Главная страница
Навигация по странице:

  • Литература для самостоятельной работы

  • 2.2. Социокультурные основы специального образования

  • ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. Учебник Спец. педагогика под. ред. Н.М. Назаровой. Теория и история специальной педагогики


    Скачать 2.32 Mb.
    НазваниеТеория и история специальной педагогики
    Анкор ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
    Дата15.10.2019
    Размер2.32 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник Спец. педагогика под. ред. Н.М. Назаровой.doc
    ТипДокументы
    #90152
    страница3 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

    Вопросы и задания


    1. В чем заключается специфика философского понимания явлений специальной педагогики?

    2. Какие функции выполняет философское знание в отношении специальной педагогики?

    3. Проанализируйте основные тенденции развития представлений об аномальном человеке в истории философской мысли.


    Литература для самостоятельной работы
    1.Адлер А. Понять природу человека.- СПб., 1997.

    1. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. -Т. 5.

    2. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. - М., 1977.

    3. Кант П. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1994. - Т. 7.

    4. Кун Т. Структура научных революции. - М., 1977.

    б.Лубовский В.II. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррек­ции нарушений развития//Дефектология. - 1994.-№ I.

    7.Малафеев Н.П. Специальное образование в России и за рубежом. - М, 1996.-Ч. I.

    1. Мещеряков А.И. Как формируется человеческая психика при отсутствии зрения, слуха и речи// Вопроси философии. - 1968. -№ 9.

    2. МихайловФ. Т. Философия образования: ее реальности и перспективы // Во­просы философии. - 1999. - № 8.

    10. Тихонов М.Ю. Информационное общество: философские проблемы управления наукой и образованием. - М., 1998.

    11. Философия образования /Отв. ред. А.Н.Кочергин. - М., 1996.
    2.2. Социокультурные основы специального образования
    Концепция социальной реабилитации человека с ограниченны­ми возможностями, распространенная до середины XX в. как за рубежом, так и в нашей стране, сформировалась в конце XIX -начале XX в. под влиянием философии ценности (В.Штерн. А.Мессер, Г.Рпкксрт). В ее основе лежала идея о социальной по­лезности человека. Согласно ей школа обязана воспитать актив­ного и социально полезного члена общества. Ребенок с ограни­ченными возможностями не исключался из этого правила - ему надлежало также вырасти полезным членом общества, чтобы сво­им трудом обеспечивать собственное существование. В этом кон­тексте ценность специального образования виделась только как приобщение к общественно полезному производительному труду через коррекцию и компенсацию дефекта с тем, чтобы инвалид не был для общества обузой. Общество корректировало, подстраи­вало под свои правила и законы человека с ограниченными воз­можностями, заранее объявив его неполноценным. Встречного процесса, направленного на приспособление общества к особым нуждам таких людей, не было. Открытым поэтому оставался во­прос и о тех, кто в силу тяжести своего недостатка ни при каких условиях не мог стать полезным членом общества.

    Будучи вполне гуманной и прогрессивной для своего времени, рассматриваемая концепция была значительно дискредитирова­на в странах Западной Европы и США, где в 20-е гг. XX столе­тия эта концепция была «усилена» идеями расовой биологии, расовой гигиены, социал-дарвинизма. Уже после Первой миро­вой войны за рубежом становятся популярными взгляды о бес­полезности поддержки лиц с ограниченными возможностями и отклонениями в физическом и психическом развитии, о необхо­димости достижения биологической «чистоты» расы путем сте­рилизации лиц, являющихся носителями опасных или нежела­тельных для общества дефектов умственного, физического пли психического развития. Были приняты законы о принудительной стерилизации в ряде стран: США, Канаде, Дании, Швейцарии, позднее - в Германии.

    Особый вклад в практическую реализацию этих идей сделали те страны, в которых к власти пришел фашизм. Национал-социа­листы обеспечили идеологическое обоснование необходимости физического уничтожения «социально бесполезных», «неполноцен­ных» людей. Они развернули широкую кампанию по «очищению» рейха, а заодно и воспитанию подрастающего поколения в духе разработанной ими идеологии.

    В школах Германии уже с 1933 г. учащимся преподносились идеи расовой биологии, расовой гигиены; исподволь, даже, каза­лось бы, на нейтральном учебном материале (математике), воспи­тывалось негативное отношение к лицам с отклонениями в разви­тии. Вот, например, какого содержания задачи предлагались уча­щимся начальной школы в Германии в 1935/36 учебном году: «Строительство одной школы для умственно отсталых детей тре­бует 6 млн рейхсмарок. Сколько блоков жилого дома для рабочих можно было бы изготовить вместо этого, если один блок стоит 1500 рейхсмарок?».

    Одновременно с разжиганием социальной вражды шло плано­мерное уничтожение людей, которые попадали при «новом по­рядке» в категорию социально бесполезных: глубоко умственно отсталых, тяжелых инвалидов, стариков - инвалидов труда, лиц, страдающих туберкулезом, эпилепсией и др. Преследованиям подверглись педагоги-дефектологи, многие из которых погибли в концлагерях или вынуждены были эмигрировать. Историки спе­циальной педагогики свидетельствуют, что в послевоенной Гер­мании систему специального образования нужно было возрож­дать с нулевой отметки.

    В советской специальной педагогике (дефектологии) концеп­ция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможно­стями как воспитание полезных членов общества удачно соедини­лась с концептуальными основаниями советской педагогики о воспитании социально полезных и активных строителей социа­лизма и коммунизма. Эта концепция в нашей стране, к счастью, не выродилась в то чудовищное попрание прав человека, которое имело место в странах, где к власти пришел фашизм. Однако при­оритет интересов общества над интересами личности, многие де­сятилетия существовавший в нашей стране, фактически узакони­вал статус социальной «малоценности», «граждан второго сорта» применительно к людям с ограниченными возможностями. Имен­но поэтому многие десятилетия в нашей стране существует огра­ничительно-покровительственная (патерналистская) позиция об­щества и государства по отношению к этой категории населения.

    Ребенок с отклонениями в развитии и его родители встречают­ся с патерналистской позицией общества сразу же при включении в сферу образования, где реально и сегодня существуют преиму­щественно закрытые, интернатного типа, образовательные учре­ждения. Характер образования, не способствующий достижению высокого уровня социальной адаптированности, ограниченные возможности приобретения престижных в обществе и конкурен­тоспособных на рынке труда профессий и получения высокого уровня профессиональной квалификации, слабая правовая защи­щенность, ставшее правилом в обществе приучение к низкому ка­честву жизни (мизерность пенсии и невозможность получения вы­сокооплачиваемой работы) - все это приводит людей с ограни­ченными возможностями к воспроизведению культуры бедности, к их стопкой маргинализации, т.е. к вынужденному сужению воз­можности участия в социальной жизни: в выборе, принятии и реа­лизации доступных социальных ролей, выполнении социокультур­ных функций, получении необходимой социальной и культурной информации, в различного рода стандартных взаимодействиях внутри социума.

    Патерналистские традиции нарушают нормальные взаимоот­ношения такого человека с его ближайшим социокультурным ок­ружением: ограничивается его участие в полноценной семейной жизни; незначительная и нерегулярная помощь со стороны раз­личных конфессий имеет традиционно призренческий характер; службы социальной помощи, система которых только начинает формироваться в нашей стране, не в состоянии содействовать удовлетворению социокультурных потребностей лиц с ограни­ченными возможностями.

    Патернализм не только снижает социальную активность, но и вырабатывает иждивенческие установки у людей с ограниченной трудоспособностью, что, в свою очередь, усиливает их маргина­лизацию.

    Послевоенный период зарубежной жизни и мирового общест­венного развития (вторая половина XX столетия) характеризуется подъемом демократического и национально-освободительного движения. Колоссальные человеческие жертвы и попрание прав и свобод человека в период Второй мировой войны показали чело­вечеству ту пропасть, в которой оно может оказаться, если не примет для себя как высшую ценность, как цель и смысл сущест­вования общества самого человека - его жизнь и благополучие, его нужды и потребности. Именно поэтому начиная с 1948 г. (год при­нятия «Всеобщей декларации прав человека») мировое сообщест­во начинает строить свою жизнь в соответствии с международны­ми правовыми актами гуманистического характера.

    Смысловым центром нового взгляда на социальную реабили­тацию человека с ограниченными возможностями в этом контек­сте является идея достижения его максимальной самостоятельно­сти и независимости (концепция независимого образа жизни) в ус­ловиях приоритета интересов личности над интересами общества через гарантированное соблюдение прав и свобод каждого, вне зависимости от того, может ли этот человек приносить пользу обществу или нет, может ли он участвовать в общественно полез­ном труде или нет. Под независимой жизнью понимается не толь­ко материальная независимость, но и отсутствие зависимости от посторонних при передвижении, общении, в социальной жизни, в быту и повседневной жизни, т.е. независимость в широком смыс­ле. Право на независимую жизнь человека с ограниченными воз­можностями должно быть законодательно закреплено и экономи­чески обеспечено. Лица с любыми недостатками в физической, интеллектуальной или психической сфере имеют право на мате­риальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень; право на жизнь в таких условиях и в такой среде, которые бы ма­ло отличались от условий обычной жизни его сверстников и в ко­торых человек с ограниченными возможностями чувствует себя комфортно; право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения; право на меры (в том числе и на обра­зование), предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность; право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стади­ях экономического и социального планирования.

    Таким образом, общественно полезный труд и социальная по­лезность человека - далеко не главные и единственные цели со­временной концепции социальной реабилитации. Главное - это ликвидация социально-экономического и нравственно-этического притеснения, маргинализации человека с ограниченными воз­можностями со стороны здорового большинства общества, его социальных институтов, его общественного сознания. Современ­ная концепция социальной реабилитации человека с ограничен­ными возможностями справедливо предполагает, что «должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно изъять негативные установки, ступе­ни и узкие двери, а также рутинные правила, помочь людям бо­роться с недугами, а не со специалистами, и предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности. При этом люди с ограни­ченными возможностями должны быть интегрированы в общест­во на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей» [2, с. 6]. Понятно, что для достижения статуса общества действительно равных возможностей обществу приходится затрачивать больше ресурсов на лиц с ограниченны­ми возможностями жизнедеятельности и здоровья с тем, чтобы возможности обычных людей и имеющих отклонения в развитии действительно стали равными.

    В соответствии со Стандартными правилами обеспечения рав­ных возможностей для инвалидов (Генеральная Ассамблея ООН. 1993) наиболее перспективным способом решения социокультур­ных проблем лиц с ограниченными возможностями является их интеграция в общество. Специальный педагог, начиная работу с ребенком с первых дней его жизни, закладывает тот фундамент социокультурного включения, на котором впоследствии будет строиться стиль и образ жизни данного человека. Педагогу необхо­димо учитывать специфические (пол, возраст, социальное пропс-хождение) и типологические особенности (особенности определен­ной группы лиц, имеющих одно и то же нарушение развития) инте­грации различных категорий лиц с ограниченными возможностя­ми и возможности преодоления психолого-педагогическими спо­собами проблем социокультурного включения каждого ребенка.

    Современный процесс социокультурного включения и адапти­рования лиц с ограниченными возможностями принимает в каче­стве основополагающей идею независимого образа жизни. Она по­зволяет выявить социокультурное содержание жизнедеятельности различных категорий лиц с отклонениями в развитии и опреде­лить систему педагогических и социокультурных мер, направлен­ных на преодоление существующих проблем социальной и куль­турной интеграции лиц с ограниченными возможностями. Специ­альная педагогика, определяя конечные и ближайшие цели и за­дачи специального образования, его содержание, организацию, методы и приемы коррекционно-педагогической помощи, также учитывает социокультурно значимую идею независимого образа жизни. Она изучает качественное своеобразие проблем социо­культурного включения применительно к каждой категории детей с особыми образовательными потребностями и на этой основе формирует базовые навыки всех составляющих образа жизни с учетом специфики затруднений каждой категории обучающихся. Специальная педагогика формирует необходимые базовые навы­ки в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации. Их развитие будет продолжено в усло­виях взрослой жизни; на их основе будет формироваться незави­симый образ жизни.

    Жизнеобеспечение предполагает деятельное участие человека с ограниченной трудоспособностью в общественном производстве, в сфере услуг или интеллектуального труда, а также в ведении домашнего хозяйства, самообслуживании, в финансовых отношени­ях. В условиях рыночных отношений возможность участия лиц с ограниченной трудоспособностью в производственной сфере за­трудняется: от них требуется высокая конкурентоспособность на рынке труда, предполагающая наличие высокой профессиональ­ной квалификации, мобильности. При несоответствии таким ус­ловиям человеку с ограниченной трудоспособностью трудно рас­считывать на занятость и материальную обеспеченность. Знание социальной жизни и адаптированность в ней, наличие необходи­мого уровня образования являются важным условием для ведения финансовых отношений. Как показывают исследования социоло­гов, значительная часть лиц с ограниченной трудоспособностью не считает собственный труд средством материального обеспечения жизни, занимая иждивенческую позицию. Это является результа­том социального воспитания (начинающегося еще в школе), ори­ентированного только на стереотипы социальной помощи: пенси­онное обеспечение, благотворительность, заниженную социаль­ную оценку человека с ограниченными возможностями.

    Социализация - это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, выработка общепринятых стереотипов поведения, освоение ценностных ориентации, приня­тых в данном обществе, которые позволяют полноценно участво­вать в различных ситуациях общественного взаимодействия.

    Важным условием полноценной социализации и социальной жизни является освоение навыков социального общения - комму­никации.

    Лица с ограниченными возможностями испытывают значи­тельные затруднения и в социализации, и в формировании навы­ков социальной коммуникации, так как для них доступ к различ­ного рода источникам информации ограничен по ряду причин: наличие коммуникативных ограничений и барьеров, ограничение мобильности, недостаточность навыков межличностного взаимо­действия, а также неприятие и ограничение общения с этими людьми большинством социума.

    Как отмечают социологи и психологи, физическое или психи­ческое нарушение становится центральным пунктом в формиро­вании и становлении личности, ядром личностных переживаний, что также отрицательно влияет на процесс социализации и разви­тие навыков социального общения.

    Специальная психология и специальная педагогика, организуя процесс специального образования, предусматривают (в структуре учебных предметов, в повседневной воспитательной работе) эле­менты подготовки к жизни в обществе - упражняя и развивая на­выки общения в стандартных социокультурных ситуациях, обеспечивая овладение стандартными схемами социального поведения и социального взаимодействия, навыками освоения социального окружения и полноценного существования в нем, навыками само- и взаимопомощи в сложных социальных условиях.

    Человек с ограниченной трудоспособностью, как и любой дру­гой, должен быть подготовлен не только к продуктивной жизни и трудовой деятельности, но и к умелому восстановлению жизнен­ных сил и здоровья, частично утраченных в повседневной трудо­вой деятельности, т.е. к умению организовать свой отдых, свое свободное время -рекреацию.

    Для лиц с ограниченными возможностями существует ряд объ­ективных ограничений возможностей участия в различных обще­доступных формах досуговой деятельности вследствие ограни­ченных возможностей передвижения, иных физических возможно­стей, ограниченных возможностей восприятия, социального и си­туационного адаптирования и др. Однако это не означает полной их изоляции от участия в общедоступных формах досуговой дея­тельности. Специальная педагогика в структуре воспитательной работы предусматривает включение, приучение и посильное уча­стие детей и подростков с отклонениями в развитии в рекреаци­онных мероприятиях общего назначения, а также интерес и при­вычку участвовать в различных формах специально организован­ной досуговой деятельности, учитывающей их ограничения воз­можностей. Специальные формы досуговой деятельности, хотя и являются вынужденно сегрегационными, тем не менее способст­вуют развитию социальных навыков в рамках своей субкультуры, личностному развитию, приучают к активному и целесообразно­му проведению досуга (спорт, танцы, экскурсии, декоративно-прикладное искусство и ремесло, клубы по интересам и др.), про­должают процесс коррекции и компенсации отклонений в разви­тии средствами культуры, искусства, спорта, активной досуговой деятельности, ремесел. Начало формирования специальных рек­реационных навыков и установок закладывается с первых дней пребывания ребенка в системе специального образования.

    Отечественная система специального образования постепенно осваивает новую для нее концепцию социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, центром которой яв­ляются сам человек, его особые образовательные и иные специ­альные потребности, его права и интересы. Как отмечает А. Г. Асмолов, наше общество находится в начале длинного пути - пере­хода от культуры полезности к культуре достоинства. В отличие от культуры полезности, где «урезается время, отводимое на дет­ство, старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального пасынка, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на выучку, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций» в культуре, основан­ной на отношениях достоинства, «ведущей ценностью является ценность личности человека независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с от­клонениями в развитии священны... и находятся под охраной об­щественного милосердия».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта