Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.3. Роль музыкально-образовательной деятельности в развитии личности старших дошкольников

  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

  • ГЛАВА 2. Организация процесса развития личности старшего дошкольника посредством музыкально-образовательной деятельности

  • Курсовая. Роль музыкально-образовательной деятельности. Жирнова курс. вся отпр.. Тема Роль музыкальнообразовательной деятельности в развитии личности старшего дошкольника


    Скачать 277 Kb.
    НазваниеТема Роль музыкальнообразовательной деятельности в развитии личности старшего дошкольника
    АнкорКурсовая. Роль музыкально-образовательной деятельности
    Дата02.07.2022
    Размер277 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЖирнова курс. вся отпр..doc
    ТипРеферат
    #623024
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    1.2. Психологические особенности личности старшего дошкольника
    В дошкольном возрасте выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет) [Мухина, 2011].

    Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

    В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» [Смирнова, 2003].

    Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

    Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление.

    В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы "выпадает" из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности [Шаграева, 2011].

    Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

    В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

    В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной [Леонтьев, 2009].

    В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.

    Таким образом, к шести годам завершается для современного ребенка период дошкольного детства. Влияние семьи на дошкольника проявляется в заложенных необходимых умениях и навыках, человеческих начал в формирующейся личности ребенка. Это означает, что дети шести лет:

    1) естественно проходят фазы своего развития и решают закономерные возрастные проблемы;

    2) испытывают чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей;

    3) реализуют свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц;

    4) обладают устойчивым чувством «Я», уверенностью в себе, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и возможностей;

    5) способны к сопереживанию;

    6) не проявляют выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям;

    7) контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных [Урунтаева, 2009].
    1.3. Роль музыкально-образовательной деятельности в развитии личности старших дошкольников
    Большое значение в формировании личности имеет му­зыка, которая способствует целостному восприятию природы, культуры и жизни в целом.

    Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных ка­честв человека, его духовного мира. Музы­кальное восприятие помогает осмыслить и приобрести жизненные ценности, содей­ствует расширению интересов, выработке вкусов, побуждает к информационному об­мену. В процессе общения человека с музы­кальным произведением возрастает его ду­ховность [Гогоберидзе, 2010].

    При систематическом слушании музыки обучающиеся начинают различать ее жан­ры, осознавать композицию произведений, выразительные средства, что, естественно, углубляет их эстетические чувства. Слуша­ние музыки в значительной степени способ­ствует развитию музыкальных способнос­тей, а также мелодического, гармоническо­го, ритмического и тембрового слуха. Ис­пользуя беседы, вопросы и музыкальные загадки, педагог учит дошкольников замечать сходство между произведениями или их частями, чувствовать своеобразие каждой из них; соотносить содержание про­изведений с окружающей жизнью. При пра­вильной организации слушания музыки у детей формируются произвольное внимание, волевые качества. Впечатляющая сила музыкального звучания песен углубля­ется содержанием поэтических текстов, уси­ливающих чувство любви к родной стране, ее природе, возбуждающих интерес к жизни общества.

    «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал о музыке В.А. Сухомлинский [Сухомлинский, 1986]. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии и звуков, ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях.

    Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. По выражению Б.М. Теплова, благодаря столь замечательным особенностям, она становится «эмоциональным познанием» и создает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве [Теплов, 1985].

    Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

    Когда музыка служит фоном, на котором развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей. 
    Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая и исполняя музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о мире. При систематическом слушании музыки дети начинают выделять ее настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть. Помогают пониманию эмоционального направления музыки и проводимые с детьми специальные игры и упражнения [Семыкина, 2007]. 

    В процессе музыкального воспитания дети познают музыку разного характера (веселая, грустная, медленная, быстрая и т.д.), и не просто познают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений (авторская или народная песня; двух-трехчастная форма и т.д.; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т.д.), т.е. обогащаются их представления о музыке разного характера. Слушая музыку, ребенок ее анализирует (мысленно), относит к определенному жанру. Исполнение мелодии песни также строится на процессах анализа, сравнения того, что получается, с замыслом композитора, уподобления звуков голоса музыкальному материалу [Груздина, 2011].

    Интеллектуальное развитие осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Так, в пении дети имеют возможность импровизировать, создавать свой вариант мелодии. Стараясь найти соответствие литературного текста выразительным интонациям, они подстраивают голос, его звучание определенной мелодии. В музыкально-ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. 

    Интеллектуальному развитию способствуют и другие виды музыкальной деятельности. Танец, народная пляска пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии. При этом наблюдается определенная последовательность: дети слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, побуждающие мыслить фантазировать, творить [Костина, 2012].

    В процессе занятий музыкальной деятельностью у детей воспитываются нравственно-волевые качества: целенаправленно заниматься, умение и потребность доводить начатое до конца, преодоление трудности. 
    Велико значение музыкальной деятельности в решении задач эстетического воспитания, так как она по своему характеру является художественно-эстетической деятельностью. Важно у детей воспитывать умение видеть и чувствовать прекрасное, способность к эстетической оценке, художественный вкус и творческие способности.

    Обобщая, отметим, что высшая цель музыкального образования заключается в передаче ценно­го духовно-нравственного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искус­стве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положитель­ных черт и свойств личности каждого ребенка. «Механизм воздействия искусства на ребенка в процессе обучения особенно яр­ко проявляется в воспитательной функции музыки, как непосредственно формирую­щей нравственно-эстетические основы лич­ности, способствующей ее социокультурной адаптации» [Тарасова, 2001].


    ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
    Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.

    1. Музыкально-образовательная деятельность является эффективным средством личностного развития дошкольников. Она формирует знания о классической музыке, творчестве отечественных и зарубежных композиторов, расширяет представления о музыкальных жанрах, музыкальной грамоте, средствах музыкальной выразительности. Музыкально - образовательная деятельность формирует исполнительские и творческие навыки, развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно - эмоциональную сферу.

    Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества по ходу, к месту.

    2. Педагогически грамотный подбор содержания музыкально-образовательной деятельности детей, учитывающий психолого-возрастной аспект, обеспечивает успех этой деятельности, важной для формирования личности с высоким уровнем интеллектуального и культурного развития.

    В музыкально образовательной деятельности, как и в других видах музыкальной деятельности, применяются различные педагоги­ческие методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

    3. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладываются основы будущей личности:

    4. В процессе музыкально-образовательной деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества: целенаправленно заниматься, умение и потребность доводить начатое до конца, преодоление трудности. 
    Велико значение музыкальной деятельности в решении задач эстетического воспитания: умение видеть и чувствовать прекрасное, способность к эстетической оценке, художественный вкус и творческие способности.

    Высшая цель музыкального образования заключается в передаче ценно­го духовно-нравственного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искус­стве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положитель­ных черт и свойств личности каждого ребенка.

    ГЛАВА 2. Организация процесса развития личности старшего дошкольника посредством музыкально-образовательной деятельности
    2.1. Выявление уровня эмоциональной отзывчивости как качества личности старших дошкольников

    С целью выявления уровня эмоциональной отзывчивости как качества личности старших дошкольников нами проведено исследование.

    В экспериментальной работе участвовали дети старшей группы в количестве 24 человек.

    Цель данного исследования: выявить уровень эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. Исследование включало 3 этапа.

    Первый этап (констатирующий) был связан с изучением уровня эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.

    На втором этапе (формирующий) осуществлялась работа по развитию эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе музыкально-образовательной деятельности.

    На третьем этапе (контрольный) проверяли эффективность работы по развитию эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе музыкально-образовательной деятельности.

    Для изучения уровня эмоциональной отзывчивости старших дошкольников использовали методы: наблюдение и беседу.

    Наблюдение за детьми на музыкальном занятии (за процессом слушания музыки)

    Цель   —  изучение   особенностей  эмоциональной   отзывчивости детей старшего дошкольного возраста на музыку.

    Наблюдение проводится в соответствии с критериями:

    -отношение ребенка к процессу слушания музыки (равнодушие, удовольствие, увлеченность, неприязнь);

    -экспрессивно-мимическое выражение эмоций во время слушания (хмурится, улыбается, смеется, вздыхает, плачет, равнодушен, сосредоточен);

    -сопровождение музыки движениями (притоптывает, хлопает в ладоши, покачивается в такт мелодии, пританцовывает, неподвижен (сосредоточен), отвлекается на другую деятельность, не связанную с музыкой);

    -эстетическая оценка музыкального произведения (самостоятельно, с помощью воспитателя, не происходит);

    -разнообразие вербальной оценки (использует множество прилагательных, сравнения, ассоциации, 1—2 типичных прилагательных, другие средства оценки, не стремится к оценке произведения, не участвует);

    -реакция на музыку (сразу, в процессе слушания, после прослушивания, отсрочено в других видах деятельности).

    Детям предлагается прослушать произведения П. Чайковского «Похороны куклы» и «Итальянская песенка». После прослушивания проводится беседа об эмоционально-образном содержании музыки.

    Беседа с детьми

    Цель — изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей при прослушивании различных по характеру музыкальных произведений.

    Примерные вопросы:

    Понравилась ли тебе музыка? Почему? Какая музыка понравилась больше?

    Какое настроение выражено в первом произведении? Во втором?

    Когда у тебя бывает такое настроение, такие чувства?

    Чаще ты испытываешь настроение как в первом произведении или как во втором? Почему?

    Какой характер у музыки (каждого произведения)?

    Что тебе хочется делать после того, как прозвучала музыка?

    По результатам наблюдения и беседы с детьми делаются выводы об особенностях восприятия музыки, и определяется, к какой из условно выделенных групп принадлежит ребенок.

    Группа А. В процессе слушания дети выражают удовольствие, радость, увлеченность, при этом, ярко проявляя эмоции (улыбаются, смеются, хмурятся, плачут — в зависимости от характера произведения). Часто сопровождают музыку движениями (хлопают в ладоши, покачиваются в такт, поют), дают эстетическую оценку музыкальному произведению самостоятельно в процессе слушания или сразу после прослушивания, используя при этом достаточное количество прилагательных, сравнения, примеры из жизни. Дети адекватно определяют характер обоих произведений, используя при их оценке разнообразные прилагательные. Музыкальные произведения вызывают у детей яркий эмоциональный отклик, а также желание выражать эмоции посредством адекватных движений, показа, примеров из личного опыта. Дети точно чувствуют противоположный характер произведений. Это свидетельствует о высоком уровне эмоциональной отзывчивости на музыку.

    Группа ВДети получают удовольствие от процесса слушания музыки, но при этом остаются равнодушными или сосредоточенно слушают, покачиваясь в такт или сохраняя статичность. Им трудно дать оценку музыкального произведения самостоятельно. С помощью воспитателя называют 1—2 типичных прилагательных, характеризующих произведение, сразу после прослушивания. Дети адекватно определяют эмоциональный характер произведений. Они затрудняются объяснить, почему понравилось то или иное произведение, однако внешне достаточно ярко реагируют на контрастность музыки. Это свидетельствует о среднем уровне эмоциональной отзывчивости на музыку.

    Группа С.В процессе слушания музыки дети обычно равнодушны или сосредоточены на других видах деятельности. Не сопровождают музыку движениями, оставаясь в статичном, индифферентном положении. Дети чувствуют характер произведений, но испытывают трудности при их оценивании даже с помощью воспитателя или постоянно отказываются от оценки. Это свидетельствует о низком уровне эмоциональной отзывчивости к музыке.

    Проведя исследование в начале нашего эксперимента, мы получили следующие результаты:

    -с высоким уровнем эмоциональной отзывчивости – 5 детей (20,8%). Это дети, которые в процессе слушания выражали разные эмоции: удовольствие, радость, увлеченность, ярко проявляли их (улыбались, смеялись, хмурились, плакали). Музыкальные произведения вызывали у детей яркий эмоциональный отклик, а также желание выражать эмоции посредством адекватных движений, показа, примеров из личного опыта. Дети точно чувствовали противоположный характер произведений.

    -со средним уровнем – 9 детей (37,5%). Данные дети получали удовольствие от процесса слушания музыки, но при этом оставались равнодушными или сосредоточенно слушали, покачиваясь в такт. С помощью воспитателя называли 1-2 типичных прилагательных, характеризующих произведение, сразу после прослушивания. Они затруднялись объяснить, почему понравилось то или иное произведение, однако внешне достаточно ярко реагировали на контрастность музыки.

    - с низким уровнем – 10 детей (41,6%).Данные дети в процессе слушания музыки были равнодушны, не сопровождали музыку движениями, оставаясь в статичном положении, испытывали трудности при оценивании музыкальных произведений даже с помощью воспитателя или отказывались от оценки.

    Результаты диагностики уровня эмоциональной отзывчивости занесли в таблицу 2.1.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта