Игра как средство развития внимания у старших дош кольников с ОН. Темы исследования. Внимание обладает определенными свойствами объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью
Скачать 131.77 Kb.
|
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития внимания у дошкольников с ОНР в процессе логопедических занятий 2.1. Диагностика уровня развития внимания у дошкольников с ОНР (констатирующий эксперимент) В ходе теоретического изучения темы исследования выяснили, что внимание характеризуется различными качественными проявлениями или свойствами. Основными из них являются устойчивость, переключение, концентрация, распределение, объем. Для обоснования эффективности применения игры как средство развития внимания у старших дошкольников с ОНР нами было проведено опытно-экспериментальной исследования на базе Детского сада №25 г. Кызыла Республики Тыва. В исследовании принимали участие 19 дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель опытно-экспериментальной работы – выявить эффективность использования игры как средства развития внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи опытно-экспериментального исследования: 1.Определение направления проведения диагностики. 2.Подбор диагностических методик, требующихся с целью провести экспериментальное исследование. 3.Проведение выборки дошкольников. 4.Проведение диагностики внимания старших дошкольников с ОНР. 5.Анализ данных, которые получены в результате проведения исследования. Диагностирование проходило в три этапа: исследование или констатирующий этап эксперимента по диагностике уровня сформированности внимания старших дошкольников; формирующий этап эксперимента, в ходе которого была проведена экспериментальная работа по по развитию внимания старших дошкольников в игровой деятельности; 3.контрольный этап эксперимента по диагностике конечного уровня сформированности внимания старших дошкольников. Методика исследования: Тестирование «Тест Струпа» для оценки концентрации внимания, разработанный и предложенный американцем Джон Ридли Струпом в 1935 году. Описание методики исследования Впервые «тест Струпа» разработал и предложил американец Джон Ридли Струп в 1935 году. Данный тест основан на различиях зрительного и логического восприятия цвета (противопоставляется реальный цвет и название цвета). Суть Струп теста в следующем: предлагаются сочетания названий основных цветов, где значение слова и цвет шрифта частью совпадают, частью нет. Нужно быстро читать про себя слова и называть вслух цвет шрифта. То есть: написано красным «синий», а сказать надо красный. Оборудование: секундомер, бумага со струп-тестами, ручка. Исследуемые показатели: концентрация внимания детей старшего дошкольного возраста «Отгадай предмет» А.В. Авдеева Цель: выявить у детей умение задавать вопросы познавательного характера, стремление детей рассказать о предмете, выделяя его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета, проявление активности, стремления довести дело до конца. Материал: предметы рукотворного мира (пылесос, фотоаппарат, троллейбус). Ход диагностического исследования. Ребенку предлагалось отгадать предмет, загаданный экспериментатором. Для этого ребенок должен был рассмотреть предметы и задавать вопросы о них. Если ребенку не удавалось отгадать предмет, ему предлагали самому загадать загадку о предмете: описать предмет, не называя его. Выявление уровней концентрации внимания ребенка к предметному миру производилась нами в баллах по следующим показателям: Высокий уровень: 15-20 баллов – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, ребенок отгадывал предмет сразу, рассматривая его, задал не менее 4 вопросов познавательного характера; рассказывая о предмете, выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета. Средний уровень: 14-10 балла – ребенок отгадывал предмет сразу, но рассматривая его, задал не менее 2-3 вопросов познавательного характера; рассказывая о предмете, не выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета знает. Низкий уровень: меньше 10 баллов – ребенок отгадал предмет не сразу, но рассматривая его, не задавал вопросы познавательного характера; рассказывая о предмете, не выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета знает. Методика № 2 дидактическая игра «Два домика» Л.Н. Баркова Цель: выявить проявление отношения ребенка к предметному миру, умение детей классифицировать предметы рукотворного мира, объяснять свои действия, опираясь на знания о предметном мире. Материал: два домика, карточки с изображением различных предметов рукотворного мира (дом, холодильник, печь, стол, стул, ложка, кастрюля) и природного мира (дерево, цветок, снежинка, гора, кошка). Ход диагностического исследования. Для детей 4-5 лет мы усложнили данное задание. 1 часть. Ребенку предлагалась следующая инструкция: У тебя в руках карточки. На них изображены разные предметы. А перед тобой – два домика: «Рукотворный мир» и «Природный мир». Надо разложить карточки по соответствующим домикам. Затем с ребенком проводилась беседа: 5. Как ты понимаешь, что такое рукотворный мир? 6. Чем отличается рукотворный мир от природного мира? 7. Для чего человек создает предметы? 8. Что было бы, если бы не было предметов рукотворного мира? 2 часть. Ребенку предлагалось разделить предметы в домик «Рукотворный мир» по парам. Подходящие друг к другу картинки надо поместить на первый этаж, объяснить свой выбор, назвать каждую пару одним словом. Выявление уровней познавательного интереса ребенка к предметному миру производится в баллах по следующим показателям: Высокий уровень – 5 баллов – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру присутствует, отмечается наличие умения детей классифицировать предметы рукотворного и природного мира, объяснять свои действия, опираясь на знания о мире, наблюдается проявление активности в познании, самостоятельности. Средний уровень – 3 балла – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру присутствует, отмечается наличие умения детей классифицировать предметы рукотворного и природного мира, но объяснять свои действия ребенок не пытается, наблюдается проявление самостоятельности. Низкий уровень: 2 балла – отсутствует отклик на познавательную задачу, ребенок задание выполняет, подчиняясь просьбе взрослого, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру четко не наблюдается. Проведение исследования Детям сначала проводят инструктаж, объясняют задание. Дошкольникам объясняют, что перед ними будут тесты с названиями цветов, но написаны они цветным шрифтом. Цвет слова и цвет шрифта могут совпадать, могут и не совпадать. Нужно говорить цвет слова, а не название цвета. Например: написано «зеленый», с желтым цветом шрифта, нужно говорить цвет шрифта слова, т.е. нужно сказать «желтый». Нужно стараться не допускать ошибок, и выполнить задание быстро. Если ошибся, не нужно исправлять, а продолжаешь дальше. Струп-тест проводится с каждым школьником индивидуально. Исследователь сидит рядом с учеником и фиксирует время выполнения задания и количество ошибок, которые ученик допустил при выполнении задания. Струп-тесты выглядят следующим образом: Задание: ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ КРАСНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ ГОЛУБОЙ ЧЕРНЫЙ КОРИЧНЕВЫЙ КРАСНЫЙ ГОЛУБОЙ ЖЕЛТЫЙ БЕЛЫЙ Зафиксировав время выполнения задания и количество допущенных ошибок, мы приступаем к обработке полученных результатов. При обработке результатов методики используются время и количество ошибок. 1. 20-25 сек, допущено 0-2 ошибок – уровень концентрации высокий; 2. 25-30 сек, допущено от 3-4 ошибок – уровень концентрации средний; 3. Выше 30 сек. и допущено ошибок больше 4 – уровень концентрации низкий. Высокий уровень концентрации показали 6 дошкольников из 19, средний уровень концентрации внимания показали 5 дошкольников из 19, у остальных 8 дошкольников отмечается низкий уровень концентрации внимания. Результаты исследования приведены в таблице: Таблица 1 Результаты тестирования «тест Струпа»
Из таблицы видно, что дошкольники в основном допускают 3-4 ошибок при выполнении теста, но есть и такие которые допустили 5 ошибок, некоторые дошкольники (под номером 12,14) не допустили ни одной ошибки и справились за короткое время. Также замечено, что хотя дошкольникам и объяснили, что время выполнения теста не ограничивается, некоторые мальчики в первую очередь стремились выполнить тест за короткое время, торопились и поэтому допускали много ошибок. Рис.1. Уровень развития концентрации внимания дошкольников с ОНР Если сравнить результаты теста мальчиков и девочек, то видно, что большей частью учащихся, которые показали высокий уровень концентрации, являются девочки. Среди детей, которые показали средний уровень концентрации внимания больше мальчиков, чем девочек. Среди дошкольников, которые показали низкий уровень концентрации внимания, есть и мальчики и девочки. Таблица 2 Данные о набранных баллах дошкольников в результате исследования по методике «Отгадай предмет», «Два домика»
Из данных таблицы 2 видно, что многие дошкольники получили средний баллы по результатам исследования, также выявляется взаимосвязь между результатами первой и второй методики, то есть дошкольник, который получил средний балл по первой методике, также у него средний баллы по результатам второй методики. Рис.2.Результаты исследования по методике «Отгадай предмет» Результаты исследования по методике «Отгадай предмет» показывает, что 15% дошкольников показали высокий уровень развития концентрации внимания, у 40% дошкольников выявлен средний уровень развития внимания, низкий уровень развития концентрации внимания показали 45% дошкольников. Рис.3. Результаты исследования по методике «Два домика» Результаты исследования по методике «Два домика» показывают, что почти половина дошкольников показывают низкий уровень развития внимания, 30% дошкольников показывают средний уровень развития концентрации внимания, лишь 25% показывают высокий уровень развития концентрации внимания. Нарушения внимания могут быть связаны не только с цереброастеническими явлениями, но и с отклонениями в работе зрительного анализатора: с невозможностью фиксации зрения, с недостаточным уровнем развития функции слежения за глазами, ограничением поля зрения, нистагмом и т. д. Результаты тестирования показывают, что у многих дошкольников отмечается низкий уровень концентрации внимания. Концентрация внимания является важным свойством внимания, так как от концентрации внимания зависит уровень знаний дошкольников, зависит то, как дошкольники будут усваивать школьную программу. Для развития концентрации внимания дошкольникам можно порекомендовать программу развития концентрации внимания средствами развивающих игр и упражнений. 2.2. Организация логопедических занятий по развитию внимания у детей с ОНР (формирующий эксперимент) Основной целью формирующего этапа исследования является развитие внимания старших дошкольников в игровой деятельности. Игры были подобраны с учетом возраста и особенностей развития речи дошкольников. 1. «Найди отличия». Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания. Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия. Описание: Ребенку предлагаются: а) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий; б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать». 2. «Выложи из палочек» (по образцу 1-го уровня сложности). Цель: развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки. 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т. д.? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик.). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе. 3. «Разведчики». Цель – развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности. Игровой материал: набор сюжетных картин (или иллюстраций из книг) Процедура игры: ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем педагог переворачивает картинку м задает по ней несколько вопросов. Например : «Какие персонажи были нарисованы? Во что они одеты?». Постепенно показывая все более сложные картинки и задавая все более сложные вопросы. 4. «Строители» Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания. Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых - образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями; простой карандаш. Игровые действия: Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок - образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу. 5. «Найди героев передачи» Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания. Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи - Хрюшки, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш. Игровые действия: Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев. 6. «Найди дорожку» Цель : развитие произвольного внимания. Игровая задача: развивать умения находить нужный вариант выполнения. Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш. Игровые действия: Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша. 7. «Найди фото» Цель – развивать концентрацию и распределение внимания, развитие зрительно-пространственной ориентировки, воображения, активизация внимания и зрительной памяти детей путем сличения предмета с его силуэтом и сопоставления пары «предмет-силуэт» при наличии спорных (похожих на предмет) изображений. Игровой материал: наглядные пособия и раздаточный материал (необходимо изготовить по две картинки «фотокарточки» клоунов, с различным изображением лиц) Процедура игры. Клоуны сфотографировались, но когда пришли получать фотокарточки, они оказались перепутанными. Задача: каждому клоуну разыскать свое фото. На фланелеграфе располагаются фотокарточки клоунов с разной мимикой. Ребенок получает оригинал (лист с изображением лица клоуна) и должен найти его аналог среди фотокарточек. Затем к поиску приступает следующий участник игры, и так до тех пор, пока не найдут все фотокарточки. Когда ребенок сделал выбор ему можно задать вопросы: «У тебя какой клоун?» (веселый, грустный и т. д.) «Как бы нам его назвать?» (Плакса, Ворчун, Хохотун и т. д.) 8. Игра «Слушай хлопки!» Цель: развитие произвольного внимания. Описание. Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок – принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка – позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка – возобновить ходьбу. 9. Игра «Шерлок Холмс» Играющий роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или уходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает сыщику угадать, что он изменил. 10. «Кого испугался охотник» Игровая задача: развивать умения находить и выделять среди объектов нужный образ. Оборудование: рисунок с изображением леса, зверей и охотника. Игровые действия: Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник. Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться охотник в этом лесу? Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку. 11. «В магазине зеркал» Цель: развитие наблюдательности, памяти, внимания. Создание положительного эмоционального фона Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека. Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки. Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы – зеркалами». Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребё нок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре). 12. «Лото» Цель: развитие произвольного внимания. Игровая задача: развивать умения переключать внимание с одного предмета на другой и удерживать в памяти инструкцию. Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов. Игровые действия: Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу, изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки этой карты. 13. Игра «Архитектор» Цель - развитие внимания, наблюдательности. Игровой материал: кубики. Воспитатель – архитектор, ребенок строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить, строитель повторяет задание. 14. Игра «Селектор» Один игрок выполняет роль «приемника» (он принимает сигнал, а остальные – «передатчики» (передают сигнал). Каждый передатчик передает свою информацию. Например, один считает вслух от 5 до 12, второй называет в определенной последовательности предметы, изображенные на картинке, третий произносит название цветов радуги. Все это они делают одновременно, примерно с одинаковой громкостью и непрерывно. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему слишком сложно усилить тот или иной сигнал, он может повелительным жестом заставить «передатчик» говорить громче, жезлом он останавливает игру. 15. Игра «Веселое троеборье» Выбери три вида занятий, например конструирование домика из кубиков, рисование какого-нибудь животного и рассказывание считалки. Каждое задание нужно выполнять очень быстро и точно. Для контроля используется секундомер. В соревновании побеждает самый быстрый и самый точный. Игру можно разнообразить, меняя виды заданий и увеличивая их количество. 16. «Запретное слово» Ведущий задает вопросы, игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором заранее договариваются, например слово «нет». После этого можно начать задавать вопросы. 17. Игра «Будь внимательнее». Цель: развитие произвольного внимания, скорости реакции. Оборудование: картинки с изображением разного количества звезд. Описание. Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными звездами и ответить (не считая, где самое большее (меньшее) количество предметов. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой вы бор. Начинай играть». 18. Игра «Танграм». Цель: развитие устойчивости внимания, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из двух-трех имеющихся по образцу. Оборудование: вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов. Описание. Ребенку предлагают самостоятельно выложить по образцу фигуру-силуэт из геометрических фигур. Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунок. Из всех геометрических фигур составь рядом с образцом точно такую фигуру». При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую. 19. «Найди двух одинаковых животных». Цель: развитие произвольного внимания. Оборудование: рисунок с изображением животных (мышек, петухов, жирафов, слонов) Описание. Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных. Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых» . 20. «Что, где лежит?». Цель: развитие произвольного внимания. Оборудование: бланк с эталонами фигур предметов, соответствующих этим эталонам, а также стеллаж и вырезанные фигуры для манипулирования. Описание. Ребенку необходимо распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур. Методика может использоваться в двух вариантах. 1. Упрощенный вариант: на отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком на полки стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит сравнение эталонов с предметами). 2. Стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предметы изображены на одном бланке. Ребенок должен выполнить задание, не манипулируя предметами. Показать и объяснить свои действия. |