Главная страница

1.ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ УЧЕБНОГО КУРСА. Терминологический минимум учебного курса философия науки


Скачать 33.48 Kb.
НазваниеТерминологический минимум учебного курса философия науки
Дата10.05.2023
Размер33.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1.ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ УЧЕБНОГО КУРСА.docx
ТипДокументы
#1120057

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ УЧЕБНОГО КУРСА «ФИЛОСОФИЯ НАУКИ».

АГНОСТИЦИЗМ - это философская концепция, отрицающая познаваемость человеком того, что не может быть непосредственно представлено в опыте, и утверждающая на этом основании принципиальную непознаваемость объективной реальности, Бога и метафизических сущностей вообще.

АПРИОРИ – (лат. a priori — буквально «от предшествующего») — знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание), т.е. знание, как бы заранее известное

АРХЕТИП – категория, обозначающая фундаментальные психические структуры, укорененные в «коллективном бессознательном», поэтому выступающие по отношению к сознанию отдельных индивидов, как априорное знание (например, установка на созерцательно-эстетическое восприятие действительности у древних греков, или деятельностная установка у немцев и англичан в Новое время и т. п.). Особенно активно понятие архетипа используется в гуманитарном познании при исследовании различных аспектов культуры, ее развития и функционирования, позволяя объяснить ее устойчивость и возможность взаимопонимания среди представителей одного типа культуры.

АТРИБУТ – (лат. attribuo — придаю, наделяю) — неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться.

ВЕРИФИКАЦИЯ – (позднелат. verificatia — подтверждение; лат. verus — истинный, facio — делаю) — логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы (равно как и частного, конкретно-научного утверждения) на основе их соответствия эмпирическим данным (прямая или непосредственная В.) или теоретическим положениям, соответствующим эмпирическим данным (косвенная В.). В рамках логического позитивизма принцип вери-фицируемости мыслится критериально исчерпывающим способом апробации научных утверждений, понятых в качестве «протокольных предположений» как фиксаций данных непосредственного опыта: утверждения, выходящие за рамки «протокольных предложений» трактуются как неверифицируемые, в случае чего в действие вступает принцип фальсифицируемости.

ВОСПРИЯТИЕ – чувственное познание (субъективно представляющееся непосредственным) предметов (физических вещей, живых существ, людей) и объективных ситуаций (взаимоотношения предметов, движений, событий). Для восприятия характерно специфическое переживание прямого контакта с реальным миром (чувство реальности воспринимаемого).

ГИПОТЕЗА – (от греч. ὑπόθεσις – основа, предположение) – научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно. Различают гипотезу как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент научной теории.

ГНОСЕОЛОГИЯ – (греч. gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания.

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА – Двойственной истины теория - концепция западноевропейской средневековой философии, признающая возможность возникновения противоречий между положениями философии и теологии, между рациональным познанием и религиозными догматами. Важнейшей проблемой западноевропейской средневековой философии, которая в целом может рассматриваться как опыт рационального осмысления Священного писания, является проблема соотношения веры и разума.

ДЕДУКЦИЯ –(от лат. deductio – выведение) – переход от общего к частному; в более специальном смысле термин «дедукция» обозначает процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям).

ДЕТЕРМИНАЦИЯ –(от лат. determino – определяю) – общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Представления о детерминизме входят в структуру научного метода – они нацеливают исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей, любых изменений в природе, обществе и мышлении.

ДИАЛЕКТИКА – (греч. διαλεκτική – искусство вести беседу, спор) – логическая форма и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания.

ЗАКОН –(1) необходимая связь (взаимосвязь, отношение) между событиями, явлениями, а также между внутренними состояниями объектов, определяющая их устойчивость, выживание, развитие, стагнацию или разрушение; (2) утверждения, претендующие на отображение указанных связей и, как правило, входящие в состав научных теорий; (3) аксиомы и теоремы теории, предметом рассмотрения которых являются объекты, смысл и значение которых задается и эксплицируется самими этими теориями; (4) некоторые, вырабатываемые и определенным образом поддерживаемые человеческим сообществом и его институтами требования и нормативные предписания, которые должны выполнять физические, юридические лица и иные субъекты морали и права.

ЗНАНИЕ – форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания

ИММАНЕНТНОЕ –(от лат. immanens, род. падеж immanentis – пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) – философское понятие, обозначающее нечто, пребывающее и действующее внутри предмета, не направленное и не переходящее вовне; соответствующее природе предмета, присущее ему, а не привнесенное извне.

ИНДУКЦИЯ – это метод познания, основанный на формально-логическом умозаключении, позволяющем сделать общий вывод на основе отдельных фактов..

ИНТЕЛЛЕКТ –(лат. intellectus – ум, рассудок, разум) – в общем смысле способность мыслить; в гносеологии – способность к опосредованному, абстрактному познанию, включающая в себя такие функции, как сравнение, абстрагирование, образование понятий, суждение, умозаключение; противостоит непосредственным видам познания – чувственному и интуитивному; в психологии – рациональное, подчиненное законам логики мышление; противостоит нерациональным сферам психики – эмоциям, воображению, воле и т.д.

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ – это способность сознания каким-то образом относиться к вещам, свойствам и ситуациям, репрезентировать или выражать их.

ИНТУИЦИЯ – (лат. intuitio – созерцание, непосредственное восприятие, пристальное всматривание) – в широком (обыденном) понимании способность прямого, ничем не опосредованного постижения истины. В философии трактовка интуиции отличается смысловым и содержательным многообразием: от безотчетного озарения – до особой и даже высшей формы знания.

ИСТИНА –это одна из базисных категорий философии, науки, культуры, религии и обыденного сознания, обозначающая соответствие человеческих знаний объективной действительности и подразумевающая идеал знания и способ его достижения.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ – (лат. irrationalis – неразумный)– в широком смысле философские учения, которые ограничивают, принижают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства и т.д.

КАНОН –(греч. κανών – норма, правило) – система внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве какого-либо исторического периода или направления и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства.

КАТЕГОРИИ – (от греч. κατηγορία – высказывание; лат. praedicamenta) – фундаментальные понятия, формы мысли, типы связи субъекта и предиката в суждении, устойчивые способы предицирования, существующие в языке, составляющие условия возможности опытного знания и имеющие априорное значение в качестве универсалий и предельных понятий. Категории по своей функции, будучи общими родами высказывания, отличаются от первоначал бытия и от принципов, лежащих в основании философского и научного знания, хотя нередко, особенно в древней философии, первоначала бытия отождествлялись с категориями как всеобщими определениями бытия.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ – (от лат. conventio – соглашение), направление в философии науки, согласно которому в основе науч. теорий лежат явные или неявные соглашения (конвенции) учёных относительно понятий, определений, аксиом, гипотез и т. д., причём выбор соглашений регулируется соображениями удобства, целесообразности, простоты, эстетич. совершенства и др.

КОНСТРУКТИВИЗМ – это точка зрения в философии науки, которая утверждает, что научное знание конструируется научным сообществом, которое стремится измерять и конструировать модели природного мира. Таким образом, согласно конструктивистам, естественная наука состоит из ментальных конструкций, целью которых является объяснение чувственного опыта и измерений

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ— то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения:

  • соответствие законам логики;

  • соответствие ранее открытым законам науки;

  • соответствие фундаментальным законам;

  • простота, экономичность формулы;

  • парадоксальность идеи и практик

ЛОГИКА –направление логических и философских исследований научного знания, основными задачами которого являются описание строения и структуры науки, определение важнейших познавательных функций научного знания и анализ используемых в различных научных дисциплинах – математике, естествознании, социальных, гуманитарных и технических науках логических процедур получения и обоснования знания, методов доказательства и опровержения.

ЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ – познание сущности вещей, явлений, процессов

МЕТОД – (от греч. μέθοδος – путь исследования, познания, теория, учение – в широком смысле сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определенной деятельности, решения некоторых задач.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ – это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

МЕХАНИЦИЗМ – миропонимание, основанное на убеждении в том, что явление любого уровня сложности может быть описано на языке математической механики, которая рассматривается как универсальный родовой язык науки; или, что то же, - любое научное описание, в принципе, редуцируемо к механическому, обеспечивающему высшую меру точности, строгости и полноты.

ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – субстанциональная природа, сущность физиче-ских, онтологических и метафизических оснований науки, совре-менные философские проблемы мира науки, особенности научного знания и познания. Предметом философии науки являются общие законы и закономерности, функционирования науки, ее признаки и свойства, история рождения, роста и трансляции знания, критерии научности и проверяемости.

ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – это процесс получения знания при помощи наблюдения за явлением. Полученные знания представляют собой совокупность сведений, не приведенных в систему. Цель обыденного познания ограничена практическими задачами. Оно не способно проникнуть в сущность явлений, открыть законы, формировать теории.

ОПЫТ –знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью – будь это реальность внешних субъекту предметов и ситуаций (восприятие) или же реальность состояний самого сознания (представления, воспоминания, переживания и т.д.). Большинство философов сближали опыт с чувственным знанием.

ПРИНЦИ ВЕРИФИКАЦИИ- критерий науки, предложенный логическими позитивистами, согласно которому суждение должно «поддаваться проверке», чтобы быть принятым в качестве «научного».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ –идеальное восприятие объектов, выражающее отношения их сходства, для разных познавательных образов это сходство неодинаково. Следовательно, возникает потребность классификации познавательных образов, 2 типа:

  • образы, возникающие при непосредственном взаимодействии субъекта и объекта (система чувственных образов);

  • образы опосредованного взаимодействия (система рациональных образов)

ПОЗИТИВИЗМ –(франц. positivisme, от лат. positivus – положительный) – в широком смысле слова – общекультурная (идеологическая) установка «западного» сознания, сложившаяся в процессе становления капиталистического (промышленного) общества, пришедшего на смену феодальному

ПОСТПОЗИВИТИЗМ-(франц. positivisme, от лат. positivus – положительный) – в широком смысле слова – общекультурная (идеологическая) установка «западного» сознания, сложившаяся в процессе становления капиталистического (промышленного) общества, пришедшего на смену феодальному


ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ-(принципиальная опровержимость любого утверждения, опроверга́емость, крите́рий По́ппера) — критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Поппером. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой), если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен.Говоря простыми словами, научная теория должна быть способна ошибаться.

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ-акже логический эмпиризм и неопозитивизм — школа философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающиеся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого[1].

НЕОПОЗИТИВИЗМ-одно из основных направлений западной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического оазиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ- (др.-греч. ἐμπειρία — опыт и критика, «критика опыта» или «критика с позиций опыта»; также известен как «Второй позитивизм») — философское направление, родоначальником которого является Рихард Авенариус: отправным пунктом теории познания Авенариуса является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми[1].

ПОЗНАНИЕ – философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта.

ПРИЧИНА – философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (П.) своим действием вызывает (порождает) другое явление (С). Основой причинных связей выступает взаимодействие явлений или объектов.

РАЗУМ – одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа

РАССУДОЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ – это «конечное мышление», это мышление, характерное для формальной логики, для метафизики. Рассудок порождает только конечные, метафизические определения. Он приходит к неизменным утверждениям, противостоящим друг другу. Так, для рассудка жизнь и смерть суть явления противоположные и друг с другом не связанные. Разумное мышление, по Гегелю, — это мышление диалектическое.

РАЦИОНАЛИЗМ – это эпистемологическое воззрение, которое "рассматривает разум как главный источник и критерий знания" или "любое воззрение, апеллирующее к разуму как источнику знания или оправдания". Более формально рационализм определяется как методология или теория, "в которой критерием истины является не чувственный, а интеллектуальный и дедуктивный".

РЕЛЯТИВИЗМ – это от-рицание существования истины как чего-то независимого от того или иного концептуального (языкового) каркаса, отрицание обще-значимых стандартов рациональности, отрицание самого суще-ствования реальности как независимой от определённой понятий-ной конструкции.

РЕФЛЕКСИЯ – (от лат. reflectere «отражать») — в философии форма умственной деятельности человека, направленная на осмысление своих действий, культуры и её оснований[1].

СВОЙСТВО – характеристика объекта (категория его качества), определяющая его вид, тип, поведение и пр. В известном смысле свойство является универсальной категорией, поскольку категорию отношения можно свести к категории свойства: бинарное отношение можно представить как свойство пары объектов, тернарное отношение – как свойство тройки объектов, вообще n-арное – как свойство n -ки объектов.

СКЕПТИЦИЗМ – (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

СМЫСЛ – внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, связывая его с более широким пластом реальности. Определяя место феномена в некоторой целостности, смысл превращает его осуществление в необходимость, соответствующую онтологическому порядку вещей. Бессмысленный набор знаков может случайно возникнуть, но он не остается как факт культуры. Существование такого набора эфемерно. Осмысленный текст хранится и воспроизводится в культуре и стимулирует порождение новых текстов, комментирующих, развивающих и даже опровергающих исходный.

СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – это, скажем так, социально мотивированный взгляд на прошлое, интерпретация прошлого в целях удовлетворения тех или иных социальных и политических потребностей. Социальная память – популярное знание о прошлом, которое характеризуется крайней избирательностью интереса, которое отфильтровано сегодняшними заботами

СТРУКТУРА – (от лат. structūra — «строение») — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т, е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях[1].

СУБЪЕКТ – (лат. subjectum «лежащее внизу; находящееся в основе») — носитель деятельности, сознания и познания; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек или консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам.

СЦИЕНТИЗМ – (лат. scientia – знание, наука) – мировоззренческая позиция, основу которой составляет представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии утверждения человека в мире. Сциентизм — В философии представляет философско-гуманитарную ориентацию на науку.

ТЕОРИЯ – широком смысле комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории. По своему строению теория представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий – исходного базиса теории.

ФАКТ – (от лат. factum – сделанное, совершившееся) – 1) синоним понятий истина [ИСТИНА], событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии науки – особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории [ТЕОРИЯ] или гипотезе [ГИПОТЕЗА].

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – направление в современной эпистемологии, которое своим возникновением обязано прежде всего дарвинизму и последующим успехам эволюционной биологии, генетики человека, когнитивной психологии, теории информации и компьютерной науки.

ЭВРИСТИЧНОСТЬ – (от греч. heurisko — отыскиваю, открываю) — совокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Э. называют также специальную научную область, изучающую специфику творческой деятельности.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – это философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется научное знание (см. Наука), его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с гносеологией, или учением о познании (см. Гносеология). Однако в неклассической философии отмечается тенденция к различению эпистемологии и гносеологи

ЭМПИРИЗМ – В философии эмпиризм-это теория, которая утверждает, что знание приходит только или главным образом из чувственного опыта. Это один из нескольких взглядов эпистемологии, наряду с рационализмом и скептицизмом. Эмпиризм подчеркивает роль эмпирических свидетельств в формировании идей, а не врожденных идей или традиций.Однако эмпирики могут утверждать, что традиции (или обычаи) возникают из-за отношений предыдущего чувственного опыта.


написать администратору сайта