Главная страница
Навигация по странице:

  • Законодательные и актовые источники

  • Теоретическое введение в источниковедение


    Скачать 365 Kb.
    НазваниеТеоретическое введение в источниковедение
    Дата29.01.2023
    Размер365 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаec7b934.doc
    ТипДокументы
    #910591
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Повествовательные

    1. «Повесть временных лет».

    2. Русское летописание 12-13 вв.

    3. Литературно публицистические произведения 11-17 вв. как исторический источник.

    Начальный этап древнерусской истории имеет очень скупой свод источников. Надпись гарауща – древнейший источник (первая половина 10 века). После принятия христианства происходит распространение письменности, культуры, с 11 в. кол-во письменных источников увеличивается. Появляются литературные источники, сначала переводные, а затем и оригинальные. Складывается светская литература. Но междоусобицы, набеги различные оставили довольно мало источников: «Мы имеем лишь остатки древней истории». На Руси, по подсчётам некоторых историков, в 11-13 вв. имело хождение около 30 тысяч книг, до нас лишь дошло лишь 300 книг (1%).

    Из древнерусской литературы для нас большое значение представляют летописи – исторические повествования, расположенные по годам. Эти записи дискретны, отрывочны. Появляется термин летописец – это человек, ведущий летопись, а с др. стороны это небольшой свод. Все летописи писались от руки. Летописец мог выступать и как переписчик, мог выступать и как компилятор – обобщал несколько трудов, мог выступать как автор, а также в качестве редактора. Таким образом, его роль многогранна. До нас дошло 1,5 тысячи списков летописных сводов. Древнейший список – летописец патриарха Никифора, дошёл до нас в «Новгородской кормчей книге». «Полное собрание русских летописей» (ПСРЛ). Издаваться начался ещё с середины 19 века.

    Наиболее ранним летописным сводом, дошедшим до нас, стала «Повесть временных лет» («Повесть прошедших лет»).

    Списки – это тексты, с небольшими грамматическими разночтениями.

    Извод – это тексты, отличающиеся др. от др. нецеленаправленной обработкой.

    Редакция – это целенаправленно переработанные тексты.

    "Повесть временных лет" охватывает события от сотворения мира и до 20-х гг. 12 в. Ею начинались многие летописные своды. Автором её считают монаха Киево-Печерского монастыря - Нестора. До нас сохранились две редакции «Повести» - Лаврентьевская и Ипатьевская.

    Лаврентьевская редакция – представлена несколькими списками. Собственно лаврентьевским, кенигсбергским. Своим название обязана монах Лаврентию, переписавшем «Повесть» в 1377 году по заказу суздальского князя Дмитрия Константиновича. Автором редакции называют игумена Выду.. монастыря Сильвестра в 1116 году.

    Ипатьевская редакция дошла до нас в пергаментом списке первой половины 15 века. Название по Ипатьевскому монастырю. Автор редакции не известен. Считают, что этот автор создал её в 1118 году.

    В основе этих двух редакций лежит оригинал-картограф, написанный непосредственно самим Нестором. Картограф написал в 1113 г. сам Нестор. Изучением «Повести» учёные занимаются более 200 лет. В середине 18 в. – Татищев, Шахматов, Шлёцер, затем Лихачёв, Тихомиров, Черепнин, из последних работ – Кузьмин.

    «Повесть временных лет» не является самой древней летописью. Считали, что существовал начальный свод 1093 г., киево-печерский свод 1073 г., новгородский свод – 1050 года и ещё древнее. 1037 год – самая древняя летопись. 996 годов – другие историки, третьи – с 1040 года.

    Т.е. на Руси летописание начинается на рубеже 10-11 веков. А «Повесть» обобщила все эти летописи. Она была создана по определённому плану, содержала в себе большое кол-во источников.

    Источники «Повести временных лет».

    Раннее летописание конца 10-начала 11вв., переводная литература (летописец патриарх Никифоров). 852 г. – опорная дата, поход Руси на Константинополь. В основе также лежат договоры Руси с Константинополем (7в).

    «Повести» характерен провентационализм, всё совершается по воле Бога. Летописец стоял на позиции правящего слоя, опирался на ветвь Рюриковичей. В центре внимания летописца жизнь князя, церковных иерархов. О жизни простых людей пишется очень мало. Ипатьевская летопись продолжает летопись до 1253 г. За 300 добавочных лет лишь 7 раз упоминаются смерды. Помимо этого, в летописи видны остатки языческих воззрений.

    Суть метода – восхождение от реальных сводов, недошедших до нас летописных сводах. Понимание эсхатологических подходов, создание летописи как книг жизни, предназначенных для времени страшного суда, прослеживается в работе Данилевского («Герменевтические основы изучения летописных сводов» -2004).

    Развитие летописания в 12-13 вв.

    С распадом Киевской Руси возникают центры местного летописания, Псковский, Галицко-Волынский, Владимиро-Суздальский. Было характерно сосредоточение на нуждах своего княжества.

    Новгородское летописание. Существовало в 11-16 вв. Возникло параллельно с Киевским центром. Велось на архиепископской кафедре, в церкви св. Якова. Новгородские летописи нумеруются по числам: 1, 2-ая, всего 5 летописей. Большое значение уделялось вопросам экономики.

    Псковское летописание. Велось в 12-16 вв., при канцелярии посадника, а также при соборе св. Троицы. Большое внимание уделяется событиям родной земли.

    Владимиро-Суздальское. В 1158 г., в правление Андрея Боголюбского – начало летописных сводов. 1177, 1190 гг. Был создан лицевой свод, украшенный миниатюрами. Свод представлен Лаврентьевской летописью, летописец Переяславля-Суздальского. Монгольское нашествие прерывает летописание.

    В конце 13- начале 14 вв. оно возобновляется. 1281 г. – Переяславский свод.

    Вторая четверть 14 в. – начало Московского летописания. Это связано с переездом митрополичьей кафедры из Владимира в Москву (1326 г.). Первый летописный свод был создан в 1392 г., недошедший до нас. Троицкая летопись 1408 г. – первая летопись, дошедшая до нас.
    В начале 15 в. Московское летописание – основное по всей Руси. Летописание становится важным государственным делом.

    В 16 и 17 вв. летописание находилось в ведении посольского приказа. Формируются система летописания, цензуирование. В середине 17 в. в Российском государстве существовал записной приказ, задачами которого было ведение летописями. В 16 в. создаются такие своды, как «Воскресенский летописец», «Никоновская летопись». Создаётся многотомный лицевой свод, состоящий из 10 томов. Там было 16 тыс. миниатюр. Летописание активно ведётся весь 16 в. Опричнина Ивана Грозного влияла на это.

    В 17 в. отходят от летописания, они исчерпывают себя, как форма исторического сознания, появляются новые формы – повести, сказания, вводящие новые подходы в описании исторических событий. Сумбурская, Строгановская летописи – одни из последних летописей. Появляются исторические труды на рубеже 17-18 вв.

    Литературно-публицистические произведения.

    Нарративные, повествовательные источники. Помимо летописей, можно отнести повести, сказания, политические трактаты, поучения, жития святых, сказания иностранцев, художественная литература современных авторов жизни. Все эти источники существовали в 11-17 вв. Одни существовали весь этот период, другие только какое-то время. На Руси было создано мало крупных региональных произведений. Наибольшее распространение имели повести, сказания, описывающие жизнь каких-то людей.

    11 в. – «Сказание о Борисе и Глебе», «Память и похвала кн. русскому Владимиру».

    12 в.- повесть об «Ослепление кн. Василька Ростиславовича», «Слово о полку Игореве».

    Борьба с иноземными захватчиками породила множество повестей – «Сказание о Александре Невском», «Сказание о побоище Дмитрия Ивановича», «Задонщина».

    С образованием единого централизованного государства увеличивается кол-во повестей – «Сказание о Вавилонском царстве».

    Жития святых. Это жизнеописание исторических лиц, канонизированных церковью и причисленных к лику святых. Древнейшие из них – «Житие Феодосия Печерского» (11в), «Житие кн. Ольги», «Житие Бориса и Глеба», «Житие Александра Невского» (13 в.), «Житие Сергия Радонежского» (14 в.). В 16 в. митрополитом Макарием создаётся многотомное издание «Великие Четьи-Минеи» в 12 томах. Это большие чтения, жития святых расположены по месяцам. Позднее это издание переиздавалось. Значение – это специфические источники, есть работа Ключевского на этот счёт, он говорит, что они являются хорошим источникам по истории оцерковления, жизни монастырей, но ничего не узнаем о политической жизни.

    В конце 14 в. появляется литературный стиль красноглаголанье – высокопарный церковный слог. Жития святых 15-16 вв. теряют своё значение, ближе уже к церковной литературе.

    Дидактические произведения, т.е. поучительная литература. Одним из первых произведений – «Поучение Луки Жедята» (сер. 11в). Это новгородский архиепископ, Лука пишет об обязанностях христианина. В начале 12 в. создаётся «Поучение Владимира Мономаха». Он рассказывает о событиях своей жизни, своего рода автобиография. С конца 13, начала 14вв. поучительная литература исчезает. В конце 15 вв. выходит «Домострой» (протопоп Сильвестр), это последние поучительное произведение, учащее как вести хоз-во, как воспитывать детей и т.п. Большое внимание уделяется отношениям между женой и мужем.

    Публицистика. Это жанр повествовательной литературы, рассматриваемый современные проблемы общественно-политической жизни. Автор занимал определённую позицию. Исследователь должен учитывать принадлежность авторов. К 11 в. относится «Слово о Законе и Благодати» - митрополит Илларион, Киев. Он восхваляет своего великого князя, объясняет христианские заповеди, сравнивает с иудаизмом.

    В начале 13 в. «Слово Даниила заточника» и «Послание Даниила заточника». Автором первого произведения был выходец из торговых слоёв, около г. Каргополя. Он пишет письмо о помиловании новгородскому князю. Здесь идёт рассказ человека о своей жизни, взывает к милости князю, написано в форме афоризмов, притч. Автором 2-ого был выходец из служилого дворянства. Автор, используя предшествующее слово, пишет своеобразное послание Ярославу Всеволодовичу. В обоих произведениях рассказывается о нелёгкой судьбе человека.

    В дальнейшем, 15-16 вв. увеличивается влияние церкви. Появляются нестяжатели – за бедную, но правильную церковь (представитель Ессиан Патрике, Максим Грек), и иосифляне – за богатую, мощную церковь.

    Публицистическая литература 18 в. рассматривала смутное время – «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» Авраама Полицкого. Произведения Юрия Скрижанича, Григория Катошихина (выполняя задание посольского приказа, написал описание Московицкого гос-ва).

    «Житие протопопа Аввакума». Написал своеобразный краеведческий источник, описавший юрьевчан.

    Записки иностранцев. Это записки дипломатов, купцов, путешественников. Одним из ранних – «Записки» Адама Бременцкого, Рук Руквис. К 14 в. относятся записки арабского путешественника Ибн Батута, записки рыцаря Вильгельма Ланоа, посетившего Новгород. Далее кол-во записок увеличивается. К 16 в. относятся записки Дженкенсона, Флетчера, Немцов опричников Штадена. К 17 в. – Олеария и т.д. Они все описывают повседневную жизнь, их мнение независимо. Записки иностранцев обладают и недостатками: они допускали подчас неточности, записывали сплетни, мифы, также иностранцы были представителями враждебной России страны, имели другую религию, православные были для них не истинно верующими людьми.

    Художественная литература. Это литература, написанная современниками того или иного времени – «Слово о полку Игореве», сатирические произведения «Повесть о Ерше Ершовиче» и др.

    Важнейшие проблемы:

    Кто был автором источника, зачем написано произведение, место написания и т.д.

    Законодательные и актовые источники
    Законодательные памятники – это документы, в которых нашли отражения правовые нормы, регулирующиеся общественными отношениями в данном обществе, и зафиксированные государством.

    На ранних этапах истории действует обычное право. Но постепенно формируется государственный институт, встаёт вопрос фиксации норм, появляется государственное право. Появляется первый систематический сборник правовых норм. Классическим примером являются варварские правды. Такой сборник появляется на Руси – Русская Правда.

    Русская правда действовала с 11 по 14 вв. Она является историческим источником. До нас дошло 110 списков, по 3 редакциям – краткая, пространная и сокращённая. Каждая из этих Правд отражала определённый этап в развитии общества. Изучением Русской П. историки занимаются более 200 лет, от Татищева и до наших дней. Появляются специальные труды, посвящённые РП.(работы Зимина – «Правда Русская» 1999г.). Из новейших работ можно назвать работу Петрова – «Государство и Право Древней Руси// СПб 2000. Имеется большое кол-во публикаций (полная публикация – «Русская Правда» в 3 томах – 40, 47 и 63 гг. выходили эти тома). Неплохая публикация вышла в 1984г. – «Российское законодательство 10-20вв.» в 9 томах (1984г. – первый том).

    Самой древнейшей редакцией является краткая редакция Русской Правды. Она воспроизводится в Новгородской летописи, младшего извода, в записи 1016г. Исследователи считают, что в этом году было создано первых 17 статей РП., а всего их 43. Другие статьи относятся к более позднему периоду. Первые 17 статей называются «Правда Ярослава». С 17-по 26 статьи – «Правда Ярославичей», с 27-по 41 были внесены в конце 11 начале 12вв.

    42 статья называется Покон Вирный – устав для сборщиков податей, датируется 1020-30гг.

    43 статья – устав Урок Мосникам. Говорится о системе обеспечения строителей мостов.

    Эти две статьи стоят особняком. В целом в 1136г. было завершено составление краткой редакции РП.

    Вторая редакция – пространная (более длительная, объёмная, протяжённая), здесь уже 115 статей. Вместе с дополнениями – 121 статья. Время составления – начало 13в. (Тихомиров – 1209г.). Эта редакция дошла до нас в большем кол-ве списках, около ста, в отличие от краткой – 2 списка.

    Сокращённая Правда включала в себя 51 статью. Дошла в двух списках 17в. Одни исследователи датируют их 12, др. 15 вв.

    Когда появились эти Правды. Идёт до сих пор дискуссия. Время создания источника – главное, в оценке значения Правды. РП является важным источником по социальной истории, мы найдём упоминание о различных категория феодального общества, упоминаются закупы (единственный источник, упоминающий о них – смерды, отрабатывающие кредит). Нужно помнить классовую направленность, наблюдается социальная дифференциация. РП долгое время служила источником нормативных правил, это было руководство для судей.

    В условиях развития общества происходит дальнейшее изменение законодательства. После 14в. развитие его шло с помощью уставных грамот. Тем или иным уделам, в эпоху Раздробленности, давались такие грамоты. Первой считается грамота Ростислава Ростиславовича в 1136г , выдана церкви Св. Богородице, г. Смоленск. В Новгородской и Псковской республиках такие грамоты были систематизированы.

    Псковская судная грамота – является очень интересным законодательным источником. Анализу его посвящены работы Алексеева, СПб. Она, по мнению исследователей, существовала в 3 редакция, первая - конец 14в., вторая около 1397, 3р. – 1462г. Она отражала гражданское право. Перечисляются различные категории населения, отношения между ними.

    Интереснейшим источником является Новгородская судная грамота 1471г. Она рассказывает о последнем десятилетии новгородской республики.

    Другими источниками, характеризующими феодальное право, является Двинская уставная грамота, 1397г. Белозёрская – 1488г. Разделяются в них функции центра и областей, прилегающих к нему.

    С образованием Московского государства ставится проблема создания единого законодательства. Таким первым кодексом стал Судебник 1497г. Он объединил законодательные акты, привёл их к чему-то там. Он сохранился в одном списке, был найден в 1897. Здесь ограничивалась власть чиновников, решался вопрос о крестьянстве (Юрьев день).

    1550г. – судебник Ивана Грозного. Это более развёрнутый законодательный акт, где-то 100 статей. Продолжает идею централизацию, вводится строгое наказание за фальсификацию судебных дел. Делались попытки выпустить ещё судебники. Однако эпоха смутного времени не способствовала кодификации, унификации законодательства.

    Осенью 1648г. создаётся Уложенная комиссия (Н.И. Одоевский, входят дьяки Леонтьев, Грибоедов). Они составляют проект нового Уложения, систематизируют все нормы законодательства. В январе 1649г. выходит Уложение Алексея Михайловича. Это свод законов, до нас дошёл, впервые, подлинник самого Уложения (хранится в РГАДА, представляет собой список, рулон бумаги, длинной 309 метров). Правительство, понимая важность распространения этого источника, применяет меры, по распространению оного. Было издано 2 тиражами, по 1200 экземпляров. Они были разосланы по русскому государству, в узды воеводам, часть была пущена в свободную продажу, за высокую стоимость – 1руб. Люди покупали. Это свидетельствовало о совершенствовании законодательства, попытка доведения законов до населения.

    Соборное Уложение состояло из 25 глав, 967 статей. Эти статьи были систематизированы по актам права. С 16 по 20 главу – нормы гражданского права. С 21 по 22 – нормы уголовного права, оставшиеся главы посвящены остальным категориям населения. 11 глава – суд над крестьянами. Оно являлось сборником правовых норм 200 лет, до свода законов Российской империи. Наказания были характерны для феодального права. Исследователи – Маньков «Уложение 49г.».

    Законодательные источники являются важными для историка. Они являются важным памятником для истории государственных учреждений, истории права и государства.

    Актовые источники. Актом есть – совершено, сделано. Ими называются памятники письменные, в которых в юридической форме закреплены юридические, политические сделки. Нужно различать понятие акт в узком и широком понимании слова. Обычно к ним относят законодательные источники – широкое понимание, в узком смысле – памятники, фиксирующие правовые сделки.

    Изучением их занимается раздел источниковедения – дипломатика. Она имеет свою методику источниковедческого анализа – формулярный. Его суть в том, что разделяется текст источника на составные части (исследователи Лаппо Данилевский, С.М. Каштанов). Актовые грамоты / на:

    1. Инвакация – богословие

    2. Интитуляция – кто пишет эту грамоту

    3. Инскрипция – адреса, кому предназначена

    4. Солютация – приветствие.

    5. Аренга – предисловие данного договора

    6. Ратификация – объявление, что заключают

    7. Нарация – повествование

    8. Диспозиция – условия заключения этой сделки

    9. Санкция – наказание, за нарушение сделки

    10. Короборация – удостоверительные подписи

    11. Априкация – выходные данные, где и когда был заключён договор.

    Эти части делятся на статьи (колзулы), т.е. законченные обороты. Строится колзульный ряд. Получается формальный подход к изучению источника.

    Значение актовых источников. Они содержат в себе сведения о развитии сельского хоз-ва, об орудиях, скоте, системе земледелия, сведения государственного устройства, соц. отношений, об обычном праве. «Акты Российского государства, архивы соборов и» .. //М. 98г. Изучением актовых источников занимаются Каштанов, Горский («Борьба крестьян за землю, 16-начало 17вв.), Ричард Хелли – «Холопство на Руси»//М.98г. Наиболее древними актами мы можем считать договоры Руси с Византией (911, 41 гг.). Древнейшей частной правовой грамотой можно считать «Вкладную Варлаама новгородскому Спасо-Кутынскому монастырю» (к. 12- начало 13вв.).

    Расцвет актовых источников приходится на эпоху феодализма, около 150 разновидностей, 2500 актов. Делаются попытки классификации актовых источников. Л.В. Черепнин «Русские феодальные архивы» - всё множество актовых источников делит на 9 групп:

    1. Грамоты, освещающие борьбу феодалов за землю (купчие, меновые);

    2. Борьба феодалов за рабочие руки (судные, порядные, кабальные, заёмные);

    3. Система внеэкономического принуждения (вотчинные, жалованные грамоты);

    4. Деятельность торгово-ремесленного населения (откупные, кортомные);

    5. Отношения между землями и княжествами (договорные, духовные грамоты);

    6. О системе государственного управления (губные, уставные, обыскные);

    7. Акты феодального суда (правая грамота, бессудная грамота);

    8. Внешнеполитические договоры (крестоцеловальные, перемирные, выездные, опасные – на въезд);

    9. Деятельность церкви (вкладные, владычные).

    Это свидетельствует о богатстве материалов актовых источников. Должна быть тщательная подготовка методики формулярного анализа.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта