ТГП. Теория государства Объект, предмет и методология теории государства и права
Скачать 170.29 Kb.
|
Государство и религияРелигия – это совокупность идей, взглядов, представлений относительно природы, общества и самого человека, а также правил поведения, основанных на религиозном мировоззрении. В отличие от науки религия основывается не на знании, а на вере. Для ее усвоения не требуется почти никаких знаний. Это обеспечивает ей массовость и глубокое проникновение в сознание и быт людей. Какие мировые религии существуют? Христианство; Ислам; Буддизм; Иудаизм. Христианство. Христианская вера строится на том, что Иисус из Назарета есть Господь и Спаситель. По учению христианства, Бог един, но в нем существуют три личности Отец, Сын и Святой Дух. По церковной догматике, после смерти людей ждет рад или ад - это решится на Страшном суде. Христианство делится на православие, католицизм, протестантизм. Ислам. Ислам в переводе с арабского слово означает покорность. Мусульмане исповедуют, что нет никакого божества, кроме Аллаха. По преданию, Аллах передал пророку Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием. Мусульманский мир разделен на два больших течения — сунниты и шииты. Буддизм. Буддистское Учение возникло в Древней Индии. Основатель - Будда Шакьямуни. Свою философию он свел е четырем пунктам: мир полон страданий, причина страданий есть результат моей плохой кармы, порождаемой привязанностью ко всему земному, страдание можно прекратить, существует путь для прекращения страданий. Будда достиг прозрения через медитацию. Иудаизм. Приверженцы иудаизма верят, что существует один Бог — создатель всего. Название религии происходит от ветхозаветного Иуды. Почитают две основные книги - «Пятикнижие» и «Тору», которые полностью регламентируют жизнь иудея. Иудаизм предполагает приход Мессии — пророка Бога - который вернет человечество к исполнению законов творца. Па́пство — богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий па́пу ри́мского видимым главой всей Католической церкви. Папа также является верховным правителем Святого Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция. реальная абсолютная власть над католической церковью – а это, извините, более 1,2 млрд. человек в мире; · пожизненный титул, благодаря которому понтифик имеет право без советов со стороны провозглашать святых, отлучать людей от церкви, распоряжаться имуществом католиков и делать еще много другого. Так что папа римский – чин не «для галочки», но весьма сильная власть; · право руководить финансовыми потоками католического мира – доходами от туризма, пожертвованиями… Последние из-за своей колоссальности точному подсчету не поддаются, по крайней мере, официальному. Так, только в одних США каждый год люди жертвуют порядка 15 млрд. долл.; · право инвестировать большие денежные суммы в промышленность развитых государств, приобретать акции, допустим акции IBM и General Motors; · 200 тыс. храмов в 160 странах всего мира; · десятки тысяч домов, земельных участков, квартир по всему миру, в частности много большой недвижимости в Европе и Латинской Америке; · 17 ТВ-каналов; · 170 радиостанций; · несколько сотен газет и других печатных изданий; · автомобили и другая техника, а также охрана ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА - в праве принцип, предполагающий невмешательство государства во внутренние дела Церкви и неучастие Церкви в государственном управлении, обеспечивающий свободу граждан в определении своего отношения к религии и религиозной принадлежности. Требование об отделении Церкви было выдвинуто мыслителями эпохи Просвещения и направлено против ср.-век. порядков, когда определённая вера была обязательной, имела публичное значение и сказывалась на правовом положении человека. В совр. государствах положение об отделении Церкви содержится в большинстве конституций, в том числе в российской. В Советской России отделение Церкви от государства было произведено декретом СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23.1(5.2).1918 года и закреплено Конституцией РСФСР 1918 года. Преподавание религиозных вероучений в общеобразовательных учебных заведениях было запрещено, собственность Церкви объявлена «народным достоянием» (смотри Изъятие церковных ценностей). Све́тское госуда́рство — государство с устройством, где религия отделена от власти, и которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования. Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями (точнее — медико-биологической целесообразностью), а не религиозными предпосылками. В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия является в нём прерогативой государства. В светском государстве последователи всех религий равны перед законом. Цезаропапизм Термин происходит от лат. Caesar - «цезарь» и лат. Papa - «папа». Данный тип обозначает такие отношения светской и религиозной власти, когда глава государства выступает главой церкви, т.е. государство присваивает себе церковную власть, ставя тем самым её в зависимость от государственной идеологии. В настоящее время система цезарепапизма продуктивнее всего существует в протестантских странах, имеющих не одну церковь (Греция, Великобритания, Дания и др.). Папоцезаризм Данный термин обозначает прямо противоположное явление вышеизложенному, т.е. когда государственная власть в стране осуществляется церковными служащими, которые заменяют собой всех светских чиновников и, соответственно, их функции. Хотелось бы заметить, что изначально он употреблялся лишь в случае с Папой Римским. Лишь позже его начали использовать в аналогичных ситуациях. Такая модель взаимодействия церкви и государства также характерна для ряда восточных стран, в которых государственной религией является ислам. Примером такого типа государств могут служить Иран, Пакистан, Мавритания и другие. Плюсы и минусы достаточно наглядно можно понять на примере Ватикана и Римского Папы. Так, со временем его власть как только религиозного деятеля стала совмещаться и преобразовываться во всё более политическую власть, что негативно может сказаться в будущем на общественной жизни людей. Но такое взаимоотношения сложилось из-за конкретно-исторических обстоятельств, которые характеризуются тем, что на Западе Церкви довольно продолжительное время приходилось нести выполнять государственные функции. «Симфония властей» Чтобы полностью понять такую форму взаимодействия как «Симфонии властей», нужно обратиться к истории Византии, ведь именно она, как носительница всей европейской культуры, создала такой принцип, который являлся и продолжает являться одним из главных «маяков» развития изучаемых отношений. Данный принцип предполагает полную согласованность в урегулировании государственных вопросов с помощью церкви и наоборот. Такая «симфония» является очень спорным моментом в плане положительности её влияния на развитие государства и церкви, так как она означает ущемление остальных конфессий. Нормальные взаимоотношения государства и церкви предполагают их сотрудничество при решении всех общественных задач, которые подразумевают их взаимодействие. В статье 14 Конституции России отражено, что Российская Федерация является светским государством, и никакая религия не устанавливается как государственная или обязательная. Религиозные объединения обособлены от государства и находятся в равном положении перед законом. Правовое развитие и конкретизация положений Конституции отражены в законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», который каждому гарантирует свободу совести и вероисповедания. В современной России религиозные объединения не имеют права вмешиваться в государственные дела и принимать участие в выборах органов государственной власти. Система государственного образования также имеет светский характер. Таким образом, взаимоотношений государства и церкви могут иметь различную форму, которая является отражением превалирующих в обществе взглядов на способ решения данного вопроса. |