Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение

  • ВЫВОД по первой главе

  • ВЫВОД по второй главе

  • Приложение

  • Объект исследования

  • Цель исследования

  • Методологическая основа исследования

  • Практическая значимость исследования

  • Опытно-экспериментальная база исследования

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы музыкально-образовательной деятельности в развитии личности старшего дошкольника 1.1. Понятие и характеристика

  • Курсовая. Роль музыкально-образовательной деятельности. Жирнова курс. вся отпр.. Тема Роль музыкальнообразовательной деятельности в развитии личности старшего дошкольника


    Скачать 277 Kb.
    НазваниеТема Роль музыкальнообразовательной деятельности в развитии личности старшего дошкольника
    АнкорКурсовая. Роль музыкально-образовательной деятельности
    Дата02.07.2022
    Размер277 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЖирнова курс. вся отпр..doc
    ТипРеферат
    #623024
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Жирнова Александра DБZ-42

    Тема: Роль музыкально-образовательной деятельности в развитии личности старшего дошкольника

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………….3

    ГЛАВА 1. Теоретические основы музыкально-образовательной деятельности в развитии личности старшего дошкольника………………7

    1.1. Понятие и характеристика музыкально-образовательной деятельности дошкольников …………………………………………………………………….7

    1.2. Психологические особенности личности старшего дошкольника...……15

    1.3. Роль музыкально-образовательной деятельности в развитии личности старших дошкольников………………………………………………………….18

    ВЫВОД по первой главе……………………………………………………..22

    ГЛАВА 2. Организация процесса развития личности старшего дошкольника посредством музыкально-образовательной деятельности.........................................................................................................24

    2.1. Выявление уровня эмоциональной отзывчивости как качества личности старших дошкольников………………………………………………………….24

    2.2. Организация процесса развития личности старшего дошкольника посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях детского сада……………………………………………………………………………….24

    2.3. Выявление эффективности проведенной работы по развитию личности старшего дошкольника посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях детского сада………………………………………..38

    ВЫВОД по второй главе…………………………………………....................40

    Заключение ………………………………………………………………..……42

    Список литературы……………………………………………………………45

    Приложение……………………………………………………………………48

    Введение

    Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру.

    Музыкаоказываетвлияниенетольконаразвитиенепосредственномузыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка,

    подготавливает его к вступлению в «мир взрослых», а также формирует его духовную культуру.

    Музыка– один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека, она воздействует на человека с самых первых дней его жизни. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времён и стилей.

    Музыка помогает открыть в человеке любовь к людям, готовность творить красоту, и, наконец, музыка – это источник мысли и огромное средство самовоспитания.

    Отечественные мыслители В. Я. Стоюнин, В. П. Острогорский, П. Ф. Каптерев были едины в утверждении тезисов о необходимости преподавания предметов искусства. По их мнению, музыкальное воспитание благотворно влияет на становление и развитие духовной сферы личности. О музыкальном воспитании писал В. А. Сухомлинский. В своей педагогической деятельности он усматривал важную педагогическую задачу в том, чтобы познать мир музыки, язык чувств, «сделать его доступным юной душе, научить владеть этим языком, слушать и пользоваться им как средством самовыражения» [Сухомлинский, 1986].

    Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе систематически организованной музыкальной работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются ее содержанием, красотой ее формы и образов. Это способствует развитию интереса к музыке, а в дальнейшем формирует любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности. Кроме того, познание

    ребенком красоты музыки, ее богатейшей образности, средств выразительности приобщает его к миру прекрасного, развивает потребность вносить музыку в свой быт. По утверждению А. Н. Зиминой: «Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, — путь к формированию его нравственности. Адресуясь к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или наказания» [Зимина, 2009].

    Музыкально-образовательная деятельность способствует приобретению знаний о классической музыке, творчестве отечественных и зарубежных композиторов, расширяет представления о музыкальных жанрах, музыкальной грамоте, средствах музыкальной выразительности. Музыкально - образовательная деятельность формирует исполнительские и творческие навыки, развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно - эмоциональную сферу.

    Хотя проблема использования музыкально-образовательной деятельности в развитии личности старшего дошкольника нашла отражение в психолого-педагогических исследованиях, но на практике осуществляется не достаточно.

    Тем самым объясняется актуальность изучения данной проблемы, т.к. музыкально-образовательная деятельность оказывает существенное влияние на развитие личности старшего дошкольника.

    В соответствии со сказанным можно выделить противоречие между возможностями музыкально-образовательной деятельности в развитии личности старшего дошкольника и недостаточными возможностями использования ее средств и методов в практике работы дошкольных учреждений.

    Противоречие определило проблему исследования, заключающуюся в выявлении роли музыкально-образовательной деятельности в развитии личности старшего дошкольника.

    Именно поэтому нами была выбрана тема курсовой работы «Роль музыкально-образовательной деятельности в развитии личности старшего дошкольника».

    Объект исследования: развитие личности старшего дошкольника.

    Предмет исследования: музыкально-образовательная деятельность в развитии личности старшего дошкольника.

    Цель исследования: изучить особенности музыкально-образовательной деятельности в развитии личности старшего дошкольника.

    Гипотеза исследования: процесс развития личности старшего дошкольника будет протекать более успешно, если будут:

    -изучены возрастные особенности личностного развития старшего дошкольника;

    -учтены этапы организации музыкально-образовательной деятельности старших дошкольников;

    -использованы соответствующие психолого-возрастным особенностям методы и приемы формирования знаний о музыке у старших дошкольников.

    Задачи исследования:

    1. Рассмотреть понятие и характеристики музыкально-образовательной деятельности дошкольников

    2. Изучить психологические особенности личности старшего дошкольника.

    3.Выявить уровень развития эмоциональной отзывчивости как качества личности старших дошкольников.

    4. Организовать процесс развития личности старшего дошкольника посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях детского сада.

    Методологическая основа исследования:

    -исследования по проблемам развития личности старшего дошкольника (А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и др.)

    - теоретические исследования по проблеме музыкально-образовательной деятельности дошкольников (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Г. А. Праслова и др.);

    Методы исследования:

    - теоретические – анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

    - практические – педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), педагогическое тестирование, математическая обработка данных.

    Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов воспитателями дошкольных учреждений в развитии личности старшего дошкольника организации музыкально-образовательной деятельности в развитии музыкального творчества детей.

    Опытно-экспериментальная база исследования: п. Новостройка детский сад «Золотой ключик»

    Структура работы:курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

    ГЛАВА 1. Теоретические основы музыкально-образовательной деятельности в развитии личности старшего дошкольника
    1.1. Понятие и характеристика музыкально-образовательной деятельности дошкольников

    Постижение и понимание музыки ребенком значительно улуч­шается, если даются сведения о ней: ее особенностях, возможностях, разновидностях.

    В связи с этим встает вопрос о проблеме соотношения музыкаль­ного воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе музыкального развития. В работах ученых и педагогов-музыкантов (А. В. Кенеман, О. П. Радынова и др.) говорится о том, что эти понятия не исключают, а дополняют друг друга. Анализируя различные точ­ки зрения на их взаимосвязи, Г. А. Праслова отмечает, что в опреде­лении понятия «музыкальное воспитание» акцент делается на эмоционально-ценностной стороне процесса, в ходе которого осуществляется формирование личностного субъективного смысла того, что усваивается ребенком в ходе музыкального образования, а обучение отражает поимущественно интеллектуально-практическую сторону деятельности ребенка и включает обучение знани­ям, способам действий, овладение которыми помогает ребенку осваивать элементы музыкального языка и исторически сложившийся опыт музыкальной деятельности [Праслова, 2005].

    Еще Н. А. Ветлугина выдвинула положение о том, что знание нот­ной грамоты в каких-то первоначальных формах активизирует музыкально-слуховое развитие. Этот вид деятельности, направлен­ный на усвоение знаний о музыке, был назван ею музыкально-познавательная деятельность [Ветлугина, 1983].

    Эту мысль высказывает также Д. Б. Кабалевский, который видел одну из главных задач музыкального развития детей в том, чтобы дать им музыкальную грамотность, отличая это понятие от музыкальной грамоты. Он говорит о том, что искусство стать слушателем, человеком, которому музыка приносит радость, требует умения откликаться сердцем и умом на то, что создал художник [Кабалевский, 1986].

    О необходимости этого вида деятельности для музыкального развития

    говорят и все современные ученые и педагоги-музыканты (Э.Б.Абдуллин, С.А.Дубровская, Е.В.Николаева, О.П. Радынова, К.В.Тарасова, А. В. Школяр и др.).

    Таким образом, выделение этого вида музыкальной деятельности связано с тем, что в настоящее время приоритетным стало развитие музыкальной культуры современного слушателя, а музыкально-образовательная деятельность позволяет целенаправленно ре­шать задачу развития музыкального восприятия через интеллектуальный компонент (Е.А.Дубровская, О. П. Радынова, Л. В. Школяр и др.). При этом ее основное назначение видится ученым прежде всего в развитии музыкальной грамотности подрастающего поколения в широком смысле этого слова, а также и в ее более узком значении как нотной грамоты.

    По мнению Э.Б.Абдуллина и Е.В.Николаевой, в круг теоретических знаний о музыке необходимо включать знания:

    -о закономерностях музыкального искусства, его природы (к ним относятся в первую очередь знания об основах музыки: интона­ции, жанре, образе, драматургии, стиле и т.д.);

    -о формах бытования музыки, композиторах, исполнителях, слу­шателях, оркестрах, хорах и т.д.;

    -из области элементарной теории музыки, в том числе нотной грамоты [Гончарова, 2012].

    Музыкальное развитие ребенка направлено на постижение музыки как вида искусства, что осуществляется в различных видах дея­тельности. При этом успешное осуществление каждого вида музы­кальной деятельности требует определенных знаний и умений.

    Для развития музыкального восприятия нужны знания общего характера:

    -о самой музыке (музыка имеет свой «язык», свои средства, вы­ражающие ее содержание, передающие настроение; музыка всегда выражает разные чувства, она различна по своему характерy; музыка развивается, изменяется, в ней можно отметить схожие и контрастные отрывки, а в связи с этим различные ча­сти, музыкальные фразы);

    -композиторах (музыку создают композиторы, народ);

    -музыкальных инструментах, жанрах, средствах музыкальней выразительности и т.д.

    Для развития исполнительства и творчества необходимы помимо
    общих знаний о музыке знания специального характера:

    -о способах, приемах исполнительства;

    -сведения о возможностях создания музыкального образа в раз­личных видах деятельности [Гончарова, 2012].

    Например, в певческой деятельности даются знания, помогаю­щие овладеть певческими навыками (звукообразование, дикция, дыхание, ансамбль, строй и т.д.). Детям объясняют, как надо правильно сидеть во время пения, каким звуком петь (напевно, легко, протяжно), как правильно брать и расходовать дыхание, как выразительно и отчетливо произносить текст песни, в каком темпе, с какими динамическими оттенками, нюансами.

    В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также тре­бует специальных знаний: о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности и т.п. Дети узнают названия танцевальных шагов, усваи­вают названия танцев, хороводов.

    Приобщаясь к игре на музыкальных инструментах, дети получают знания о звукоизвлечении, тембрах, способах и приемах игры на разных инструментах. Кроме того, различные формы общения ребенка с музыкой в процессе музыкально-исполнительской деятельности включают умения:

    -контролировать слухом качество своего исполнения во время практической деятельности;

    -подбирать, импровизировать, комбинировать различные соче­тания звуков;

    -согласовывать свои движения с характером музыки;

    -владеть исполнительскими навыками элементарного музициро­вания;

    Определенные знания необходимы и для развития музыкальных способностей.

    Так, развитие ладового чувства (различение характера произведения, отдельных частей, фраз, интонаций) требует знаний о том, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких-либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (лад тембр, динамика, интонация и т.д.) создают определенное настроение, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонаций в отдельных частях [Гончарова, 2012].

    Развитию музыкально-слуховых представлений помогут знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодии складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются па одной высоте.

    Развитие чувства ритма невозможно без знаний о том, что музыкальные

    звуки имеют различную протяженность, что они движут­ся, И их чередование может быть спокойным или более активным и т.п., что ритм влияет на эмоциональную окраску музыки, делает более узнаваемыми различные жанры.

    Развитие у детей основ музыкальной культуры, формирование музыкально-эстетического сознания (потребностей, установок, интересов, чувств, оценок) также невозможно без овладения некоторым объемом знаний о композиторах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных инструментах, жанровых особенностях музыки, ее формах и видах (народной, классической; вокальной, инструментальной), накопления «словаря эмоций» (для характери­стики настроений, выраженных в произведении), владение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть, всту­пление и т. д.).

    Знания общего и специального характера формируют способность к элементарным суждениям и оценкам, углубляют эмоциональное сопереживание чувствам и настроениям, переданным в музыкальных сочинениях, пробуждают интерес к музыке, делают процесс обучения более осознанным.

    При этом музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества. Очень важно, чтобы знания не давались детям впрок, а предлагалось ровно столько материала, сколько необходимо на данный момент. Это связано с тем, что овладение теоретическими знаниями возможно лишь на основе накопленного слухового опыта и опыта практической деятельности. Только в этом случае полученные знания могут органично войти в активный багаж музыкальной культуры личности [Гончарова, 2012].

    Музыкально-теоретические знания, приобретаемые детьми, и опыт оперирования ими в различных видах музыкальной деятельности создают базу для самообразования детей, возможности общаться с искусством без помощи взрослых.

    Важной составляющей музыкально-теоретических знаний является применение специальных терминов, так как дать детям правильное название музыкальному явлению – это значит помочь в его осознании. Умение верно называть предметы помогает разбираться в их отличительных признаках. Авторы вводят такое понятие, как «словарь эмоций», позволяющее расширить представления о чувствах, выраженных в музыке, что предполагает накопление слов, характеризующих чувства и настроении, их характер, переданные в музыке; это делает возможным прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения. В словаре предлагается­ ряд основных характеристик эмоционального состояния (веселая, грустная, нежная, спокойная, торжественная, мужественная, взволнованная, серьезная, таинственная, страшная) и их синонимы.

    Применительно к дошкольному возрасту А. И Катинене и О. П. Радынова разработали примерный словарь музыкальных терминов, с которым необходимо познакомить детей. В него вошли следующие группы терминов:

    -слова, характеризующие эмоционально-образное содержание музыки;

    -термины, обозначающие музыкальные жанры, виды музыки;

    -термины, характеризующие средства музыкальной выразитель­ности;

    -термины, обозначающие музыкальные формы;

    -термины, обозначающие музыкальные инструменты;

    -термины, обозначающие музыкальные профессии, специально­сти, коллективы;

    -термины, обозначающие характер исполнения, приемы;

    -общие музыкальные термины [Гончарова, 2012].

    Содержание знаний по музыке направлено на решение следующих задач (В. А. Дубровская, О.П. Радынова и др.):

    -формировать музыкальное мышление-восприятие детей через слушание и слышание музыки, используя наглядные модели, разнообразие музыкальных образов, что обеспечит успех исполнительских видов деятельности и обогатит все музыкальные проявления детей;

    -дать прочные знания о музыке и особенностях путем систематических
    бесед: музыка выражает и изображает, имеет свой выразительный язык; различается по жанрам и способу исполнения. Методом слухового сопоставления, сравнения и анализа закрепить знания детей о музыке вокальной и инструментальной, камерной и симфонической, театральной;

    -способствовать овладению детьми необходимым словарным запасом для характеристики музыкальных произведений, формировать умение правильно излагать свои мысли, используя музыкальные термины;

    -направлять поисковую деятельность детей на развитие музыкально-эстетического сознания и соответствующих каждому возрасту границах: чувства и эмоции, потребности и интересы, оценочные отношения [Радынова, 1994].

    Э. Б. Абдуллин и Е. В. Николаева, исходя из интонационной природы музыки в организации музыкально-образовательной деятельности детей по освоению ими нового для них знания, выделяют несколько этапов.

    1-й этап

    Первоначальное ознакомление ребенка с новым для него музыкально-теоретическим понятием, осуществляемое посредством «перевода» ранее приобретенных им музыкально-слуховых представлений о данном музыкальным феномене в вербальную форму, т.е. ребенок осмысливает собственный слуховой опыт с помощью общепринятой музыкальной терминологии. Тем самым музыкальный термин получает слуховое наполнение, обогащенное личным опытом ребенка.

    2-й этап

    Музыкально-теоретический анализ детьми нового музыкального понятия на структурно-аналитическом и интонационном уровнях в доступной для них форме. Структурный анализ направлен на то, чтобы из синкретической целостности звучания выделить ее различные составляющие, прежде всего звуковысотную и ритмическую организацию. К примеру, при знакомстве дошкольников с понятием «марш» внимание детей обращается на характерные для этого жанра метроритмические, мелодические и другие особенности.

    3-й этап

    Включение нового осваиваемого детьми музыкального понятия в общую систему приобретаемых ими музыкально-теоретических знаний.

    Подобное включение происходит постоянно по мере все более полного и многогранного их вхождения в мир музыки и практически осуществляется непрерывно на протяжении всех лет музыкального образования.


    Ученые и педагоги-музыканты едины во мнении о том, что педагогически грамотный подбор содержания музыкально-образовательной деятельности детей, учитывающий психолого-возрастной аспект, обеспечивает успех этой деятельности, важной для формирования личности с высоким уровнем интеллектуального и культурного развития.

    В музыкально образовательной деятельности, как и в других видах музыкальной деятельности, применяются различные педагоги­ческие методы и приемы (О. П. Радынова и др.).

    Поскольку все знания необходимо давать детям в опоре на музы­ку, а не отвлеченно, требуется применение наглядно-слухового метода (звучание произведения в «живом» исполнении или в за­писи), который всегда сопровождает рассказ педагога о музыке.

    Применение наглядно-зрительного метода также значительно облегчает усвоение музыкальных знаний. Это:

    -показ репродукций, изображений инструментов и т.д.;

    -использование цветных карточек (прием: цвет — настроение),

    -моделирование высоты звуков и их ритмических соотношений и т. п.

    Словесный метод предполагает:

    -сообщение детям различных сведений о музыке;

    -разъяснение новых понятий, обогащающих «словарь эстетических эмоций» ребенка, побуждающих детей осознанно высказываться о характере музыкальных произведений;

    -объяснение того, как овладеть определенными навыками и т.д.

    Практический метод помогает закрепить музыкальные знания в собственном опыте, обеспечивая осознанность этого процесса.
    Он также включает показ приемов исполнения, вариантов творческих импровизаций, способов действий, необходимых в исполнительской и творческой деятельности
    [Гончарова, 2012].

    Рекомендуется использовать в музыкально-образовательной деятельности метод создания художественного контекста: он позволяет обогатить художественно-педагогическую среду, дает возможность представить музыку в ее разнообразных связях с другими видами искусства и жизненными прообразами (речью, движением, звуками окружающего мира) [Праслова, 2005].

    Осознанному усвоению знаний способствует также использование музыкально-дидактических игр и пособий, позволяющих объединить слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей. При этом игровая форма заданий помогает без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления.

    Музыкальное развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ее.

     К формам музыкальной деятельности детей относятся: занятия; музыка в повседневной жизни детского сада; музыкальное воспитание в семье [Радынова, 1994].

    Таким образом, музыкальное образование является одной из традиционных культурных ценностей, определяющих развитие общества и каждой личности. Музыкальное образование дошкольников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретение ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей дошкольникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта