теория и основные подходы к девиантному поведению. Теории и основные подходы к изучению девиантного поведения. Теории и основные подходы к изучению девиантного поведения
Скачать 24.24 Kb.
|
Теории и основные подходы к изучению девиантного поведения Проблема девиантного поведения изучается давно, но, несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Предпосылки изучения девиантного поведения были заложены еще в древности. Научный интерес к категории «поведение» проявлялся уже в античности, когда Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др. философы изучали причины, побуждающие человека к той или иной активности. Девиантное поведение со времени возникновения общества всегда представляло собой опасность для социальной стабильности, угрозу для жизни людей, социумов, считалось нежелательным явлением, и общество пыталось предупредить, по возможности блокировать нежелательные формы человеческой жизнедеятельности. Прежде всего, необходимо отметить разнообразие в подходах к изучению девиантного поведения. Существует три основных подхода для объяснения девиантного поведения: 1. Биологический (Ч. Ломброзо, У. Шелдон). Суть этого подхода в том, что девиантное, в частности преступное поведение, обусловлено определенными физическими особенностями человека. Например, выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т.д. (Ч. Ломброзо) или мезоморфность, т.е. строение тела, которое отличается силой и стройностью (У. Шелдон). 2. Психологический подход (З. Фрейд, А. Адлер). Девиантность при таком подходе обусловлена психическими отклонениями личности, наличием различных комплексов, а также тем, что конфликт личности и общества задан изначально, как столкновение - системы моральных запретов. Общество ограничивает возможность удовлетворения инстинктов человека и тем самым создает конфликтную ситуацию. 3. Социологический подход (Г.Беккер, С. Селлин, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.). В данном случае девиантное поведение объясняется социальными причинами: несовершенством общества, социальным неравенством и противоречиями, изначально заданными конфликтами, протестом против несправедливого общественного устройства и т.д. Таким образом, в первых двух подходах утверждается, что человеку от рождения свойственна предрасположенность к девиации. С точки зрения социологического подхода девиантное поведение является следствием усвоения им негативного социального опыта. В 60-е - 90-е гг. ХХ столетия в мировой социологии появилось множество трудов, посвященных проблемам девиантности и контроля над девиантными проявлениями (преступность, наркотизм, пьянство, коррупция, терроризм, проституция и др.) Биологическая теория, предложенная Чезаре Ломброзо, имеет название «Теория врожденного преступника» - он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Эта теория носит биологический характер: некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможности сдерживать низменные потребности. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями - они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей. Хотя подобные биологические концепции были популярны в начале ХХ в., другие концепции их постепенно вытеснили. В зарубежной и отечественной литературе широко представлены теории девиантного поведения, и каждая из них заслуживает внимания. Одним из основоположников исследования девиантного поведения является Э. Дюркгейм. Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в его теории аномии. Под «аномией» он понимал состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями, скачками. То есть аномия в данной трактовке - социальная дезорганизация. Э. Дюркгейм подчеркивал, что социальные правила играют основную роль в регулирования жизни людей. Главная мысль Э. Дюркгейма сводится к тому, что в основе стабильного функционирования общества лежит феномен социальной солидарности, а всякие отклонения от него есть социальная дезорганизация, являющаяся причиной девиантного поведения. Теория аномии, подчеркивает роль общественных беспорядков и дезориентации, происходящих, когда жизненный опыт людей перестает соответствовать нормам общества. Хотя теория Эмиля Дюркгейма и подвергалась критике, его основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, считается общепризнанной. Теория аномии была развита в работах других социологов. Р. Мертон, один из наиболее ярких последователей Дюркгейма, рассматривает девиантное поведение как результат несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социальной структурой, задающей средства их удовлетворения. Например, в современной американской культуре доминирует идея благосостояния, которая в свою очередь определяет высокую индивидуальную значимость успеха. Через социальные нормы культура определяет не только цели, но и легитимные способы их достижения. Так, если человек усердно трудится, его «американская мечта» в конце концов, должна стать реальностью. «Аномия» по Мертону - это крушение системы регулирования индивидуальных желаний, в результате чего личность начинает хотеть больше, чем она может добиться в рамках данной социальной структуры. Социолог Р.Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, а от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. В ином ключе исследует проблему Т. Парсонс. По его мнению, возникновение девиаций связано с невыполнением ожиданий. Его исследования поведения подростков и молодежи в свете понятия аномии позволяют утверждать, что система норм и ценностей, принятых в обществе, либо не ясна для них, либо теряет значимость, поскольку на первый план выходят другие ценности - личный успех и его достижение. Теория структурной напряженности характеризует сущность девиантного поведения как следствие разочарования личности. Снижение жизненного уровня, расовая дискриминация и многие другие явления могут привести к девиантному поведению. Если человек не занимает прочного положения в обществе или не может достичь поставленных целей законными способами, то рано или поздно возникают разочарование, напряженность, человек начинает ощущать свою неполноценность и может использовать девиантные, незаконные, методы для достижения своих целей. Теория напряженности показывает человека, разрывающегося между возможностью и желанием, когда желание берет верх. У этой теории есть и слабые места, с ее позиций трудно объяснить, почему совершают преступления люди из обеспеченных средних и даже высших слоев общества, почему бывают растратчиками банкиры. Теория стигматизации или «наклеивания ярлыков» (от греческого stigmo - клеймо) ее приверженцы Г. Беккер, Э. Лемерт утверждают, что девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение. Они объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп. Когда поведение людей рассматривается как отступающее от норм, это дает толчок ряду социальных реакций. Так, подросток, совершивший неблаговидный поступок, подвергается официальному клеймению как нарушитель, преступник, девиант. С указанного момента индивид начинает отождествлять себя с присвоенным ярлыком, и рецидивы девиантного поведения становятся ответом на реакции общества. Таким образом, ярлыки - отрицательные оценки общества. Сторонники этой теории различают первичное и вторичное девиантное поведение. Первоначальный акт правонарушения они называет первичным отклонением. Вторичное отклонение происходит, когда индивид принимает клеймо и воспринимает себя как преступник. Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли. Вторичное - это такое поведение, которое является реакцией на ярлык. Ярлык преступника оказывает влияние на представление человека о самом себе. Мы часто видим себя такими, какими видят нас другие, и поступаем соответствующим образом. Представители теории бихевиоризма (англ. behaviour - поведение) Б. Скиннер, Е. Торндайк, Дж. Уотсон и др. дают толкование поведения человека в плане схемы «стимул - реакция», рассматривая любой раздражитель как активный источник реакции организма. Они изучают социальное поведение человека как способ приспособления к социальной среде. Доказывают, что окружающая среда полностью определяет поведение человека. В основе этой теории лежит понимание поведения человека как совокупности реакций организма на воздействия внешней среды. Психоаналитическая теория З. Фрейда рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, саморазрушением личности, конфликты, свойственные личности вызывают девиацию. Основным источником отклонений в поведении считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими структуру «Оно», и ограничениями, исходящими от «Я» и «Сверх-Я». Согласно теории дифференцированной ассоциации, которая была впервые сформулирована Сазерлендом, девиантному поведению учатся в интеракции (взаимодействии) с другими индивидами в процессе коммуникации, который включает в себя усвоение: а) техник реализации девиантного поведения и б) специфического мотивационного направления и оправдания этого поведения. Теория Сазерленда говорит о том, что индивиды становятся правонарушителями в той степени, в какой они принадлежат окружению, девиантным идеям, мотивировкам и методам. Такие индивиды могут научиться употреблять и доставать запрещенные наркотические средства или воровать, а потом сбывать краденое. Чем раньше начнутся контакты индивида с криминогенным окружением, чем чаще, интенсивнее и длительнее будут эти контакты, тем выше вероятность того, что такой индивид тоже станет правонарушителем. Но в этом процессе задействовано не одно простое подражание. Теория описывает девиантное поведение, которое приобретается на основе не только подражания, но и научения, очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды. Рассмотрев подходы к трактовке девиантного поведения (биологический, психологический, социологический) стоит отметить, что абсолютно все теории несут в себе определенные несовершенства. Тем не менее, социологический подход в изучении девиантного поведения является центральным, и концепции присущие ему, безусловно, являются главенствующими при междисциплинарном подходе к изучению девиантного поведения. Итак, мы постарались изложить основные теории девиантного поведения. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. Обзор различных теорий, на наш взгляд, дает возможность получить относительно целостную картину изучаемого явления. Биологическое и психологическое объяснения девиации связаны главным образом с анализом природы девиантной личности. Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами. В каждой из выше перечисленных теорий рассматриваются те или иные причины (аспекты), которые рано или поздно могут привести каждого из нас (особенно подростков) к девиантному поведению. В нашем исследовании мы склоняемся к теории аномии, в которой Эмиль Дюркгейм доказывает нам то, что, нормы и ценности разрушаются самими же людьми, отсутствия конкретных норм и ценностей способствуют девиантному поведению. Отмечается, что в периоды общественных потрясений, кризисов тенденция к нарушению социальных норм усиливается: люди лишаются привычных норм, установок поведения, теряют социальные ориентиры. Подобная ситуация сложилась в нашей стране, и это объясняет повышенный интерес к более глубокому изучению девиантного поведения как социального явления, а также к созданию эффективных технологий его профилактики. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ План 1. Психодинамический подход. 2. Экзистенциально-гуманистический подход. 3. Поведенческие теории. 4. Теория криминальности Айзенка. Проблема отклоняющегося поведения издавна привлекала внимание исследователей, и в психолого-педагогической литературе выделяется несколько основных подходов, анализирующих сущность и причины возникновения девиантного поведения. 1. Психодинамический подход По мнению З. Фрейда, люди по существу антисоциальны. В силу своей биологии они наделены эгоцентрическим влечением к поиску удовольствия, к разрушению. Эти влечения вступают в конфликт с требованиями социальной среды. Чтобы обеспечить выживание в обществе, люди сами должны контролировать или перенаправлять в другое русло свои влечения. В психодинамических теориях девиантное (криминальное) поведение объясняется преимущественно недостаточным формированием или функционированием Суперэго на той или иной стадии психосексуального развития. Например, конфликты на «анальной» стадии могут привести к формированию оппозиционных и садистских наклонностей в ситуациях подчинения. По А. Адлеру, жизненная цель ‒ основной фактор, определяющий развитие индивидуальности. В содержание жизненной цели А. Адлер вкладывал ряд понятий: стремление к власти, богатству, силе, известности, образованности и др. В норме существует гармония между направленностью на достижение цели с направленностью на сотрудничество с другими людьми. При нарушении этой гармонии в человеке возникает внутренний конфликт (чувство неполноценности). Люди используют различные пути для компенсации чувства неполноценности. Одни прибегают к адекватным способам ‒ успеху, власти, объединению в группы. Другие пытаются подавлять других или используют насилие. В итоге формируются устойчивые негативные черты личности: нетерпимость, зависть, самомнение, подозрительность, которые и определяют поведение личности и ее жизненный путь в целом. 2. Экзистенциально-гуманистический подход В понимании австрийского психолога и психиатра В. Франкла, специфическими человеческими характеристиками являются, прежде всего, духовность, свобода и ответственность. Проблемы поведения так или иначе связаны с дефицитом указанных качеств. Фундаментальной мотивацией, по мнению В. Франкла, служит стремление к смыслу. Тогда, когда стремление к смыслу чем-либо блокировано (фрустрировано), возникает состояние экзистенциальной фрустрации. Она характеризуется апатией и скукой. В случае, если человек не рассматривает себя ответственным за самоопределение в ценностях, активным участником собственной жизни, он позволяет различным факторам (социальным, биологическим, психологическим) определять свой жизненный путь. Человек в данном случае страдает от ощущения бессмысленности, опустошенности. Состояние этой внутренней пустоты В. Франкл назвал экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальная фрустрация и экзистенциальный вакуум становятся причиной агрессивности человека. В соответствии с воззрениями В. Франкла, отклоняющееся поведение возникает потому, что люди подавляют свою духовность, «уходят от ответственности за поиск смысла». 3. Поведенческие теории Бихевиоризм ‒ это теория, описывающая на основе экспериментов законы или принципы человеческого поведения. Основоположниками данного направления считаются Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Э. Торндайк. В соответствии с теорией Дж. Уотсона, и человек, и животное приспосабливаются к окружающей среде посредством использования наследственных задатков и привычек. Стимул или предмет, который вызывает реакцию, исходит от объектов, находящихся во внешней или внутренней среде. Посредством обусловливания диапазон стимулов, на которые реагируют люди, все более расширяется. Наблюдение за детьми показывает, что все, обычно называемое инстинктом, в значительной степени является результатом научения или обусловливания. Б. Скиннер внес особый вклад в развитие поведенческой психологии, так как обнаружил, что на поведение существенно влияют его же последствия (механизм оперантного обусловливания). В результате проб и ошибок может достигаться успех, который приводит к удовольствию или устраняет неприятности (конкретная форма поведения самоподкрепляется). Аналогичным образом может подкрепляться и отклоняющаяся форма поведения. В соответствии с теорией социального научения А. Бандуры, врожденными являются только элементарные рефлексы и границы возможностей человека. Любое поведение человека социально обусловлено, так как за ним стоят сложнейшие навыки, требующие специального научения. По теории социального научения, основными механизмами формирования поведения, в том числе девиантного, являются научение через наблюдение (викарное научение); научение в действии (научение через опыт, влияние поведения на последствия). 4. Теория криминальности Айзенка Данная теория появилась в 1964 г. Главный акцент в теории сделан на «активно асоциальном, психопатическом преступнике», который являет собой пример крайней степени несоциализированности. В теории предпринята попытка объяснить, почему некоторые люди не могут подчиняться социальным нормам и правилам. Айзенк установил связь вариаций темперамента с тремя независимыми измерениями ‒ нейротизмом, психотизмом и экстраверсией/интроверсией и представил доказательства влияния на них генетических факторов (реактивность лимбической и автономной систем, уровень кортикального возбуждения, порог возбуждения, уровень циркуляции андрогенов). Кроме того, подобно З. Фрейду, Айзенк считал людей по природе гедонистическими существами, социализация которых состоит в приобретении ограничений в форме «совести» или «Суперэго». Так как экстраверты менее подвержены страху наказания, медленнее формируют условные реакции, можно предположить, что при прочих равных условиях они будут труднее поддаваться социализации, чем интроверты и, следовательно, они более склонны к формированию девиантных форм поведения. |