ТГП. Теория государства Объект, предмет и методология теории государства и права
Скачать 170.29 Kb.
|
Государство и этносПервый состоит в том, что этнос – это исторически возникшая общность людей, которая обладает общностью территории, языка, культуры, религии, другими общими признаками. Сторонники данного подхода исходят из того, что этнос – явление социальное, ибо он не существует вне собственных социальных институтов различных уровней – от семьи до общества. Следовательно, этнос подчинен законам развития общества и не имеет собственных закономерностей. Этнические отношения являются частью социальных, поэтому этнос и представляет собой социальный институт. Согласно второму подходу, этнос – это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени. Сторонники этого подхода исходят из того, что этнос – явление биологическое и рассматривают его как систему, являющуюся связующим звеном между социальным и биологическим, причем биологические признаки играют определяющую роль. В настоящее время насчитывается более 2 тысяч этносов. Количество их не постоянно, одни этносы возникают, другие распадаются и исчезают. Чтобы проследить эволюцию этносов, соотношение их с государством, этносы классифицируют по различным критериям. Сторонники первого подхода классифицируют этносы: по их основным признакам (языку, территории, культуре, религии); по их особенностям (социально-классовой структуре и численности); по совокупности признаков и особенностей. Классификация этносов по языку проводится с целью выявления их генеалогического происхождения. Выделяют 13 основных семей. Каждая семья подразделяется на группы, группа на ветви, ветвь на этносы. Так, индоевропейская семья подразделяется на славянскую, германскую и романскую группы. Славянская группа – на восточную, западную и южную ветви, восточная ветвь – на русский, украинский, белорусский этносы. Но данная классификация не учитывает то, что языковая близость не всегда совпадает с этнокультурой. Классификация этносов по территориальному признаку предполагает их объединение по крупным географическим, историко-географическим областям. Выделяют 55 таких объединений. Такая группировка этносов отражает как сходство природных условий их жизни, так и сходство в типе хозяйства и материальной культуры. Но данная классификация не отражает возможное различие этносов в рамках одного территориального объединения. Классификация этносов по признаку культуры проводится в виде группировки этнических общностей по отдельным элементам их культуры: материальной и духовной. При этом не учитывается, что различные этносы могут иметь сходные элементы культуры, а части одного крупного этноса обычно различаются в данной области. По религиозному признаку этносы подразделяются на народы, имеющие племенные, национальные и мировые (православная, католическая, мусульманская) религии. По социально-классовой структуре этносы подразделяют по социальным группам с учетом общественно-экономической формации. При этом этносы подразделяются на племена – этнические общности первобытнообщинной формации, характеризующиеся кровнородственными связями; народности – этнические общности рабовладельческой и феодальной формаций, характеризующиеся территориальными связями; нации – этнические общности капиталистической и социалистической формаций, характеризующиеся экономическими связями; народы – этнические объединения, в которых происходит смешение и слияние однородных и разнородных этнических общностей; этнические меньшинства, которые подразделяются на малочисленные коренные народности, национальные меньшинства, являющиеся частью этнической общности нации за пределами ее обитания, и этнографические группы – части этноса, развивающиеся самостоятельно за пределами его обитания и сохранившие этническое единство. Но в данной классификации также есть определенные недостатки: во-первых, один и тот же этнос может существовать в разных общественных формациях; во-вторых, в рабовладельческой и феодальной формациях существуют этносы, которые нельзя отнести к народностям; в-третьих, состав каждого этноса разделяется на противостоящие друг другу социальные группы, что разрушает его единство. Таким образом, все эти классификации противоречивы и не дают единого представления об эволюции того или иного этноса. Поэтому этносы классифицируют по совокупности присущих им признаков и особенностей. Но нет ни одного признака, который был бы присущ всем этносам. Это заставляет ученых продолжать поиски новых критериев классификации этносов. Этнос относится к явлениям, оказывающим все возрастающее воздействие на деятельность государства. Процесс жизнедеятельности современных народов и государств характеризуется тем, что на него влияют две противоположные тенденции: экономико-политической интеграции и этнической дифференциации. Тенденцию экономико-политической интеграции стимулируют два основных фактора – экономика и научно-технический прогресс. Они приводят современные народы и государства к все большему сближению на многих уровнях. В то же время, на всех этапах существования этнос взаимодействует с окружающим миром определенным, лишь ему присущим образом. Возникнув, этнос занимает наиболее приемлемый для его жизнедеятельности ландшафт, вырабатывает свою систему правил поведения. Постепенно складываются его обычаи, язык, культура, религия. Все эти особенности и предопределяют этническую дифференциацию. Для гармоничного развития этноса необходимо относительное равновесие этих двух тенденций: интеграции и дифференциации. Процесс соотношения этноса и государства, с учетом различных подходов к понятию этноса, рассматривают с двух позиций: в рамках взаимоотношений государство – общество, когда под этносом понимается социальное явление, и в рамках взаимоотношений государство – природа, когда под этносом понимается явление биологическое. Сторонники первого подхода считают, что этносом можно управлять путем разработки оптимальной социальной политики в национальных отношениях, руководства ее развитием, в том числе планирования, организации, регулирования и контроля, преодоления национальных противоречий, обеспечения стабильности и совершенствования структурно-функционального единства этноса. Это предполагает, с одной стороны, зависимость этноса от государства, в том числе субъективное воздействие на этнос со стороны лиц, стоящих во главе государства и его органов, а с другой – не раскрывает особенности этого соотношения на различных фазах развития этноса. При таком подходе государство вправе произвольно определять грани взаимоотношений с этносом. Сторонники второго подхода утверждают, что в этносе, в отличие от общества, работают не сознательные решения, а ощущения и условные рефлексы и этнос взаимодействует с окружающим миром как часть природы, а не как часть общества. В этом случае умаляется роль государственного фактора. Процесс же соотношения государства и этноса взаимообусловлен, и проявляется, с одной стороны, в воздействии государства на этнос – защите, обеспечении свободного развития этноса или его разрушении посредством проведения соответствующей политики, а с другой стороны в воздействии этноса на государство – влиянии на форму государственного устройства, на политику, функции, особенности развития государства. Важную роль играет также соотношение государственного и национального суверенитета. Государство обеспечивает суверенитет наций, проживающих на его территории. Национальный суверенитет – это верховенство и независимость нации в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности. Национальный суверенитет обеспечивает возможность самоопределения нации для сохранения своей самобытности, языка, культуры, истории. Осознание своих национальных особенностей является закономерным этапом развития нации. Государство при этом должно выражать как общие интересы всех объединяющихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Российская Федерация – многонациональное полиэтническое государство. В полиэтническом государстве рациональное правовое регулирование должно базироваться на взаимосогласованности национальных и государственных интересов. Только юридическое, политическое и экономическое равенство наций обеспечивает гармонию и стабильность межнациональных отношений. Поэтому главная задача государства заключается в создании благоприятных условий для развития этносов, включении их в многонациональный процесс. Национально-государственное устройство России закреплено в Конституции РФ в 3 главе. В составе Российской Федерации 32 субъекта сформированы по национальному признаку, из них 21 республика, одна автономная область и 10 автономных округов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других областях. Государство в ст.19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка и происхождения. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой принадлежности. Согласно ст.26 Конституции РФ каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения. П.2. ст.29 Конституции РФ запрещает пропаганду расового, национального, языкового превосходства. Одной из центральных проблем является разработка научно обоснованной стратегии государства в национальном вопросе. 15 июня 1996 г. Указом Президента РФ № 909 была утверждена Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Она представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений. Данная Концепция призвана стать ориентиром для органов власти всех уровней при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина. На межнациональные отношения в настоящее время оказывают влияние следующие взаимосвязанные тенденции общественного развития: стремление народов к самоопределению и объективный процесс интеграции российского общества; возрастающая самостоятельность субъектов РФ и воля граждан к упрочению общероссийской государственности; потребность в проведении общего курса экономических и политических реформ и разные социальноэкономические возможности регионов, обусловленные их исторической и хозяйственно-культурной спецификой; стремление сохранить и развивать национально-культурную самобытность и приверженность духовной общности народов России. Согласно концепции, основными национальными проблемами, требующими решения, являются: а) развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов РФ и целостности Российского государства; б) развитие национальных культур и языков народов РФ, укрепление духовной общности россиян; в) обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств; г) достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; д) поддержка соотечественников, проживающих в государствах – участниках СНГ, а также в Балтии, содействие развитию их связей с Россией. В Концепции разработаны основные принципы, цели и задачи государственной национальной политики, а также механизмы ее реализации. Основные цели государственной национальной политики РФ состоят в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочнении общероссийской гражданской и духовнонравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью. При этом национальная политика может стать консолидирующим фактором лишь тогда, когда будет отражать многообразные интересы народов России, иметь четкие механизмы их согласования. Понятие и структура политической системы общества Структура общества может быть представлена в виде различных взаимодействующих систем: политической, социальной, экономической, правовой и других. При этом системная организация оказывается одной из самых важных структур общества и позволяет с наибольшей полнотой разобраться во многих сторонах жизни общества, в том числе в соотношениях государства с другими политическими элементами общества. Категория политической системы общества в научный оборот вошла сравнительно недавно. Основополагающие идеи о политической системе общества были сформулированы в теории государства на рубеже 60-70-х г.г. XX в. Данное понятие пришло из социологии (Г. Спенсер, Э.Дюркгейм) и сформулировано в работах американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда. Политическая система общества – это совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Основным назначением политической системы общества является обеспечение целостности, единства действий людей в политике. Она позволяет глубже проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Таким образом, политическая система связана с особой сферой деятельности людей – политикой, а также с экономическим базисом общества. Политическая система, в конечном счете, регулирует производство и распределение социальных благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее. Но, несомненно, что элементами политической системы являются, прежде всего, социальные институты. Поэтому в теории государства и права как науки юридической выделяют элементы политической системы общества, опосредованные правом: – государство; – политические партии; – общественные движения; – общественные организации; – органы местного самоуправления; – граждане. Государство и другие элементы политической системы общества Решающую роль среди всех составных частей политической системы общества играет государство, являясь объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории развития общества. Особое место государства в политической системе общества обусловлено следующими факторами. Во-первых, государство – это единственная полновластная политическая организация общества в масштабе всей страны, объединяющая всех без исключения его граждан. Это основная форма политической интеграции общества на строго ограниченной территории, подчиненной определенному виду политического господства. Во-вторых, государство определяет основные направления развития общества в интересах всех его членов. Оно призвано выражать интересы не отдельных групп, слоев населения, а всего общества в целом. В-третьих, государство является единственным носителем суверенитета, основным источником реализации политической власти. В-четвертых, государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения. В-пятых, государство располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения. В-шестых, государство обладает монополией на правотворчество, устанавливает общеобязательные для общества правила поведения. Таким образом, государство является особым звеном в политической системе общества. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью все структурных элементов, выполняет личность. Государство как главная организующая сила общества призвано обеспечить деятельность всех негосударственных элементов политической системы общества. Государство предоставляет гражданам конституционные права на объединение в общественные организации и создает необходимые условия для успешной их деятельности. Общественные организации пользуются широкими политическими свободами слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Государство оказывает им материальную поддержку, закрепляет за ними собственность. Кроме того, государство определяет правовое положение общественных объединений, политических партий, при этом не вмешиваясь в их внутреннюю жизнь, а ограничиваясь лишь регистрацией. Деятельность общественных организаций находится под охраной государства. Защиту прав и интересов общественных организаций осуществляют суд, прокуратура и другие государственные органы. В тоже время государство осуществляет надзор за соблюдением общественными организациями требований закона и обеспечивает их выполнение. В политическую систему общества входят политические партии. |