Главная страница
Навигация по странице:

  • НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ)

  • 3.1. Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов

  • 3.2. Второй период эволюции: от осознания

  • ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. Учебник Спец. педагогика под. ред. Н.М. Назаровой. Теория и история специальной педагогики


    Скачать 2.32 Mb.
    НазваниеТеория и история специальной педагогики
    Анкор ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
    Дата15.10.2019
    Размер2.32 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник Спец. педагогика под. ред. Н.М. Назаровой.doc
    ТипДокументы
    #90152
    страница8 из 21
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   21
    Глава 3
    ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

    НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО

    ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ)
    Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с откло­нениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педаго­гики, мировым историко-педагогическим процессом.

    Система специального образования является институтом госу­дарства, который возникает и развивается как особая форма от­ражения и реализации его ценностных ориентации и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии.

    Качественные преобразования и переходы от одного этапа ста­новления государственной системы специального образования к другому, как и преобразования внутри каждого из этапов, опре­деляются социокультурными факторами.

    Невозможно понять и объяснить историю обучения детей с ум­ственными и физическими недостатками и обоснованно прогно­зировать развитие отечественной системы специального образо­вания, если рассматривать исторические факты вне контекста раз­вития цивилизации, в котором и кроются социокультурные де­терминанты происходящих перемен.

    Исследование эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничиваю­щие пять периодов эволюции. Периодизация охватывает времен­ной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессин до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии. Условными рубежами пяти выде­ленных периодов являются исторические прецеденты существен­ного изменения отношения государства к лицам с отклонениями в развитии. Все европейские страны пережили выявленные перио­ды, причем в сопоставимые исторические сроки. В эволюции от­ношения государства и общества к интересующим нас лицам в России воспроизводятся те же периоды, что и в европейской ци­вилизации, но со значительным отставанием в масштабе истори­ческого времени, вследствие чего в конце XX столетия Россия и Западная Европа переживают разные периоды эволюции отноше­ния и соответственно находятся на разных этапах развития систем специального образования.

    Рассмотрим подробно историю становления и развития на­циональных систем специального образования в системе социо­культурных координат.
    3.1. Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости

    к осознанию необходимости призрения инвалидов
    Отрезок европейской истории с VIII в. до н.э. по XII в. н.э. можно условно считать первым периодом эволюции отношения западноевропейского государства и общества к лицам с умст­венными и физическими недостатками. В этот промежуток вре­мени западноевропейская цивилизация прошла путь от оттор­жения и агрессин по отношению к инвалидам до прецедентов осознания властью (монархом) необходимости помощи им, ор­ганизации учреждений призрения. Этот путь оказался длиной в два тысячелетия.

    Анализ первого периода эволюции отношения европейцев к названной части населения целесообразно начинать от легендар­ных законов Ликурга, отразивших агрессивное неприятие ребен­ка-инвалида античным миром. Хронологической нижней грани­цей периода соответственно является VIII в. до н.э. - время созда­ния упомянутых законов. Верхней границей условно можно счи­тать XII в., так как именно на это столетие пришлось появление в Европе первых светских приютов, предназначенных для слепых. Создание по инициативе монархов благотворительных учреждений оценивается как прецедент осознания государством (в лице его правителя) необходимости помощи инвалидам, как свидетель­ство изменения отношения к ним.

    От момента установления законов Ликурга, закрепивших право на уничтожение неполноценных, до первых благотворитель­ных инициатив светской власти по отношению к инвалидам про­шло более двух тысячелетий. В чем же причина того, что негатив­ное отношение европейцев к соотечественникам с умственными и физическими недостатками сохранялось так долго, и благодаря чему оно все же изменилось к лучшему? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим факты в контексте развития европейской ци­вилизации.

    В античном мире судьба интересующих нас людей была тра­гичной. Они не считались гражданами, а их статус был сопоста­вим со статусом рабов. Носителя врожденного умственного или физического недостатка ждала либо физическая, либо граждан­ская смерть. Закон дискриминировал даже тех из них, кто при­надлежал к привилегированным сословиям, разделяя и элитную часть общества на «полноценных» (признанных) и «неполноцен­ных» (непризнанных). В мир свободных граждан античных госу­дарств-полисов человеку с врожденными нарушениями слуха. зрения, умственной отсталостью доступа не было.

    Новые идеалы, новые ценности, новый взгляд на человека и смысл его жизни на земле принесло христианское вероучение. Оно внесло в языческий безжалостный мир религиозную чувст­вительность и религиозное сострадание. Милосердие было объ­явлено не только добродетелью, но и обязанностью христиани­на. Однако новые идеалы, противоречащие многовековой тра­диции агрессивного неприятия лиц с умственными и физически­ми недостатками, трудно и медленно усваивались вчерашними язычниками.

    Средневековое законодательство следовало античному (закреп­ленному в римском праве) пониманию прав, а точнее, бесправию глухонемых, слепых, слабоумных, калек и уродов. (Здесь и далее в тексте для обозначения лиц с различными нарушениями в развитии используются термины, присущие описываемому периоду эволюции)

    Первыми, кто смог переступить незримую черту и подать при­мер участливого и милосердного отношения к людям, отторгаемым большинством, оказались немногочисленные церковные подвиж­ники. При монастырях появились хосписы и приюты (в Византин -IV в., в Западной Римской империи - VII в.), в них иногда могли получить кров и пищу интересующие нас люди.

    За последующие пять столетий западноевропейскими странами был пройден путь от открытия монастырских к созданию первых светских приютов и больниц и, наконец, к появлению специаль­ного светского убежища для слепых, точнее - ослепших воинов (Бавария, Франция; XII в.). Постепенно на континенте складыва­лась структура призрения и лечебной помощи с характерными для нее институтами (хосписы, больницы, приюты, убежища, лепро­зории). Одни из них опекала церковь, другие - верховная светская или городская власть.

    Принципиально важно, что создание институтов призрения со временем перестало быть исключительно прерогативой церкви, войдя в сферу интересов и ответственности городских властей и короны. В круг творцов деятельного милосердия вошли власть предержащие, благодаря чему призрение постепенно становится объектом государственных интересов.

    Первый период формирования рефлексии государства и об­щества на лиц с выраженными отклонениями в развитии в нашей стране начинается в Х в., а заканчивается только в начале XVIII в. Его нижней границей условно можно считать время христианизации Руси и возникновения первых монастырских приютов. Верхней границей можно считать указы Петра I, за­прещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704); повелевающие повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1715).

    Не проходя всех стадий общественных рефлексий, присущих западноевропейской цивилизации. Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призре­ния в X в., признав христианство официальной государственной религией. Князь Владимир вменил призрение инвалидов церкви (996), а его современник, один из основателей Киево-Печерского монастыря - преподобный Феодосии, основал первую монастыр­скую больницу-богадельню, где, по летописным свидетельствам, оказывалась помощь калекам и глухонемым,

    Знакомство с историей и культурой восточнославянских пле­мен. Киевской Руси дает основание утверждать:

    славяне-язычники не проявляли агрессии или выраженной неприязни по отношению к лицам с отклонениями в развитии, более того - относились к ним терпимо, сострадательно;

    киевские князья, отличаясь личным милосердием к сиротам и нищим, познакомившись с опытом Византии, легко переняли его и возложили функцию призрения на церковь, передав ей одновременно часть своих доходов на нужды благотворитель­ности;

    законоуложение Киевской Руси определило круг лиц, нуж­дающихся в общественном призрении, а также ответственных за его обеспечение и источники финансирования;

    в XI в. в Киево-Печерском монастыре складывается первый опыт церковного призрения убогих.

    Таким образом. Киевская Русь в X-XI вв., приняв православие в процессе христианизации славянских княжеств, копирует визан­тийскую систему монастырской благотворительности. В отличие от Европы, где монастырские приюты появились в IV-VII вв., эта форма призрения возникает на Руси значительно позже (X-XI вв.) и должна быть оценена как привнесенная.

    Напомним, европейская цивилизация прошла долгий и мучи­тельный путь от нетерпимости и агрессии по отношению к инва­лидам до практики создания хосписов и запрета убивать «бесноватых». Русь же вместе с православием заимствовала ха­рактерные для него модели призрения, восприятие которых было подготовлено национальными культурными традициями. Перво­му историческому прецеденту организованного призрения на Ру­си - княжескому указу об опеке увечных и открытию церковного приюта - не предшествовал, как в Западной Европе, длительный период агрессин общества по отношению к людям с отклонения­ми в развитии.

    Феодальные междоусобицы (XI-XV вв.), столетия ига (XIII-XV вв.), смутное время (начало XVI-начало XVII в.) привели к оскудению национальной традиции доброжелательного, участли­вого отношения к немощным и увечным. Ослабление православ­ной церкви, ее подчинение государству» секуляризация культуры значительно ограничили развитие на Руси церковно-христианской благотворительности. В землях, подвластных московским князьям, киевский опыт призрения не получил развития и по сути был забыт.

    Русь станет на путь создания светской системы призрения в си­лу европеизации страны, предпринятой Петром I.

    Организация светского призрения в России, как и первые за­конодательные акты, положившие начало государственной по­литике социальной помощи инвалидам, во многом явилась ре­зультатом знакомства монарха с западноевропейским опытом. Создание первых светских специальных учреждений произошло в рамках реформирования всех институтов государства по зару­бежному образцу. В основе новой политики, строящейся по запад­ноевропейскому (протестантскому) образцу, лежала не столько христианско-гуманистическая идея заботы о страждущем, сколько интересы власти, идея монарха о «полезности» подданных госу­дарству.

    Присущее славянам-язычникам терпимо-сострадательное от­ношение к увечным, обогащенное христианскими идеалами мило­сердия и добродеяния, оформилось в национальную традицию, которая была на протяжении последующих веков значительно ослаблена. Отношение русских князей и царей к интересующим нас людям на протяжении многих столетий окрашивалось нищелюбием, но не сопровождалось активными действиями - попыт­ками власти как-то изменить их положение. Исключение состав­ляют киевский князь Владимир и Петр I. Первый перенес на оте­чественную почву современную ему византийскую модель мона­стырского призрения, второй взял за образец западноевропей­скую практику помощи инвалидам.

    Отечественное законоуложение в отличие от римского права и последующего европейского законодательства практически до XVI в. не касается статуса лиц с выраженными отклонениями в раз­витии. Относительную регламентацию жизни инвалидов ввел «Стоглавый судебник» (1551), предписавший глухонемых, одержи­мых бесом и лишенных разума, помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых», иными словами, законодатель­ный акт был направлен на защиту «полноценного большинства» от «неполноценного меньшинства», рекомендуя изоляцию представи­телей последнего. Закон 1676 г. запрещал управление имуществом «глухим, слепым, немым, пьяницам и глупым», фиксируя государ­ственное отношение к ним как к неполноценным, недееспособным.

    Если в Западной Европе первый факт заботы монарха об инва­лидах приходится на XII в.. то в России аналогичный прецедент возникает только в начале XVIII столетия и по сути представляет собой фрагмент государственных реформ, направленных на вне­дрение западноевропейского устройства общества.

    Итак, первый период формирования рефлексии государства и общества на лиц с выраженными отклонениями в развитии в Рос­сии протекал в иные исторические сроки, при этом его начало обусловлено принятием христианства и характеризовалось заим­ствованием западной системы монастырского призрения инвали­дов. Окончание периода также обусловлено знакомством монарха с западноевропейским государственным устройством и его стрем­лением реформировать страну по зарубежному образцу, в контек­сте которого и возникает первый прецедент государственной за­боты об инвалидах.

    В России, как и на Западе, период завершается осознанием го­сударством (в лице монарха) необходимости призрения лиц с вы­раженными отклонениями в развитии, но происходит это под влиянием западного опыта и в существенно иных социокультур­ных условиях.

    3.2. Второй период эволюции: от осознания

    необходимости призрения инвалидов к осознанию

    возможности обучения глухих и слепых детей;

    от приютов через опыт индивидуального обучения

    к первым специальным учебным заведениям
    В период с XII по XVIII в. западноевропейские государства про­шли путь от инициатив отдельных монархов и городских властен в деле создания разного рода богоугодных и лечебных заведений, где могли иногда получать помощь интересующие нас люди, до созда­ния системы светских (частных и государственных) приютов и до­мов призрения. Отношение к инвалидам, в том числе и детям-инвалидам, по сравнению с предшествующими веками, безусловно, менялось к лучшему, но происходило это медленно и трудно.

    Культура Ренессанса (эпоха Возрождения, XIV-XVI вв.) и Ре­формация («великая церковная революция», вторая половина XIV -середина XVII в.) обеспечили резкое «потепление климата», в ко­тором на грани выживания существовали на протяжении тысяче­летий лица с физическими и умственными недостатками. Идеи гуманизма и антропоцентризма, рожденные гениями Ренессанса, проникали в умы европейцев, меняя их представления о человеке и смысле его жизни на земле, и не могли не привести к смене взглядов на статус людей с ограниченными возможностями. Рели­гиозно-идеологическое и социально-политическое движение - Ре­формация, приведшее к возникновению еще одного (наряду с ка­толицизмом и православием) направления христианства - про­тестантизма, также, безусловно, внесло свои вклад в этот про­цесс. Государства, принявшие протестантизм, предложили чело­вечеству новые модели благотворительности.

    На новом витке развития европейской цивилизации в эпоху Просвещения некоторые лица с отклонениями в развитии добива­ются «гражданской реабилитации» - о них не только продолжают заботиться, но и некоторых даже пытаются учить. Правда, по нача­лу опыт успешного индивидуального обучения детей, накопленный в различных регионах континента, не повлек (и не мог повлечь) за собой организацию специальных учебных заведении. Только пере­осмысление в одной из западноевропейских стран - Франции - гражданских прав и статуса людей с сенсорными нарушениями де­лает возможным появление на свет в Париже первых государствен­ных специальных школ для глухонемых (1770), для слепых детей (1784). Великая Французская революция с ее Декларацией прав че­ловека и гражданина (1789) заставила парижан по-новому оценить статус инвалидов, умалишенных и слабоумных, а главное, ини­циировала «революцию в психиатрии», вождями которой станут П.Ж.Кабанис, Ф.Пинель, Ж.Эскориоль, Ж.Итар. Европейцы на­конец-то задумаются и о судьбах умственно отсталых детей, и об ответственности государства и общества за их жизни.

    «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» (статья I Декларации прав человека и гражданина) - под этим ло­зунгом Западная Европа войдет в третий период эволюции.

    Кардинальное изменение отношения государства (монарха и городских властей) к лицам с умственными и физическими недос­татками во второй половине XVIII в. стало суммирующим ре­зультатом многих социокультурных процессов предшествующих столетий. Назовем наиболее значимые: торжество философии гу­манизма, реформация и протестантизм, урбанизация, развитие университетов и школьного образования, книгопечатание, при­обретение личных свобод отдельными сословиями, расцвет свет­ского вольномыслия.

    Реформация изменила взгляд на милосердие. В протестантских странах возникает и крепнет светская благотворительность, патро­нируемая государством. Формируются нормы и правила общест­венной благотворительности, зарождается социальная политика.

    Урбанизация способствовала оформлению особого статуса го­рожанина. Во многом благодаря урбанизации наряду с монастыр­скими появляются светские приюты, убежища, больницы, госпи­тали, школы.

    Появление университетов, развитие школьного образования, книгопечатание способствовали развитию науки, повышению общекультурного уровня западноевропейцев, повышению заин­тересованности горожан в обучении собственных детей, осозна­нию роли образования в жизни человека.

    Под влиянием идей гуманизма, в контексте приобретения лич­ных свобод отдельными сословиями и группами западноевропей­ского населения смягчается отношение и к инвалидам.

    В условиях расцвета светского вольномыслия изменился взгляд влиятельной части общества, монарха на гражданский статус подданных с сенсорными нарушениями, что сделало возможным распространение на них законодательных инициатив в сфере об­разования.

    Первые попытки индивидуального обучения глухих детей ини­циировались родителями, желающими юридически подтвердить их дееспособность. Другой заинтересованной стороной оказались священники-филантропы. Накапливаемый опыт успешного инди­видуального обучения также оказал влияние на изменение пред­ставлений о возможностях детей с сенсорными нарушениями.

    Итак, возникновению в западноевропейских странах первых для глухих и слепых предшествуют успехи в сфере государ­ственного строительства, укрепления светской власти при одно­временном законодательном закреплении личных свобод и прав отдельных сословий и групп населения. Открытию названных школ также предшествуют стойкие достижения в деле организа­ции университетов и школьного обучения.

    Важной особенностью периода является постепенный последо­вательный рост числа лиц, вовлеченных в деятельное милосердие I благотворительность. Если на рубеже XII в. ими эпизодически занимались исключительно подвижники из числа князей церкви и монархов, то к окончанию периода (XVIII в.) церковная и свет­ская благотворительность имела большое число сторонников.

    Европейским государствам понадобилось почти шесть веков для перехода от осознания необходимости призрения лиц с огра­ниченными возможностями к осознанию возможности и целесо­образности обучения хотя бы части из них: детей с сенсорными нарушениями.

    В отечественной истории условным рубежом первого и второ­го периодов стало время выхода петровских указов, запретивших умерщвлять «зазорных» детей, учреждающих богадельни и сиро-питательные дома, запретивших нищенствовать и подавать мило­стыню (начало XVIII в.).

    Второй период, протекавший в Европе шестьсот лет, в России начался на пять веков позже, составил одно столетие, а завершил­ся в те же сроки, что и на Западе, прецедентами открытия первых специальных школ для глухих и слепых детей (начало XIX в.).

    Первое специальное учебно-воспитательное учреждение в Рос­сии (опытное училище для 12 глухонемых) было открыто 14 ок­тября 1806 г. в г. Павловске по указанию императрицы Марии Федоровны французским тифлопедагогом В. Гаюи, приглашен­ным в страну Александром I.

    Первая школа для слепых учреждена по инициативе Александ­ра I в 1807 г. В. Гаюи.

    Если в Европе появление государственных специальных школ можно считать суммирующим результатом политических и эконо­мических реформ, секуляризации общественной жизни, законо­творчества в области гражданских и имущественных прав, развития науки (философии, медицины, педагогики), открытия университе­тов, роста общего числа светских школ, книгопечатания, переос­мысления прав людей с сенсорными нарушениями, накопления ус­пешного опыта их индивидуального обучения, то открытие специ­альных школ в России произошло под влиянием знакомства мо­нарха с западноевропейским опытом и было обусловлено стремлением перенести его на отечественную почву силами приглашенных учителей. Минуя этап накопления опыта индивидуального обуче­ния, Россия в готовом виде заимствует западную модель организа­ции специального обучения - специальную школу.

    Прецедент открытия специальных школ в столице возникает в принципиально иных социокультурных условиях и объясняется исключительно желанием императора перенять либеральные но­винки Запада.

    Анализ феноменов экономической, политической и культур­ной жизни России XVIII-XIX вв. позволяет утверждать, что дес­потия абсолютной монархии, всесословное политическое беспра­вие, крепостное право исключали возможность обсуждения соци­ального статуса лиц с отклонениями в развитии, их прав и по­требностей, обязательств перед ними общества и власти. Уни­кальна на этом мрачном фоне фигура получившего европейское образование дворянина-вольнодумца А. Н. Радищева. Его трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1796) содержит уди­вительные для тогдашней России мысли о гражданских правах неслышащего человека.

    В условиях послепетровского раскола общества на «цивилиза­цию» и «почву» большинство населения («низы», «почва», народ) продолжало проявлять нищелюбие и сострадание, тогда как власть («верхи», «цивилизация», «просвещение») во главе с монархом пы­таются развивать организованную деятельную, светскую филан­тропию. Нововведения не понимаются и не принимаются населе­нием страны, в силу чего трудно приживаются на национальной почве и иссякают с уходом монарха-реформатора без следа.

    Активная секуляризация церкви приводит к резкому ослабле­нию ее роли в организации христианско-благотворительной дея­тельности. Духовенство практически не может участвовать в ор­ганизации призрения инвалидов. Таким образом, церковная бла­готворительность ослабевает, а становление светской затруднено. Поскольку монаршьи инициативы по организации модельных служб призрения, благотворительных учреждений находят под­держку у весьма незначительного числа даже цивилизованной части населения, исполнителями монаршьей воли являются европейски образованные дворяне, обрусевшие или приглашенные иностранцы.

    Пройдет немало времени, прежде чем некоторая (наиболее прогрессивная) часть дворянства и купечества сумеет перейти от традиционного российского нищелюбия и сострадания к убогим и страждущим, к деятельной, организованной филантропии и благо­творительности.

    Зачаточное состояние отечественной науки, медицины, уни­верситетского и школьного образования препятствует возникновению попыток индивидуального обучения лиц с сенсорными на­рушениями. Кроме того, в сложившихся социокультурных усло­виях российские семьи, даже принадлежащие к привилегирован­ным сословиям, не обнаруживают потребности в организации обучения своих детей-инвалидов. Еще не осознана роль образова­ния в жизни человека. Случайное знакомство соотечественников с весьма эффективным опытом индивидуального обучения детей с нарушением слуха или зрения за границей не приводит и не может привести к попытке организации подобного обучения на родине.

    Итак, в отличие от Западной Европы в России не сложились все необходимые социокультурные предпосылки для осознания возможности и целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями, но при этом была заимствована модель организа­ции их обучения и создан прецедент открытия в столице специ­альных школ.

    Принципиальные различия в условиях и побудительных моти­вах организации специальных учреждений в Западной Европе и России приведут на следующем историческом этапе к существен­но различным результатам.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   21


    написать администратору сайта