Главная страница
Навигация по странице:

  • С переходом к производящей экономике усложнилась орга­низация производства, возникла потребность в новых управ­ленческих, организационных функциях.

  • . Разрушение родовой общины и переход к государ­ственной организации осуществлялись в результате имуществен­ного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы

  • Право организует политическую власть, является средством осуществления политики конкретного государства, а государство устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы

  • Теория общественного договора

  • Материалистическая теория

  • ТГП. Теория государства Объект, предмет и методология теории государства и права


    Скачать 170.29 Kb.
    НазваниеТеория государства Объект, предмет и методология теории государства и права
    Дата15.05.2021
    Размер170.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаAkt_probl_teor_gos_i_pr2020 (1).docx
    ТипДокументы
    #205251
    страница2 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

    Происхождение государства


    Государство явилось закономерным этапом в развитии человеческого общества и знаменует собой переход от естественного состояния общества к цивилизованной форме совместного про­живания людей. Государство является аппаратом управления общественными процессами. Оно призвано содействовать раз­витию общества, удовлетворению общественных потребностей. Наиболее важные общественные отношения регулируются го­сударством посредством права.
    В истории человечества был достаточно длительный период, когда оно существовало и развивалось без государства и без права. Человек современного кроманьонского типа появился около 40 тыс. лет назад, а первые государства возникли лишь 5—6 тыс. лет назад. Лежащая в основе догосударственного общества при­сваивающая экономика включала в себя охоту, собирательство, рыболовство. Человек использовал то, что давала ему природа.
    В истории развития первобытного общества выделяют три основных этапа: первобытное стадо, родовая община и разложение родовой общины. В условиях первобытного стада суще­ствовали весьма примитивные орудия труда (камни, палки), но само их наличие поднимало человека над животным миром. В позднем палеолите на смену первобытному человеческому стаду приходит родовой строй, основанный на кровном родстве, об­щей собственности и совместном ведении хозяйства. В процессе совершенствования орудий труда присваивающая экономика постепенно вытесняется производящей экономикой. В науке этот период называют «неолитической революцией». Именно тогда зародилось скотоводство и земледелие, появились ремесла. В усложнившемся домашнем хозяйстве господствующее поло­жение стали занимать женщины (матриархат).
    С развитием скотоводства, плужного земледелия усиливает­ся значимость мужского труда и на смену матриархату прихо­дит патриархат, а на смену групповому — парный брак.
    Складывается патриархальная семейная община, характер­ная для заключительной стадии родового строя. Источником власти являлась вся родовая община. Все важнейшие вопросы решались на общем собрании. Повседневное управление осуще­ствлял старейшина, избираемый всеми членами рода. Власть, построенная на началах первобытной демократии, опиралась на авторитет, обычаи, а также и на возможность жесткого при­нуждения, исходящего от всего рода (карательные органы от­сутствовали).
    С переходом к производящей экономике усложнилась орга­низация производства, возникла потребность в новых управ­ленческих, организационных функциях. Общественное разде­ление труда, специализация и разделение функций заметно уве­личили производительность труда и способствовали нарастанию социального неравенства, отделению верхушки общества от ос­новной массы производителей и присвоению ими накапливае­мого прибавочного продукта. Наряду с такими общими законо­мерностями, как появление частной собственности, деление об­щества на классы, на процесс возникновения государства по­влияли:
    - демографические факторы (переход от кочевого к оседлому образу жизни, к моногамной семье);
    - психологические факторы (природный страх человека, понимание необходимости создания органа управления, стоящего над обществом);
    - антропологические факторы (стремление к коллективно­му совместному проживанию, несмотря на эгоизм и агрессивность человека);
    В большинстве регионов Азии, Африки первые государства возникли в зонах поливного земледелия, что требовало прове­дения крупномасштабных ирригационных работ и вело к необ­ходимости единого централизованного руководства огром­ными массами людей. Здесь устойчивой оказалась социально-экономическая структура родового строя, земельная община, коллективная собственность. Общинники считались свободны­ми, но постепенно и земля, и жизнь всех подданных стали соб­ственностью государства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом. Таким образом, в основе экономики лежала государственная форма собственности, а частная собственность имела второстепенное значение.
    Образование государства на Западе происходило иначе, чем на Востоке. Разрушение родовой общины и переход к государ­ственной организации осуществлялись в результате имуществен­ного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. С точки зрения марксистской методологии считалось, что этот путь формирования государства является типичным и характерным для всех регионов. Однако современ­ные исследования доказывают, что раскол общества на классы был ведущим государственно-образующим фактором лишь в Древних Афинах и Риме. Таким образом, западный путь можно назвать не типичным, а уникальным, характерным лишь для вышеназванных государств.
    Своеобразным был путь формирования государства у древ­них германцев и славян. Появление государства ускорилось за­воеванием ими владений Римской империи и неспособностью родоплеменного строя обеспечить управление на большой тер­ритории, вследствие чего возникла потребность создания госу­дарственных административно-территориальных структур.
    Древнейшие государственные образования первоначально возникали как города-государства. Селение, в котором жили свободные общинники — земледельцы, превращается из родо­вой общины в соседскую. Оно выделяется в хозяйственный и религиозный центр — город. Этот центр с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью и становится го­родом-государством.
    Право как социальный институт возникает практически вместе с государством. Причины и условия возникновения права во многом аналогичны причинам, породившим государство, так как они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть, является средством осуществления политики конкретного государства, а государство устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы. В первобытном обществе отношения между людьми регулировались главным образом обычаями (мононормами). Они расценивались как данные свыше. Наиболее ценные из них, проверенные многими поколениями, были санкционированы го­сударством и стали источником права (обычным правом). В от­личие от мононорм, правовые нормы фиксируются в письмен­ных источниках, содержат четко сформированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты, исходящие от государства, и охраняются специальными органами государства.
    Существует множество теорий, объясняющих происхожде­ние государства.
    Теологическая теория. Государство рассматривалось как явление, дарованное людям «свыше». Проникнуть в тайну бо­жественного замысла, а следовательно, постичь природу госу­дарства с точки зрения авторов теории — А. Августина, Ф. Аквинского — невозможно, а потому следует лишь верить и безро­потно подчиняться правителям.
    Патриархальная теория. Ее основателями считаются Пла­тон и Аристотель, которые считали, что возникновение госу­дарства есть результат разрастания патриархальной семьи, гла­ва которой становится монархом, являющимся отцом всех под­данных.
    Теория общественного договора была разработана в тру­дах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, А.Н. Радищева. Согласно этой теории, до появления государ­ства люди находились в «естественном состоянии», которое раз­ными авторами понималось по-разному. Для Руссо это означа­ло неограниченную личную свободу, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Ради мира и благополучия люди зак­лючают между собой договор о создании государства, добровольно передав ему часть своих прав. Суверенитет принадлежит наро­ду, а правители как уполномоченные народа обязаны отчиты­ваться перед ним и сменяться по его воле.
    Органическая теория получила широкое распространение в трудах Г. Спенсера. Государство понимается как результат эволюции животного мира — это организм, отношения, между частями которого аналогичны отношениям между частями жи­вого существа. Социальная эволюция понимается лишь как разновидность эволюции биологической.
    Теория насилия разрабатывается втрудах Дюринга, Гумпловича, Каутского. Причину происхождения государства они видели в военно-политических факторах — насилии, порабоще­нии одних племен другими. Для управления завоеванными тер­риториями нужен аппарат принуждения, которым и стало го­сударство.
    Психологическая теория (Н.М.Коркунов, Л. Петражицкий, 3. Фрейд). Сторонники этой доктрины обосновывают про­исхождение государства и права особыми свойствами челове­ческой психики: потребностью подчиняться, подражанием. Го­сударство понимается как продукт противоречий между силь­ными, активными личностями и пассивной массой, способной лишь подчиняться.
    Материалистическая теория (классовая). Основными представителями этого учения являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Они связывают появление государства сестественны­ми процессами возникновения семьи, частной собственности, расколом на этой основе общества на классы и созданием эконо­мически господствующим классом государства, ставшего орга­ном насилия и подавления неимущих классов.
    В настоящее время в отечественной науке доминирует многофакторный подход к первоначальному возникновению государства.Этот процесс рассматривается как обусловленный различными причинами. Весьма трудно и едва ли возможно выделить ведущий фактор, детерминирующий процесс возник­новения государства. Существует определенное научное согла­сие в характеристике предпосылок образования государства, среди которых выделяются экономические, демографические, экологические, психологические, военно-политические и дру­гие факторы. Многофакторный подход впонимании причин про­исхождения государства позволяет учитывать разнокачественность государства и всего дальнейшем развитии.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта