Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность

  • Глава 1. Теоретические основы арт-терапевтических методов 1.1 Арт-терапия: история возникновения термина и его составляющие

  • 1.2 Анализ практического опыта психологической социализации детей с ограниченными возможностями методами арттерапии

  • 1.3 Влияние арттерапии на формирование и развитие психических процессов детей с ограниченными возможностями

  • Использование социальным педагогом арт-терапии как метода социализации детей с ограниченными возможностями

  • Выводы по главе1

  • Арт терапия для Татьяны. Теоретические основы арттерапевтических методов


    Скачать 78.18 Kb.
    НазваниеТеоретические основы арттерапевтических методов
    Дата26.12.2021
    Размер78.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАрт терапия для Татьяны.docx
    ТипРеферат
    #318308
    страница1 из 4
      1   2   3   4


    Содержание
    Введение………………………………………………………………………….2

    Глава 1. Теоретические основы арт-терапевтических методов…………….5

    1.1 Арт-терапия: история возникновения термина и его составляющие……5

    1.2 Анализ практического опыта психологической социализации детей с ограниченными возможностями методами арттерапии………………………10

    1.3 Влияние арттерапии на формирование и развитие психических процессов детей с ограниченными возможностями………………………………………17

    1.4. Использование социальным педагогом арт-терапии как метода социализации детей с ограниченными возможностями…………………….27

    Выводы по главе 1:……………………………………………………………31

    Глава 2. Практическое использование арт-терапевтических программ в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями…………………………………………………………………32

    2.1 Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями на базе ЦВР п. Михайловка Черемховского района…………………………………32

    2.2 Арт-терапевтическая программа «Путешествие в прошлое»…………..35

    2.3 Критерии и средства измерения уровня эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями методами арт-терапии…………………….37

    Выводы по главе 2:……………………………………………………………..48

    Заключение……………………………………………………………………….50

    Список литературы…………………………………………………………….52
    Введение
    эиПотребность понять природу процесса творчества возникла, как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность, чтобы повысить ее эффективность. Еще древнегреческие философы стремились в своих системах обучения применять методы, которые развивали бы в учениках творческое мышление.

    Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.

    Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности.

    В трудах отечественных психологов творчество выступает как наиболее характерная, специфическая черта творческого мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией.

    Анализу психолого-педагогической литературы по изучению творческих способностей младших школьников посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных авторов Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Дж. Гилфорда, П.Е. Торренса и др.

    Исследователи подчеркивают возможность психолого-педагогического руководства познавательной деятельностью младшего школьника в целях развития креативности. Для этой цели в психолого-педагогической литературе предложен ценный инструмент в деятельности образовательного учреждения – арт-терапия.

    Данный метод способствует удовлетворению потребности личности в самовыражении, самопознании и саморазвитии. Социальные процессы, происходящие в современном российском обществе в начале нового тысячелетия, ставят перед отечественной педагогикой новые задачи в области образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе воспитания средствами искусства.

    Известно, что в последние годы данной проблеме уделялось большое внимание. Психологи, социальные педагоги, врачи, а теперь и музейные работники занимаются реабилитацией и адаптацией детей с ограниченными возможностями средствами арттерапии. Многие исследования и публикации посвящены этой проблеме. Наиболее полно адаптационные процессы детей с ограниченными возможностями основанные на методе арттерапии описаны в работах Галкина Н., Куроленко Е.М., Сахибзадаевой Г.Р. Арттерапевтические направления и особенности их применения особо полно отражены в учебном пособии по психотерапии под редакцией Б.Д. Карвасарского, а также в книге Платоновой О.В., Жвитиашвили Н.Ю. «Арт-терапия в художественном музее».

    Однако, несмотря повышенный интерес к данной проблеме, следует отметить, что многие ее аспекты так и остаются нераскрытыми: влияние арттерапии на развитие психических процессов, возможность включения этого метода в официальную медицину и т.д.

    Цель исследования : изучение метода арттерапии на основе практической коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями.

    Объект: арт-терапия, как метод социализации детей с ограниченными возможностями.

    Предмет: Эффективность использования метода арттерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями.

    Гипотеза исследования: работа, направленная на реабилитацию детей с ограниченными возможностями средствами арт-терапии будет эффективной, если:

    • происходит активное включение детей с ограниченными возможностями в творческую деятельность;

    • обеспечивается взаимодействие с разными образовательными структурами (Домами детского творчества, музеями, школами и т.д.);

    • осуществляется формирование мотивационно-ценностного отношения ребёнка к себе, как к личности.

    Задачи:

    1. Рассмотреть теоретические основы метода арттерапии.

    2. Рассказать о практическом использовании арт-терапевтических программ в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями.

    3. Проанализировать влияние арттерапии на формирование и развитие психических процессов детей с ограниченными возможностями.

    4. Разработать программу по реабилитации детей с ограниченными возможностями средствами арттерапии.

    Методы исследования:

    Критический анализ и изучение литературы позволили выявить основные составляющие метода арттерапии.

    Системный и сравнительный анализы применялись при теоретическом изучении опыта работы учреждений образования, больниц и социально-реабилитационных центров по адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями средствами арттерапии.

    Эмпирические и диагностические методы (наблюдение, изучение продуктов деятельности, опрос и эксперимент) использовались в нашей практической деятельности. Посредством этих методов был определен уровень сформированности эстетической воспитанности детей с ограниченными возможностями.
    Глава 1. Теоретические основы арт-терапевтических методов
    1.1 Арт-терапия: история возникновения термина и его составляющие
    Терапия искусством - относительно новый и малоизвестный метод психотерапии, активно развивающийся в последнее время. «Лечение искусством» появилось тогда же, когда и само искусство. Во все времена и у всех народов в качестве «средства исцеления» различных болезней и состояний использовались: музыка, пение, танец, рисование, скульптура и многое другое. В настоящее время чаще принято под понятием творческой терапии иметь в виду такие методы, как танцевальная терапия, библиотерапия, драма терапия, музыкотерапия, ландшафтотерапия, этнотерапия и пр. А под термином «арт-терапия» понимается чаще всего лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения своего психоэмоционального состояния. Впервые этот термин был употреблен Адрианом Хиллом в 1938г. при описании своих занятий с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал использоваться по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья, хотя многие специалисты считают такое определение слишком широким и неточным [Психотерапия; 351].

    В настоящее время существует огромное количество трактовок термина «арт-терапия», но наиболее точным является определение арттерапии как метода психологической работы, использующего возможности искусства для достижения положительных изменений на пути развития личности.

    Арттерапия - это «гибкий» (вариативный) метод, способный подстраиваться под любую возрастную категорию. Занятия по арттерапии можно проводить с одним пациентом, с супругами, со всей семьей, в коллективе и группе [психотерапия; 357].

    Преимущество арттерапии заключается в возможности более глубоко оценить поведение ребенка, составить мнение, на каком этапе жизни он находится – в рисунках в поделках могут находить отражения не только сиюминутные мысли, но и относящиеся к его будущему и прошлому, - а также в выявлении подавленных и скрытых переживаний, причем все это, выраженное в изобразительной форме, может стать ярким дневником жизни и лечения [Психотерапия; 359].

    В последнее время отмечается смещение акцента с индивидуальной психотерапии к разработке системы групповой психотерапии, которая позволяет более эффективно восстанавливать нарушенные отношения личности и перестраивать их путем воздействия на все основные компоненты отношения – познавательный, эмоциональный и поведенческий. Групповая психотерапия больше, чем какой-либо другой метод психосоциального воздействия, способствует восстановлению системы отношений детей-инвалидов с микросоциальным окружением, приведению ценностных ориентаций в соответствие с образом жизни, т.е. решению тех первоочередных задач, без которых невозможна успешная социальная адаптация.

    В арттерапии пациентам предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения в группе для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения – с другой. В настоящее время в арт-терапию включаются и такие формы творчества, как видео-арт, инсталляция, перформанс, компьютерное творчество, где визуальный контакт коммуникации играет ведущую роль.

    Несмотря на достаточно большой фактический материал, арттерапия в теоретическом отношении находится на стадии эмпирических обобщений. Нет общепринятой теории, объясняющей целительное действие арттерапии, это связано со сложностью, многофакторностью относящихся к арттерапии предпосылок и сравнительно коротким сроком ее научного изучения [Психотерапия; 352].

    Обзор литературы по арттерапии свидетельствует о том, что это сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов, таких как:

    Изотерапия – основное направление арттерапевтической работы. Оно включает в себя все виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, графику и т.д.). Изотерапия, позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Достоинство этого направления заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций, что способствует развитию чувственно-двигательной координации.

    Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

    Музыкотерапия - чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление. Оно способно воздействовать на глубокие структуры мозга, минуя контроль сознания. Педагоги, работающие по данному направлению, используют безграничные возможности музыки, применяют разнообразные формы и методы подачи учебного материала: от слушания музыки, пения, танцевальных, игровых движений до практического обучения игре на каком-либо инструменте, ансамблевого музицирования и коллективных музыкальных постановок [Куроленко; 32].

    Библиотерапия – лечение книгой. Направление, основанное на литературе: самовыражение через творческое «писание», сочинение. При этом возможно совершенно свободное выражение (о чем хочу, что хочу и как хочу), так и заданные темы. В библиотерапии терапевтический эффект основан на законе Геннекена: главный герой любого литературного произведения всегда - автор. Сюда же относится и автобиографический метод, и сочинение драматических произведений, и стихосложение, ведение дневников, написание писем и многое другое [Платонова; 9].

    Драматерапия - одно из направлений, наиболее разработанных в настоящее время. Оно включает элементы музыки, изобразительного искусства и танца. Драма-терапия использует форму театрального искусства и делает ее доступной для детей с ограниченными возможностями, чтобы они смогли укреплять свое здоровье и справляться со своими расстройствами и проблемами. Таким образом, ее можно использовать и в целях предупреждения и в целях лечения. Драма-терапия не является чем-то новым: ее можно увидеть в древних ритуалах исцеления и театральных представлениях многих цивилизаций. Все компоненты театрального искусства – голос, движения, ролевая импровизация, работа с текстом и само исполнение, наряду с использованием масок, костюмов, освещения и постановки – являются неотъемлемыми составляющими этого направления [ 25].

    Эстетотерапия – невербальная психотерапия, основанная на терапевтическом, корригирующем действии художественной формы и эстетических чувств [9].

    Маскотерапия - работа с куклами и марионетками.

    Сейчас в отдельное направление арттерапии выделяется сказкотерапия, то есть использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Сказка очень эффективна при работе с детьми с ограниченными возможностями, так как у ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и что позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя [147].

    Таким образом, все вышеперечисленные направления рассматриваются в качестве составных частей арттерапии. Все они призваны сделать более открытыми и цивилизованными нормы взаимодействия детей с ограниченными возможностями со здоровым окружением, способствовать созданию условий включения всех детей в образовательную среду. Следовательно, целесообразным будет рассмотреть практический опыт применения этих методик в учреждениях образования, больницах и социально-реабилитационных центрах.

    1.2 Анализ практического опыта психологической социализации детей с ограниченными возможностями методами арттерапии
    Сейчас актуализировались вопросы, связанные с психологической реабилитацией, социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями. В учреждениях образования, больницах, интернатах ведется работа, направленная на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к утрате нетрудоспособности, на эффективное приспособление к жизни в обществе детей-инвалидов. Активным вовлечением в творческий процесс, художественную деятельность, коллективную работу детей с ограниченными возможностями заняты не только педагоги, врачи и психологи, но и родители. Они, своим участием, помогают коррекционной работе: подталкивают ребенка к стремлению добиваться лучших результатов.

    В России накоплен большой опыт создания арттерапевтических мастерских.

    Так, например, одним из надежных партнеров государства в решении вопросов социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями на протяжении уже четырнадцати лет является «Инва-Студия». Эта художественная студия была создана в 1993г. На момент открытия в ней занималось всего пять человек. Она была организована усилиями супругов Галкиных, в небольшой кубанской станице. Первоначально она планировалась как художественная студия для одаренных детей с двумя направлениями художественной работы: иконописью и лаковой миниатюрой. Но с приходом в студию Андрея Гартова – глухого юноши, началась работа с инвалидами.

    На сегодняшний день в студии обучаются и проходят реабилитацию 500 детей с ограниченными возможностями, созданы 11 подразделений в Краснодаре, которые посещают и взрослые инвалиды.

    За все время своего существования студия приняла участие в 170 выставках и благотворительных акциях: оформление сцены на Соборной площади к выступлению Монтсеррат Кабалье в 1998г., в 1999г. дети написали две иконы для детей Югославии, с 2000г. ведется переписка с родными и близкими погибших на «Курске» подводников и т.д.

    Ежегодно устраиваются реабилитационные сборы в санатории ОАО «РоснефтьТуапсенефтепродукт», где дети одновременно проходят лечение и творческую духовно-культурную просветительскую реабилитацию. Благодаря работе в студии дети теперь живут мыслями о творчестве, поступлении в университет, желанием проявить себя и помочь друг другу [Галкин; 30].

    В социально-реабилитационном центре МУ КЦСОН Центрального района г. Кемерово разработана и используется на практике программа занятий арттерапией. Ее цель: улучшение самоощущения; облегчение социальной адаптации; улучшение коммуникации и межличностных контактов; преодоление трудностей самовыражения; выявление скрытых переживаний, осознание чувств и состояний и их преодоление; улучшение координации, восстановление и дифференцированных идеомоторных актов; активизация адаптивных функций; релаксация и творческая самореализация; улучшение психоэмоционального состояния; гармонизация личности [ 13].

    Данная программа предназначена для инвалидов, страдающих расстройствами эмоциональной и личностной сферы непсихического характера (функциональные расстройства, патологические переживания, навязчивые переживания). В арттерапевтических группах с детьми-инвалидами проводятся занятия изобразительного и художественно-прикладного характера, которые направлены на активизацию общения с психологом или в группе в целом для более ясного и тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения - с другой. Группы обычно состоят из 6-8 человек. Активное участие в арттерапии является обязательным условием для всех членов группы. Начало групповой работы предваряется специальной беседой, в которой разъясняется смысл арттерапии для функционирования группы и демонстрируются работы участников предыдущих групп.

    Работа по арттерапевтической программе включает в себя несколько этапов. Информативный этап (первый): ознакомление детей с основами техники изобразительного искусства, беседа о творчестве самых разных направлений и стилей. На этом этапе решаются вопросы социально-коммуникативного характера, предлагается разнообразие тем. Основным требованием к теме является ее потенциальная возможность вызвать последующее обсуждение.

    Обсуждение работ происходит непосредственно после окончания рисования (второй этап).

    Такая форма работы как групповая арттерапия выбрана неслучайно. Она направлена на то, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, а также смог ощутить обратную связь, позволяющую адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в атмосфере доброжелательного и взаимного принятия [ 15].

    Так же является интересным опыт работы арттерапевтических групп при Смоленском гуманитарном университете, в которых дети с ограниченными возможностями занимаются не только под руководством педагога – арттерапевта, но и при активном участии студентов, ранее обучающихся по одному из видов искусства. Студенты выступают, с одной стороны, в роли старшего товарища и друга, а с другой – в роли помощника руководителя. Формы проведения занятий разные: лекции, групповые импровизации, театрализованные вечера, творческие гостиные и т.д.

    Конечно, предварительно была проведена огромная работа. Горметодцентр в течение ряда лет проводил творческие семинары с педагогами, где и были отработаны и формы занятий, и методы обучения. Во многих школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями работали творческие факультативы, на которых проводились занятия с детьми в виде путешествий в историю искусств.

    Такие арттерапевтические занятия носят компенсаторный характер, т.к. творчество детей с ограниченными возможностями очень специфично, а, следовательно, и работа с этим контингентом ребят требует индивидуального подхода и глубоких знаний педагога, более тесного взаимодействия с родителями (беседы, консультации и т.д.) [ 7].

    Арттерапевтические группы созданы и при казанской гимназии №6. Они были организованы тогда, когда одним из главных направлений образовательной политики стало сбережение здоровья ребенка. Занятия посещают дети 7-11 лет. В группы в составе не более 12 человек входят не только дети-инвалиды, но и дети из неполных семей, перенесшие психологические травмы, связанные с разводом родителей или внезапной смертью самых близких людей. Основным показателем для отбора в эти группы является высокая тревожность, неадекватность реагирования на внешние раздражители. Занятия проводятся учителем изобразительного искусства в тесном сотрудничестве с психологом. Программа занятий строится на основе игровых методик. Арттерапевтические упражнения проходят также в игровой форме. Играя, дети рисуют, сочиняют, танцуют, импровизируют. Игра и рисунок являются средствами их самовыражения, в них они чувствуют себя более комфортно, а, следовательно, и реабилитация протекает наиболее успешно [41].

    При реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями осуществляется коррекционная программа «Индивидуальная арттерапия в условиях реабилитационного центра». Необходимость данной программы возникла в результате поиска альтернативных путей реабилитации инвалидов. Это результат многолетней работы с детьми-инвалидами, членами их семей, а также работниками центра.

    На начальном этапе работы проводится диагностика. Используются проективные методики. Очень эффективна диагностика через рисунок. Интерпретация рисунков осуществляется на основании трех подходов: клинического, исследовательского и психологического. В зависимости от результата, к которому хочет прийти психолог выбирается соответствующий подход. Программа по арттерапии содержит несколько блоков. Один из них включает в себя цикл занятий для малышей и детей с выраженной задержкой в развитии. Обычно в этом блоке используется: чтение и обсуждение сказок, доступных данному возрасту; рисование сказочных героев с соотнесением их с людьми окружающими ребенка в реальной жизни; составление «своих» сказок. Групповой анализ сказочного сюжета, рисование негативных и положительных героев, изменение и переписывание негативных сценариев очень захватывает воображение детей и дает толчок к дальнейшей работе.

    Психологи и социальные педагоги реабилитационного центра помогают детям с ограниченными возможностями почувствовать себя людьми с безграничными возможностями. Они учат детей жить и радоваться жизни, раскрывают их таланты и способствуют реализации творческого потенциала [ 27].

    Наряду с социально-реабилитационными центрами арттерапевтическая работа осуществляется и в музеях. В отечественной практике Государственный Русский музей стал первым музеем, разработавшим программу, адресованную детям с ограниченными возможностями. В этом музее (г. Санкт-Петербург) метод арттерапии используется с 1992г. Все началось с выставки художественного творчества детей с различными аномалиями развития, получившей название «Другими глазами». Название выставки отражало позицию организаторов по отношению к творчеству детей с нарушением психики – умственно отсталых, душевнобольных, а также с последствиями детского церебрального паралича, слабовидящих, слабослышащих, - позицию, сущность которой заключается в том, что их творчество ничуть не «ущербно» по сравнению с творчеством так называемых нормальных детей, просто в нем представлен иной, непривычный нам взгляд на окружающий мир [37].

    Следствием работы выставки стала разработка экспериментальной программы работы студии творческого развития детей с «проблемами» в условиях художественного музея, получившей название «Шаг навстречу».

    Программа апробировалась в течение восьми лет при работе с различными группами детей: детей с ограниченными возможностями, детей-сирот или детей, отвергнутых своими родителями, отягощенные отрицательным семейным и личным опытом, а также нередко перенесшими различные травмы и насилие.

    Эта программа предполагает использование практических арттерапевтических упражнений, что позволяет детям обращаться к своим чувствам и переживаниям. Совместное рисование, музицирование, драматизация, сочинение сказок и историй, соприкосновение с изобразительным искусством через личное творчество и художественные произведения в музее – все это предоставляет взрослым возможность лучше понимать мир ребенка, говорить с детьми на понятном им языке и, благодаря практическим занятиям и упражнениям, овладевать знаниями и навыками арттерапевтической работы [98].

    Перенимая опыт Государственного Русского музея в г. Энгельсе Саратовской области на базе краеведческого музея была открыта арттерапевтическая студия «Толерантное творчество» плод совместных усилий педагогов, психологов, музейных работников. Автором идеи является Рогулькина Н.Д. - преподаватель живописи Энгельсской школы искусств №1. К реализации задуманной идеи подключились директор Центра психологии Л.Е. Федкулина и психолог Центра Р.В. Чиркина. Вклад этих специалистов в проектное решение привнес важную психологическую составляющую в содержательную разработку креативной программы.

    Программа энгельсского краеведческого музея является образовательной, профессионально ориентированной, так как в доступной форме для детей с ограниченными возможностями дает серьезные и достаточные знания по историко-краеведческому направлению, включает в творческую художественную деятельность.

    Анализ практического опыта, отраженного в периодической литературе показал, что проблемой психологической реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями занимаются не только психологи, социальные работники и педагоги, но и музейные работники. В последние годы органы образования, школы и внешкольные учреждения усилили внимание к вопросам привнесения искусства в жизнь детей-инвалидов методами арттерапии. За это время разработано огромное количество программ и проектов, которые находят отражение в работе многих школ, психолого-реабилитационных центров и музеев России. И эта работа, безусловно, является одной из ведущих, так как проблемы социальной адаптации в условиях современной жизни затрагивают каждого человека, каждую социальную группу и человечество в целом.

    1.3 Влияние арттерапии на формирование и развитие психических процессов детей с ограниченными возможностями
    Развитие детей с ограниченными возможностями коренным образом отличается от развития их сверстников, воспитывающихся в нормальных семейных условиях и не имеющих отклонения в развитии. В результате жизни в полуизолированном мире дети с ограниченными возможностями приобретают такие нежелательные черты, как трудности в общении, замкнутость, недоверчивость, неспособность строить отношения с окружающими людьми и т.д.

    Дети, с интеллектуальной недостаточностью, связанной с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства, но обладающие потенциально сохраненными интеллектуальными способностями, страдают нарушениями школьной адаптации с проявлениями патологии поведения [Платонова; 38].

    Барьерами на пути развития детей «с проблемами» являются: социально педагогическая запущенность из-за воспитания в конфликтных семьях, где отсутствует один из родителей, или в таких приемных семьях, где создаются условия безнадзорности, и отсутствие творческих форм работы с детьми, направленных на самораскрытие личности. Неразвитость воображения, неспособность к долгому сосредоточению, скудный запас слов создают у этих детей трудности в вербальном самовыражении. Именно поэтому они нуждаются в тренировке способности к социальной адаптации, которая расширяет возможности приспособления личности, т.е. активной перестройки в связи с новыми, постоянно меняющимися требованиями, и выработки соответствующих адекватных форм поведения [Афанасьева; 42].

    В связи с этим трудно переоценить роль арттерапевтических занятий в процессе социализации ребенка с ограниченными возможностями, учитывая, что он овладевает способностью адаптироваться, приобретая жизненный опыт. И в большей степени преуспеть в этом ему помогает художественное творчество. При неустойчивом состоянии психики у детей, при дефиците такого индивидуального материала, когда воображение и зависит от опыта и дополняет его, интегрирующая и адаптационная роль детского художественного творчества проявляется особенно наглядно [Платонова; 39].

    В творческом проявлении ребенка участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т. д. Именно полифония человеческой психики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, морально-нравственных качеств, творческих способностей личности.

    Психологический механизм творческого проявления представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах и др., составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п.

    Благодаря творческой работе, с использованием арт-терапевтических методик, возрастают способности ребенка в области цветовидения, музыкального слуха, фонематических способностей.

    Арт-терапия предоставляет детям возможность свободно выражать свои чувства, в том числе агрессивные, в безопасной, социально допустимой форме. Живопись, графика, лепка являются способами разрядки внутреннего напряжения, так часто возникающего у детей. Методы арт-терапии способствуют развитию и усилению внимания детей к своим чувствам, мыслям, эмоциям. В процессе художественного творчества дети учатся концентрировать свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внешних и внутренних конфликтов. У детей развивается наблюдательность (способность к внимательному, вдумчивому рассмотрению), внимание к предметным характеристикам, деталям и их взаимосвязям. Кроме того, обращение ребенка к личному опыту, привлечение ассоциативного материала в смежных видах искусств способствует развитию творческого воображения, сенсорных способностей (чувства ритма, линии, формы, пространства, фактуры, цвета) [Афанасьева; 43].

    Арттерапевтические методы позволяют детям открыть в себе творческий потенциал, повышая, тем самым, свою личностную ценность, уверенность в себе, что в конечном итоге, содействует формированию положительной «Я-концепции».

    Групповые занятия арт-терапией помогают детям с ограниченными возможностями строить взаимоотношения со сверстниками, активно участвовать в деятельности несущей полноту жизненных ощущений. Приобретаются навыки адекватного общения, позитивного отношения к окружающим, способности к предотвращению и преодолению личных конфликтов, снятие комплекса агрессии. У ребенка повышается внутренняя мотивация, самоконтроль, чувство личной идентификации.

    Таким образом, арттерапия, бесспорно, несет в себе значительный педагогический потенциал и является действенным средством формирования мотивации развития личности ребенка, благотворно сказывается на воспитании и развитии, позволяет им легче овладевать навыками общения со сверстниками и взрослыми, оптимизирует процессы социализации, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями к нормальным условиям жизни. Этот вид терапии по праву рассматривается сейчас как наиболее эффективный [ 14].

    Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность.

    Слово “арт-терапия” стало впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл, для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое “сопровождение” клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации.

    Иногда в русскоязычных публикациях арт-терапию необоснованно смешивают с “психотерапией выразительными искусствами” или “психотерапией искусством”, связывая ее с применением разных форм творческого самовыражения с целью достижения лечебно-коррекционных и развивающих эффектов [3].

    Но большинство отечественных авторов, использующих понятие арт-терапии, следуют принятому в международной литературе определению и рассматривают ее как одну из форм психотерапевтической и психологической практики, основанную на использовании человеком визуальных, пластических средств самовыражения в контексте психотерапевтических отношений[19].

    В рамках данных отношений арт-терапевты создают для клиента безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают его различными изобразительными материалами – красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства… Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога”[7].

    Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы, самой художественной работой и психологом. Арт-терапия, так же как и любой иной вид психотерапии, направлена на осознание неосознаваемого психического материала, а также на развитие творческих способностей. Арт-терапевты глубоко понимают особенности процесса изобразительного творчества, обладают профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремятся создавать такую рабочую среду, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания. Эстетические стандарты, по мнению М.Е. Бурно, в контексте арт-терапии не имеют большого значения. Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством изобразительной деятельности”[7].

    Арт-терапия – это направление, связанное с использованием пациентом (клиентом) различных изобразительных материалов и созданием визуальных образов, процессом изобразительного творчества и реакциями человека на создаваемые им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты”[43].

    По мнению руководителя программы арт-терапевтического образования, профессора Лондонского Университета и почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллер, арт-терапия основана на представлениях о том, что создание и восприятие визуальных образов является важным аспектом познавательной деятельности человека; что изобразительное творчество в присутствии специалиста позволяет клиенту актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные в контексте “здесь-и-сейчас” осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в том числе те, выражение которых с помощью слов слишком сложно; и, наконец, что визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом и клиентом[43].

    На основе обобщения определений арт-терапии, содержащихся в различных отечественных и зарубежных источниках, прежде всего, тех, которые отражают высокий уровень профессионализации арт-терапевтической деятельности, ученые предлагают рассматривать арт-терапию как совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска[6].

    Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно социализирующую, развивающую и психопрофилактическую направленность, благодаря чему она может стать ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений, реабилитационных проектах и в социальной работе.

    Используемые в настоящее время в разных странах формы и методы арт-терапевтической работы с детьми весьма разнообразны. Основы для создания первых техник арт-терапевтической работы с детьми на Западе были заложены такими авторами, как E. Кейн, В. Ловенфельд. Эти авторы рассматривают изобразительную деятельность ребенка в неразрывной связи с развитием его познавательной и эмоциональной сфер и видят в ней богатый потенциал для развития его творческих способностей.

    Классическими работами в области детской арт-терапии стали публикации Э. Крамер “Арт-терапия в сообществе детей”, “Арт-терапия с детьми” и “Детство и арт-терапия”. Эти книги отражают взгляды Э. Крамер на природу детского художественного творчества и его психотерапевтические возможности. Опираясь на психоаналитическое понимание процесса психического развития и творческой активности, Э. Крамер в значительной мере связывает ее терапевтические возможности с тем, что в процессе занятий ребенка рисованием происходит организация психических процессов и постепенный переход от относительно примитивных форм психической деятельности к более сложным и эффективным.

    Используемые арт-терапевтом в ходе его работы с ребенком приемы вербальной и невербальной обратной связи могут включать активное наблюдение, переформулировку его высказываний, селективные вопросы, констатацию отраженных в рисунке, поступках и мимике чувств, сообщение арт-терапевтом о своих чувствах и ассоциациях с рисунком, ограничивающие воздействия и другие приемы [43].

    Существует практика проведения с детьми разных вариантов групповой арт-терапии, включая работу в студийной группе, предполагающей значительную спонтанность поведения участников. Дети с готовностью используют богатые возможности студии, творчески организуя свое пространство, чередуя изобразительную работу с игрой и взаимодействием друг с другом [38].

    Многие авторы описывают свою работу с разными группами детей, проводимую как в школе, так и в клинических условиях. Они приводят ряд примеров групповой арт-терапии с детьми разного возраста. Эти примеры свидетельствуют о том, что размер арт-терапевтической группы определяется возрастом детей и степенью их эмоциональных и поведенческих нарушений. Однако данные ученые во всех случаях отдают предпочтение свободному формату работы, предоставляя детям значительную свободу действий.

    Примером более структурированного подхода к проведению групповых арт-терапевтических занятий с детьми могут служить публикации М. Либманн [4]. Этот автор описывает практику тематических групп, которые отличаются более выраженной трехчастной структурой занятий с переходом от одного вида деятельности к другому и характерной для каждого занятия ключевой темой.

    Обзор используемых  в работе с детьми моделей групповой арт-терапии приводится в статье Ф. Прокофьев. Она подчеркивает, что работа в детских группах может быть очень динамичной, и при недостаточном контроле со стороны ведущего это может приводить к внезапным деструктивным действиям детей. Специалисты, работающие с детьми, должны оперативно реагировать на проявления их импульсивного поведения, которое может появляться в определенные моменты работы. Автор отмечает, что успешное проведение групповой арт-терапии с детьми, в отличие от работы со взрослыми, при наличии у детей импульсивных проявлений требует более жесткого структурирования их деятельности. При этом терапевту важно “не утратить контакта с реальным ребенком”, а также, “стремясь создать в группе безопасную атмосферу, не подавить ее творческого начала и не прийти к гиперконтролю”. Структурирование работы группы может способствовать снятию тревоги, переживаемой как детьми, так и психотерапевтом, а также увеличению групповой сплоченности. Кроме того, выдвижение определенных тем и использование конкретных упражнений позволяет детям почувствовать себя в безопасности [43].

    Анализируя тенденцию интеграции арт-терапии в образование президент Американской арт-терапевтической ассоциации Ш. МакНифф отмечает, что по мере становления арт-терапии в США попытки соединения педагогики с терапией стали встречать все большее сопротивление, прежде всего, со стороны дипломированных арт-терапевтов, считающих, что это приведет к размыванию границ профессии [25].

    Значительное число американских публикаций отражают диагностические и развивающие аспекты применения методов арт-терапии в образовании. При этом нередко используются оригинальные графические методы, разработанные арт-терапевтами. Наиболее показательными в этом отношении являются работы Р. Сильвер, которая исследовала диагностические и развивающие возможности арт-терапевтических методов в образовательных учреждениях начиная с 1970-х годов. Ею созданы три графических теста, предназначенные для использования в рамках арт-терапевтического консультирования в школах: Рисуночный тест Сильвер, тест “Нарисуй историю” и Техника стимульного рисования[18].

    Отечественный опыт применения арт-терапии в школах отражен в работах М.Ю. Алексеевой, Л.А. Аметовой, А.В. Гришиной, Т.А. Добровольской, Л.Н. Комиссаровой, Е.Р. Кузьминой, Л.Д. Лебедевой, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведевой.

    М.Ю. Алексеевой подготовлено учебно-методическое пособие для учителей иностранного языка, в котором описывается оригинальная обучающая методика с элементами арт-терапии. Использование элементов арт-терапии в обучении детей иностранному языку автор обосновывает необходимостью развития у них самостоятельного творческого мышления и воспитания креативной личности. Она отмечает, что применение в современной педагогике стимулирующих познавательную активность инновационных форм и методов работы, таких как метод выполнения “творческих заданий”, зачастую сопряжено с рядом существенных трудностей, которые снижают их эффективность[2].

    М.Ю. Алексеева решила использовать элементы арт-терапии, рассматривая ее как “наиболее эффективный способ удовлетворения потребности личности в самовыражении, самопознании, саморазвитии”[2]. Это, по ее мнению, обусловливает необходимость ее применения в педагогической практике в качестве развивающего средства обучения.

    Среди обсуждаемых нами разработок отечественных авторов наибольшее сходство с арт-терапией, по нашему мнению, имеет предлагаемая А.В. Гришиной программа развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования [15].

    1. Несмотря на то, что она предполагает реализацию в образовательных учреждениях рекомендована автором к использованию педагогами изобразительного искусства, она насыщена характерными для арт-терапии элементами.

    Работы Л.Д. Лебедевой посвящены некоторым вопросам использования арт-терапии в образовании. Автор вводит в терминологический аппарат педагогики понятие “терапия”, переводя его не только как “лечение”, но и как “уход, забота”. На этом основании она считает допустимым применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не имеющими какой-либо специальной подготовки в области психологического консультирования, психотерапии и арт-терапии [23].

    На основе представленных литературных источников можно сделать следующие выводы:

    1. Арт-терапия представляет такую систему воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью в контексте психотерапевтических отношений (отношений клиента со специалистом в области психического здоровья).

    2. Целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации ее психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала.

    3. Применение педагогами арт-терапевтических методов, при отсутствии у них достаточной специальной подготовки в области психологического консультирования и арт-терапии следует признать неоправданным из-за отсутствия у них соответствующих знаний и навыков, необходимых для решения задач сохранения и восстановления психического здоровья учащихся.

    Таким образом, арт-терапия является на сегодняшний момент одним из основных средств развития творческих способностей. Рассмотрев арт-терапию как средство развития творческих способностей, перейдем к рассмотрению особенностей развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.


      1. Использование социальным педагогом арт-терапии как метода социализации детей с ограниченными возможностями

    Арт-терапия как средство реабилитации инвалидов начала использоваться еще с древних времен. Было замечено, что искусство помогает людям поверить в себя и в свои силы. Термин "арт-терапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях.

    Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности [46]. Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

    С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я" [1]. Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

    С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими [1].

    В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения. Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии.

    Современная практическая психология активно использует направление арт-терапии. Это своеобразная психологическая разгрузка, которая необходима и здоровому человеку. Арт-терапия - это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта.

    Она основывается на том, что художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой. Е.А. Медведева считает, что арт-терапия, как профессиональная деятельность сравнительно новая область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает целительным эффектом, известно еще с древности. На протяжении всей человеческой истории искусство отражало мир человеческих страстей от бесконечной радости до глубочайшей печали, от триумфа до трагических потерь и служило людям как чудодейственное средство психологического и духовного возрождения [1].

    Арт-терапия, как самостоятельная практическая деятельность, стала оформляться в 40-50-х годах прошлого века в Великобритании и США. Постепенно происходило становление арт-терапии и как научной дисциплины, развитие системы подготовки специалистов, приобретение статуса особой профессиональной деятельности [46].

    В России арт-терапия использовалась преимущественно как метод в рамках психиатрии и психотерапии. Однако в последнее десятилетие арт-терапия бурно развивается в самостоятельную дисциплину. Арт-терапия как научный метод возникла в условиях западной культуры.

    Существенные социально-экономические, культуральные, социально-психологические различия, сложившиеся между двумя политическими мирами, объясняют трудности становления профессиональной арт-терапевтической деятельности в России. Одним из наиболее эффективных средств реабилитации является арт-терапия, так как в самой природе искусства лежат психотерапевтические и развивающие возможности. По мнению И.Ю. Левченко "педагогическое" и "социокультурное" направление арт-терапии всегда было значимо и развивалось параллельно с направлением "медицинским".

    Основное отличие между ними заключается в том, что, если применительно к "медицинскому" направлению термин "арт-терапия" (therapia в переводе с латинского означает "лечение") является адекватным основному содержанию работы арт-терапевта, занятого в системе здравоохранения (лечение и предупреждение заболеваний с помощью изобразительного творчества пациентов), то в отношении "педагогического" и "социокультурного" направления он не вполне корректен [1].

    Специалисты, работающие в этой области, не склонны считать, что те формы изобразительной работы ребенка, которые они используют, имеют отношение к его "лечению". Они предпочитают пользоваться терминами "эмоциональное воспитание", "эмоциональное образование", "социокультурное развитие", как наиболее точно отражающими суть их работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти специалисты предпочитают называть себя "арт-педагогами", а индивидуальные или групповые занятия, которые они проводят с детьми - уроками или группами "художественного самовыражения", которые выполняют и психотерапевтическую функцию, помогая ребёнку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, социализации, коммуникации [1].

    В настоящее время формы арт-терапевтической работы с инвалидами разнообразны. В некоторых случаях эта работа имеет явно "клинический" характер (как, например, в случае умственной отсталости, аутизма, грубых эмоциональных и поведенческих нарушений у человека), в других случаях арт-терапевтическая работа имеет скорее реабилитационный характер, так как способствует социально-педагогической и социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. При всем многообразии форм арт-терапевтической работы и значительных различиях между отдельными группами, отмечены некоторые особенности, которые необходимо учитывать. Одна из них заключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия, в том числе изобразительная, для них более естественна.

    Возможности арт-терапии позволят решить такие важные задачи, как формирование саморегуляции и контроль за своим поведением, умение сдерживать аффективные проявления, а также профилактика агрессивных действий и повышенной конфликтности, социокультурное и познавательное развитие ребенка-инвалида. Можно сделать вывод, что арт-терапия является мощным средством работы социального педагога с инвалидами. Она позволяет улучшить общее состояние человека, повысить эмоциональный настрой, найти друзей и поверить в самого себя.
    Выводы по главе1:

    В первом разделе рассмотрено понятие "реабилитация". Определено, что под реабилитацией понимается комбинированное и координированное использование медицинских и социальных мер, обучения и профессиональной подготовки или переподготовки, имеющее целью обеспечить больному наиболее высокий возможный для него уровень функциональной активности. Проанализировано понятие "люди с ограниченными возможностями". Сделан вывод, что ученые занимающиеся проблемой инвалидности понимают ее как потерю трудоспособности вследствие увечья, болезни. Рассмотрены категории людей с ограниченными возможностями, и основания их классификации. Выявлено, что реабилитация инвалидов, является важнейшим компонентом деятельности социального педагога. Также рассмотрено понятие "арт-терапия" как средство реабилитации инвалидов. Определено, что арт-терапия является специализированной формой психотерапии, основанной на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Ее целью является гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.


      1   2   3   4


    написать администратору сайта