экзамен. Теория государства и права как наука предмет, методы, функции
Скачать 461.07 Kb.
|
94. Национальный (внутригосударственный) механизм защиты прав человека. Правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. Основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции и других важнейших законодательных актах, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина. Для современного юридического статуса личности в Российской Федерации характерны такие особенности, как крайняя его неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих механизмов, неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность. Возникновение понятия «права человека», т. е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V—IV вв.до н.э. древнегреческие мыслители (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. Далее: Вирджинская декларация (1776 г.), положенная в основу Билля о Правах, Конституции США (1791 г.), Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.), Декларация прав человека и гражданина (1991 г.), Конституция Российской Федерации (1993 г.). 3 поколения прав: 1.17-18 вв: равенство, права на жизнь, свободу, безопасность, неприкосновенность личности и жилища и т.д. 2.1900-1950 гг: право на труд, на отдых, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, защита материнства и детства и др. 3.1950-2000: право на мир, на благоприятную окружающую среду, право на развитие, право на информацию и др. Права человека – это права, объективные по своей сущности, неотъемлемые, естественные, принадлежащие человеку как таковому, поскольку он человек, то есть в силу самой его человеческой природы. Гегель, например, отмечал, что человек как таковой имеет право на свободу. Права человека представляют собой определенные социальные притязания, меры социально оправданной свободы поведения человека, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека. Права человека являются непосредственно-социальными: они фиксируются и существуют вне каких-либо внешних форм социального опосредования. Есть непосредственная связь между феноменом прав человека и идеей естественного права, которая базируется на объективном существовании исходных, социально оправданных и социально необходимых условиях (правах и свободах) жизни человека. При этом в рамках идей естественного права и прав человека оправдана и постановка вопроса о естественных, непосредственно-социальных обязанностях человека перед обществом (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека). Права человека являются разновидностью непосредственно-социальных прав, если иметь в виду также существование непосредственно-социальных прав социальных общностей (народов, наций, различных ассоциаций и др.). Хотя непосредственно-социальные права коллективов можно расценивать и как форму выражения и средство осуществления человеческих прав индивида. И в этом качестве, как справедливо замечает проф. Лукашева, непосредственно-социальные права коллективов должны проходить проверку «человеческим измерением», то есть правами индивида. Несмотря на возможность констатации и фиксации прав человека как таковых, как объективно существующих явлений, их механизм воплощения в жизнь, механизм выхода на поведенческий уровень достаточно сложен. Объем прав человека, их реализация зависят от состояния общества, уровня его развития и характера организации, от того, в какой степени права человека освоены общественным сознанием. Эффективность реализации прав человека зависит и от их нормативного оформления, включения в той или иной форме (в качестве норм обычаев, норм морали, норм права и др.) в систему нормативного регулирования общества. В связи с процессом развития прав человека и прогрессом общества в целом выделяют несколько поколений прав человека. Первое поколение — права человека, обеспечивающие индивидуальную свободу, защиту от какого-либо вмешательства в осуществление прав члена общества и политических прав: свобода слова, совести и религии; право на жизнь, свободу и безопасность; равенство перед законом; право на правосудие и др. Второе поколение - социальные, экономические и культурные права: право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение; право на отдых; право на образование и др. Третье поколение - коллективные права (стали формироваться после второй мировой войны): право на мир, на здоровую окружающую среду, на ядерную безопасность и др. При всем современном многообразии прав человека и различии теоретических подходов к этой проблеме можно выделить исходные, основополагающие права человека, которые составляют базу всего комплекса прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на равенство (исходное, «стартовое» равенство людей). Эти основные права человека как исходные начала закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., которая представляет собой документ негосударственного характера, впервые в истории человечества распространивший права человека на всех людей планеты. Права и свободы человека с этого момента перестали быть только внутренним делом государства. 95. Международно-правовой механизм защиты прав человека. При всем современном многообразии прав человека и различии теоретических подходов к этой проблеме можно выделить исходные, основополагающие права человека, которые составляют базу всего комплекса прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на равенство (исходное, «стартовое» равенство людей). Эти основные права человека как исходные начала закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., которая представляет собой документ негосударственного характера, впервые в истории человечества распространивший права человека на всех людей планеты. Права и свободы человека с этого момента перестали быть только внутренним делом государства. Кроме названной Декларации были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). На основании этих документов человек стал субъектом международного права. Эти международно-правовые акты имеют приоритет над внутренним законодательством стран-участниц, и их гражданин имеет право обратиться в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (аналогичная норма содержится в ст. 46 Конституции Российской Федерации). 96. Правозащитная деятельность в гражданском обществе. Рассмотрим понятие правозащитной деятельности. Для начала соотнесем понятия правоохранительной и правозащитной деятельности. Правоохранительная деятельность понимается как работа органов публичной власти по профилактике и пресечению правонарушений, а правозащитная деятельность связана с восстановлением нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, правозащитная деятельность имеет следующие признаки: а) она направлена на восстановление нарушенных прав и свобод граждан; б) в ней должны использоваться только правовые средства и способы защиты прав и интересов граждан; в) защищаются права граждан Российской Федерации, хотя законодательство допускает участие в общественно-политической жизни в России иностранных граждан и лиц без гражданства, и их права в таких случаях должны быть защищены в той же мере, что и права российских граждан. Наиболее широкое понятие звучит следующим образом: это систематическая работа различных субъектов правозащитной структуры России (публичных - государственных и муниципальных органов - и непубличных - институтов гражданского общества), направленная на восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Она ориентируется на положительный результат – восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, осуществляется определенными средствами, характерными для ее конкретных субъектов, и предполагает сам процесс. Содержание правозащитной деятельности составляет целесообразное положительное изменение ситуации с нарушениями прав человека и преобразование ее в интересах человека, общества и государства. Само гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся не коммерчески направленных ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса. Защита прав и свобод личности обеспечивается не только государственными мерами, но и индивидуальными возможностями гражданина, который вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами – право на самозащиту (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). Так, с учетом вышеназванного определения гражданского общества, можно предположить, что субъектом правозащитной деятельности в рамках данного вопроса являются исключительно непубличные формирования – институты гражданского общества, потенциал которых раскрывается в том числе при реализации субъектом своего права на самозащиту. Нередки случаи обращения в третейские суды, чрезмерно распространены частные нотариусы. Сама по себе самозащита предполагает использование различных способов, например, обращение в средства массовой информации; публичные выступления; объединение с другими гражданами для отстаивания своих прав и законных интересов; обращение в правозащитные организации; фактические действия, включая необходимую оборону, крайнюю необходимость и др. Правозащитная деятельность субъектом предполагает широкий спектр действия человека, в том числе и право воспользоваться помощью других лиц и организаций негосударственного профиля. Современные направления правозащитной деятельности. Анализируя современные направления правозащитной деятельности и тенденции развития правозащитного движения отмечают следующие аспекты: На стадии зарождения правозащитного движенияи его начальной деятельности правозащитники проводили работу по защите всего спектра прав личности. Это происходило, во-первых, по причине недостатков в правовом регулировании статуса личности, а, во-вторых, в связи с довлеющим положением государства. Следующий этап развития правозащитного движениясвязан с деятельностью общественных объединений по укреплению правового положения человека, которое с принятием Конституции России нашло свое отражение в законодательстве. Активность правозащитников в этой связи была направлена на создание положительной правоприменительной практики, позволяющей реализовать конституционную декларацию о приоритете личных интересов. Настоящий этап развития правозащитной деятельностихарактеризуется определенной дифференциацией интересов в работе общественных организаций. Этот процесс заключается в распределении между общественными организациями социальных сфер, в которых проводится работа по отстаиванию интересов и защите прав граждан: права пенсионеров, прав женщин, права репрессированных, права и интересы несовершеннолетних, права военнослужащих и солдатских матерей и т.д. Перечислим некоторые примеры правозащитных организаций: Екатеринбургское движение против насилия (первоначальная цель состояла в помощи призывникам, не желающим служить в армии по убеждениям или вероисповеданию); Международное историко-просветительское правозащитное и благотворительное общество "Мемориал" (Главное направление состояла в сохранении памяти о политических репрессиях); Московская Хельсинкская группа (ее цель - содействие практическому выполнению гуманитарных статей Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)). 97. Понятие и признаки правового государства. Возникновение и историческое развитие идеи правового государства. Независимо от представлений о правовом государстве (или как бы оно ни называлось), существование последнего неизменно ассоциировалось с торжеством гуманизма, закона и законности, добра и справедливости. Господство права и верховенство закона в своем конкретном содержании реализуют в правовом государстве принцип «вся власть закону», который является основным императивом государственно организованного общества. Господство права - и все подчиняются правовым предписаниям, принятым в установленном порядке, не допуская произвола, злоупотребления правом. Верховенство закона - и все признают, что основополагающим в таком обществе является закон, принятый законодательным органом, и все другие подзаконные акты должны соответствовать закону. А высшую юридическую силу имеет Конституция, и все это тоже признают и соблюдают. Все другие законы должны соответствовать Конституции. По Венгерову, правовое государство обеспечивает, обслуживает гражданское общество. Признаки правового государства: верховенство права (по Марченко, именно закона) — ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная или общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону разделение властей (для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга законодательная, исполнительная и судебная власти + власть СМИ (информационное обслуживание - это новая и важная функция правового государства) наличие разветвленной фактически действующей системы права и свобод, обязанности и ответственности члена гражданского общества (гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан + принцип взаимной ответственности государства и граждан; система взаимных сдержек и противовесов) создание и поддержание демократии реализация свободы личности высокий уровень политического и правового сознания людей Возникновение и развитие идеи: Диалоги Платона "Государство", "Законы" и др.: там, где "закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью", неизбежна "близкая гибель государства". "Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях". Только там, заключал Платон, "где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги". Аристотель: "не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Там, где отсутствует "власть закона", там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем". Цицерон "О государстве", "О законах", "Об обязанностях": государство — "общий правопорядок», "соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Сторонник естественного права; Оперируя понятием "истинный закон", Цицерон рассматривал его как "разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им…"; любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы "кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами»; "под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане». Сенека трактаты "О счастливой жизни", "О милосердии", "О спокойствии души", "Нравственные письма к Луцилию»: гуманистические идеи; все люди равны между собой в том смысле, что они являются "сотоварищами по рабству", одинаково находясь во власти судьбы. Древний Китай: "в государстве должен царить порядок", основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а "управление страной должно соответствовать спокойствию", быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо "страна управляется справедливостью" Кант: Государство выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности. По Марченко, всю историю формирования и развития идей правового государства в России можно разделить на три периода: первый этап - со второй половины XIX в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г.; второй - с 1917 по 1985 г.; и третий этап - с 1985 г. и вплоть до настоящего времени. В России конца XIX в. в российской государственно-правовой жизни и идеологии сформировались идеи, созвучные идеям правового государства (ограничение самодержавия, упоминания о законах как основе управления страной, отход от идеи незыблемости чрезвычайно-указного права и переход на позиции верховенства закона). Особенности: 1) становление и развитие идей правового государства под сильным воздействием западных демократических идей, 2) осуществлялось в условиях сохранения сильной самодержавной власти, в противоборстве (явном или скрытом) с идеями просвещенного абсолютизма, 3) осуществлялись на фоне и в контексте бурных академических дискуссий о соотношении государства и права не только на этом этапе, но и на самой первой, изначальной стадии их возникновения и развития (что является первичным, а что - вторичным: государство или право?) В плане не только теоретической разработки, но и практического внедрения в жизнь идей правового государства период с 1917 по 1985 г. в российской государственно-правовой истории был, несомненно, шагом назад. Значительный шаг в развитии идей правового государства в России был сделан за период с 1985 г. по настоящее время, за годы так называемой перестройки и постперестройки. В Конституции Российской Федерации 1993 г. были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, принцип верховенства закона, принцип разделения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, и др. |