Главная страница
Навигация по странице:

  • Марксистская теория

  • Современные отечественные трактовки происхождения государства.

  • Происхождение права. Основные теории и современные отечественные трактовки происхождения права.

  • Теория естественного права.

  • Социологическая теория права (социологическая юриспруденция).

  • Психологическая теория права.

  • Марксистско-ленинская теория права.

  • Многообразие взглядов на понятие государства и основные подходы к его пониманию.

  • Теория государства и права как наука понятие и основные черты. Теория государства и права как учебная


    Скачать 1.13 Mb.
    НазваниеТеория государства и права как наука понятие и основные черты. Теория государства и права как учебная
    Дата24.02.2018
    Размер1.13 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаTGP.doc
    ТипДокументы
    #37132
    страница3 из 23
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

    Классические теории происхождения государства. С древнейших времен люди пытались объяснить, как, когда и в силу каких причин возникло государство. На этот счет сложилось достаточно много теорий. Появляются они и в настоящее время. Не пытаясь охватить максимально возможное число теорий происхождения государства, рассмотрим лишь наиболее значимые из них. Из теорий прошлого, назовем их классическими, рассмотрим теологическую, патриархальную, договорную, насилия и марксистскую теории.

    Теологическая теория. Она является одной из самых ранних. Зародилась в глубокой древности, но наибольшее развитие получила в период средневековья. Определенное распространение имеет и в наше время. Самым известным ее представителем считается средневековый ученый-богослов Фома Аквинский (XIII в.). Данная теория не разграничивает процесс возникновения общества и государства. Последние возникают одновременно и являются творениями божественного разума. Все, что существует на Земле, создано по воле Бога. Государство вечно, как и сам Бог. Государь рассматривается как наместник Бога на Земле, как «божий помазанник». Люди должны беспрекословно подчиняться государю, ибо его воля является воплощением божественной воли. Отсюда выступление против государя и государства – великий грех, поскольку это выступление против Бога.

    Патриархальная теория. Тоже является достаточно древней. Ее основоположниками считаются древнегреческие мыслители Платон и Аристотель (III–II вв. до н. э.). Определенное распространение имела в XVII (Р. Фильмер) и XIX (Н. К. Михайловский) вв. Согласно этой теории государство возникает в результате разрастания семьи. Семья, увеличиваясь в размерах, первоначально приводит к возникновению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава семьи – патриарх становится главой государства – монархом, власть которого является естественным продолжением власти патриарха.

    Договорная теория. Наибольшее развитие получила в XVII–XVIII вв., хотя истоки этой теории находят в трудах некоторых мыслителей Древней Греции V–IV вв. до н. э. К представителям данной теории относятся Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж-Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др. Суть теории состоит в том, что государство есть результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевались либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие, «золотой век» (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога или от Природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти, способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому, чтобы создать в обществе нормальную жизнь и обеспечить естественные права, люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу, представляющему их общие интересы, часть своих прав.

    Теория насилия. Возникла в XIX в. в двух вариантах: как теория внутреннего и как теория внешнего насилия. Основоположником теории внутреннего насилия является Е. Дюринг. Согласно этой теории государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Государство создается как сила, выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества, которая не желает подчиняться воле большинства.

    К основоположникам теории внешнего насилия относят Л. Гумпловича и К. Каутского, которые причины возникновения государства видели в завоевании одного племени или народа другим племенем или народом. Государство согласно теории внешнего насилия создается как аппарат для подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка.

    Марксистская теория (ее нередко называют также классовой). Как и теория насилия, возникла в XIX в. Ее основоположниками были К. Маркс и Ф. Энгельс. Эту теорию полностью разделял В. И. Ленин. В советской науке и науке других социалистических стран она считалась единственно правильной.

    С точки зрения марксистской теории государство возникает как результат раскола общества на антагонистические классы и борьбы между ними. Она рассматривает возникновение государства как естественноисторический процесс, развивающийся по своим собственным законам. Развитие экономики в первобытном обществе приводит к возникновению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы (класс собственников, эксплуататоров и класс несобственников, эксплуатируемых) и классовой борьбе. Государство создается классом собственников как сила, с помощью которой класс несобственников удерживается в повиновении и при необходимости подавляется.

    1. Современные отечественные трактовки происхождения государства.

    Современные теории происхождения государства. Из современных теорий происхождения государства представляется целесообразным рассмотреть кризисную, дуалистическую и теорию специализации. Это теории, которые возникли в отечественной науке постсоветского периода и явились своего рода альтернативой господствовавшей ранее марксистской теории происхождения государства.

    Согласно кризисной теории(ее автором является проф. А. Б. Венгеров) государство возникает как итог так называемой неолитической революции – перехода человечества от присваивающей экономики к экономике производящей. Этот переход, по мнению А. Б. Венгерова, был вызван экологическим кризисом (отсюда название теории), который возник примерно 10–12 тыс. лет назад. Глобальное изменение климата на Земле, вымирание мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей и другой мегафауны поставило под угрозу существование человечества как биологического вида. Сумев выйти из экологического кризиса путем перехода к производящей экономике, человечество перестроило всю свою социальную и хозяйственную организацию. Это привело к расслоению общества, появлению классов и возникновению раннеклассового государства, которое и должно было обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности и само существование человечества в новых условиях.

    Дуалистическая теория(ее авторами являются проф. В. С. Афанасьев и проф. А. Я. Малыгин) тоже связывает процесс возникновения государства с неолитической революцией. Но в отличие от кризисной теории эта теория говорит о двух путях возникновения государства – восточном (азиатском) и западном (европейском). При этом восточный путь возникновения государства рассматривается как универсальный, поскольку считается характерным для государств Азии, Африки и Америки, а западный – как уникальный, ибо присущ только европейским государствам.

    Главная особенность восточного пути возникновения государства видится авторам дуалистической теории в том, что государство формируется на основе сложившегося в первобытном обществе аппарата управления. В зонах поливного земледелия (а именно там возникали первые государства) существовала потребность в строительстве сложных ирригационных сооружений. Это требовало централизованного управления и создания специального аппарата, т. е. органов, должностных лиц, которые бы это управление осуществляли. Органы общественного управления и соответствующие должности создавались для выполнения и некоторых других функций (например, для управления особыми резервными фондами, отправления культов и т. д.). Постепенно должностные лица, выполнявшие функции общественного управления, превращались в привилегированную замкнутую социальную прослойку, касту чиновников, ставшую основой государственного аппарата.

    Для западного пути возникновения государства характерным считается то, что ведущим государствообразующим фактором здесь было разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю, скот, рабов и другие средства производства.

    Теория специализации (ее автор – проф. Т. В. Кашанина), также не отвергая значения неолитической революции в образовании государства, акцентирует внимание на том, что государство есть результат политической специализации, т. е. специализации в управленческой сфере. По мнению автора этой теории, закон специализации – это закон развития окружающего мира. Специализация присуща как биологическому, так и социальному миру. Частной формой проявления данного закона является разделение труда, которое возникло сначала в экономической, а затем и в политической, управленческой сфере. Экономическая специализация заложила материальную основу для возникновения и постепенного развития политической специализации, которая и привела в конечном счете к возникновению государства.


    1. Происхождение права. Основные теории и современные отечественные трактовки происхождения права.

    Основные теории права и подходы к его пониманию. Вопрос о понятии права ни в отечественной, ни в мировой юридической науке не имеет однозначного истолкования, в связи с чем его целесообразно начать с освещения наиболее важных теорий, сложившихся к настоящему времени в мировой науке. К ним относятся: теория естественного права, юридический позитивизм, нормативизм, социологическая теория права, психологическая теория права, марксистско-ленинская теория права. Рассмотрим кратко каждую из них.

    Теория естественного права. Представителями этой теории являются Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж. -Ж. Руссо, А. Н. Радищев и многие другие. Зародилась она в Древней Греции и Древнем Риме, но наибольшее развитие получила в ХVII–ХVIII вв. Во второй половине ХIХ в. была вытеснена юридическим позитивизмом, однако в ХХ в. возродилась вновь. В настоящее время имеет определенное распространение в отечественной юриспруденции.

    Основная идея теории естественного права состоит в том, что в обществе наряду с позитивным правом, которое создается государством, существует и так называемое естественное право, которое не создается никем, а возникает само по себе и вытекает либо из природы человека, либо из природы вещей, либо из универсального вселенского порядка. Позитивное право – это законы, нормы, которые устанавливаются или санкционируются (признаются) государством и, как правило, письменно закреплены. Естественное же право – это неписаное право, которое «живет» в сознании людей, в их представлениях о добре, свободе, справедливости, естественных и неотъемлемых правах, свойственных человеку от рождения (праве на жизнь, равенстве, частной собственности и т. д.). Государство не может посягать на естественные права человека и должно их уважать.

    Поскольку естественное право трактовалось как право, складывающееся в обществе само по себе, оно считалось единственно правильным и рассматривалось в качестве критерия позитивного права. С точки зрения сторонников теории естественного права позитивное право только тогда может считаться правом, когда оно основывается на естественном праве и соответствует ему. Исходя из этого, теория естественного права различает право и закон. Она не сводит право к закону, установленному государством, поскольку последний может и не соответствовать естественному праву.

    Юридический позитивизм. Основные его представители – Д. Остин, К. Бергбом, Г. Ф. Шершеневич. Возник в середине ХIХ в. как теория, оппозиционная теории естественного права. Юридический позитивизм отвергал идею естественного права, считая ее заблуждением. Для него право – это только позитивное право, т. е. нормы, правила поведения, установленные или санкционированные государством и адресованные членам общества. А так как эти нормы закрепляются преимущественно в издаваемых государством нормативных актах, законах, то право и есть законы, установленные государством. Причем, какими бы ни были эти законы, демократическими или недемократическими, гуманными или негуманными, справедливыми или несправедливыми, они все равно являются правом, поскольку теорию юридического позитивизма нравственное или какое-либо иное содержание законов совершенно не интересовало.

    Близким юридическому позитивизму по духу является нормативизм, основоположником которого считается Г. Кельзен. Нормативизм возник в первой половине ХХ в., как «чистое учение о праве». «Чистота» этого учения по Кельзену состоит в том, что оно изучает только право, освобождая право от всего того, что им не является.

    С точки зрения нормативизма право – это сфера долженствования, это ступенчатая система, пирамида норм, содержащих правила должного поведения и закрепленных в законах и иных официальных актах государства. Вершину этой пирамиды составляет некая (гипотетическая) основная норма, которая принимается законодателем за исходную для обоснования всего правопорядка. Из основной нормы вытекают все остальные нормы права, вплоть до так называемых индивидуальных норм, создаваемых судебными и административными органами при решении конкретных дел. Вследствие этого право трактуется как замкнутая регулятивная система, в которой нормы находятся в строгой иерархии (соподчинении), и каждая норма приобретает обязательность благодаря только тому, что соответствует норме более высокой силы.

    Социологическая теория права (социологическая юриспруденция). Наиболее видными ее представителями являются Р. Иеринг, Ф. Жени, Е. Эрлих, Р. Паунд. Зародилась данная теория во второй половине ХIХ в., но основное развитие получила в ХХ в., особенно в США.

    Различные направления этой теории сходятся в том, что право не следует сводить к нормам, выраженным в законах государства. Более того, отдельные ее представители вообще не считают нормы законов правом. С точки зрения социологической юриспруденции право необходимо искать в самих общественных отношениях. Оно есть не что иное, как сложившийся в обществе порядок, сеть конкретных правоотношений, действия их участников. Это так называемое «живое» право, которое нужно отличать от «мертвого» закона. И поскольку закон может не выражать права, судьи и другие должностные лица, применяя закон при решении конкретных дел, вправе его исправлять, корректировать и, опираясь на «живое» право, решить дело по своему усмотрению. Отыскивая право в самих общественных отношениях, они затем закрепляют его в своих решениях, в связи с чем право, как таковое, получает реальное выражение в судебных и административных решениях. Кроме того, социологическая юриспруденция считает, что право получает реальное выражение также в правилах, которые фактически и независимо от государства складываются в деятельности различных объединений людей.

    Психологическая теория права. Ее родоначальником считается русский ученый Л. И. Петражицкий. Возникла в начале ХХ в. Согласно этой теории право является элементом человеческой психики. Оно есть определенные психические переживания, правовые эмоции человека.

    Л. И. Петражицкий подразделял право на позитивное и интуитивное. К позитивному он относил право, выраженное в определенных внешних источниках (законах, кодексах, обычаях и т. д.), а к интуитивному – психические переживания каждого отдельного индивида или группы лиц. По мнению Петражицкого, интуитивное право есть там, где существуют так называемые императивно-атрибутивные переживания, т. е. такие психические переживания, которые связаны с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом, требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. Интуитивное право по отношению к позитивному праву обладает приоритетом и является источником его преобразования, ибо правовые эмоции при определенных условиях объективируются в нормах позитивного права. Кроме того, Петражицкий различал официальное и неофициальное право. Под первым он подразумевал право, которое применяется и поддерживается государственной властью, под вторым – право, которое создается теми или иными социальными группами независимо от государства.

    Марксистско-ленинская теория права. Ее основопо­лож­ники – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Возникла в середине ХIХ в., но основное развитие получила в ХХ в. в советской теории права и теории права других социалистических стран.

    С точки зрения марксистско-ленинской теории право есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, т. е. экономическими, условиями жизни общества, а возведение ее в закон осуществляется государством путем установления или санкционирования определенных норм. В советской юридической науке и юридической науке других социалистических стран право обычно определялось как совокупность (система) общеобязательных норм, которые устанавливаются или санкционируются государством, обеспечиваются им, выражают волю экономически господствующих классов или народа (в социалистическом обществе) и выступают в качестве регуляторов общественных отношений.

    Из рассмотренных теорий вытекает три основных подхода к пониманию права: нормативный, социологический и нравственный. С точки зрения нормативного подхода право – это юридические нормы, правила поведения, которые устанавливаются и/или санкционируются государством. Государство либо само устанавливает юридические нормы, либо утверждает в качестве таковых какие-нибудь неюридические нормы (например, правовые обычаи). Оно может также разрешить установление таких норм негосударственным организациям или народу. Нормативный подход наиболее ярко выражен в теории юридического позитивизма, в связи с чем его нередко называют позитивистским. Проявляется он также в нормативизме и марксистско-ленинской теории права.

    Сторонники социологического подхода право видят не в нормах, установленных или санкционированных государством, а в самой жизни, в конкретных общественных отношениях, в массовом правосознании и даже в нормах, складывающихся в обществе независимо от государства. Этот подход выражен в первую очередь в социологической теории права, имеющей достаточно много направлений. По мнению ряда исследователей, данный подход проявляется также и в психологической теории права.

    Согласно нравственному подходу (его называют также философским) право – это определенные идеи, представления людей о свободе, равенстве, справедливости, естественных правах человека, иных социальных ценностях. Для сторонников нравственного подхода правом являются не столько нормы, установленные государством и выраженные в его законах, сколько естественное право, складывающееся в обществе до и независимо от государства. Проявление данного подхода к пониманию права наиболее отчетливо выражено в теории естественного права.

    В современной отечественной теории государства и права, пожалуй, не встретишь какой-либо из этих подходов в чистом виде. Многие исследователи предпочитают опираться на так называемый интегративный подход, который призван объединить все ценное, что присуще и нормативному, и социологическому, и нравственному подходам.


    1. Многообразие взглядов на понятие государства и основные подходы к его пониманию.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


    написать администратору сайта