Курсач. Теоретические основы методики написания сочинения Значение сочинений и их виды Выбор темы сочинения
Скачать 38.08 Kb.
|
Введение Особую роль в преподавание литературы представляет обучение учащихся основам написания сочинения на свободную тему. Изучая литературу в школе, учащиеся обучаются навыкам анализирования романов, повестей, рассказов, стихотворений. На основе этого должно складывается понимание прочитанного и в дальнейшем учащиеся должны уметь давать не только устные ответы, но и писать сочинения. Устный ответ и сочинение являются школой не только постижения произведений художественной литературы, но и искусства вообще. Они становятся основой развития речи, учат характеризовать жизненные ситуации, выражать свое мнение о них. Три составные части изучения литературы в школе – чтение, устный ответ, сочинение - способствуют всестороннему развитию личности. Английский философ Ф. Бэкон заметил: “Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным”. Написание сочинений способствует развитию мыслей на избранную тему, воспитывает, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует, она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя. Эта работа приобщает учащихся к литературному творчеству, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Именно поэтому сочинение является важнейшей формой обучения и аттестации учащихся. Актуальность темы: Данная тема требует не только всестороннего рассмотрения, но и взвешенного объективного подхода, так как написание литературного сочинения на свободную тему является формой аттестации обучающихся 11 и 9 – х классов. Поэтому очень важно соблюдать методику в данной теме и обучится всевозможным приёмом написания. Также важно дать максимальное количество знаний учащимся на эту тему и объяснить различные методы, которыми обучающиеся могут воспользоваться. Обучение написанию сочинениям требует тщательного индивидуального подхода к ученику. Перед учителем стоит очень сложная задача: развить творческие способности каждого учащегося, вызвать интерес к сочинению, развить соответствующие навыки, привить культуру творческого труда, чутье языка, вкус к работе над словом. Поэтому важно учитывать читательские интересы школьников, прививать интерес к тому или иному литературному жанру. Также актуальностью данной работы является систематизация информации по данной теме. Целью работы является: изучение методики обучения написанию сочинения. Исходя из цели, мы выделили следующие задачи: 1. Проанализировать виды сочинений и их значения; 2. Охарактеризовать выбор темы сочинения; 3. Произвести сбор материала для написания сочинений; 4. Охарактеризовать роль литературного сочинения в обучении. Объект данного исследования - процесс подготовки учителей литературы для преподавания методики написания сочинения. Предмет исследования - методика написания сочинения. В ходе написания работы применялись методы: -объективизма, включающий в себя факты о методике написания сочинениц на литературную тему, которые не были искажены. Так же в ходе исследования применялся сравнительно-сопоставительный метод, на основе которого проводился анализ имеющейся литературы. Данный метод позволил выявить взаимосвязь, сравнить сходства и различия, выявить характерные черты и особенности методического подхода к написанию сочинений. Изучение методики написания сочинений на литературную тему потребовало обращения автора к методической литературе, что позволило точно охарактеризовать методы и приёмы написания сочинения. Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование поможет разобраться в самых главных особенностях написания сочинений по литературе. Глава 1 Теоретические основы методики написания сочинения Значение сочинений и их виды Как указывается в нормативных документах, одной из целей изучения литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования является совершенствование умений написания сочинений различных типов. В требованиях к уровню подготовки выпускников отмечено, что ученик в результате изучения литературы должен использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.[1, с. ] В методике преподавания русского языка и литературы в школе представлен богатый теоретический материал и практический опыт обучения написанию сочинений. Впервые с изучением основных элементов сочинения — темы, основной мысли, с изучением типов сочинения — описания, повествования, рассуждения — школьники встречаются в курсе русского языка на уроках развития речи. В старших классах учащиеся учатся определять проблему текста, составлять тезис и аргументы, делать выводы и оформлять эти структурные элементы в форме сочинения-рассуждения. [1, с. ] Сочинение же по литературе, в основе которого лежит анализ или интерпретация художественного произведения учеником, может включать в себя и описание, и повествование, и рассуждение. Таким образом, задача написания сочинения по литературе значительно осложнена по отношению к задачам написания сочинения по русскому языку. Один из типов сочинения может доминировать или входить в состав другого, создавая сложную иерархию пластов. Традиционно при обучении написанию сочинений по литературе учитель акцентирует внимание обучающихся на осмыслении темы сочинения, определении основной идеи, учит составлять план будущего сочинения, отбирать литературный материал, строить композицию сочинения и оформлять текст. В современной науке наметились и другие подходы к проектированию сочинений по литературе: культуроведческий, коммуникативнодеятельностный, риторический, структурнофункциональный. Особое внимание, на наш взгляд, в условиях реализации ФГОС ОО, следует обратить на структурнофункциональный подход, представленный в работах Л. А. Мосуновой [2, с.]. В отличие от традиционного подхода в написании сочинений, когда сочинение воспринимается как рассуждение на заданную тему, отражающее способность автора последовательно воспроизводить готовые знания о литературном произведении, при структурно-функциональном подходе сочинение понимается как структура — особо организованное целое, все элементы которого находятся в определенной взаимосвязи. Любая смысловая часть проектируемого текста находится в определенных отношениях с другими компонентами: тема — к задаче, заключенной в ней, задача — к главной мысли, тезис — к структуре, ключевые понятия — друг к другу. Создать свой оригинальный и взаимосвязанный текст сочинения учащийся сможет лишь в том случае, если сумеет выделить в нем основные элементы и понять их отношения, т. е. основные функции этих элементов. Так, ученик должен понять, что идея зависит от того, какую задачу определяет тема сочинения, задача же, необходимая для определения главной мысли, напрямую связана с тем, насколько глубоко проанализирована тема. Далее учащийся должен усвоить, что тезис — это идея сочинения, а структура — ее реализация. Сложность структуры сочинения находится в прямо пропорциональной зависимости от сложности передаваемой мысли: усложнение идеи неизбежно приводит к усложнению используемой для ее передачи структуры. Виды школьных текстовых упражнений: По традиции текст в старых методиках называется «связная речь» в отличие от фрагментов текста, не связанных с другими его частями. Текст же обладает единством темы и замысла, относительной завершённостью, определённой внутренней структурой, синтаксическими и логическими связями внутри его компонентов и между ними. В практике обучения написанию сочинения приняты следующие виды текстовых упражнений, группирующихся по трём направлениям, или методам: «по образцу», конструктивные и коммуникативно-творческие; упражнения подразделяются также на устные и письменные: а) устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца, пересказ сжатый (несколько степеней сжатия), выборочный, творческий, драматизация; заучивание текстов наизусть и их выразительное чтение; б) различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения (преимущественно устные); в) различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок, стихотворений и т.п.; г) сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному или самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета; д) письменные с тщательным редактированием изложения образцовых текстов, с лингвистическим анализом художественных, публицистических, научно-популярных текстов; е) сочинения устные и письменные разных видов в соответствии с классификацией; отработка особенностей каждого вида, т.е. реализация системы упражнений в связной речи; ж) отзывы о прочитанном, о спектаклях, статьи, письма дружеские и деловые, документы и т.п. [3, с. ] В этом перечне представлена речь мысленная, устная и письменная; преобладают монологи, но есть и диалоги; материал разнообразен: от живого опыта до творческого воображения и импровизации; широко представлен материал из книг, художественная литература; шкала стилевого разнообразия: и поэтический текст, и пейзаж, образный, близкий к художественному, и язык школьников, и учебно-научный стиль, и лаконичный стиль деловых бумаг, телеграмм. Представлены типы речи: повествование, описание, рассуждение, контаминированный текст, драматизированное изложение материала. Работы и классные, и домашние, и обучающие, и конкурсные, и социально значимые (например, статьи в газету, радиопередачи и пр.), с длительной, рассредоточенной подготовкой и моментальные, миниатюрные; литературно-творческие опыты. Чем больше разнообразие, тем больше оснований для разработки системы развития речи. Типология ученических работ и компоненты системы развития речи Типология ученических работ на уровне текста или (традиционно) сочинений основывается на следующих критериях: 1. Источники материала: непосредственные (жизненный опыт, наблюдения, исследования и пр.) и опосредованные (книги и вообще печатное слово, картины, театр, учебный процесс и т.п.). 2. Степень самостоятельности учащихся: выбор темы (выбирает тему учитель или ученик индивидуально; организация накопления материала – коллективная или индивидуальная; то же в отношении плана, языковой подготовки, составления текста, его редактирования – всё это делается в коллективном труде или индивидуально). 3. Организация подготовки и выполнения: классная работа или домашняя, подготовка, рассредоточенная на какую длительность по времени; будет ли записываться или учитель ограничится лишь устным исполнением и пр. 4. Тип речи (текста): описание, повествование, смешанный тип, с преобладанием одного из трёх. 5. Тематика: природа; наша Родина; семья, товарищи; литература и искусство; труд, профессии, производство; нравственность – добро, поступки подростков, взрослых; наука, знания, открытия; история; народы мира; деловой мир. 6. Стили: устно-разговорный или письменно-книжный, «деловой», научный, художественный, образный. 7. Жанр: рассказ, очерк, путевые заметки, пейзаж, статья, письмо, пьеса, отзыв, деловые бумаги и др. Планируя развитие речи учащихся на длительное время (как правило, на год, неплохо было бы и на 2-4 года), учитель использует всё разнообразие упражнений и создаёт систему своей работы, обладающую пятью признаками: • в плане на длительный срок проставляются все (по возможности) виды работ учащихся в соответствии с данной классификацией, разнообразная тематика, разные стили и жанры; • соблюдается постепенное нарастание трудности работ – и в целом, и по отдельным типам; • создаётся непрерывность речевых упражнений: 2-3 раза в месяц – крупные письменные изложения и сочинения с разбором и редактированием текста и так называемые сочинения малых форм (микросочинения), пересказы, развёрнутые ответы и пр. – почти ежеурочно; • в каждой новой работе предусматривается какая-то новая доза знаний и умений: умение строить вступление и заключение; делить текст на абзацы; устранять неоправданные повторы; усложнять синтаксические структуры; использовать художественные средства и т.п.; • система речевых упражнений связывается с внеклассной работой, газетой, библиотекой, экскурсиями, кружками, олимпиадами, конкурсами; в какой-то мере эта система становится межпредметной. На типологию и систему накладываются ещё следующие умения: • умения, связанные с темой; • умение подчинить своё сочинение определённой идее; • умение собирать и систематизировать материал; • умение располагать материал, составлять план сочинения, строить его композицию; • умение проводить языковую подготовку; • умение строить текст и передавать его устно и письменно; • умение редактировать, анализировать свой текст и подходить к нему оценочно. Последние два – самые ответственные, ибо в них реализуется вся подготовительная работа. Это – подведение итога подготовительных ступеней, синтез всех умений: • умения уместно начать и удачно завершить, придерживаться плана, не пропустить чего-либо важного, использовать подготовленное и в содержании, и в лексике; • «технические» умения: рассчитать время, чтобы успеть всё сделать, и в то же время не скомкать задуманное; • в устной речи владеть темпом, громкостью, интонационной выразительностью, на письме – соблюдать поля, симметрию заглавия, строку, требование каллиграфии. И очень важно по ходу письма находить и проверять орфограммы. Редактирование своего текста – дело сравнительно сложное, так как уже написанное сочинение учащиеся не перечитывают второй раз, потому что далеко не все учителя овладели методикой редактирования. Она складывается из: дополнений и поправок в содержании, в порядке выражения мыслей; вычёркивания лишнего и повторов; замены неудачно употреблённых, неточных слов, сочетаний, средств изобразительности языка; исправления неудачно построенных фраз, предложений; устранения различного рода речевых ошибок. В устной речи редактирование невозможно, поэтому здесь особенно важны импровизации, нужны тренировка, речевой опыт. В последние годы в образовательных учреждениях применяется методика само- и взаимоанализа и оценки (рецензирования) устных выступлений и письменных сочинений, изложений учащихся под руководством учителя; используются критерии: • по содержанию: тема, интересен ли материал, важнейшие факты, полнота раскрытия темы, поступки действующих лиц и пр.; • по композиции: план, последовательность изложения, сюжет, развитие действия, доказательность и пр.; • по языку (выражение мысли): размеры текста, деление на абзацы, правильно ли построены предложения, связаны ли они между собой, и если связаны, то какими способами; удачно ли подобраны слова, есть ли изобразительные средства, ошибки правописания; • по устному исполнению: как держался, осанка, свободна ли речь, голос, выразительность, интонации, много ли было поправок, пауз и пр.; • при письменном выполнении – состояние тетради. [3, с. ] И так виды сочинений по литературе на свободную тему имеют очень много видов и типологий. Главное, из большого массива этой информации выбрать тот вид сочинения, который будет выигрышным. Классификация сочинений помогает глубже понять учебные задачи каждого очередного сочинения, выбрать методические средства 1.2. Выбор темы сочинения Задача научить детей читать и понимать прочитанное, устно и письменно выражать и аргументировать своё мнение стоит перед учителем-словесником на протяжении всех лет обучения. Эти умения проверяются и на экзаменах. Стандарты второго поколения представляют собой систему требований к образовательным результатам – личностным, метапредметным, предметным, направлены на развитие личности выпускника. Сочинение как вид учебной письменной работы сегодня приобретает новое значение и начинает осмысляться как метапредметный результат образования. Сочинение позволяет отследить, проанализировать и оценить уровень развития личностных, метапредметных и предметных компетенций, функциональную грамотность обучающихся. Недаром сочинение снова рассматривается как продуктивная и целесеобразная форма итоговой аттестации выпускников. [5, с.] Сочинение как вид творческой работы занимает в педагогической практике особое место. «Сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни» - справедливо указывала М.А. Рыбникова (4; с.299) Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников. Выбор темы и вида сочинения – первая подготовительная ступень. Это функция учителя, но последний всё делает, чтобы дети выбрали эту тему сами. Учитель может предложить список тем – учащиеся выберут либо общую тему для класса, либо индивидуально каждый для себя. Общая тема для класса позволяет проводить коллективную подготовительную работу: сбор материала, его обсуждение, составление плана, подбор языковых средств; индивидуальные темы в значительной степени отменяют её. Однако с точки зрения развития и воспитания индивидуальные темы предпочтительнее. Вместе с выбором темы решается вопрос о типе речи, стиле и жанре. Уже при обдумывании темы следует очертить её границы, не писать (не рассказывать) о том, что выходит за её рамки. В зависимости от типа и задач сочинения детали подготовительной работы меняются, но есть общие ступени подготовки: первая – ситуация, вторая – мотивация, они порождают интерес и желание рассказать или написать. Мотивацию создают походы, прогулки, экскурсии (в музей, на выставку, в парк), участие в труде, поездки, встречи с интересными людьми, посещение театра и пр. необходимо создать у учащихся определённое настроение. План – необходимая ступень любого действия, любого высказывания. Обдумывая свою речь, особенно – монолог, говорящий всегда намечает основные вехи. Лучший план – письменный, затем – устный, затем – мысленный. В процессе составления текста сочинения план может корректироваться, это поощряется. При длительной, рассредоточенной подготовке к сочинению план составляется заблаговременно, он может перестраиваться, совершенствоваться. С пунктами плана связывается деление текста на абзацы. К сожалению, в практике сохраняется традиция давать ученикам готовые планы сочинений. Этого делать не следует: к плану, к построению сочинения, к его композиции обучающийся должен прийти самостоятельно, даже с риском снижения качества. Не научившись составлять план и пользоваться им, учащийся не разовьёт самостоятельности мышления, не будет готов к реальным ситуациям жизни. Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как работать над темой того или иного вида. Итак, различают следующие виды тем: 1) проблемные, 2) сопоставительные, 3) обзорные, 4) темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя, 5) анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений), 6) анализ эпизода, 7) сочинение по цитате, 8) смешанные, 9) свободные. Проблемные темы — те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин «проблема». Например: «Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя «Мертвые души»; «Трагизм сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина»; «Устроит ли героев Достоевского счастье героев Толстого?» Если формулировка такой темы начинается со слова «проблема», то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем. Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения. Сопоставительные темы — то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом «и». Например: Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева «Отцы и дети». В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке. Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения. Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например: «Образ Петербурга в русской лирике серебряного века»; «Изображение войны в книге Л.Толстого «Война и мир»; «Темное царство» в драме А.Островского «Гроза»; «Москва и москвичи в изображении М.Булгакова». Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект «сверху», разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять. Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки «обращения» с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Главное, учащийся должен уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача — показать своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема. Примеры подобных тем: "Мастерство Л.