Главная страница

Кулагин-Д.А.. Теоретический анализ литературы 5 История развития русского танца 5


Скачать 0.49 Mb.
НазваниеТеоретический анализ литературы 5 История развития русского танца 5
Дата16.10.2018
Размер0.49 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКулагин-Д.А..docx
ТипРеферат
#53656
страница3 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

1.2. Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей


В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных» (25, с.112).

Хореографическое искусство всегда играло немаловажную роль в жизни общества: в древнем мире танец носил ритуальный или религиозный характер, например, его исполняли для удачной охоты или посвящали какому-нибудь богу. В Средние века танец стал главным развлекательным элементом повседневной жизни народа. Исторически так сложилось, что танцу начинали обучать ещё в детстве, приглашая специального педагога. Посредством обучения танцу решался сразу комплекс задач. С одной стороны, это физическое воспитание: вырабатывается плавность и координация движений, осанка и грация. С другой стороны – эстетическое: прививается вкус, культура поведения и правила этикета, развивается самодисциплина, музыкальность и чувство ритма. И, что немаловажно, танец – это средство общения и социализации ребенка в обществе. В наши дни, хореографическое искусство приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах и отделениях дополнительного образования. Хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. Именно поэтому очевидна актуальность освещения данной темы.

"Танец – единственное искусство, материалом для которого служим мы сами" Тед Шон (основоположник направления «модерн», педагог и хореограф). Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование - процесс длительный, требующий многих качеств от детей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение – те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать. Открытые отношения между детьми, педагогом и учениками, наличие здорового мнения в коллективе и активного творческого процесса побуждает детей соотносить интересы личные с групповыми, коллективными. У каждого есть определенная обязанность и ребенок знает, что ее никто кроме него не выполнит. Это приносит детям большое удовлетворение (21,с.38).

Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Приятно видеть, что дети из хореографического класса никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек – в руках у мальчиков. Внимание и забота о других – необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи.

Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников (24, с.110).

Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры: просмотр балетных спектаклей, прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографии. Увлечение и вдохновение - источник интеллектуального роста личности. Интеллектуальное чувство, которое испытывает ребенок в процессе овладения знаниями - это та ниточка, на которой держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым. Дети начинают приобретать книги, собирать вырезки и фотографии из газет и журналов с артистами балета, ансамблями, прослушивать аудиозаписи с музыкой различных направлений и т.д. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве.

Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебнотворческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе – это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания – это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.

Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников.

Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер.

Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает (23,с.34).

Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры (36,с.28).

Следует отметить, что среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место.

Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. (19,с.11).

Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «Я», прививает основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе.


1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта