контрастах русской действительности, но путей реального «облегчения жизни» не видит. Человек у Шмелева всегда одинок. Тема «маленького человека» была развита Шмелевым в наиболее известном и значительном его произведении этого периода — повести «Человек из ресторана», опубликованной в 1911 году и принесшей автору всероссийскую славу. «Хотелось, — писал Шмелев М. Горькому, — выявить слугу человеческого, который по своей специфической деятельности как бы в фокусе представляет всю массу слуг на разных путях жизни». Повествование ведется от лица официанта Якова Скороходова, который, говоря о благополучных посетителях ресторана, представляет социальный срез богатых российских сословий. Скороходов и вся ресторанная прислуга — это лишь основание социальной пирамиды, зараженной «лакейством». В высших слоях низкопоклонство вызвано уже не желанием заработать на жизнь, а «высшими соображениями»: так, важный господин в орденах кидается под стол, чтобы раньше официанта поднять оброненный министром платок. И чем ближе к вершине этой пирамиды, тем низменнее причины «лакейства». Исповедь Скороходова, труженика, потерявшего жену и сына, тем не менее, не кажется речью озлобленного человека. Хотя «порядочное общество» лишило его даже имени, оставив безликое «человек!», он внутренне выше и порядочнее тех, кому прислуживает. Он видит посетителей насквозь и резко осуждает их хищничество и лицемерие. «Знаю я им цену настоящую, знаю-с, — говорит Скороходов, — как они там ни разговаривай по-французски и о разных предметах. Одна так-то все про то, как в подвалах обитают, и жалилась, что надо прекратить, а сама-то рябчика-то в белом вине так и лущит, так это ножичком-то по рябчику, как на скрипочке играет. Соловьями поют в теплом месте и перед зеркалами, и очень им обидно, что подвалы там и всякие заразы… Уж лучше бы ругались. По крайности сразу видать, что ты из себя представляешь. А нет… знают тоже, как подать, чтобы с пылью». Писатель создает образ «маленького человека» со всеми особенностями этого типа. Мечта Скороходова — собственный домик с душистым горошком, подсолнухами и породистыми курами. Герой повести не любит господ не только за их лживость, но и вообще за то, что они люди из другого сословия. Шмелев сумел по-своему изобразить «маленького человека», которому Ф. М. Достоевский сострадал. Шмелев же пишет о том, что духовное возрождение человека возможно в том случае, если он соберет все свои внутренние силы, а силы эти даны ему Богом. Во многом духовная высота Скороходова объясняется тем, что он христианин. Заключение Учитывая, что все рассмотренные произведения были написаны в разные годы XX века, можно сказать, что маленький человек все же изменяется во времени. В русской литературе XIX - XX веков тема маленького человека раскрывается путем изображения отношений маленьких людей, как с властью, так и с другими людьми. Таким образом, тема «маленького человека» претерпевала значительные изменения в творчестве писателей. Рисуя образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводит «маленького человека» к деградации. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает ему переносить существование. Потеряв эту цель, они гибнут, не сумев пережить утраты. Забытые, всеми униженные люди, их жизнь, маленькие радости и большие беды долгое время казались ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение породила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться, уходить в себя. Исстрадавшиеся, они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали. Именно такие люди иногда по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали роптать против сильных мира сего, взывать к справедливости. Мелкие чиновники, станционные смотрители, «маленькие люди», сошедшие с ума, не по своей воле выходили из тени. Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении всего XIX - начала XX веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя. Можно найти общее во взглядах разных писателей. Например, писатели первой половины XIX века Пушкин, Лермонтов, Гоголь относятся к «маленькому человеку» с сочувствием. Писатели начала XX века имели свое особое отношение к теме «маленького человека». В представлении А. Куприна «маленький человек» - это талантливый, самоотверженный человек. Л.Андреев наоборот, обращал внимание на все, что связано с нравственным потрясением: присутствием или отсутствием страха. В произведениях Леонида Андреева «маленький человек» боролся со своими страхами, таким образом, совершая свою маленькую победу над масштабными проблемами. У Федора Сологуба в романе можно увидеть трансформацию «маленького человека» в «мелкого беса», ничтожно создание предстаёт перед читателем, редко в произведениях можно встретить такого героя. Такое разнообразие взглядов писателей зависит от особенностей их мировоззрения и от того разнообразия человеческих типов, которое нас окружает в действительной жизни. В заключение хочется сказать, что человек не должен быть «маленьким». В одном из писем к сестре Чехов восклицал: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» Список литературы: Аникин А.А., Галкин А.Б. Темы русской классики. Учебное пособие. – М.: Прометей, 2000. Е.П. Педчак. Русская литература конца XVIII-XIX века. Зарубежная литература. – М: Феникс, 2003. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX века: Учеб. –4-е изд., доп.и перераб.– М.: Высш. шк.; Изд. центр Академия, 2000. Магомедова, Д.М. Александр Блок. Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). Книга 2. – М., 2001. Хольтхузен И. Федор Сологуб. История русской литературы. XX век. Серебряный век. – М., 1995. Чуковский К. Путеводитель по Сологубу. В 6 т. - М., 1969. Т. 6. Куприн А. Гранатовый браслет. – М.: Художественная литература, 2016. Андреев Л. Полное собрание романов, повестей и рассказов в одном томе. – М.: Альфа-книга, 2017. Шмелёв И. Человек и ресторана. – М.: Художественная литература, 2019. Ф. Сологуб. Свет и тени. Избранная проза. – Минск.: Мастацкая литература, 1988. |