Курсовая. Роль музыкально-образовательной деятельности. Жирнова курс. вся отпр.. Тема Роль музыкальнообразовательной деятельности в развитии личности старшего дошкольника
Скачать 277 Kb.
|
Таблица 2.3 Сравнительный анализ уровня эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
На основании проведенного исследования мы сделали следующий вывод: большинство детей имеют средний и высокий уровень эмоциональной отзывчивости, что говорит об эффективности использованных нами занятий. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II Организация и проведение опытно-экспериментальной работы позволило сделать следующие выводы: 1. Проведенное на констатирующем этапе эксперимента исследование показало, что с высоким уровнем эмоциональной отзывчивости – 5 детей (20,8%), со средним уровнем – 9 детей (37,5%), с низким уровнем – 10 детей (41,6%). Результаты констатирующего этапа показали необходимость работы по формированию у дошкольников музыкальной отзывчивости в процессе музыкально-образовательной деятельности. 2. На формирующем этапе, исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы наметили работу по развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников, которая включала 3 этапа. 1 этап: подготовительный, в ходе которого педагог создавал музыкальную зону для слушания музыки. 2 этап: основной предполагает реализацию намеченных мероприятий: 1 занятие «Детские игры», 2 занятие «Танцы», 3 занятие «Музыкальное путешествие», 4 занятие «Музыкальная гостиная». На первом занятии «Детские игры» знакомили с некоторыми страницами биографии Чайковского, слушали пьесы, связанные с играми девочек: «Болезнь куклы», «Новая кукла», с играми мальчиков «Игра в лошадки». На втором занятии «Танцы» слушали «Вальс», «Марш деревянных солдатиков», «Полька». На третьем занятие «Музыкальное путешествие» дети знакомились с музыкальными рассказами о других странах - «Неаполитанская песенка» и «Итальянская песенка», где подчеркивали их национальные особенности. На втором этапе использовали следующие виды работы: краткое и образное вступительное слово педагога, прослушивание музыкального произведения; беседа о прослушанном произведении, разбор полученных впечатлений, привлечение внимания детей к основным средствам музыкальной выразительности; рассматривание и беседа по иллюстрациям; рисование; игры. 3 этап: Заключительный. Предполагает подготовку и проведение итогового комплексного занятия «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. 3.Проведя исследование на контрольном этапе нашего эксперимента с использованием методики диагностики, описанной на этапе констатирующего эксперимента, мы получили следующие результаты: уровень эмоциональной отзывчивости улучшился у большинства детей, что говорит об эффективности проведенной нами работы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для организации исследования необходимо было решить ряд задач. В результате решения первой задачи, которая заключалась в рассмотрении понятия и характеристик музыкально-образовательной деятельности дошкольников, нами было выявлено, что музыкально-образовательная деятельность является эффективным средством личностного развития дошкольников. Она формирует знания о классической музыке, творчестве отечественных и зарубежных композиторов, расширяет представления о музыкальных жанрах, музыкальной грамоте, средствах музыкальной выразительности. Музыкально - образовательная деятельность формирует исполнительские и творческие навыки, развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно - эмоциональную сферу. Решая вторую задачу, предполагающую изучение психологических особенностей личности старшего дошкольника, мы выяснили, что старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладываются основы будущей личности: В процессе музыкально-образовательной деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества: целенаправленно заниматься, умение и потребность доводить начатое до конца, преодоление трудности. Велико значение музыкальной деятельности в решении задач эстетического воспитания: умение видеть и чувствовать прекрасное, способность к эстетической оценке, художественный вкус и творческие способности. Решение третьей задачи, предполагающей выявление уровня развития эмоциональной отзывчивости как качества личности старших дошкольников, позволило организовать и провести опытно-экспериментальную работу в старшей группе детского сада «Золотой ключик». Исследование включало 3 этапа. Первый этап (констатирующий) был связан с изучением уровня эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. На втором этапе (формирующий) осуществлялась работа по развитию эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе музыкально-образовательной деятельности. На третьем этапе (контрольный) проверяли эффективность работы по развитию эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе музыкально-образовательной деятельности. Проведенное на констатирующем этапе эксперимента исследование показало, что с высоким уровнем эмоциональной отзывчивости – 5 детей (20,8%), со средним – 9 детей (37,5%), с низким – 10 детей (41,6%). Результаты констатирующего этапа показали необходимость работы по формированию у дошкольников музыкальной отзывчивости в процессе музыкально-образовательной деятельности. Для решения четвертой задачи организовали процесс развития личности старшего дошкольника посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях детского сада. Работа по развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников, которая включала 3 этапа. 1 этап: подготовительный, в ходе которого педагог создавал музыкальную зону для слушания музыки. 2 этап: основной предполагает реализацию намеченных мероприятий: 1 занятие «Детские игры», 2 занятие «Танцы», 3 занятие «Музыкальное путешествие», 4 занятие «Музыкальная гостиная». На первом занятии «Детские игры» знакомили с некоторыми страницами биографии Чайковского, слушали пьесы, связанные с играми девочек: «Болезнь куклы», «Новая кукла», с играми мальчиков «Игра в лошадки». На втором занятии «Танцы» слушали «Вальс», «Марш деревянных солдатиков», «Полька». На третьем занятие «Музыкальное путешествие» дети знакомились с музыкальными рассказами о других странах - «Неаполитанская песенка» и «Итальянская песенка». На втором этапе использовали следующие виды работы: краткое и образное вступительное слово педагога, прослушивание музыкального произведения; беседа о прослушанном произведении, разбор полученных впечатлений, привлечение внимания детей к основным средствам музыкальной выразительности; рассматривание и беседа по иллюстрациям; рисование; игры. 3 этап: Заключительный. Предполагает подготовку и проведение итогового комплексного занятия «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Проведя исследование на контрольном этапе нашего эксперимента, с использованием методики диагностики, описанной на этапе констатирующего эксперимента, мы получили следующие результаты: уровень эмоциональной отзывчивости улучшился у большинства детей, что говорит об эффективности проведенной нами работы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду: учебник для студ. пед. уч-щ / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981. – 240с. 2.Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка: учеб. для студ. пед. уч-щ / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1968. – 223с. 3.Ветлугина, Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1972. – 190с. 4.Ветлугина, Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Н.А. Ветлугина, А.В, Кенеман. – М.: Просвещение, 1983. – 255с. 5.Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в детском саду: современный взгляд на проблему/ А.Г. Гогоберидзе //Детский сад от А до Я. – 2010. - № 3. – С. 4 -14. 6.Гогоберидзе, А.Г., Деркунская, В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А, Деркунская. – М.: Академия 2007. – 334с. 7.Гончарова, О.В., Богачинская, Ю.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Академия, 2012. – 256с. 8.Груздина, И. Музыкально-эстетическая культура детей дошкольного возраста: сущность и пути формирования /И. Груздина //Дошкольное воспитание. – 2011. - № 2. – С. 79 – 82. 9.Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: пособие для воспитателя и муз. рук. / И.Л. Дзержинская. – М.: Просвещение 1985. – 230с. 10.Иванченко, Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы /Г.В. Иванченко. – М.: Смысл, 2001. – 200с. 11.Костина, Э. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка /Э. Костина //Дошкольное воспитание. – 2012. – № 11. – С. 37 – 40. 12.Леонтьев, А. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте /А. Леонтьев //Дошкольное воспитание. – 2009. – № 1. – С. 11 – 13. 13.Люблинская, А.А. Детская психология: учеб. пособие для студ. пед. вузов /А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2011. – 415с. 14.Методика музыкального воспитания в детском саду: учебник /Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова; под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение. 1989. – 270с. 15.Мухина, В. С. Детская психология: учеб. пособие /В.С. Мухина.– М.: ООО Апрель Пресс, 2011. – 352с. 16.Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: учеб. пособие для студ. психол. высш. учеб. / А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Академия, 1998. – 300с. 17.Праслова, Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. пед. уч-щ / Г.А. Праслова. – СПб: Детство-пресс, 2005. – 258с. 18.Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студ. пед. ин-тов / О.П. Радынова. А.И. Катинене, М.Л. Паваландишвили; под ред. О.П. Радыновой. – М.: Просвещение, 1994. – 223с. 19.Семынина, Е. Музыка: воспитание души /Е.Семынина // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 1. – С. 33 – 35. 20.Смирнова, Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2003. – 368с. 21.Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям /В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1986. – 288с. 22.Тарасов, Г. С. Психология музыкальных способностей /Г.С. Тарасов // Спутник учителя музыки. – М.: Педагогика, 1993. – С. 55–58. 23.Тарасова, К. Основы системы музыкального воспитания /К. Тарасова //Дошкольное воспитание. – 2001. – № 1. – С. 63 – 66. 24.Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей /Б.М. Теплов // Избранные труды: в 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1985. – С. 42–222. 25.Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2015. – 336с. 26.Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /О.А. Шаграева. – М.: Владос, 2011. – 368с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Конспект музыкального занятия по теме: «Детский альбом» П.И.Чайковского Цель: закрепить полученные знания о классической музыке, написанной для детей; закрепить умение анализировать услышанную музыку; развивать творческие способности детей; закреплять умение определять на слух следующие жанры: песня, танец, марш; воспитывать чувство патриотизма, любовь к музыкальному наследию своей страны; воспитывать положительное отношение к творчеству композитора. Оборудование: медиапроектор, музыкальные записи, картины. Ход занятия Дети входят в зал под «Марш деревянных солдатиков» Воспитатель приветствует их, просит присесть на стульчики. В.: Тихо, тихо рядом сядем Входит музыка в наш дом, В удивительном наряде Разноцветном, расписном. Вместе с музыкой хорошей К нам приходит волшебство, Осторожней, осторожней, Не спугнуть бы нам его…. В.: Дети, сегодня я пригласила вас на встречу с музыкой великого русского композитора – П. И. Чайковского. Посмотрите на портрет этого замечательного человека. Какое красивое, благородное лицо. Умные, добрые глаза смотрят на нас с любовью. Петр Ильич Чайковский жил очень давно, а вот музыка, которую он сочинил, будет жить всегда. Её слушают и любят дети всего мира, потому, что она красивая, прекрасная, искренняя. Она радует и волнует наши сердца. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Фрагмент мультфильма «Детский альбом» И.Ковалевской.1976г. (Звучит «Сладкая греза»). В.: Это произведение Чайковский назвал«Сладкая греза». Греза – это мечта, сон. Понравилась вам музыка? Д: Да! В.: Мне хочется сказать об это музыке, что она светлая, нежная. А вы, дети, расскажите о характере музыки, какая она? Д: … (мечтательная, певучая, красивая, добрая и так далее). В.: Все правильно говорите. О чем вам думалось, мечталось? (Ответы детей). В.: А меня эта музыка как бы перенесла в те далекие времена, когда жил Петр Ильич Чайковский. Я вспомнила интересную историю. Однажды Петр Ильич гостил у сестры в большом красивом доме. У сестры были дети, которых Чайковский очень любил. А особенно он подружился с племянником – Володей. К мальчику в гости приходили его друзья, поиграть, повеселиться. И Чайковский захотел, чтобы у ребят были свои музыкальные произведения, в которых бы рассказывалось, чем они занимаются в течение дня, в какие игрушки играют, какие нянины сказки и мамины песенки слушают. Петр Ильич сочинил целый альбом интересной музыки и назвал его «Детский альбом». Как вы думаете, ребята, почему Чайковский так назвал свою музыку? (Ответы детей). И сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие по «Детскому альбому».Музыка нам расскажет о детских радостях, увлечениях, играх. На день рождения Володи подарили большую красивую коробку, в которой лежали деревянные солдатики. Послушаем, какую же музыку про солдатиков сочинил Чайковский. (Прослушивание фрагмента «Марш деревянных солдатиков»). В.: Дети, вы вспомнили, что это за музыка? Д: Марш! В.: Правильно, это марш, под который вы вошли. Марш игрушечный, поэтому музыка звучит легко и ритмично. А ваши впечатления о характере музыки? Как она звучала? Д: Бодро, отрывисто, весело, радостно, озорно. В.: Какое настроение у солдатиков? Д: Веселое, бравое. В.: Посмотрите, меняется ли характер музыки (прослушивается средняя часть). Изменилось настроение? Д: Да, стало настороженнее. В.: Да,музыка стала затаенная, приглушенная, настороженная, как будто в пути солдатикам встретилось что-то необычное. Но солдатики не испугались, и музыка опять звучит вот так. (Звучит первая часть). Давайте поиграем в солдатиков? И своими движениями постараемся передать характер и настроение музыки (по окончании дети садятся на стулья). В.: Молодцы, ребята, хорошо маршировали! Пётр Ильич в своих произведениях не забыл и о девочках, и об их любимой игрушке—куколке. Особенно они радуются, когда им дарят новую куклу. Давайте попробуем разыграть небольшую сценку: Маша подарит Вале новую куклу на день рождения. Следующее произведение, которое мы будем слушать, так и называется «Новая кукла». Звучит «Новая кукла». Девочки разыгрывают сценку. В.: Нам известен девочек секрет – дороже куколки для них игрушки нет. Представьте себе, как девочки нарядили своих кукол – подружек и решили с ними и повеселиться, потанцевать. Что же за танец они стали танцевать, нам расскажет музыка. (звучит фрагмент «Вальса»). Д: Вальс. В.: Правильно, это вальс! Почему вы решили, что это вальс? Как звучала музыка? Д: Плавно, красиво, легко, изящно. В.: В нашем детском саду тоже много красивых кукол и сегодня они вместе с нами. И им тоже хочется потанцевать. Девочки, потанцуйте с куколками – подружками. (Звучит музыка«Вальс», девочки импровизируют под музыку). В.: Молодцы, наши девочки! Я обратила внимание на то, что многие использовали такие движения, как кружение и повороты и это правильно, потому что в переводе с французского слово «вальс» означает «кружиться». А сейчас я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую, садитесь за столы и попробуйте нарисовать музыку, которую услышите. Звучит «Сладкая греза». Дети рисуют. В.: В «Детском альбоме» еще много интересной музыки. Мы обязательно послушаем, поговорим о ней, постараемся понять. А сегодня наше путешествие закончилось. Давайте аплодисментами поблагодарим музыку за те приятные минуты, что мы с ней провели. |