Теория государства и права как наука понятие и основные черты. Теория государства и права как учебная
Скачать 1.13 Mb.
|
Основные типы государства Государство восточного типа. По мнению ряда современных исследователей, государство восточного (азиатского) типа возникает раньше государств всех других типов. Это исторически первый тип государства. Самые первые государства этого типа возникают в IV–II тысячелетиях до н. э. в долинах рек Нила (Египетское царство), Тигра и Евфрата (Шумерийские государства, Ассирийское государство), Инда (Индия), Янцзы (Китай) в зонах поливного земледелия. Экономической основой восточного государства являлась коллективная собственность сельскохозяйственной общины на землю, что было обусловлено существованием поливного земледелия. Отдельная семья не могла обеспечить проведения объемных ирригационных работ, поэтому земля оставалась в собственности общины. Отсутствие частной собственности на землю не повлекло за собой и расслоение общества на классы. Классов как таковых в восточных государствах не было, хотя определенные прослойки общества, включая рабов, существовали. Вместе с тем частная собственность как таковая все-таки существовала. У царя и его приближенных были рабы, дворцы, драгоценности; у купцов и ремесленников – капиталы и иные материальные ценности. Однако частная собственность не играла существенной роли в общественном производстве, так как основная доля общественного богатства создавалась трудом свободных общинников, положение которых мало чем отличалось от положения рабов. Свободные общинники, их семьи и их имущество находились в полной зависимости от государства и, по сути дела, являлись собственностью государства. Собственностью государства в лице царя являлись практически все подданные. Рабы тоже находились в собственности государства или храмов. Характер собственности определял и структуру общества. Как уже отмечалось, у восточных народов в процессе образования государства создавалось общество, построенное по образцу пирамиды: наверху – единовластный монарх, ниже – круг его ближайших советников, далее – чиновники более низкого ранга, в основании пирамиды – сельскохозяйственные общины, являвшиеся объектом эксплуатации и отдававшие государственному аппарату в виде налогов значительную часть произведенного ими продукта. Подобная структура общества препятствовала каким-либо радикальным преобразованиям, в связи с чем восточное общество на протяжении многих веков либо не менялось совсем, либо менялось весьма незначительно. Например, китайское государство, возникнув около 50 веков назад, вплоть до конца XIX в. почти не изменялось. Государства восточного типа характеризуются в целом следующими чертами: во-первых, все они обладают мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который является фактическим собственником средств производства; во-вторых, государственный аппарат в восточных государствах строго централизован. Во главе его находится абсолютный монарх, олицетворяющий само государство и одновременно являющийся воплощением Бога на земле или верховным жрецом; в-третьих, правовые системы восточных государств в большинстве своем не развиты и имеют «божественную основу»; в-четвертых, все восточные государства, как и в целом восточное общество, имеют застойный характер и очень медленно изменяются в процессе исторического развития. Государство рабовладельческого типа. Государства рабовладельческого типа нередко рассматривают как исторически первые государства. Это связано с тем, что к рабовладельческим причисляются государства Древнего Востока. Подобная точка зрения высказывалась еще в советской юридической науке. Однако отдельные современные исследователи, как представляется, достаточно обоснованно доказывают, что эти государства нельзя ставить на одну плоскость с такими классическими рабовладельческими государствами, как Афины и Рим, поскольку рабовладение в государствах Древнего Востока было принципиально иным, чем в античных государствах. Кроме того, в государствах Древнего Востока отсутствовали частная собственность на землю и четкое деление общества на рабовладельцев и рабов. В этой связи возникновение первых рабовладельческих государств нужно связывать не с IV–II тысячелетиями до н. э., а с IX–VIII вв. до н. э., т. е. с появлением государств Древней Греции и Древнего Рима в бассейне Средиземного моря (Афины, Спарта, Рим и др.). Экономическую основу государств рабовладельческого типа составляла частная собственность на землю, скот, иные средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя в наиболее обнаженной форме проявляется практически ничем не ограниченное господство рабовладельцев и полное бесправие рабов. Раб на всех этапах развития рабовладельческого государства считался вещью, «говорящим орудием». Класс рабовладельцев, став собственником земли и других средств производства, а также самих производителей – рабов, узурпировал и государственную власть. Во всех рабовладельческих государствах власть безраздельно принадлежала рабовладельцам, а государство использовалось в основном для охраны рабовладельческой частной собственности и подавления сопротивления рабов и других эксплуатируемых масс. Все свои функции рабовладельческое государство осуществляло в интересах класса рабовладельцев, включая и те, которые носили общесоциальный характер. Государство феодального типа. Государства этого типа возникают в Европе в VI–IX вв. Возникают они либо в результате разложения первобытнообщинного строя (государства у восточных и западных славян), либо на основе разложившегося рабовладельческого государства (например, государство Франков). Экономическую основу феодальных государств составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне имели лишь мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и за пользование землей должны были отдавать ему часть урожая и безвозмездно на него работать. С развитием феодального общества экономическая зависимость крестьян от феодалов усиливается: крестьяне становятся крепостными. Они прикрепляются к земле и не могут покинуть свое хозяйство. Феодальное государство выступало как орудие в руках феодалов для подавления крестьян и удержания их в повиновении. Государственная власть целиком и полностью принадлежала феодалам. Крестьяне никакого участия в управлении государством не принимали. Основные функции феодального государства состояли в охране феодальной собственности на землю и другие средства производства, удержании крепостных крестьян в полной зависимости от феодалов и подавлении их сопротивления. Общесоциальные функции, так же как и в рабовладельческом государстве, осуществлялись постольку, поскольку они отвечали интересам феодалов. Феодальный тип государства в своем развитии проходит ряд этапов. Вначале феодальные государства возникают как централизованные монархии. Затем происходит раздробление единых государств. Впоследствии вновь происходит их объединение, в результате которого возникают сначала сословно-представительные, а затем абсолютные монархии. Однако сущность феодального государства при этом не меняется. На всех этапах своего развития оно всегда оставалось орудием защиты класса феодалов и подавления класса крепостных крестьян. Государство буржуазного типа. Первые буржуазные (капиталистические) государства возникают в Европе в XVI – XVII вв. в результате буржуазных революций, объективные и субъективные предпосылки которых формировались в недрах феодального общества. После победы буржуазных революций, завершившихся коренной ломкой феодальных производственных отношений, повсеместное развитие получили капиталистические производственные отношения. Экономическую основу буржуазного государства составила капиталистическая система хозяйствования и частная собственность на основные орудия и средства производства. Частная собственность при этом объявлялась священной и неприкосновенной, и на ее охрану было направлено все буржуазное законодательство. В своем развитии буржуазное общество проходит ряд этапов, вместе с которыми изменяется и государство. Первый этап – этап промышленного капитализма, свободной конкуренции. На этом этапе буржуазное государство носит ярко выраженный классовый характер: власть принадлежит преимущественно классу буржуазии, в то время как различные объединения рабочих, в том числе профсоюзы, запрещаются, вводятся избирательные цензы, ограничивающие участие трудящихся в управлении государством. Государство на этом этапе выполняло, прежде всего, классовые функции, тогда как общесоциальные функции играли незначительную роль. Второй этап – этап монополистического капитализма. Он начался в конце XIX – начале XX вв. и характеризовался возникновением мощных монополистических объединений – трестов, синдикатов, картелей и т. д., в руках которых сосредотачивалась основная часть общественного богатства. Власть по-прежнему принадлежала буржуазии и, прежде всего, монополистической буржуазии. Функции государства на этом этапе осуществляются главным образом в интересах монополистической буржуазии, но развитие демократии заставляет больше внимания уделять общесоциальным задачам. В 30-е гг. XX в. буржуазное общество вступает в современный этап развития. В современном западном обществе за счет все усиливающегося акционирования постепенно сокращается доля «чистой» частной собственности, по существу, исчезает класс пролетариата. Большинство рабочих вместе с другими слоями общества образуют «средний» класс. И хотя государственная власть по-прежнему находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общества. Заметно изменяются функции государства. Государство стало активно вмешиваться в экономику путем планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т. п. Значительно возросли объем и содержание общесоциальных функций, осуществляются различные социальные программы, растет уровень жизни населения. Государство социалистического типа. Идея государства социалистического типа первоначально возникла в теории – в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социалистической революции, сломом старой государственной машины, установлением диктатуры пролетариата. Предполагалось, что власть будет принадлежать трудящимся массам во главе с рабочим классом и использоваться для подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов и построения социалистического, а затем и коммунистического общества. Идеи государства социалистического типа нашли практическое осуществление в целом ряде стран и, прежде всего, в нашей стране. Однако большинство идей социалистического государства в практике социалистического строительства не получили адекватного отражения, в результате чего сформировалось общество, фактически основанное на единой государственной собственности, реально принадлежащей партийно-государственной верхушке, общество, которое мало чем отличалось от восточного. Государственная власть сконцентрировалась в руках этой самой партийно-государственной верхушки, тогда как участие народа в осуществлении власти, его права и свободы носили чисто формальный характер. В результате сформировавшееся общество, подобно восточному обществу, приобрело застойный характер и перестало развиваться. Печальный опыт нашего и многих других социалистических государств не должен отвергать идей социализма. Как отмечается в литературе, они возможно будут реализованы в условиях гораздо более высокого уровня развития экономики, культуры, науки и техники. Тем более что некоторые социалистические государства продолжают существовать и в настоящее время.
Понятие социального назначения и функций государства. Социальное назначение государства и в целом его роль в общественной жизни наиболее выпукло проявляются в его функциях. Функции государства – это определенные направления деятельности государства, в которых выражаются его сущность, социальное назначение и в целом роль в общественной жизни. То есть функции государства – это, во-первых, какие-то направления его деятельности. Именно как направления деятельности принято определять функции государства в отечественной теории государства и права. Государство как организация, управляющая обществом, осуществляет это управление в форме какой-либо деятельности. Те или иные направления этой деятельности и есть функции государства. В современной отечественной теории государства и права под функциями государства чаще всего понимают основные направления его деятельности. Более того, некоторые авторы даже подчеркивают, что функциями государства можно считать только основные направления его деятельности. Думается, однако, что подобный подход несколько сужает понятие «функции государства», поскольку за пределами этого понятия остаются неосновные направления деятельности государства. Считать, что деятельность государства сводится только к каким-то основным направлениям, едва ли правильно. Государство, осуществляя управление обществом, претворяя в жизнь общественные, классовые или групповые интересы, решает самые различные задачи. И решение этих задач может выражаться как в основных, так и в неосновных направлениях его деятельности. Конечно, вмешательство государства в общественную жизнь в принципе не должно быть чрезмерным. Государство не должно заниматься мелочной опекой и контролировать каждый шаг человека. Но это вовсе не означает, что такого не происходит в действительности. Кроме того, даже не вмешиваясь чрезмерно в общественную жизнь, государство все равно осуществляет свою деятельность по различным направлениям, в том числе и неосновным. И, наконец, в научной и учебной литературе довольно часто встречается такое понятие, как «неосновные функции государства». Разумеется, за этим понятием могут стоять только неосновные направления деятельности государства. Во-вторых, функции государства – это не просто какие-то направления его деятельности, а направления определенного свойства. Это значит, что функции государства всегда наполнены каким-то конкретным содержанием и представляют собой определенные направления государственной деятельности. В-третьих, функции государства, так или иначе, выражают его сущность. Как уже отмечалось, именно в функциях проявляет себя сущность государства. Однако не следует думать, что функции государства позволяют точно и безошибочно определить его сущность. Если бы это было так, то, по всей вероятности, не существовало бы споров относительно сущности государства. Функции государства служат лишь ориентирами для познания сущности государства. Но с этих ориентиров легко сбиться и выйти на неверный путь. В-четвертых, функции государства выражают также назначение государства и вообще его роль в общественной жизни. Благодаря анализу функций государства, мы можем узнать, каково в целом социальное назначение государства и какова его роль в тот или иной исторический отрезок времени в той или иной конкретной стране. Таковы, как представляется, основные признаки функций государства. Классификация функций государства. Конкретные государства в разные времена выполняют самые разные функции. Чтобы выяснить, какие функции обычно выполняются государствами, необходимо их классифицировать, т. е. подразделить их на определенные виды. Но поскольку любая классификация может проводиться по различным критериям, или основаниям, то и функции государства тоже можно классифицировать по различным основаниям. Вопрос об основаниях классификации функций государства не имеет в науке однозначного решения. Учеными предлагаются самые разные основания классификации функций государства. Не останавливаясь, однако, на этом вопросе, считаем возможным классифицировать функции государства по следующим основаниям: по значимости, по направленности (сфере распространения), по сферам общественной жизни, по характеру и по продолжительности осуществления. По значимости функции государства можно подразделить на основные и неосновные. Основные функции – это наиболее важные, главные направления деятельности государства. Они связаны с решением первоочередных задач, стоящих перед тем или иным государством на определенном этапе его существования. Государство, решая эти задачи, мобилизует весь свой потенциал, реализуя его в выполнении соответствующих функций. Неосновные функции – это уже менее важные направления государственной деятельности. Они не связаны с решением первоочередных задач, но, тем не менее, государство осуществляет подобного рода функции, поскольку в своей деятельности нередко решает какие-либо второстепенные задачи (например, задачи по ликвидации последствий стихийных бедствий или катастроф). В современной отечественной литературе, в том числе и в учебниках по теории государства и права, деление функций государства на основные и неосновные многими авторами отвергается. Это вполне объяснимо, потому что под функциями государства эти авторы понимают лишь основные направления деятельности государства, а подразделять основные направления на основные и неосновные по крайней мере нелогично. По направленности (сфере распространения) функции государства традиционно подразделяют на внутренние и внешние. Внутренние – это функции, которые государство выполняет внутри страны, т. е. в пределах своей территории, а внешние – это функции, которые государство выполняет за пределами страны, в отношении других государств. Несмотря на достаточно широкое распространение, данная классификация некоторыми современными исследователями все же оспаривается. По их мнению, деление функций государства на внутренние и внешние является во многом условным, так как деятельность государства внутри страны зависит, а нередко и в значительной степени, от внешних условий, от экономических и культурных связей с другими государствами. Безусловно, успех деятельности государства внутри страны, особенно в современных условиях, во многом может зависеть от внешних условий, от экономических и культурных связей с другими государствами. Более того, выполнение многих, если не всех, внешних функций подчинено решению внутренних задач и нормальному осуществлению внутренних функций. Однако это вовсе не означает, что между внутренними и внешними функциями государства не существует различий. Государство, решая внутренние и внешние задачи, действует в разных пространственных сферах, и характер его деятельности может быть различным. Поэтому взаимосвязь внутренних и внешних функций государства еще не является основанием для того, чтобы их не различать. По сферам общественной жизни можно выделить экономические, политические, социальные и идеологические функции государства. Экономические функции – это определенные направления деятельности государства в сфере экономики. Выполняя эти функции, государство, так или иначе, воздействует на экономику страны. Политические функции – это направления деятельности государства в сфере политики. Выполняя эти функции, государство соответствующим образом воздействует на политические отношения в стране и за ее пределами. Осуществление социальных функций связано с решением социальных проблем, прежде всего внутри страны (оказание различных социальных услуг, борьба с безработицей, поддержка беднейших слоев населения и т. д.). На международной арене эти функции могут выражаться, например, в оказании гуманитарной помощи тем или иным странам. Идеологические функции – это разнообразные направления деятельности государства в духовной (идеологической) сфере (развитие культуры, воспитательная деятельность, развитие образования и т. д.). Названные функции нередко относят только к внутренним функциям государства, однако правильнее, думается, относить их и к внутренним, и к внешним функциям. Экономическая, политическая, социальная и духовная, или идеологическая, сферы общественной жизни имеют место не только в отдельно взятых странах, но и характерны для всего мирового сообщества. Поэтому государства, осуществляя соответствующие функции в этих сферах, действуют нередко в масштабах не только своей страны, но и мирового сообщества в целом. Кроме того, деятельность государств в названных сферах общественной жизни, как правило, не сводится к какому-то одному направлению, а предполагает целый комплекс направлений экономического, политического, социального или идеологического порядка. По характеру функции государства могут быть подразделены на общесоциальные и сословно-классовые. Государство как орган социального управления всегда выполняет те или иные функции по организации и поддержанию в обществе порядка. Эти функции осуществляются обычно в интересах всего населения, всего общества и носят общесоциальный характер. Правда, удельный вес такого рода функций у государств разных исторических эпох различен. Наибольшее распространение общесоциальные функции имеют в современных демократических государствах, в то время как в государствах прошлого (например, в рабовладельческих или феодальных) удельный вес этих функций весьма незначителен. Наряду с общесоциальными государство может выполнять (и очень часто выполняет) сословно-классовые функции. Это связано с тем, что государство как орган социального управления может подчиняться интересам каких-либо классов или социальных слоев и превращаться в орудие классового или сословного господства. Сословно-классовые функции особенно характерны для государств прошлых исторических эпох и современных антидемократических государств. Наконец, по продолжительности осуществления функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные – это функции, которые государство осуществляет практически всегда, в течение неопределенно длительного времени. Посредством этих функций государство решает задачи, которые постоянно стоят перед обществом (например, обеспечение общественного порядка). Временные – это функции, которые государство осуществляет в течение только определенного времени. Выполнение таких функций связано с реализацией каких-либо временных задач (например, осуществление некоторых функций в условиях военного времени). |