Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема»

  • Дипломная. Тематические концерты как форма развития восприятия эстетических ценностей


    Скачать 76.29 Kb.
    НазваниеТематические концерты как форма развития восприятия эстетических ценностей
    Дата02.11.2021
    Размер76.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДипломная.docx
    ТипРеферат
    #261930
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5



    2.3 Тематические концерты как форма развития восприятия эстетических ценностей
    Культура восприятия эстетических ценностей рассматривается как современная педагогическая проблема. Это обусловлено стремительным изменением места и роли техногенных искусств в формировании эстетических потребностей и привычек подрастающего поколения: Организация педагогической работы требует специальных педагогических мероприятий на трех этапах процесса взаимодействия с эстетическими ценностями:

    - Подготовка к восприятию (рациональные сведения по теме, позитивный настрой, эмоциональный подход).

    - Курирование процесса восприятия (роль взрослого как эмоционального «камертона», подавление деструктивных лидеров (тех, кто мешает восприятию), формирование духовной элиты).

    - Закрепление полученных эстетических впечатлений с целью включения их в комплекс эстетического опыта.

    Возрастные особенности эстетической рефлексии (пути формирования культуры восприятия):

    Дети легко отзываются на игровые приемы закрепления полученных впечатлений (загадка, игра с использованием визуального и аудиального материала, привести пример).

    Подростки склонны к выявлению рациональных основ полученных впечатлений, но в занимательной форме (более сложные интеллектуальные задачи).Организация дискуссий уместна, начиная с подросткового возраста.

    Организация творческих встреч также подчиняется возрастным особенностям восприятия и понимания искусства: Развитие рефлективности в процессе осмысления и обсуждения эстетических ценностей является важным условием формирования интеллигентной личности.

    Одной из ведущих форм музыкально-просветительской работы является тематический концерт, позволяющий соединить решение учебно-педагогических проблем с задачами музыкального просвещения.

    В толковом словаре Даля «Тема» трактуется как задача (положение), которую разъясняют, о которой рассуждают.

    Марков О.И. в учебном пособии «Сценарные технологии» определяет тему как «круг жизненных явлений, которые должны быть исследованы в сценарии».

    Главная ведущая тема в тематическом концерте определяется событием, которому он посвящается.

    Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего.

    Если попытаться объединить темы концертных программ в отдельные группы, то получится следующая картина:

    1. В первую группу входят концертные программы, посвященные значительным событиям в истории и современной жизни нашего общества. (Например, «День победы»; «день России» (12 июня). «День народного единства» «День защитника отечества» и др.

    2. Ко второй группе тематические концерты, посвященные профессиональным праздникам. «День учителя», «День медицинского работника», «день шахтеров» «День работников культуры» и т. д.

    3. К третьей группе мы относим концерты, посвященные проблемам любви, семьи, детства. «День матери», «День защиты детей и др.

    4. В 4 группу мы объединяем тематические концерты преимущественно просветительской направленности в различных областях литературы и искусства.

    К примеру тематические концерты как в своих работах пишет Рубб А.А.(заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения, профессор, президент международной ассоциации постановщиков и организаторов массовых театрализованных представлений и праздников), значит, что его содержание раскрывает определенную тему, связанную с тем событием, которому посвящен концерт. Номера самых различных жанров присущими им средствами (словом, пением, танцем, музыкой) с разных сторон освещают эту тему. Иначе говоря, со­держание каждого номера, так или иначе выраженное исполнителями, работает на одну общую для них тему и идею - тему и идею концерта.

    Основные функции ведущего тематического концерта являются: информационная, репортерская и комментаторская, функция интервьюера. Также сверхзадача ведущего – формирование активного личного и гражданского отношения к теме концерта и отдельным ее аспектам. В театрализованном концерте ведущие работают в образе по тематике концерта. Специфика работы ведущих в тематическом концерте большую часть зависит от режиссёра постановщика.

    Одна из его задач работа с ведущими над созданием текстов и их воспроизведением. В репетиционном процессе постановщик сводит художественные номера концерта с информационными эпизодами ведущих; простраивает все части композиции от пролога до финала, добиваясь целостности концертного действа.

    Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывает на нее каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. 

    Современному времени требуется воспитанная культурная личность, обладающая устойчивой системой ценностных ориентаций, актуализировались потребности в ярких действенных средствах просветительской и воспитательной направлений социально – культурной деятельности. И это представляется чрезвычайно важным.

    Тематическая концертная программа является одним из таких эффективных средств. Именно концерт является одним из таких значимых ценностей, который способствует культурному развитию и социализации личности, а главное место во всём действии отводится концертному номеру. На данный момент концертное творчеств очень востребовано. Ни один праздник не может обойтись без яркого и тематического концерта. Концертное творчество сложилось на основе лаконичных произведений и не сложного синтеза искусств. Концертные произведения всегда посвящаются какой-то одной проблеме, одному моменту жизни героя. Исполнителем здесь большой частью выступает одно лицо, или единый коллектив. Отображение действительности на концертной площадке производятся главным образом путем рассказа о процессах жизни. Произведения не только речевого, но и вокального жанра является рассказом о событиях, или о мыслях и чувствах человека. Для того, чтобы концерт обладал всеми присущими ему свойствами, работать над ним должен режиссёр. Он должен знать основные жанры эстрады, хорошо разбираться в них, научится построению номеров различных эстрадных жанров, должен уметь работать с музыкальным материалом, уметь анализировать музыкальную ткань произведений разных жанров.

    Если после концерта у зрителя надолго в памяти откладываются яркие, восторженные впечатления, то можно сделать вывод, что вся постановочная группа, во главе с режиссером и сценаристом, трудилась не даром. А это означает то, что правильно был выстроен драматургический каркас концертного действия. А поскольку законы построения едины для всех разновидностей эстрадных и массовых представлений и зрелищ – драматургия концерта своеобразное и интересное явление в развитии современной культуры.

    В подборе тем концертов необходимо ориентироваться на такие направления музыкальной культуры как фольклор, музыка религиозной традиции, произведения зарубежных и отечественных композиторов-классиков, современное музыкальное искусство (включая лучшие образцы эстрадной и джазовой музыки). Главное – постижение смысла музыкальной культуры.

    Организация и проведение тематических концертов несёт познавательную функцию, так как знакомит исполнителей и слушателей с различными музыкальными инструментами, формами и жанрами музыкального искусства, даёт возможность более полного и цельного охвата творчества композитора или определённого музыкального жанра.

    Глубокое проникновение в стиль и содержание музыкальных произведений в яркой занимательной форме помогает установить связь со смежными видами искусств. Оформление концертов вернисажами, включение в сценарий литературных фрагментов, использование элементов театрализации – всё это способствует более эмоциональному, творческому восприятию музыки, более глубокому её пониманию. Такие концерты стимулируют процесс самообразования, дают возможность в логически стройном виде изложить музыкальную тему, и, вместе с тем, доставляют эстетическое наслаждение исполнителям и публике.

    Тематические концерты помогают исполнителям и слушателям осваивать опыт предшествующих поколений и своих современников, познавать глубинный смысл общечеловеческих ценностей, заключенных в музыкальных образах, обрести свою индивидуальную позицию в мире культуры. Рамками избранной темы концерта возможно охватить и синтезировать смежные виды искусств и знания полученные на предметах образовательного цикла. Такое «погружение в эпоху» предоставляет возможность глубокого осмысления творчества определённого композитора или стиля, совершенствования форм проведения концертов.

    Работа педагога по музыке предполагает не только развитие творческих способностей ребёнка, его умения и навыков игры на инструменте, но и создание условий для широкого, универсального развития юного музыканта. Для достижения этой цели педагоги музыкальных школ находятся в постоянном поиске наиболее результативных путей, методов, приёмов стимулирования и мотивации учащихся к учебному процессу и художественной деятельности. Одним из самых результативных методов стимулирования учащихся к учёбе и творческому отношению к ней является проведение тематических концертов. Данная форма работы представляется интересной и перспективной, позволяющей соединить решение учебно-педагогических проблем с задачами музыкального просвещения.

    Организация и проведение тематических концертов с одной стороны

    несёт познавательную функцию, а с другой стороны стимулирует процесс обучения, формирует у них культуру восприятия эстетических ценностей.

    Проведение такого мероприятия является интересной формой работы с детьми, которая расширяет их кругозор, формирует художественный вкус, расширяет их знания об исполнительских возможностях инструментов, на которых они играют. Такие концерты способствуют более эмоциональному, творческому восприятию музыки, более глубокому её пониманию. Эта форма работы доставляет эстетическое наслаждение исполнителям, детям и их родителям. Примером подобной формы работы с детьми могут служить тематические концерты, посвящённые творчеству популярных российских композиторов, создающих музыку для русских народных инструментов. В наше время, когда всё чаще звучат голоса о том, что русские народные инструменты устарели, и пора их сдать в музей, такие концерты приобретают особую значимость, так как они способствуют формированию национального самосознания учащихся, развитию духовности у детей.

    Следует отметить, что формы проведения концерта внутри учебного заведения могут варьироваться в зависимости от представляемой темы, количества и профессионального уровня участников, сложности выбранного репертуара, возможности мультимедийного сопровождения и других особенностей в каждом конкретном случае.

    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта