Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. Организация процесса развития личности старшего дошкольника посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях детского сада


  • по развитию личности старшего дошкольника посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях детского сада

  • Таблица 2.2 Результаты диагностики уровня эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента

  • Курсовая. Роль музыкально-образовательной деятельности. Жирнова курс. вся отпр.. Тема Роль музыкальнообразовательной деятельности в развитии личности старшего дошкольника


    Скачать 277 Kb.
    НазваниеТема Роль музыкальнообразовательной деятельности в развитии личности старшего дошкольника
    АнкорКурсовая. Роль музыкально-образовательной деятельности
    Дата02.07.2022
    Размер277 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЖирнова курс. вся отпр..doc
    ТипРеферат
    #623024
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Таблица 2.1

    Результаты диагностики уровня эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

    Уровень

    Показатель, %

    высокий

    20,8 %

    средний

    37,5 %

    низкий

    41,6 %


    На основании проведенного исследования мы сделали следующий вывод: большинство детей имеют низкий уровень эмоциональной отзывчивости.

    Это указывает на необходимость работы по развитию у дошкольников эмоциональной отзывчивости как качества личности в процессе музыкально-образовательной деятельности.

    2.2. Организация процесса развития личности старшего дошкольника посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях детского сада
    На формирующем этапе, исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы наметили дальнейшую работу по развитию эмоциональной отзывчивости в процессе музыкально-образовательной деятельности.

    Работа по развитию эмоциональной отзывчивости в процессе музыкально-образовательной деятельности предполагает 3 этапа.

    1 этап: Подготовительный. На данном этапе педагог осуществлял следующую деятельность: постановка цели, формулировка задач. Определение приёмов, методов и форм обучения. Подбор музыкального материала, художественного слова, иллюстраций. Составление плана занятий. Работа с методической литературой.

    2 этап: Основной, предполагает реализацию намеченных мероприятий.

    Деятельность педагогов включает: обогащение детей знаниями о классической и инструментальной музыке П.И.Чайковского. Разучивание с детьми танцев и стихов.

    Деятельность детей включает: усвоение новых знаний, навыков и умений. Проявление активности, желание выразить своё отношение к музыке П.И. Чайковского. Рисование на заданную тему.

    3 этап: Заключительный. Предполагает подготовку и проведение итогового комплексного занятия «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Изготовление атрибутов, оформление музыкального зала. Выставка детских рисунков.

    Педагог на 1-м этапе создает музыкальную зону для слушания музыки: проигрыватель или магнитофон, музыкальный центр, кассеты или грампластинки с записью музыкальных произведений, портреты известных композиторов, книги музыковедческого характера, доступные детям, хорошо иллюстрированные детские книги, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин.

    Составляет план занятий:

    1 занятие «Детские игры», которое включает следующие вида работ:

    -Выявление знаний о композиторе Петре Ильиче Чайковском, знакомство с «Детским альбомом».

    -Краткая биография, показ портретов, беседа о «Детском альбоме».

    -Названия 24 пьес.

    -Слушание: «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Игра в лошадки». Беседа о характере музыкальных пьес.

    -Показ иллюстраций. Подбор иллюстраций по теме «Куклы разных эпох».

    -Свободное рисование по теме «Кукла».

    -Импровизация игры в лошадки (лошадка на палке), стараться скакать прямым галопом - «наездники».

    -Выучить стихотворение «Моя лошадка». Рисование красками по теме «Игра в лошадки».

    2 занятие «Танцы» включает:

    -Слушание: «Вальс», «Марш деревянных солдатиков», «Полька».

    -Беседа о характере музыкальных пьес.

    -Показ иллюстраций, рассматривание репродукций картин художников 18-19 веков.

    -Просмотр танца «Полька» с использованием мультимедиа.

    -Разучивание с детьми танца.

    -Показ фотографий и иллюстраций гармони. Слушание её звучания.

    3 занятие «Музыкальное путешествие».

    -Слушание: «Неаполитанская полька», «Старинная французская песенка», «Русская песенка».

    Беседа о характере музыкальных пьес. Беседа о странах.

    4 занятие «Музыкальная гостиная».

    -Подведение итогов.

    -Проверка усвоенных умений и навыков детей в ходе проведения занятий.

