Главная страница

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. Учебник Спец. педагогика под. ред. Н.М. Назаровой. Теория и история специальной педагогики


Скачать 2.32 Mb.
НазваниеТеория и история специальной педагогики
Анкор ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Дата15.10.2019
Размер2.32 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУчебник Спец. педагогика под. ред. Н.М. Назаровой.doc
ТипДокументы
#90152
страница2 из 21
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Глава 2
НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
2.1. Философия и специальная педагогика
В специальной педагогике накоплен обширный материал, ко­торый обладает высоким мировоззренческим потенциалом, ока­зывает заметное влияние на установки общественного сознания, в частности на отношение к людям с ограниченными возможностя­ми. В современных условиях, когда наряду с дифференциацией предметных областей специальной педагогики возникает потреб­ность в интегрированном знании, отражающем наиболее общие закономерности специальной педагогики и специального образо­вания как феномена современной цивилизации, возникает по­требность в развитии базовой фундаментальной теории специ­альной педагогики, в синтезе материалов, накопленных в различ­ных ее разделах, в переходе от описания частных эмпирических фактов обучения отдельных групп детей с особыми образователь­ными потребностями на уровень общетеоретического понимания фактов и явлений специального образования.

Для построения целостной теории специальной педагогики требуется не механическое объединение конкретных отрывочных сведений о детях с недостатками развития, а содержательная сис­тематизация научных данных, направленная на поддержание внутреннего единства специальной педагогики. В решении этой задачи важная роль принадлежит философии, которая позволяет интегрировать знания из разных областей науки для решения проблем специальной педагогики.

Философская рефлексия обращена прежде всего на существен­ные, основополагающие вопросы, поэтому на философском уров­не обобщения могут быть рассмотрены наиболее важные, концеп­туальные проблемы, перспективы развития специальной педаго­гики, для осмысления которых нужна координация усилий многих специалистов.

Философское исследование предельных оснований специаль­ной педагогики, в частности, предполагает выявление и анализ предпосылок специально-педагогической деятельности, обосно­вание и критический разбор коррекционно-образовательных мо­делей и идей, определение перспектив и приоритетов развития системы образования детей с ограниченными возможностями.

Философия по отношению к специальному образованию вы­ступает, во-первых, как мировоззренческий фундамент, вклю­чающий систему наиболее общих представлении о человеке и его социоприродном бытии, которые детерминируют эволюцию пе­дагогических явлений, и, во-вторых, как методологическая осно­ва, предполагающая применение универсальных принципов и способов при изучении процессов специального образования.

В соответствии с разделами философии в исследовании про­блем специальной педагогики можно выделить следующие основ­ные мировоззренческие аспекты: онтологический, гносеологиче­ский, аксиологический, философско-антропологический, истори­ко-философский, социально-философский. Место специального образования в структуре бытия выявляется с помощью онтологи­ческого аспекта. Для определения связи обучения и познания служит гносеологический аспект. Установлению педагогических приоритетов и прояснению ценностных предпосылок специально­го образования способствует аксиологический аспект. С позиций философско-антропологического аспекта проводится обобщение научных данных о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности, что стимулирует углубленное познание ка­честв, состояний, внутреннего мира, интенций развития, своеоб­разия жизнедеятельности и социализации этого человека. В исто­рико-философском аспекте осуществляется реконструкция взгля­дов философов прошлого на специально-педагогическую пробле­матику.

Для понимания современного состояния специальной педаго­гики наибольшее значение имеет социально-философский аспект, который дает возможность рассматривать явления специальной педагогики в социокультурном контексте. Специальное образо­вание представляет собой особый социальный институт, и его раз­витие обусловлено цивилизационными трансформациями. Следу­ет помнить, что в долговременной перспективе некоторые соци­альные показатели оказываются зависимыми от качества педаго­гической работы. В частности, положение человека с ограничен­ными возможностями жизнедеятельности в мире социальных от­ношений во многом определяется характером и уровнем специ­ального образования.

Актуальность социально-философского исследования данной проблематики связана также с тем, что проблемы отклоняющего­ся развития в условиях экологических и социальных катаклизмов становятся глобальными, общезначимыми. В связи с этим специ­альное образование приобретает важную социальную функцию, которая заключается в том, чтобы способствовать оздоровлению общества и тем самым обеспечивать его выживание.

Специфика философско-методологического обоснования явле­нии и фактов специальной педагогики связана с использованием особых познавательных приемов и установок, выражающих все­общие, предельные отношения. Ключевые проблемы специально­го образования настолько сложны, что не могут быть решены средствами какой-либо одной науки, поэтому в основе философ­ского исследования этих проблем чаще всего лежит междисципли­нарныйподход, обеспечивающий анализ, интерпретацию и инте­грацию знаний из разных областей конкретных наук.

Реализация этого и других научных подходов открывает пути для расширения теоретико-методологических возможностей спе­циальной педагогики, стимулирует углубление исследований в этом области.

Проблемы существования, лечения и обучения людей, отягощен­ных болезнями или отклонениями в развитии, с давних пор при­влекали внимание философов, но изучение этих проблем в фило­софии долгое время оставалось эпизодическим и фрагментарным.

Первоначально рассуждения об аномалиях и болезнях не отде­лялись от общефилософских воззрений, переплетались с размыш­лениями о других явлениях человеческой жизни. Так, Гераклит Эфесский полагал, что «болезнь делает приятным и благим здо­ровье» и целью человеческой жизни являются «облегчение», осво­бождение от страдании, поэтому не вызывают доверия лечебные меры, причиняющие больным страдания.

Оригинальное понимание происхождения и лечения недугов дано у Платона. В его диалоге «Тимей» различаются телесные болезни, вызванные нарушением соотношения и взаимопорожде­ния первоэлементов в теле, и душевные недуги (сумасшествие и невежество), причиной которых являются дурные свойства тела пли неудавшееся воспитание. Здоровье и красота живого суще­ства, согласно Платону, выражаются в соразмерности души и тела, их равновесии между собой. Устранять телесный недуг ре­комендуется с помощью «упорядоченного образа жизни», а не лекарств. В диалоге Платона «Государство» проблема аномаль­ности приобретает социальный смысл, причем отношение к больным людям оказывается противоречивым. С одной стороны, в духе обычаев Спарты отмечается, что человек, страдающий тяжелой внутренней болезнью на протяжении всей жизни, бес­полезен и для себя, и для общества. С другой стороны, допуска­ется возможность дружбы с человеком, который имеет физиче­ский недостаток. В основе платоновской концепции воспитания лежит идея различения и отбора детей по их способностям, по­этому, по сути, в этой концепции осуществлено философское осмысление диагностики.

В этическом учении Аристотеля подробно рассматриваются такие отклонения, как испорченность, злобность, тупость и др. Эти отклонения расцениваются как избыток или недостаток, при­сущие порочности. Для счастливой жизни, по мнению Аристоте­ля, человеку важно избегать этих крайностей и держаться добро­детели, состоящей в обладании серединой. Особое значение име­ют рекомендации Аристотеля для здоровой жизни, которые каса­ются местоположения поселений, влияния воды и воздуха на здо­ровье, времени заключения браков, оптимального возраста для деторождения, питания и движения малышей, предотвращения болезней. Некоторые из оздоровительных мероприятий предлага­лось начинать еще до рождения ребенка. Таким образом, в ари­стотелевской философии берет начало осмысление профилактики отклонений в развитии человека.

В работах античных авторов (Плутарха, Сенеки) встречаются отдельные упоминания о традиции избавляться от уродливых и болезненных детей.

В средневековой европейской философии аномалии человече­ского развития воспринимались сквозь призму христианской ве­ры и догматики. Например, болезнь в понимании Августина Ав­релия связана с пороком и представляет собой наказание за гре­хопадение и неповиновение. Лечение, исправление телесных не­достатков в этом случае обесцениваются, но одновременно воз­растает значение раскаяния, очищения души. В таком подходе можно увидеть некий прообраз идеи современной психокоррек­ции, которая является важной частью специальной психолого-педагогической помощи. Без преодоления психологических за­труднении, вызванных нарушением развития, трудно исправить само нарушение.

С развитием практики лечения и обучения детей с недостатка­ми развития в эпоху Нового времени философский анализ откло­няющегося развития становится более последовательным, пере­страивается с умозрительной теоретизации на систематизацию опытных данных.

В рассуждении о слепых французский просветитель Д.Дидро, опираясь на факты жизни слепорожденного из Пюизо и слепого математика Н. Саундерсона, выделил особенности человеческих ощущении и показал, что интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тела и состоя­нием органов чувств.

Расширение эмпирической базы медицины и специальной пе­дагогики потребовало уточнения теоретических представлений о сущности, причинах и формах дизонтогенеза, поэтому возникла тенденция создания философских классификаций отклонений. Так. И. Кант в рамках своей антропологической концепции по­строил классификацию слабостей и болезней души. Интересно, что слабоумием философ называл «полную душевную слабость», которая рассматривается не как душевная болезнь, а скорее как «отсутствие души».

Одной из обязанностей человека по отношению к другим не­мецкий философ считал долг благотворения, состоящий в посиль­ной помощи людям, бескорыстном содействии их счастью. Заслу­гой И. Канта является обоснование необходимости государствен­ной благотворительной помощи бедным, инвалидам и больным.

В системе Г.В.Ф.Гегеля при исследовании субъективного духа разбираются формы помешательства, возникающие в тех случаях, когда человеческая субъективность вступает в противоречие с объективностью. В этом контексте поднимается проблема исцеле­ния патологических явлений психики, анализируются разные спо­собы лечения психических заболевании.

Роль социально-экономических факторов в этиологии откло­няющегося, патологического развития раскрыл с позиции мате­риализма Ф.Энгельс, по мнению которого, нищенское положение трудящихся и их жестокая эксплуатация являются основными причинами высокой заболеваемости, безнадзорности детей, не­счастных случаев на производстве.

На заре становления специальной педагогики эффективность помощи инвалидам была недостаточно высокой. Этим можно объяснить негативное отношение к коррекционно-педагогической помощи А.Шопенгауэра, который считал, что сущность и харак­тер человека практически неизменны и не могут быть исправлены. В этом же смысле высказывался и Ф.Ницше, осуждавший методы исправления как противоестественные и бесполезные. Вместе с тем идеи Ф.Ницше о стремлении к превосходству и преодолении болезненных симптомов подготовили почву для изучения воз­можностей компенсации нарушений развития.

В условиях социальных потрясений XX в., увеличения в попу­ляции доли лиц с ограниченными возможностями жизнедеятель­ности принципиальное мировоззренческое значение приобретают проблемы их образования и развития. Наибольшее внимание этим проблемам уделяется представителями трех направлении современной западной философии - экзистенциализма, психоана­лиза и постмодернизма.

В философии экзистенциализма (К.Ясперс, А.Камю, Ж.П.Сартр и др.) придается бытийный смысл патологическим явлениям, а избавление от этих явлений связывается с движением к подлинно­му существованию. Условием подлинности существования чело­века считается его самоосуществление, основанное на согласовании его свободы со свободой других люден. В мире обезличенного существования, где господствуют иррациональные силы, патологические феномены имеют широкое распространение, иногда их бывает трудно распознать. Человек становится способным осознать «шифр бытия» лишь в напряжении ситуаций, на грани жизни смерти. Выдвинутые экзистенциалистами идеи оказали значи­мое влияние на развитие психотерапевтической практики. Психоанализ (З.Фрейд. А.Адлер, К.Г.Юнг и др.) возник на основе мировоззренческого обобщения данных психоаналитической практики лечения неврозов. Возникновение невротических симптомов связывается с подавлением бессознательных импульсов под действием репрессивных запретов культуры, а излечение неврозов достигается за счет разрядки интенций бессознательного при их осознании. В специальной педагогике получила развитие идея А.Адлера о развитии ребенка с дефектом как процессе, направленном на социальную адаптацию и компенсацию комплекса социальной неполноценности.

В постмодернизме (М.Фуко, Ж.Делёз и др.) делается акцент на отсутствие границ между нормальными и патологическими явлениями, между безумием и разумом. На основе анализа медицинских текстов отмечаются трудности распознавания данных явле­ний в клинической практике, раскрывается явление иррадиации патологии в разные пласты бытия и сознания. Постмодернистические идеи косвенно обосновывают тенденцию критики коррекционной деятельности.

В отечественной философии не проводилось последовательного системного анализа проблематики специальной педагогики как целостной научной дисциплины. Тем не менее некоторые проблемы специального образования получили философское освещение. В частности А. Г.Спиркин проанализировал такие аномалии сознания как «патологическая субъективность», состояние нарушен­ного сознания и др.

Обучение слепоглухих детей было исследовано в работах Э.В.Ильенкова и Ф.Т.Михайлова. Осмысливая успешный эксперимент И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова по обучению слепоглухих посредством «совместно-разделенной деятельности», Э.В.Ильенков пришел к выводу, что формирование человеческой психики происходит не благодаря самопорождению или спонтан­ным мозговым процессам, а через «специфически человеческую жизнедеятельность», активное присвоение ребенком вещей куль­туры. Материалы обучения слепоглухих были использованы Э.В.Ильенковым в споре с Д.И.Дубровским по проблеме идеаль­ного для обоснования тезиса о том, что идеальное является не просто мозговым нейродинамическим процессом, а прежде всего формой существования исторически сложившейся духовной куль­туры человечества. Анализ обучения слепоглухих позволил ф. Т. Михайлову показать, что становление человеческого созна­ния совершается в общении и деятельности людей.

Отдельные философские идеи по вопросу обучения аномаль­ных детей были высказаны некоторыми известными отечествен­ными учеными. По мысли Л.С.Выготского, объектом дефектоло­гии является не недостаток как таковой, а ребенок, отягощенный недостатком. Дефект не только затрудняет развитие ребенка, но и дает импульс к выработке социальной компенсации. В развитии аномального ребенка Л.С.Выготский отметил единство общих и особенных черт, что позволило установить «общность социаль­ных целей и задач общей и специальной школ» при различии их средств. Эти взгляды Л.С.Выготского лежат в основе современ­ной теории специальной педагогики.

Таким образом, специальная педагогика дает интересный ма­териал для обоснования и конкретизации философских представ­лений, но этот материал получил только частичное осмысление на философском уровне. Особенно остро ощущается потребность в комплексном философском осмыслении современного развития специальной педагогики.

В настоящее время система специального образования пережи­вает кризис, связанный с критическим переосмыслением ее тради­ционных ценностных оснований, трудностями материального обеспечения деятельности специальных учебных заведений, отста­ванием становления специально-образовательной помощи от из­менений социальных потребностей. С учетом взглядов Т. С. Куна о научном развитии можно предположить, что преодоление кри­зиса специальной педагогики произойдет в результате смены ее парадигмы, т.е. образца решения теоретических и практических задач в данной научной области. Благодаря разработке и реали­зации новой гуманистической парадигмы специальной педагоги­ки станут возможными приближение специального образования к требованиям современной цивилизации и более полное удовле­творение социокультурных потребностей лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

К ведущим направлениям построения новой парадигмы специ­альной педагогики могут быть отнесены гуманизация, фундаментализация иинтеграция. Задача философского исследования этих направлений состоит в систематизации ряда подходов в целях по­лучения достоверного знания о стратегиях и перспективах разви­тия специальной педагогики.

В гуманистической интерпретации цель специального образо­вания состоит в том, чтобы сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями. Дос­тижение этой цели невозможно как без включения этого человека в социальные отношения, так и без поддержки становления его индивидуальности. В основе гуманистического подхода лежит идея целостности человеческой жизнедеятельности, поэтому од­ним из конкретных воплощений этого подхода может считаться концепция образования в течение всей жизни.

В условиях смены парадигмы специальной педагогики векто­ром развития ее теории становится фундаментализация,которая выражается в переосмыслении и уточнении основополагающих положений, укреплении общей базовой теории.

Ключевые вопросы специальной педагогики теперь приобре­тают новое фундаментальное звучание. Большой интерес для фи­лософии представляет вопрос, касающийся различий нормы и аномалии в человеческом развитии. Это один из важнейших во­просов в специальной педагогике, поскольку от его понимания зависит определение ее предмета. В мировоззренческом плане проблема распознавания патологии не имеет простого и одно­значного решения. Дело в том, что широкое распространение в массовом сознании получили крайние мнения, во-первых, о нор­мальности всех людей и, во-вторых, о всеобщей аномальности. Эти мнения основаны на смешении нормы и аномалии, поэтому они неприемлемы для специальной педагогики, делают беспред­метной и бессмысленной специально-педагогическую помощь.

Предпосылкой дифференциации нормы и аномалии выступает философско-категориальный анализ этих явлении, позволяющий установить общие параметры их различения. Отличие патологи­ческого развития от нормального может носить как качествен­ный, так и количественный характер. В традиционной теории де­фектологии основное внимание было обращено на качественные особенности дизонтогенеза, что было обусловлено социальной потребностью в изучении и обучении детей с тяжелыми отклоне­ниями развития. В последние годы возросло число учащихся с легкими нарушениями, которые испытывают определенные труд­ности в обучении. Изменения в составе контингента лиц, нуж­дающихся в специальном образовании, актуализировали исследо­вания количественных отклонений в развитии. Кроме того, при диагностике аномальности важно различать уровни частных про­явлений биологического, психического и социального развития ребенка и его целостного становления как личности. При осуще­ствлении коррекции целесообразно учитывать взаимосвязь норм индивидуального уровня и норм социокультурной жизни. Специ­альное образование приобщает детей с особыми образователь­ными потребностями к многообразным нормам, выработанным в процессе исторического развития общества, но эти нормы в раз­витии ребенка индивидуализируются, становятся конкретными нормами индивидуального поведения.

В становлении образовательной системы важную роль играют интеграционные процессы, протекающие на разных ее уровнях. В специальном образовании на современном этапе интеграция вы­ражается в многообразных формах совместного обучения и вос­питания детей с недостатками развития и их здоровых сверстни­ков. Если представить интеграцию в обобщенном виде, становит­ся очевидной противоречивость этого процесса, который отвечает желаниям некоторых детей и родителей, но не всегда соответству­ет интересам других учащихся и родителей. Проблема интеграции в специальном образовании не исчерпывается только включением ребенка с особыми нуждами в коллективы здоровых детей. Инте­грационные тенденции наблюдаются в содержании специального образования, его методах и системе учебных учреждений для де­тей с недостатками развития. Эти тенденции весьма перспектив­ны, потому что связаны с общими процессами развития науки и цивилизации.

Разработка философских проблем специальной педагогики со­действует поиску гуманистических решений насущных задач этой науки и является ответом на трудности образования лиц с огра­ниченными возможностями жизнедеятельности. Исследования фундаментальных оснований специальной педагогики подготав­ливают переход к новому этапу ее развития, адекватному совре­менной динамике социальных отношений.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


написать администратору сайта