Курсовая работа _Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного. Теоретические аспекты развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности
Скачать 62.95 Kb.
|
1 2 ОглавлениеВВЕДЕНИЕ 3 1.Теоретические аспекты развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности 5 1.1.Понятие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 5 1.2. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 11 1.3. Методика развития эмоциональной сферы детей 15 дошкольного возраста посредством театральной деятельности 15 Заключение 27 Список использованных источников 28 ВВЕДЕНИЕВ настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. У детей наблюдается недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость агрессивность, замкнутость. Проблема развития эмоциональной сферы является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста, а эти нарушения мешают нормальному физическому, умственному, эмоциональному развитию ребенка. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте выступает одним из приоритетных направлений личностного развития ребенка. Эмоциональная сфера ребенка в течение первых лет его жизни подвергается сложнейшим трансформациям. Эмоции получают социально значимые качественные характеристики, появляются чувства, свойственные исключительно людям. Маленьким детям необходимо общение, организованное специалистами, которое сможет структурировать их эмоциональный мир, сформировать условия для разнохарактерных проявлений эмоций, самовыражения в форме ритмических движений, голосовых реакций, звукоподражаний. Эмоциональная сфера ребенка является фундаментом для развития интеллекта маленького человека. [12]. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса нашего дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театральная. Театрализация в дошкольном возрасте играет важную роль в становлении новых взглядов как на новые, так и уже знакомые для ребенка вещи, позволяет ему использовать свой внутренний ресурс не преобразование окружающей действительности. [9]. Теоретическую основу исследования в области возможностей театральной деятельности в развитии эмоциональной сферы составляют труды современных отечественных педагогов Е.А. Антипиной, Т.Н. Дороновой, Н.С. Карпинской, Э.Г. Чуриловой, Л.В. Куцаковой, С. И. Мерзляковой. Объект исследования – развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Предмет исследования - театральная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Цель исследования – теоретически изучить и практически доказать развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности. Задачи исследования: 1. Обобщить сущность понятия эмоциональной сферы детей. 2. Рассмотреть особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 3. Проанализировать методику развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы. Теоретические аспекты развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности Понятие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста В период дошкольного детства ребенок не всегда может понять чувства других, не осознают внутреннее состояние. Возникают сложности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. К. Изард дал определение эмоции. Эмоция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс средней продолжительности, отражающий оценочное субъективное отношение к объективному миру, возможным или существующим ситуациям. [13, С. 5]. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский в своем словаре по психологии дают определение эмоции как «психическое отражение в форме пристрастного непосредственного переживания жизненного смысла ситуаций и явлений, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта». [29, С. 261]. Под «эмоциональным развитием» Е.И. Изотова понимает способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности, предполагающее умение управлять эмоционально-психологическими и спонтанными эмоциональными реакциями и побуждениями. [14, С. 22]. Все виды деятельности и поведения человека регулируют эмоции. В раннем возрасте дети находятся под воздействием спонтанно возникших чувств, внешних эмоциональных впечатлений. В узком значении слова эмоции – это временное, непосредственное переживание какого-нибудь чувства. Эмоции с точки зрения влияния на деятельность человека делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции увеличивают напряжение и энергию сил человека, стимулируют деятельность, побуждают к высказываниям, поступкам. Астенические эмоции характеризуются своеобразной пассивностью, скованностью. Эмоциональная сфера – это система психических процессов непосредственного субъективного переживания жизненной значимости для себя предметов. В.В. Бойко под эмоциональным поведением понимает совокупность устойчивых характеристик эмоций (состояний и реакций), которыми ребенок отвечает чаще всего на внутренние и внешние значимые для него воздействия в соответствии с состоянием здоровья, природой, воспитанием, направлено на достижение внутреннего эмоционального благополучия. [2, С. 7]. В процессе общения он выделяет три вида эмоционального поведения: отстраненность, зонирование и диссонирование. В ответ на эмоциональное состояние окружающих при эмоциональной отстраненности человек проявляет приглушенные, невыразительные эмоции. Эмоциональное резонирование проявляется в способности личности отвечать на различные эмоциональные состояния партнеров. Между партнерами эмоциональный резонанс вызывает сложение энергий, заключенных в эмоциях, направлен на стимуляцию психологического дополнительного эффекта взаимодействия – синергизм. Демонстративное выключение личности из эмоциональной атмосферы проявления эмоций или общения, противоположных по смыслу относится к эмоциональному диссонированию. Это может быть признаком аутичности детей, которые не склонны проявлять эмоции, держатся в стороне от группы, где все веселятся. [2, С. 9]. А.И. Трохачев и В.М. Смирнов выделяют эмоциональные состояния и эмоциональные реакции. Гнев, радость, тоска, страх относятся к эмоциональным реакциям и разделяются в зависимости от эмоциональной вспышки, отклика или взрыва (аффекта). [32]. К. Изардом в зависимости от качества, модальности переживаний были выделены десять фундаментальных эмоций. К положительным относятся только первые три, остальные семь – отрицательные. [13]. Радость – положительное эмоциональное состояние, которое связано с возможностью достаточно полно удовлетворять актуальную потребность. Волнение-интерес – положительная эмоция, наиболее часто переживаемая, направленная на мотивацию обучения, развитие умений и навыков, творческих стремлений. В таком состоянии повышается любознательность, увлеченность человека объектом интереса. Удивление не имеет четко выраженного отрицательного или положительного знака эмоция на внезапно возникшие обстоятельства. Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, вызвано внезапным возникновением препятствия на пути удовлетворения важной для человека потребности. Страдание – отрицательная эмоция, которая связана с полученной достоверной или возможно кажущейся информацией о невозможности удовлетворения важных потребностей. Презрение – отрицательное состояние человека, которое возникает во взаимоотношениях человека с людьми и направлено на рассогласование жизненных взглядов, позиций и поведения субъекта с поведением, взглядами, позициями объекта эмоции. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, которое появляется при получении информации о воображаемой или реальной опасности. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, которое вызвано людьми, предметами, обстоятельствами и т.д., соприкосновение с которыми противоречит нравственным, идеологическим, эстетическим установкам и принципам субъекта. Вина – отрицательное эмоциональное состояние, вызванное нарушением этического, морального или религиозного характера в ситуациях, в которых субъект чувствует личную ответственность. Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выраженное осознанием несоответствия поступков помыслов и внешности человека не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям, внешнем облике и поведении. Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями ребенка. Сюда относятся проявления удовольствия и неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т.п. Наряду с этим рано начинают проявляться и такие элементарные чувства, как страх и гнев. [13]. Ребенок, совершая первые шаги, стремится познать окружающий мир во всем его многообразии и сложности. В период раннего детства активность ребенка в открытии различных сторон действительности является поразительной, удивляя взрослых неиссякаемой энергией поиска ответов на бесконечное множество вопросов обо всем. Результативность действий ребенка обусловлена спецификой способов, которые позволяют ему познавать не только основные характеристики и свойства объектов, но и понимать сущность и закономерности происходящих явлений и событий. Период детства рассматривается философами, психологами и педагогами как особая субкультура жизни человека, которая отличается своеобразным языком, смыслами и тайнами, набором способов познания, переживания и преобразования окружающего, знаками и символами, выражающими представления о мире и отношение ребенка к действительности. Одной из характеристик субкультуры детства являются эмоции как внешний знак внутреннего мира ребенка. Ребенок испытывает различные эмоциональные состояния и переживания, среди которых наше внимание обращено на социальные эмоции. Природа данного вида детских эмоций рассматривалась в ряде фундаментальных исследований. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович и других ученых отмечалось интенсивное развитие эмоций под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В процессе усвоения ребенком социальных ценностей, норм и идеалов, его эмоции приобретают более богатое содержание и сложные формы проявления. Выделяя факторы, влияющие на содержание и способы выражения эмоциональных состояний детей, ряд исследователей подчеркивает роль взрослых, семьи и значимость отношений со сверстниками, то есть социальные условия развития эмоций ребенка (Е.П. Урунтаева, М.И. Лисина и др.). Это указывает на то, что развитие эмоций детей, в частности социальных, – это управляемый процесс, который позволяет воспитывать эмоции, делать их, по мнению Л.С. Выготского, культурными. [5, С. 6]. Взаимообусловленность эмоций и потребностей личности, по мнению П.В. Симонова, определяет роль эмоций как посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, как средство трансформации ценностей, которые становятся содержанием побудительных мотивов поведения личности. В связи с этим социальные эмоции детей отражают приоритетные потребности и стремления в процессе общения со сверстниками и взрослыми, а также степень их удовлетворенности. Одна из ведущих социальных потребностей детей – это потребность в признании и принятии другими, особенно близкими и значимыми для ребенка людьми, удовлетворение которой не только влияет на характер отношений ребенка с окружающими и на особенности поведения, но и определяет жизненную позицию формирующейся личности. Негативные социальные эмоции, которые испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены именно непринятием и отчужденностью со стороны ближайшего окружения. [31]. Хрупкий мир детских переживаний характеризуется открытостью и эмоциональной подвижностью. Ситуативный характер эмоций и динамика видов социально-эмоциональных проявлений взаимосвязаны с системой личностных отношений, в которую включается ребенок в процессе совместной деятельности и общения со сверстниками и взрослыми. К. Изард пишет, при деформации личностных отношений, выражающейся в агрессивности и замкнутости, враждебности и напряженности между людьми, неизбежно возникает ситуация эмоционального дискомфорта, которая тяжело переживается ребенком и оставляет свой, порой неосознаваемый, негативный след. Эмоциональная память ребенка фиксирует и длительно сохраняет эмоциональные образы пережитых событий. [13, С. 11]. Приобретаемый опыт в семье может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность, по мнению А.Д. Кошелевой, складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например, развитие интеллекта, и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимых ребенку. Наконец, эмоциональный опыт может быть неоднородным и даже противоречивым (у родителей разные представления о воспитании ребенка). А.Д. Кошелева также говорит о том, что взаимосвязь правильно организованного воспитательного процесса в семье и в детском саду является условием воспитания и развития у ребенка эмоциональной отзывчивости. [21]. По мнению Л. Мерфи, современное общество способствует развитию квазиэмпатийного поведения, так как содержит в себе противоречие индивидуальных и социальных ценностей, которое ребенок воспринимает через взаимоотношения взрослых и детей вокруг себя, через социальные и моральные стереотипы. Мир взрослых не дает ребенку ощущения безопасности, подавляя его социальные потребности и стимулируя к агрессивному поведению. Тенденция к эмпатийному поведению искажается. Ребенок маскирует свои агрессивные тенденции квазиальтруизмом (нападает на кого-то из детей, делает вид, что защищает его). Проецированная тревожность тоже может искажать проявления эмпатийного поведения, так как дети приписывают другим свой дискомфорт. Л. Мерфи приходит к выводу, что эмпатийное поведение проявляется в адекватных формах у адаптированных к социальной жизни детей, получивших в семье максимум доверия и тепла. Таким образом, под эмоциональной сферой понимают систему психических процессов непосредственного субъективного переживания жизненной значимости для себя предметов. Это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Для полноценного развития личности, помимо развития познавательных процессов, необходимо формирование положительного отношения к действительности и окружающим людям. Большое значение для педагогов имеет развитие и изучение эмоций детей дошкольного возраста. Одной из характеристик субкультуры детства являются эмоции как внешний знак внутреннего мира ребенка. По мнению В.В. Зеньковского, раннее детство является «золотым временем» для эмоциональной жизни. Эмоциональная отзывчивость является внешним проявлением внутреннего состояния ребенка и выступает показателем благополучного или затрудненного вхождения в социальную ситуацию и принятия определенной социальной роли. Эмоциональный способ взаимодействия с окружающими людьми является для ребенка первичным и искренним, поэтому содержание и характер эмоциональных отзывчивости детей в раннем возрасте представляет особый интерес. [11]. Эмоции детей дошкольного возраста отражают приоритетные потребности и стремления в процессе общения со взрослыми, а также степень их удовлетворенности. Одна из ведущих социальных потребностей ребенка – это потребность в признании и принятии взрослыми, особенно близкими и значимыми, удовлетворение которой не только влияет на характер отношений ребенка с окружающими и на особенности поведения, но и определяет жизненную позицию формирующейся личности. Негативные эмоции, которые испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены именно непринятием и отчужденностью со стороны ближайшего окружения Социальные эмоции детей дошкольного возраста можно рассматривать и как своеобразный знак личностной успешности при изменении социальной ситуации. Расширение социального ролевого репертуара поведения ставит перед ребенком задачу оценивания новых условий и выбора соответствующих действий. В новой жизненной ситуации дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встает необходимость осваивать новый социальный статус, включаться в новый круг общения, принимать иные правила поведения. [5]. Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. В таких совместных действиях для ребенка, как показывает автор работы и открываются новые формы общения со взрослыми. По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни. Как уже говорилось выше, взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком; так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним. [11]. Воспитание эмоциональной сферы должно быть разумным. Важно помочь им распознавать свои чувства и чувства других людей, знакомить с миром эмоций и чувств, развивать творческие и познавательные способности. По мнению С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник, «проживание» и обсуждение ситуаций, повышающих эмоциональную устойчивость, вызывающих разнообразные чувства ребенка, помогает легче переносить аналогичные или более мощные переживания. В сложный мир человеческих эмоций необходимо вводить детей с младшего дошкольного возраста, помогать им переживать эмоциональные состояния, объяснять их значение. Для становления эмоционально и психически устойчивых личностей необходимо: - проявлять любовь ласковым взглядом, объятиями, поглаживанием; - интересоваться переживаниями, внутренним состоянием, общаться с детьми; - быть терпимыми и доброжелательными; - постоянно вселять веру в детей и их возможности и силы; - одобрять даже самые незначительные успехи детей. [22, С. 54]. Основной задачей воспитания детей в дошкольном возрасте является формирование положительных эмоций. Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие, как восприятие, внимание, мышление, воображение, память. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания. Все эти сложные процессы протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребёнка считается важнейшей задачей психолога и педагогов в дошкольном учреждении. Ребенок дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признания окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева, или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие. Источником гуманных чувств выступают именно взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств. Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств. Переживания теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Если младшие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей («Маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть»), то старшие – обобщенную («Маленьких нельзя обижать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же старше»). [14]. Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют. Ребенок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчений, возмущений, недовольства, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает при совершении действий и поступков по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам. [5]. Таким образом, особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте, заключаются в следующем: - ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; - изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; - формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические; - дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сопереживая другим людям. С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник считают, что обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребёнка, что помогает ему легче переносить аналогичные и более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций. [22, С. 76]. Очень важно, чтобы педагог не останавливался в своем развитии и пополнял свой профессиональный багаж. С воспитателем, который идет в ногу со временем, интересуется тем, что нового появляется в педагогике и психологии, не скучно и не грустно любому ребенку. Таким образом, рассмотрены особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста. Ребенок в дошкольном возрасте способен проявлять такие эмоции, как радость, грусть, страх, сочувствие и другие. Методика развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности Театрализация – художественно-педагогический метод, суть которого состоит в показе, оживлении, художественном осмыслении того или иного факта, документа, события. На сегодняшний день интерес к театрализации очень велик, но еще нет единого понимания сущности театрализации, ее определения и функций, не исследованное место во всех сферах досуга, и ее границы возможности. Наиболее распространенной ошибкой является эмпирический подход к театрализации, к пониманию ее как элемента художественности. По мнению М.В. Копосовой, театрализацией считают привлечение художественного материала (песня, музыка, кинофрагменты, танец, концертный номер) в ту или иную массовую форму досуга. Так они попадают в один ряд с иллюстрацией, представляя по существу, лишь более сложную её разновидность. Подобный механический подход к театрализации, понимания ее в качестве универсального метода, присуще всей досугово-массовой работе, приводит к непомерному и необоснованному расширению границ ее использования. [20, С. 23]. Деятельность – это процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Б.М. Теплов считал, что театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей. [46]. Театральная деятельность широко применяется в условиях дошкольного учреждения: на занятиях, в свободной деятельности, кружковой работе. Это великолепный способ эстетическо-эмоционального воспитания малышей, который позволяет создавать опыт социального навыка поведения с помощью сказок и литературных произведений для дошкольного возраста. Такая литература всегда отличается нравственной направленностью (добротой, смелостью, дружбой и так далее). Театральная деятельность в детском саду помогает детям преодолевать застенчивость, робость и неуверенность в себе. Театр учит маленьких артистов видеть прекрасное в людях и в жизни, пробуждает в них желание нести в мир доброе и благовидное. Как правило, театр всесторонне развивает детей. Воспитатели стремятся реализовывать поставленные задачи через все типы детской инициативы, направленные на формирование в малышах творческого начала и личностных качеств. Театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, положительно влияет на интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие. Участвуя в театральной деятельности, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Театральная деятельность прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. В.А. Сухомлинский сказал: «Театральная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». [33]. Именно театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Развитию эмоциональной сферы ребенка на театрализованных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях отдается довольно много внимания. Приступать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста. Дети в этом возрасте воспринимают необходимые понятия, их словарный запас дополняется словами, обозначающими эмоции, однако само слово «эмоция» не вводится, оно подменяется более доступным для детей данного возраста понятием «настроение». И, конечно же, они с большим удовольствием выполняют практические упражнения, играют. Работа в данном направлении на театрализованных занятиях состоит в применении определенных этюдов, упражнений, игр, нацеленных на развитие мимики и пантомимики. В ходе выполнения таких заданий осуществляется знакомство с основными эмоциональными настроениями и способами их жестового выражения. Важность этой работы усугубляется тем, что без глубокого осознания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невыполнима выразительность речи. [6]. Ненавязчиво и непринужденно дети учатся вербальному перевоплощению, стремятся, чтобы характер героя, его голос легко узнавались всеми. Вместе с тем, особое внимание детей направляется на взаимосвязь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Определение и передача эмоций и чувств являются значительным моментом в становлении личности растущего человека. Но немаловажно то, что театрализованные занятия, развивая эмоциональную сферу ребенка, побуждают его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые им ситуации. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал Б.М. Теплов, - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» [46, С. 4]. Театрализованные занятия пользуются у детей большой любовью. Дошкольники с радостью включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, исполняют их просьбы, дают советы, превращаются в тот или иной образ. Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с героями, извещают об опасности, плачут над поражениями любимого героя, всегда готовы прийти к нему на выручку. Театральная деятельность - важнейшее средство развития у детей отзывчивости, т. е. умения распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, способности ставить себя на его место в разных ситуациях, применять соответствующие способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место», - утверждал Б. М. Теплов. [2, С. 5]. Работа педагога по театральной деятельности включает в себя: - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; - подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; - упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); - отдельные упражнения по этике; - упражнения в целях социально-эмоционального развития детей; - игры-драматизации. Огромную роль в организации театральной деятельности детей дошкольного возраста играет педагог, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей дошкольного возраста. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Театрализованные игры дают большой простор для эмоциональных проявлений детей дошкольного возраста. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Эмоции проявляются в том, что дети дошкольного возраста объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок, т.е. создают игровую ситуацию. В театральной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших детей. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров. [1]. В дошкольном возрасте понимание сказки становится особенной деятельностью ребенка, обладающего невероятно притягательной силой, допускающей ему свободно мечтать и фантазировать. Наряду с этим сказка для ребенка не только вымысел и фантазия, но и своеобразная реальность, которая допускает раздвигать рамки обычной жизни, встречаться со сложными явлениями и чувствами и в понятной для понимания ребенка сказочной форме узнавать взрослый мир чувств и переживаний. У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и принятие его норм, ценностей, образцов как своих. Воспринимая сказку, ребенок сопоставляет себя со сказочным героем, и это дает ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С помощью ненавязчивых сказочных образов ребенку предоставляются выходы из различных трудных ситуаций, способы решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и уверенности в себе. Вместе с тем ребенок идентифицирует себя с положительным персонажем. Совершается это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что позиция героя более привлекательна по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку приобретать правильные моральные нормы и ценности, разделять добро и зло. Особенная роль принадлежит театральной деятельности в формировании положительного эмоционального фона. Положительный эмоциональный настрой на театрализованных занятиях способствует перебороть робость, неуверенность в себе, стеснительность. Поэтому психологи, невропатологи и психотерапевты настойчиво рекомендуют педагогам и родителям начать бороться с чувством неуверенности в себе со времени его появления. Исправление поведения ребенка может совершаться по очень многим направлениям. Одним из них представляется коллективная театральная деятельность, в основу которой положен принцип предоставления всем детям равных возможностей для участия в инсценировке и в одинаковых ролях. Наблюдения за детьми показали, что при таком подходе даже самым застенчивым проще справиться со сценическим волнением при выходе на сцену («На сцене детей много, и я смогу спрятаться за них!»). [27]. После того как ребенок смог пересилить себя и выйти на сцену, он как бы попадает под влияние большинства детей, которым весело и радостно, и заряжается их эмоциями. Специалисты считают, что только коллективное художественное действо способно предоставить ребенку такой подъем чувств, который, независимо от его эмоционального состояния, заразит его радостью и предчувствием чего-то яркого, увлекательного, прекрасного. Разумеется, что именно в театральной деятельности у ребенка открывается уникальная возможность на фоне положительных эмоций руководить своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, формирует один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к школе. Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации косвенно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. В этом значительную роль играет положительный эмоциональный фон, который присутствует на каждом театрализованном занятии, а также общая коллективная деятельность. Созданная благоприятная атмосфера способствует проявлению индивидуальности, развитию эмоциональной чуткости, формированию умения управлять собственными эмоциями. Работа по развитию эмоциональной сферы через театрализованную деятельность должна быть составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы: Раздел «Художественно-эстетическое развитие» - Приобщение к искусству. У детей развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Осуществляется приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства, воспитание умения понимать содержание произведений искусства, формируются элементарные представления о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства. Изобразительная деятельность. У детей развивается интерес к различным видам изобразительной деятельности, совершенствуются умения в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве, воспитывается эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства, желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Музыкальная деятельность. Приобщение детей к музыкальному искусству, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении Раздел «Речевое развитие» Развитие речи. У детей происходит развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Художественная литература. Воспитание у детей интереса и любви к чтению; развитие литературной речи, желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия. Раздел «Познавательное развитие» Ознакомление с социальным миром. Дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений. Цель такой работы: создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников. Для успешной реализации задач по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности возникает необходимость в организации предметно-пространственной развивающей среды. Такую среду, с учетом требований ФГОС, возможно организовать совместно с родителями и может включать в себя: - ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения); - наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»); - детскую художественную, познавательную и методическую литературу; - атрибуты для организации театрализованных игр (ширмы, костюмы, шапочки, маски; - разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, резиновой игрушки, магнитный театр); - картотеку театрализованных игр, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, игр на развитие координации движений и речи. Такой материал необходимо систематизировать для внедрения в практику группы. Возможно создание картотеки сюжетно-ролевых игр, картотеки на развитие эмоций, речевых игр и упражнений, картотеки чистоговорок. Используя данный материал, можно повысить интерес к театральной деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки. Основные формы работы: 1. Мастер-класс – это занятия в игровой форме, 2. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен. 3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа, вокальным исполнением или танцевальным номером. 4. Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление. 5. Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники. 6. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления. В свою работу необходимо включать игры на развитие выразительности речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая ребенком роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Кукольный театр - это вид сюжетной «режиссерской» игры. Нужно предлагать детям произносить по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол надеваемых на пальцы рук), вырезанные картинки и т.д. Кукольный театр нужно использовать как методическое средство, активизирующее эмоциональную сферу детей. Работа с куклой позволяет проявлять те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять, позволяет научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Такая работа с каклами позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. [1]. Необычный сказочный сюжет позволяет заинтересовывать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий. Все методы и приёмы необходимо использовать в комплексе, чередовать и дополнять друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческие способности. В процессе работы используются различные виды театров как в совместной деятельности с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Дети, используя их в игре, проявляют свои успехи в кукловождении, в имитации движений героев своего «сценария». Дети охотно используют театральные игрушки–персонажей в свободной деятельности: отправляют своих героев для строительства замков для хитрой лисы или ёжика, готовят для них обед. Ребята очень любят самостоятельно воспроизводить известные сюжеты сказок, переигрывают их на свой лад, придумывают свой конец сказки. В работе необходимо использовать как можно больше словесных игр, игр с пальчиками, игр–драматизаций, построенных на диалоге нескольких персонажей. [27]. Успешную работу с детьми по развитию эмоциональной сферы посредством театральной деятельности невозможно выстроить без партнёрских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклю, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Для привлечения внимания со стороны родителей к театральной деятельности в группе, проводятся родительские собрания (например «Театр – мир творчества»), консультации: «Театральная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников», «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях», «Кукольный театр дома». После театральных занятий дети становятся более эмоциональными, более раскрепощенными и выразительными. Наградой для детей является торжественное представление педагогом каждого ребенка зрителям индивидуально, как главного действующего лица данного спектакля, поэтому важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля. Родители должны быть щедрыми и доставлять удовольствие детям, и наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами. Таким образом, развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе театральной деятельности наиболее эффективно, если в группе создана соответствующая предметно-развивающая среда, проводится кружковая работа, использовать в работе разные виды театральной деятельности (кукольный театр, теневой театр), менять роли детей в одной и той же театральной постановке. Также очень важна увлеченность воспитателя, в творческий процесс, его профессиональные навыки. У детей появляется возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. 1 2 |