Арт терапия для Татьяны. Теоретические основы арттерапевтических методов
Скачать 78.18 Kb.
|
2.3 Критерии и средства измерения уровня эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями методами арттерапииКритерии по определению А.Я. Журкиной и С.Н. Чистяковой – это трансформированная цель. Каждый критерий включает в себя несколько показателей, которые конкретизирует данный критерий. В таблице 1.1 определены критерии и средства измерения уровня эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями. Каждый показатель проявляется у детей в неравной степени, поэтому условно их всех можно поделить на 3 уровня: высокий, средний, низкий. Далее дадим характеристику каждого уровня эстетической воспитанности детей с ограниченными возможностями (таблица 1.2). Таблица 1.1 Критерии и показатели измерения уровня эстетической воспитанности детей с ограниченными возможностями
Таблица 1.2 Характеристика уровней эстетической воспитанности детей с ограниченными возможностями
Характеристика в целом по уровням: Высокий уровень готовности: адекватно реагирует на проявление прекрасного и безобразного. Обладает развитым мышлением, воображением, фантазией; смысловым видением как реалистической, так и фантастической природы. Стремится воплотить свои впечатления в художественной деятельности, отражая определённые нравственные ценности. Находится в постоянном процессе открытия новых знаний об эстетическом многообразии окружающего мира и об особенностях произведений различных видов искусств. Легко ориентируется в многообразии видов искусства и художественных материалов. Правильно оценивает действительность и выражает её через призму своих личностных идеалов. Выполняет все трудовые операции, последовательность их рациональна, действия в целом осознаны. Умеет чувствовать, переживать, наслаждаться, высказывать свои суждения, говорить образно, ярко, содержательно, интересно. Имеет опрятный эстетичный внешний вид. Бережно относится к пространству, в котором живёт, ко времени, истории, воплощает свою фантазию в совершенных и самобытных формах. Средний уровень готовности: проявляет чувства и впечатлительность, делает первые попытки осознания искусства. Обладает слабым ассоциативным восприятием эстетических объектов. Понимает произведение искусств и умеет эмоционально выразить своё отношение. Имеет ограниченные познания в области эстетической и художественной деятельности. Имеет представление о видах искусств, знает отдельные художественные материалы. Может сделать оценку произведения искусств с помощью учителя. Выполняет все требуемые операции, но последовательность их недостаточно продумана, а сами действия недостаточно осознаны. Умеет переживать, чувствовать и наслаждаться произведениями искусств, речь менее образна и выразительна. Имеет опрятный внешний вид. Имеет небольшой опыт в художественно-творческой деятельности. Низкий уровень готовности: неадекватно реагирует на проявление комического, трагического, прекрасного и безобразного. Обладает слабо развитым воображением и фантазией. Имеет слабый эмоциональный настрой на произведения искусств. Не имеет эстетических и художественных знаний. Не имеет представления о видах искусств. Не умеет оценить произведение искусств. Выполняет лишь отдельные операции, причём последовательность их хаотична, действия в целом плохо осознаны. Не умеет переживать и наслаждаться произведениями искусств, речь скудна. Неаккуратный внешний вид. Не имеет опыта художественно-творческой деятельности. Для измерения по указанным критериям подобран комплекс диагностических средств, включающий стандартные методики диагностики (игра «Разноцветный калейдоскоп», метод недописанного тезиса «Если бы я был художником…», тест «Дорисуй»), модифицированные нами методики (игра «Знатоки искусства», игра «Графика») и составленные нами дидактические тесты, программы наблюдения, беседы, анализ продуктов творческой деятельности. Средства измерения сформированности эстетической воспитанности детей с ограниченными возможностями через их рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трём основным видам мышления, имеющимся у ребёнка 9-12 лет: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребёнка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности. Констатирующий эксперимент Цель констатирующего эксперимента: Изучение влияния метода арттерапии на формирование уровня эстетической воспитанности детей с ограниченными возможностями. В ходе первого констатирующего эксперимента использовались указанные в таблице 1.1 диагностические методики. Для определения способности детей к эстетическому восприятию была проведена беседа «Сказка-метафора о Коряге», после которой состоялось обсуждение по вопросам. Текст сказки-метафоры и вопросы для обсуждения приведены в приложении 1. После обсуждения сказки можно сделать первоначальные выводы о реакции детей на проявление прекрасного, комического, трагического, возвышенного и безобразного. Полученные результаты сугубо субъективны, т.к. основывались только на восприятии экспериментатора . При использовании методики «Вербальное воображение» [17; 193] удалось выявить богатство ассоциаций при восприятии эстетических объектов, наличие творческого воображения у детей . Полученные данные свидетельствуют о том, что чуть меньше половины исследуемой группы детей имеют средний уровень развитости творческого воображения, а вторая половина группы распределилась поровну – по 27% на высокий и низкие уровни. Используя авторскую методику «Воспитание чувства красоты у детей с помощью музыки» удалось выяснить степень эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. Результаты распределились следующим образом: чуть меньше половины имеют средний уровень, пятая часть приходится на детей с низким уровнем сформированности данного качества. В совокупности по данному критерию имеем: высокий уровень – 3 человека, 20%; средний уровень – 8 человек, 53%; низкий уровень – 4 человека, 27%. Для определения сформированности эстетических оценок у детей с ограниченными возможностями были использованы игры-тесты «Знатоки искусства» и методика «Скульптура», которые показали, что дети имеют средний уровень эстетических и художественных знаний (средний - 80%, а 20% - дети, имеющие низкий уровень), степень понимания языка определённого вида искусства – 47% - средний уровень, 35% - низкий и лишь 20% - высокий. По результатам исследования данного критерия можно сделать выводы, что высокий уровень развития имеют 2 человека, что составляет 13%; средний уровень – 10 человек, 67%; низкий уровень – 3 человека, 20% . Чтобы определить способность детей к эстетической деятельности, использовались анализ продуктов творческой деятельности, методика «Нарисуй что-нибудь» и «Коллективный рисунок». Полученные данные свидетельствуют, что дети имеют средний уровень трудовых умений и навыков (60%) и по 20% приходится на высокий и низкий уровни. Культура поведения, внешнего вида, речи в исследуемой группе составляет 47% - высокий, столько же средний, и лишь 6% - низкий, что не может не радовать. Опыт художественно-творческой деятельности имеют чуть меньше половины группы средний уровень, и 47% и 13% - средний и низкий уровни соответственно. Итого по данному критерию: высокий уровень – 5 человек, 33%; средний уровень – 8 человек, 54%; низкий уровень – 2 человека, 13% (Приложение 10). Таким образом, благодаря полученным данным при использовании указанных диагностичеких методик, нам удалось обосновать и охарактеризовать уровни сформированности эстетической воспитанности у детей с ограниченными возможностями средствами арттерапии и распределить группу по уровням сформированности данного качества (Рисунок 1.1). Рис.1 Распределение детей с ограниченными возможностями по уровням сформированности эстетической воспитанности Результаты проведённого эксперимента свидетельствуют, что исследуемая группа детей имеет средний уровень сформированности эстетической воспитанности – чуть больше половины группы, это говорит о том, что эти показатели можно изменить в лучшую сторону, если будет проводиться формирующая работа. Итак, в данном параграфе даны характеристики в целом по уровням эстетической воспитанности: способности к эстетическому восприятию (критерий уровня – эмоциональный); сформированности эстетических оценок (критерий уровня – когнитивный); способности к эстетической деятельности (критерий уровня – деятельностно-практический) [24; 25]. Проведённый констатирующий эксперимент показал, что исследуемая группа детей имеет большой потенциал к развитию эстетической воспитанности, так как общий уровень сформированности данного качества – средний. Низкий и высокий уровни в группе составляют приблизительно по 20%. |