Толстого в изображении истории"; "Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в «Записках охотника»"; "Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова". Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, «спрятанный» в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа. Безусловно, б́ольшая часть тем сочетает в себе элементы различных видов — и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставительность и поэтому предполагает разносторонний подход. Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход — обзорный, проблемный, аналитический или другой — вы изберете как ведущий. Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не «привязанную» к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что экзамен вы будете сдавать не по философии и не по «житейскому опыту», а по литературе, поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют ваше личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал для анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно. Выбор темы - очень важный и ответственный этап в работе экзаменующегося над сочинением, так как от него во многом зависит качество исполнения сочинения и окончательный результат. При выборе темы экзаменационного сочинения следует учитывать ряд обстоятельств и руководствоваться определенными критериями. Во-первых, экзаменующийся должен понимать тему, уметь объяснить каждое понятие, вынесенное в ее название. Во-вторых, экзаменующийся должен знать и понимать материал, привлекаемый им для раскрытия темы, т. е. знать текст самого произведения (или произведений), привлекаемого (привлекаемых) для анализа. В-третьих, он должен уметь использовать сведения по теории и истории литературы, апеллировать к историческим и философским взглядам, необходимым для более глубокого раскрытия темы. Наконец, в-четвертых, он должен испытывать определенный интерес к избранной теме, что позволит ему написать более эмоциональное сочинение, обнаружить творческий потенциал своей личности. Немаловажную роль играет в данном случае и опыт в написании сочинений на подобную тему. Принимая во внимание совокупность перечисленных выше обстоятельств, экзаменующийся, в конечном счете, не должен отдавать предпочтение только одному из факторов (например, знанию текста или интересу к теме), но учитывать совокупность своих возможностей и выбрать тему так, чтобы она помогла обнаружить лучшие стороны его способностей и подготовки. Разработка темы - следующий этап работы над сочинением. Обдумывание формулировки темы даст учащемуся четкое представление о том направлении, в котором следует работать над сочинением. Тщательное осмысление темы поможет избежать одной из наиболее распространенных ошибок экзаменующегося - неполного раскрытия темы или отклонения от нее, так как обдумать тему - значит взвесить, проанализировать каждое слово в формулировке, вычленить из нее ключевое слово (слова), которое указывает на самое главное понятие, подсказывает основную мысль (идею) сочинения. Например, в формулировке темы "Смысл названия комедии А. Грибоедова "Горе от ума"" ключевым является слово название, оно определяет основное направление в раскрытии данной темы, указывает на идею, которая определит структуру всего сочинения. И так выбор темы сочинения – это очень важный и ответственный момент, который определяет не только дальнейшую идею сочинения и его облик, но и показывает эрудированность автора в данной теме. Поэтому тема сочинения на литературную тему должна соответствовать не логическому замыслу, но нравится самому учащемуся. Глава 2 Сбор материала и его систематизация 2.1. Сбор материала для написания сочинения Накопление материала – это вторая по важности подготовительная ступень к написанию сочинения. Следует различать два канала и способа накопления: общее развитие, которое включает знания ученика и его жизненный опыт. Эрудиция, включающая в себя навыки школьников логически размышлять и использовать знания из разных областей наук и источников. Широкий круг компетенции и целенаправленный сбор или отбор материала, его добывание и накопление, подчинённые конкретной цели, выбранной теме предстоящего выступления, сообщения, сочинения. Первый вариант постоянен и непрерывен; второй организуется в чётко ограниченные сроки, иногда задолго до намеченного сочинения, ещё до выбора темы. Материал для предстоящих сочинений не только накапливается в памяти учеников, но и записывается в виде заметок, зарисовывается, составляются словарики, подбираются опорные слова (ключевые слова). Продолжительность сбора материала в совокупности намного превышает время выступления или написания текста. Сбор материала завершается его систематизацией, выделением главного, что обязательно должно быть использовано, отсечением лишнего, второстепенного. Параллельно со сбором материала, с его расположением идёт языковая подготовка: она включает, во-первых, отбор и подготовку словаря, выверку правописания слов, во-вторых, составление словосочетаний, предложений и фрагментов текста, наконец, мысленное или письменное черновое составление набросков или всего текста. Естественно, что процесс подготовки к сочинению, как и само выступление, может иметь множество вариантов, отклонений от шаблона, ибо все ступени работы над сочинением носят в большей или меньшей степени творческий характер, в ней проявляется индивидуальность каждого ученика, его интересы, способности, его одарённость. Нужно ценить непосредственность языка школьников, очень осторожно и тактично исправлять недостатки. Необходимо воспитывать у учащихся любовь к прекрасному, к живому слову. Те из них, кто приучен лишь списывать чужое, не могут потом преодолеть психологический барьер на пути к самостоятельности. 2.2. Роль сочинения в обучении и воспитании учащихся Обычно считают, что воспитательный эффект сочинения зависит от выбора темы. Это неоспоримо. Однако не менее важно для воспитания школьников и то, насколько самостоятельно они работают над сочинением, насколько они увлечены, заинтересованы, какова идея их рассказов. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, приучает к последовательности, стройности мышления, само утверждает школьников, развивает интерес к языку и к литературному творчеству. Дети рассказывают и пишут о самом интересном и близком, их сочинения развивают чувство коллективизма, повышают общественную активность. Более всего способствует решению воспитательных задач идейная направленность раскрытия выбранной темы. Особенно удачны в этом смысле темы о труде и героях труда, о школе, о родном селе или городе, о героях революции и войны. Сочинения на эти темы всегда бывают проникнуты патриотизмом, глубоким уважением к людям труда, к героям. В них отражается социальная позиция школьников — а это ли не воспитание? Сочинение учит понимать жизнь общества. Сочинение воспитывает любовь к природе, к людям, к их благородным стремлениям и поступкам, к труду и тому, что трудом создано, стремление к героизму, раскрывает красоту человеческих поступков и стремление подражать лучшим людям. Оно помогает детям осознать нравственные требования современности. Можно указать некоторые пути повышения воспитательной эффективности сочинений. Во-первых, залогом повышения воспитательной эффективности школьных устных и письменных сочинений является их самостоятельность. Чем выше степень самостоятельности учащихся в сочинении, тем в большей степени оно становится проявлением личности школьника, выражением его стремлений, интересов, чувств. Самостоятельное сочинение развивает активность школьника. Во-вторых, — связь сочинений с жизнью. Огромной воспитательной силой обладают такие виды сочинений, как записи по наблюдениям, ведение дневников, сочинения-«отчеты» о проделанной работе, письма, статьи в газеты, отзывы о прочитанных книгах и т. п. Такие сочинения как бы включают их авторов-школьников в многообразие общественных интересов классного и школьного коллектива. В-третьих, — подбор тем сочинений, соответствующих воспитательным задачам учителя, школы. Это темы о труде, о благородных поступках советских людей, о нравственных проблемах, о Родине и т. п. Хотя в методических пособиях по развитию речи обычно даются списки рекомендуемых тем, однако учитель выбирает их по своему усмотрению, с учетом особенностей своего класса и условий окружения школы. В-четвертых, — повышение эмоционального уровня работы над сочинением. Образные, эмоциональные описания природы, заинтересованное, сочувственное изображение подвига или просто благородного поступка — прекрасное воспитательное средство. Сегодня в школах особое внимание уделяется развитию мышления детей. Успех всего обучения зависит от того, как они владеют речью: хорошее знание языка - ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса. Особое место в работе учителя по развитию речи занимает обучение сочинению. Эта тема привлекла моё внимание т.к. научить детей писать сочинения правильно и красиво – не всегда удаётся, это большой кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка на всех уроках дает положительные результаты. Усваивая родной язык, школьник учится понимать природу и отношения между людьми, узнает о радостях и горестях старших поколений, об их стремлении к борьбе, приобщается к художественному творчеству народа и его лучших писателей. Нет лучшего воспитателя, чем родной язык, и уважение и любовь к нему воспитывает школа. Сочинения и рассказы являются как раз тем средством, которое оживляет уроки русского языка, увлекает учащихся, на деле показывает им богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради подлинного общения, ради выражения своих мыслей и чувств, ради художественного творчества. Воспитательный эффект сочинений зависит от выбора темы, от степени самостоятельности пишущего, от того, насколько его сочинение пишется сердцем, а не только пером. Я считаю, что сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает к строгому и последовательному мышлению, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству. Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Заключение Библиография |