    На втором этапе работы организовывали процесс восприятия музыкального произведения, который включал виды работы:

    -краткое и образное вступительное слово педагога, способствующее заинтересованности, активизации внимания детей, их настрою на восприятие;

    - прослушивание музыкального произведения;

    -беседа о прослушанном произведении, разбор полученных впечатлений, привлечение внимания детей к основным средствам музыкальной выразительности;

    -рассматривание и беседа по иллюстрациям;

    -рисование;

    -игры.

    При демонстрации пьес из «Детского альбома» Чайковского беседы о каждой пьесе строили с учетом общей музыкальной подготовки, Так как дети имели некоторый опыт восприятия музыки, сначала называли пьесу, а затем в процессе беседы после ее прослушивания выясняли с ними, каков характер музыки, какие средства выразительности использованы автором и как проявляются в данном произведении.

    На первом занятии «Детские игры» до того, как дети начнут первый раз слушать произведения Чайковского, показывали портрет композитора, знакомили с некоторыми страницами его биографии, которые оказали наиболее сильное воздействие на формирование творчества Чайковского. Тем самым мы усиливаем у детей активность восприятия произведений композитора.

    Характеризуя творческий облик композитора, круг его интересов и мировоззрение, мы создаем особенно благоприятные условия для направления внимания детей на то, как внутренний мир композитора находил выражение в его произведениях.

    Затем слушали пьесы, связанные с играми девочек: «Болезнь куклы», «Новая кукла», с играми мальчиков «Игра в лошадки».

    -В какие игры больше всего любят играть девочки?

    Выслушав ответы детей, педагог подводит детей к прослушиванию музыкальных пьес.

    -Вы спросите, какое это имеет отношение к музыке. А самое прямое.

    Петр Ильич сочинил две пьесы об играх девочек: «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Сейчас я включу аудиозапись, а вы внимательно послушайте и скажите, какая из двух названных пьес была исполнена. Одна из пьес называется «Болезнь куклы», другая – «Новая кукла». ( Прослушивание пьес).

    -Почему вы решили, что прозвучала именно пьеса «Болезнь куклы»?

    -Как же можно доказать, что вы не ошиблись?
    -Понравилась вам музыка? Какая она по характеру? (грустная, печальная, тревожная, жалостливая, протяжная, медленная..).

    -Как музыка передаёт боль, печаль куклы (она плачет).
    Дети говорят о том, что в этой пьесе грустное настроение: девочка переживает, что ее кукла заболела. Музыка здесь печальная, отрывистые звуки похожи на жалобные вздохи.

    Но вот девочке купили новую куклу. Как композитор рассказал об этом

    в своем «Детском альбоме»? (Прослушивание пьесы).

    Дети отмечают, что музыка здесь стала другой – она стала быстрее, живее, похожа на веселый танец.

    -Что передает характер произведений?

    -Чем они похожи?

    -В чем их различие?

    Затем рассматривали иллюстраций по теме «Куклы разных эпох». Дети были удивлены тем, что кукла существовала давно и выглядела по-разному.

    Потом дети в рисунке старались передать особенности своей куклы.

    Затем предлагали прослушать пьесу «Игра в лошадки» и поиграть в лошадки (лошадка на палке), стараться скакать прямым галопом - «наездники». Дети по кругу на первую часть делают движение, изображающее езду на лошади, а на второю – боковой галоп).

    На втором занятии «Танцы» предлагаем детям послушать «Вальс», «Марш деревянных солдатиков», «Полька».

    Предлагали прослушать музыку, но не сообщали название.

    После прослушивания педагог задавал детям вопросы.

    -А какое настроение передает эта музыка?

    -Кто скажет, какая в этой пьесе музыка?

    -Что такое марш? Какой это марш?

    -На каком инструменте исполнялась эта пьеса?

    -Как звучит мелодия: плавно или отрывисто?

    -Какому инструменту иногда подражает фортепиано?

    -На каких звуках исполняется пьеса: высоких или низких?

    Затем педагог сообщает, что дети слушали пьесу Петра Ильича Чайковского «Марш деревянных солдатиков».

    Дети говорят о том, что маршем называется музыка, под которую можно дружно шагать, маршировать. Но настоящие солдаты шагают более тяжело, спокойно, идут медленнее и музыка походных солдатских маршей более стройная.

    «Марш деревянных солдатиков» – игрушечный марш, под него маршируют деревянные солдатики. Они шагают как заводные, и композитор построил музыку на высоких, коротких, отрывистых звуках. Сначала, музыка звучит негромко, она едва слышна – солдатики идут где-то далеко. Вот они подходят все ближе и ближе, и марш начинает звучать громче. Потом как будто солдатики удаляются, и музыка постепенно затихает.

    Затем педагог предлагает детям поиграть в солдатиков и своими движениями постараться передать характер и настроение музыки. 

    Затем предлагаем детям прослушать еще одну музыкальную пьесу:

    -Постарайтесь определить, как называется этот танец. (Прослушивание пьесы «Вальс».)

    Правильно! Это вальс. Вальсом называется не очень быстрый, плавный танец. Его танцуют, кружась парами. Петр Ильич написал «Вальс», чтобы

    его танцевали дети. Послушайте «Вальс» еще раз и определите:

    -Какая здесь по характеру музыка?

    -Все время она одинаковая или меняется? (Прослушивание пьесы).

    Дети отмечают, что сначала музыка вальса более плавная, напевная, потом она делается оживленной, как будто танцующие дети немного развеселились. В конце повторяется та же музыка, какая была вначале.

    Точно так же без предварительной беседы слушаем «Польку». После прослушивания узнаем у детей, какой это танец, и каков его характер.

    Подытоживая высказывания детей, преподаватель говорит: полька – это народный танец. Он веселый, подвижный, с подскоками. Отсюда легкая, отрывистая и задорная музыка. Танец пришел к нам из Чехословакии, где очень любят танцевать. Послушайте еще раз «Польку».

    Чайковского и попробуйте представить картинку, как танцуют под эту музыку дети. (Прослушивание пьесы).

    После вторичного прослушивания и высказывания детей педагог подтверждает их мысли. Вначале дети очень весело и ловко подпрыгивали в такт музыки, и она звучала на высоких нотах. А в середине танца музыка стала звучать более низко, как будто что-то изменилось, движения танцоров сделались тяжелее и неуклюжее. Заканчивается полька быстро, уверенно, музыка снова звучит на высоких звуках.

    3 занятие «Музыкальное путешествие».

    На этом занятии педагог рассказывает детям о том, что в «Детском альбоме» Петр Ильич поместил музыкальные рассказы о других странах – об Италии, Франции, Германии. Послушайте пьесу, которая называется «Старинная французская песенка». (Прослушивание пьесы).

    -Какая эта музыка по характеру? Однообразная она или меняется?

    -Попробуйте сравнить эту музыку с «Маршем деревянных солдатиков».

    -Какие мысленно картинки у вас возникают, когда вы слушаете эту музыку?

    Дети говорят о том, что в этой пьесе музыка плавная, ласковая, нежная. Она отличается по характеру от «Марша деревянных солдатиков» – там была музыка бодрая, четкая, отрывистая. Здесь как будто кто-то рассказывает про то, что было давно.

    Педагог сообщает детям о том, что Чайковский услышал эту песенку во время путешествия по Франции; она ему очень понравилась, и он включил ее в «Детский альбом». Хотя пьеса исполняется на фортепиано, но кажется, что кто-то задумчиво поет песенку. Музыка в пьесе немного меняется в середине: тут она становится более быстрой и оживленной.

    При прослушивании пьес «Неаполитанская песенка» и «Итальянская песенка» важно подчеркнуть их национальные особенности.

    Беседу можно начать так:

    Когда Петр Ильич Чайковский путешествовал по Италии, он посетил Неаполь – один из красивейших итальянских городов. В веселом, солнечном городе с утра до ночи звучала музыка, и Чайковский с особенным

    удовольствием слушал песни, исполнявшиеся под аккомпанемент гитары.

    Эти песни он записывал. Одну из них он назвал «Неаполитанская песенка» (прослушивается пьеса).

    -Какая здесь музыка?

    -Меняется ли она?

    -Как изменилась музыка в средней части пьесы?

    Теперь послушайте еще одну пьесу Чайковского и скажите, знакома ли

    вам ее музыка (Просмотр видеофрагмента из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро» - «Неаполитанский танец»).

    После прослушивания и ответов детей педагог говорит точное название произведения и обращает внимание детей на то, как композитор использовал

    Неаполитанские мелодии в пьесе и в танце.

    Затем преподаватель продолжает беседу.

    Вы прослушали «Неаполитанскую песенку» сначала в исполнении на фортепиано, то есть так, как она написана для сборника «Детский альбом».

    -Теперь послушайте еще раз, как она звучит в балете «Лебединое озеро». (Прослушивание «Неаполитанского танца».)

    -Как вы думаете, на каком инструменте исполнялась знакомая вам мелодия?

    Выслушав ответ детей, педагог подводит итог.

    Вы слушали неаполитанскую мелодию в исполнении трубы. Труба – это духовой музыкальный инструмент (показать изображение трубы на картинке). В таком звучании – Трубы и оркестра – Чайковский ввел неаполитанскую мелодию в балет «Лебединое озеро» и назвал ее «Неаполитанский танец». С музыкой балета вы познакомитесь позже. В Италии же, в городе Флоренции, во время прогулки по городу Чайковский встретил мальчика, который пел песенку и аккомпанировал себе на гитаре. Мальчик пел не от радости. Он был из очень бедной семьи и пением зарабатывал деньги, чтобы его родные не умерли с голода.

    Композитор очень жалел мальчика. А красивую мелодию, которую пел мальчик, Чайковский записал и также включил потом в «Детский альбом».

    Послушайте эту музыку, которую композитор назвал «Итальянская песенка». (Прослушивается пьеса).

    -Что вы можете сказать об этой музыке?

    Здесь напевная, красивая мелодия; в сопровождении так же, как и в «Неаполитанской песенке», слышатся звуки гитары.

    На 4 итоговом занятии сообщаем детям, что закончилось наше путешествие по «Детскому альбому» П.И. Чайковского.

    -Понравилось ли вам наше путешествие?

    -Какая музыкальная пьеса Петра Ильича Чайковского запомнилась вам особенно? (ответы детей).

    Как называется сборник музыкальных пьес, который композитор Чайковский написал для детей? (ответы детей).

    Затем педагог предлагает игры «Верный ответ» и «Угадай мелодию».

    В игре «Верный ответ» детям даются карточки с рисунками, отображающими содержание из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Дети должны угадать музыкальное произведение и найти каточку с рисунком, отображающим содержание пьесы. Карточки разложены на столах.

    Педагог включает фонограмму музыкального произведения. Число правильно выполненных заданий оценивается количеством фишек. Победители получают в награду медаль с изображением скрипичного ключа!

    В игре «Угадай мелодию» педагог включает музыку, а дети должны вспомнить, как называется музыкальная пьеса из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

    Звучит «Марш деревянных солдатиков».

    Детям задают вопросы: как называется музыкальная пьеса?

    -На каком музыкальном инструменте исполняется музыка?

    -Какими вы представили себе солдатиков?

    -Какой характер у музыки?

    -Что хочется делать под эту музыку? (ответы детей).

    Далее детям предлагается прослушать пьесы (с дальнейшим обсуждением по вопросам педагога) «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Вальс», «Неаполитанская песня».

    В заключении педагог говорит:

    -Ребята, сегодня мы слушали прекрасную музыку, она вызывала у нас разные чувства и мы о них говорили. Музыку можно не только слушать. Под музыку можно мечтать, грустить или радоваться, петь, танцевать.

    Музыку можно даже нарисовать. Я предлагаю вам, ребята, выполнить дома несложное задание - попробовать нарисовать музыку, которая особенно понравилась и запомнилась вам сегодня или то, что вы чувствовали, когда слушали произведения П. И. Чайковского. Ведь наверняка вы представляли себе какие-то образы или картины природы. Дома нарисуете, а на следующем занятии мы с вами сделаем выставку ваших работ на тему «Мы рисуем музыку» и поговорим о них.

    Таким образом, данные занятия будут прививать любовь к классической музыке, к творчеству П.И.Чайковского; развивать музыкальный вкус, творческие способности детей, эмоциональную отзывчивость как качество личности.

    2.3. Выявление эффективности проведенной работы по развитию личности старшего дошкольника посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях детского сада
    Проведя исследование на контрольном этапе нашего эксперимента, с использованием методики диагностики, описанной на этапе констатирующего эксперимента, мы получили следующие результаты:

    -с высоким уровнем эмоциональной отзывчивости – 7 детей (29, 1%).

    -со средним уровнем – 11 детей (45,9%).

    - с низким уровнем – 6 детей (25%).

    Результаты диагностики уровня эмоциональной отзывчивости занесли в таблицу 2.2.

    Таблица 2.2

    Результаты диагностики уровня эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента

    Уровень

    Показатель, %

    высокий

    29,1 %

    средний

    45,9 %

    низкий

    25 %


    Сравнили результаты на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Результаты занесли в таблицу 2.3.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта