Главная страница

Кулагин-Д.А.. Теоретический анализ литературы 5 История развития русского танца 5


Скачать 0.49 Mb.
НазваниеТеоретический анализ литературы 5 История развития русского танца 5
Дата16.10.2018
Размер0.49 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКулагин-Д.А..docx
ТипРеферат
#53656
страница4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ХОРЕОГРАФА И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

2.1. Возрастные и гендерные особенности детей младшего школьного возраста


В основе занятий хореографией и непосредственно русским танцем, лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. А также достижение физического совершенства должно стать важной частью воспитания на уроках хореографии. (22,с.72).

К средствам народной хореографии относятся – национальные элементы, вращения, трюковые элементы. Экзерсис у станка предназначен для подготовки опорно-двигательного аппарата для исполнения сложных элементов на середине зала. Упражнения для первого урока должны быть простыми, но включать в себя определённую трудность для исполнителя. Доступная выполнимость упражнения – залог успеха первых уроков. Если же учащиеся быстро и правильно выполняют учебное задание, то в следующих уроках можно предложить более сложное по технике исполнения (изменение темпа, амплитуды движений), благодаря этому педагог может держать учащихся в состоянии мобилизационной активности. Если такое состояние будет сохраняться в течение каждого урока, то у учащихся формируется психологическая ориентация на продуктивную работу (23,с.64).

Целостное и всестороннее развитие личности – одна из задач воспитания будущего поколения. Любое воспитание ребенка (физическое, духовное, умственное и т.д.) должно строиться с учетом возрастных, индивидуальных и половых особенностей.

Занятия хореографией являются ярким примером воспитания ребенка как физически, так и духовно. Детский танец помогает развивать фантазию ребенка, его способность к импровизации. Музыкально-ритмическое воспитание является важной частью процесса формирования гармоничной личности, делает детей открытыми, общительными.

Неотъемлемую роль в развитии ребенка в данной области играет педагог-хореограф. Овладение детьми основами хореографического искусства – тонкое дело. Продуманный, целенаправленный психологопедагогический подход позволит гармонично и продуктивно развивать личность ребенка, раскрыть его творческий потенциал, реализовывать его способности и талант. И именно педагог-хореограф должен помочь ребенку раскрыться, проявить свои творческие способности, овладеть умениями и навыками, необходимыми для развития ребенка.

Хореографический коллектив в общеобразовательной школе оказывает существенное воздействие на учащихся: он способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Среди множества форм художественного воспитания хореографическое искусство является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «Я», прививает основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе. Главная задача хореографического воспитания школьников не наработка технических возможностей, а воспитание тех лучших человеческих качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку вписаться в социальную жизнь, гармонично строить свои личные отношения.

Психические и анатомо-физиологические особенности мальчиков и девочек имеют значительные различия в строении их мозга, в способах обработки информации. Женский мозг развивается быстрее мужского: развитие мозга у младенцев в основном ярко выражено в правом полушарии, а затем постепенно переходит в левое – у девочек этот переход происходит раньше, поэтому они чаще используют левое полушарие.

Мужские клетки и кровообращение головного мозга функционально смещены в правое полушарие, поэтому мальчики проявляют тенденции лучшего развития определенных областей правого полушария. Исходя из этого, одним из существенных недостатков организации учебновоспитательного процесса в современной школе является преобладание в практике обучения традиционных форм и методов преподавания без учета гендерных особенностей школьников.

Для того, чтобы процесс обучения хореографией был эффективен и решал поставленные задачи, педагогу-хореографу необходимо строить занятия с учетом возрастных особенностей детей.

По мнению Л.С. Выготского, возрастные особенности представляют собой качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека (7).

Не имеется определенного момента, в котором происходят изменения, так как процесс развития ребенка непрерывен и зависит от разных факторов (физиологический, социальный и т.д.). Морфологическое и функциональное развитие осуществляется неравномерно: периоды ускоренного роста (сенситивные) чередуются с замедлением, стабилизацией. В каждом возрастном периоде имеется своя «ведущая деятельность», в которой реализуются отношения ребенка с людьми и той деятельностью в коллективе, в которой осуществляются основные изменения его психики. Переход от элементарных к более сложным видам деятельности в ходе возрастного развития увеличивает возможность усвоения качественно нового, более сложного опыта. Поэтому очень важно педагогу, занимающегося с детьми хореографией, быть компетентным в вопросах возрастной психологии детей того или иного возраста.

Рассмотрим основные возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Для ребенка-дошкольника (5-6 лет) характерны: жизнерадостность, подвижность, доверчивость. Одним из подавляющих является процесс возбуждения, движения и реакции детей хаотичны, иррациональны. Процессы познания и приобретения знаний опираются на систему не полностью осознаваемых ощущений и носят чувственный характер. Внимание детей этого возраста отличается неустойчивостью: они легко отвлекаются, им трудно сосредотачиваться на одном и том же задании. Мышление преобладает конкретно-образное. Дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность.

Основная деятельность дошкольника – игра. Поэтому занятия по хореографии строятся в игровой форме, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, направленных на развитие первоначальных ритмических навыков, музыкального восприятия образа, навыков координации движений, формирование правильной осанки. Через игру происходит творческое самовыражение детей, развивается воображение и фантазия. Наиболее действенной в работе с детьми данного возраста является цепочка «потребность - переживание – действие», которая наиболее четко реализуется в танцевально-музыкальных играх.

На занятиях по хореографии в общеобразовательной школе предоставляется прекрасная возможность осуществлять работу по половому воспитанию, обучая основам танца, поскольку парный танец способствует усвоению половых ролей. В школе у мальчиков формируется специфический тип мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками, мы может корректировать и расправлять поведение средствами хореографии.

Обучаясь и воспитываясь в хореографическом коллективе, ученик особенно может прочувствовать свое либо женское, либо мужское начало. С первых занятий педагог дает понять, что такое правильная осанка и как она должна выглядеть у мужчин и женщин, формирует образ женской красоты грации, манере, и мужской статности. Занятия танцем приучают к выносливости, что важно для мальчиков; изящности и выразительности, необходимых для девочек.

Начальный процесс обучения танцу строится на активном взаимодействии педагога и детей. На протяжении всего занятия педагог играет и выполняет движения вместе с детьми, создавая тем самым позитивную, непринужденную атмосферу. После наглядного, точного показа очередного задания, которое непременно должно вызывать у детей яркие эмоциональные чувства, педагог обращает свое внимание на то, как выполняют задание дети, как проявляется их активность, мобилизуется внимание, и особенно, как дети превозмогают трудности, осваивая материал. Активность ребенка должна быть направлена на то, чтобы с каждым повтором задание выполнялось лучше, исправляя возможные ошибки, на которые указывает педагог. Помня о том, что дети этого возраста не защищены и ранимы, педагогу нужно избегать окриков и одергиваний, даже если у них что-то не получается. Главным здесь становится опора и закрепление положительного опыта. Ребенок очень отзывчив на похвалу, высшая награда для него – демонстрация выполнения упражнения перед другими детьми. Педагог должен помнить, что он несет ответственность за формирование самооценки ребенка.

При изучении различных танцевальных поз, шагов, движений педагогу нужно широко использовать метод аналогии с животным и растительным миром, который активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление. Педагог выстраивает танцевальный мини-комплекс, основанный на имитации движений и повадок зверей и птиц. Большое значение на уроках с дошкольниками имеет музыкальное сопровождение. Музыка должна носить четкий ритмический характер и отвечать эмоциональной окраске конкретного движения. Для развития ритмичности хороший эффект имею упражнения с ярко выделенными ритмическими акцентами, так называемые хлопы, шлёпы, топы. Они помогают концентрировать внимание, объединить детей, снять излишнее эмоциональное возбуждение.

Особое место на занятиях с дошкольниками занимает партерная гимнастика – упражнения на полу. Она поднимает мышечный тонус, дает представление об основах грамотного движения, развивает мышечный аппарат. Первоначально детям с трудом даются упражнения на полу, т.к. мышцы их в этом возрасте развиты слабо, а позвоночник подвержен изменениям и деформации. Поэтому педагогу важно не перегрузить и не переутомить детей излишней мышечной работой. Упражнения усваиваются лучше, если преподносятся педагогом в игровой форме. Дети с удовольствием выполняют «лодочку», «рыбку», «корзинку», «кошечку», «книжечку» и др. Дополнять и усложнять упражнения на полу следует постепенно и дозировано.

Танцы дошкольников служат источником эмоциональной энергии, развивают изящество, грацию, чувство красоты. Они не должны быть сложными, чтобы дети могли их быстро усвоить и протанцевать в свое удовольствие. В этом возрасте не нужно уделять слишком большого внимания оттачиванию движений. Главное – чтобы был схвачен общий рисунок танца. Если танец будет исполняться детьми на сцене, педагогу нужно настроить и подготовить детей к выступлению заранее, обязательно пройти танец на той сцене, на которой они будут его исполнять. Немаловажно подготовить и родителей, чтобы они не ожидали от первоначальных выступлений детей слишком многого и смогли оказать своим детям должную поддержку.

Уже в этом возрасте педагогу нужно воспитывать у детей самостоятельность. Следует начинать с очень простых и одинаковых для всех заданий. Например, самим придумать игру, движение для передачи какого-то конкретного образа; давать домашние задания различного содержания. Самостоятельную деятельность можно начинать тогда, когда накоплены определенные умения и навыки. На открытых занятиях для родителей важно, чтобы ребенок сам без особой помощи педагога сумел показать усвоенный им материал. Самостоятельный ребенок утверждает себя как личность, ему легче дается переход к дальнейшему обучению.

Возраст от 7 до 10-11 лет наиболее благоприятный для дальнейшего развития как физических, так и умственных сил. Идет довольно пропорциональное увеличение роста и веса, мышцы становятся более крепкими, происходит активное развитие функций головного мозга, что способствует его интенсивной работе. Изменяется соотношение между процессами возбуждения и торможения. Процесс торможения становится сильнее, хотя возбудимость еще достаточно велика (12,с.44).

Вхождение ребенка в новые условия школьной жизни ведет к изменению его социального статуса, формируется умение управлять своим поведением. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинениям новым правилам. Мышление младшего школьника – наглядно-действенное, развивается словесно-логическое, закладываются базовые мыслительные способности.

Занятия хореографией позволяют сочетать развитие понятийного мышления с совершенствованием образного. Цели и задачи работы педагогахореографа заключаются в дальнейшем развитии координации и танцевальной выразительности, совершенствовании и усложнении танцевальной техники, формировании чувства мышечного самоконтроля. Дети этого возраста уже способны осваивать разные танцевальные направления. На уроках хореографии в этом возрасте для педагога становится важным воспитание волевых качеств личности, трудолюбия, развития внимательности и памяти.

Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки, которая строится на оценке значимых для него взрослых и сверстников. Интеллектуальные чувства ребенка вызываются в большей степени конкретным образом педагога, чем абстрактными мыслями и рассуждениями. Педагог для него – авторитет, некий идеальный образ, к которому ребенок активно стремится. Поэтому личность педагога имеет большое значение в развитии представлений ребенка о самом себе, в формировании положительного к себе отношения. Младшие школьники болезненно воспринимают критику, им свойственны душевные переживания, если что-то не получается. И как следствие этого у них наблюдается повышенная тревожность. Подобное состояние может проявляться в двигательном беспокойстве, эмоциональном возбуждении (нервозность, слезы), в мышечной зажатости, скованности движений. Все это негативно сказывается не только на процессе обучения хореографии, а и на естественном развитии ребенка. Педагогу-хореографу важно создать на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, комфортную, прежде всего для психического состояния ребенка. Важно, чтобы ребенок научился правильно и спокойно воспринимать замечания и исправления педагога, без которых не обойтись в процессе обучения. Делать замечания нужно аккуратно, избегать негативных сравнений, обязательно закреплять положительный опыт.

Формы деятельности педагога постепенно переходят от игровых к учебным. Метод развития и совершенствования двигательных реакций нужно сочетать с методом систематизированного художественного обучения. В возрасте 7-10 лет происходит интенсивное развитие способностей к пространственной ориентировке, дифференцированного мышечного ощущения, что позволяет разучивать технически более сложные движения. Для процесса восприятия необходимо периодическое и неоднократное повторение элементов и упражнений для наиболее полного и точного их запоминания.

В возрасте 7-8 лет дети начинают осваивать классический экзерсис, что требует от них особой внимательности, мобилизации всех сил организма. Школа классического танца – система умственного и физического воспитания, направленная на совершенное владение танцевальной техникой. Это основа, на которой развиваются другие танцевальные направления. Она трудна для освоения особенно детям, физические данные которых имеют средний уровень. Но без основных знаний и умений классической школы не обойтись. Болевые ощущения мышц, физическая нагрузка и напряжение, неудобные и непривычные положения ног – это то, с чем приходится сталкиваться детям на уроках. Поэтому очень важным моментом для педагога становится воспитание волевых качеств, трудолюбия и упорства. Воля ребенка также нуждается в положительных эмоциях. Даже маленький сиюминутный успех должен быть поощрен. Успешно выполненное задание, преодоление технических трудностей, чувство усталости после урока, связанное с ощущением приобретенной силы, похвала педагога – все это положительные эмоции. Самостоятельность ребенка простирается на самоустранение допускаемых ошибок и закрепляет успех (22,с.78).

Овладение хореографическими умениями и навыками в этом возрасте требует от детей сознательной работы. Без осознания невозможно достичь законченного гармоничного движения тела. Развивая у детей сознательное отношение, полезно предоставлять им возможность иногда меняться с педагогом местами. Педагогу необходимо всячески поддерживать интерес к деятельности через стимулирующую мотивацию через превращение цели определенной деятельности в актуальную потребность ребенка. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл зоной потенциального развития (7). Педагогу важно найти верное соотношение простоты и сложности, выполняемой детьми деятельности, чтобы способности ребенка развивались в максимально полной мере.

Можно сделать вывод, педагог становится ответственен за то, каким станет ребенок, переступая порог хореографического класса. На уроках хореографии педагог решает целый ряд образовательных и развивающих задач, одна из которых заключается в умении сделать процесс обучения танцу интересным и увлекательным. Успешность этого процесса зависит от соотношения форм и методов обучения с теми потребностями, которые выдвигает возраст ребенка.

Учитывая специфику, пубертатного кризиса педагог должен найти подход к ребенку, дать возможность ему раскрыться почувствовать уверенность в себе. Процесс хореографического воспитания хорошо влияет на преодоление трудностей в отношениях между мальчиками и девочками. Совместное выполнение танцев, в частности парных, участие в массовых играх и забавах учит доброжелательного и внимательного отношению друг к другу, формирует черты гуманности, человечности.

Природа хореографического коллектива, основанная на коллективных действиях, включающая органический синтез пластических, музыкальных, изобразительных и других средств художественной выразительности, создает реальные предпосылки развития различных качеств детей — как художественно-эстетических, так и нравственных. Но при этом следует учитывать гендерные особенности в воспитании и обучении ребенка на всех уроках хореографии.

Целенаправленная педагогическая деятельность педагогов по формированию определенных черт и качеств ребенка должна быть всегда ориентирована на определенную возрастную группу, в соответствии с возможностями и особенностями которой могут выдвигаться конкретные воспитательные задачи и выбираться определенные средства и методы воспитательного воздействия. Это поможет дать гармоничное развитие ребенка (согласие интеллекта и чувств, умственных и физических качеств, раскрепощенности и осознанной дисциплины и т.д.).


1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта