ЭССЕ. этика государственной и муниципальной службы. Терроризм и мораль
Скачать 29.87 Kb.
|
Терроризм и мораль Взаимосвязаны ли эти понятия? Где находится точка пересечения? И существует ли она вообще? Для того, чтобы разобраться в этом необходимо, во-первых, выяснить что есть мораль и что есть терроризм, а во-вторых, уже решить вопрос о их взаимодействии или противостоянии. Мораль - специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; форма общественного сознания, выступающая как способ духовного существования личности, один из духовных рычагов развития человека и общества; совокупность общественных норм поведения и оценочных понятий.1 Мораль является неким в двуединством личностных качеств, характеризующих человека с точки зрения его способности к взаимодействию с другими людьми, и совокупности общественных норм поведения и оценочных понятий. Соответственно, мораль выступает в двух формах: в форме нравственного сознания (должного) и общественного отношения (сущего). Русской термин «нравственность» появился в русских словарях только в конце XVIII века. Он представлялся в качестве тождественного понятия древнегреческого термина «этика» и латинского «мораль», так как совпдал с ними по этимологическому содержанию и происхождению. В русском словаре Ф. П. Поликарпова- Орлова (1704 год) можно найти только слово «нрав», но еще отсутствуют прилагательное «нравственный» и существительное «нравственность». Прилагательное «нравственный» появилось впервые в словаре И. Нордстета в 1780 году. В виде существительного данное слово впервые было включено в Академический словарь русского языка в издании 1793 года. В ходе развития европейской культурной традиции и научной мысли понятия «мораль», «нравственность» то отождествлялись, то разводились, отражая различные подходы к их пониманию. Одни ученые рассматривали мораль преимущественно в ее идеальных проявлениях как форму человеческого сознания, оставляя за нравственностью сферу практического поведения в формах обычаев, нравов и поступков. Другие отмечали мораль как средство регулирования поведения с помощью строго фиксированных норм, социального контроля и моральных санкций от нравственности как сферы нравственной свободы личности, внутреннего самопринуждения, побуждающего творить добро. Гегель представлял право, мораль и нравственность в качестве трех последовательных ступеней в развитии «объективного духа». И. Кант рассматривал мораль только в рамках феноменологии сознания. С точки зрения Н. А. Бердяева, «этика… это — философская дисциплина, устанавливающая нормы должного… Этика… не есть научное исследование сущей нравственности, нравов и нравственных понятий: нравственная проблема, с которой она имеет дело, лежит по ту сторону обыденной, условной житейской морали и эмпирического добра и зла с их печатью сущего»2. Противоположной позиции придерживалась марксистская этика, которая рассматривала мораль как продукт реальной жизнедеятельности людей, их практического поведения в определенных условиях общественной жизни. Мораль включает в себя как область морального сознания, т.е. должное в виде системы ценностей, категорий, принципов, норм, нравственных позиций, так и реальные нравственные отношения людей, т.е. сущее, проявляющее себя в формах конкретных поступков, реального индивидуального поведения и деятельности человека и его отношений с другими людьми. По соотношению должной и сущей морали в каждом конкретном обществе или социальной группе можно судить о состоянии его (ее) нравственного здоровья. Поэтому главной проблемой современной этической науки становится проблема выявления соотношения сущего и должного, идеальных норм и фактических нравов, абстрактной моральной личности и конкретных индивидов, принадлежащих данному времени, данной культуре, данному народу. Существуя на двух уровнях - личностном и общечеловеческом, мораль выступает способом согласования индивидуального и всеобщего и разрешения противоречий между ними. Это объясняет множественность подходов к осмыслению морали и подчеркивает многоаспектный и всеобъемлющий характер данного феномена.3 Само понятие морали является общим, абстрактным. Более точно ее суть отражают моральные ценности и моральные норма конкретных групп людей, стран. Моральные ценности – это высшие надличностные ценностные установки, выступающие одновременно и в виде требований, принципов, норм и правил, и как критерии оценки; одна из форм проявления моральных отношений общества.4 Моральная норма (лат. Norma- правило, образец) - это одна из наиболее простых форм нравственного требования; элемент моральных отношений, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека; форма морального сознания, выраженная в виде заповедей и сформулированная в форме повеления, равно обращенного ко всем людям, а также самоповеления.5 Терроризм (от лат. слова terror -страх, ужас) является политической идеологией и методом политической борьбы с применением насилия вплоть до физического уничтожения противника, синонимом кампании нелегитимного насилия, осуществляемого никем не избранными и не уполномоченными группами.6 Терроризм включают в традицию насилия, которую мы, как правило, воспринимаем как варварство и анахронизм. Однако, следует различать терроризм от исторической традиции революционного насилия, которое ассоциируется с борьбой против прогнившего репрессивного режима деспотического, милитаристского и фашистского типа. Так, например, французское движение Сопротивления вполне укладывается в определения терроризма. Борьба с авторитарным режимом признается в демократии законной и оправданной. Террористическая идеология считается во многом эклектичной, восходящей к социальному анархизму, мессианским идеям, историческому волюнтаризму. Но, вместе с эти не стоит отбрасывать идейные предпосылки современного терроризма, несмотря на то, что они слабые, ошибочные, устаревшие и недостаточно разработанные. Их можно рассматривать в качестве романтического следа революционной антитиранической борьбы, приложения учения о катарсисе и ритуальном кровопускании или как просто дурной вкус в политике, самосознании политических маргиналов. На сегодняшний день террористы обвиняют западное «общество потребления» в том, что оно подменило существенные цели людей предложением товаров. Себя они изображают «отказниками от изобилия» и «испорченными детьми экономического чуда».7 Террористические движения, как в прошлом, так и в настоящем, как правило, не обладали широкой общественной базой, опорой в массах, да они особенно и не стремились к этому. Поэтому, они не пропагандировали свои идеи в обществе, а делали ставку на «пропаганду делом» или личным примером. Вследствие этого укрепилось представление о террористах как о более или менее романтических, утопически мыслящих, по-своему достойных личностях либо как о более или менее эгоистических индивидах, преследующих свои собственные или групповые цели, что и вызывает понятную озабоченность общества. Стоит вспомнить Якобинский террор в период Великой французской революции или Красный террор в годы гражданской войны в России. В обоих случаях терроризм являлся грубым инструментом изменения и становления новой власти. Для нового правительства проведение жестких карательных мер было в порядке вещей, тогда как для категорий населения, против которых они были направлены, это было сущим кошмаром и огромной пыткой. Терроризм стал фактически объектом демонстративной и ритуальной нравственной риторики, создающей «образ врага», разбойника и партизана, пробуждающий темные, почти мистические страхи, предрассудки, глубоко спрятанные и хранящиеся под сводами либеральной культуры. В современном мире терроризм-это постоянная угроза. Террор сегодня стал одной из самых болезненных проблем как локального, так и глобального масштаба. Сейчас уже всем стало понятно, что терроризм существует не только на Северном Кавказе, Индонезии, Филиппинах и Ближнем Востоке. Это явление распространилось по всему миру, и теперь, находясь даже в самых развитых странах, нельзя быть уверенным, что тебя это не затронет. Террор стал влиять на мировую экономику и возникает серьезный вопрос о борьбе с этим явлением В обществе принято считать, что в сознании террористических групп огромную роль играет фанатизм и элементарная зависть к преуспевающим классам. Преувеличенное внимание уделяется психологическим аспектам терроризма. Наиболее серьезным выпадом против террора является морально-этическое обвинение в убийстве невинных людей, в неизбирательном и в этом смысле несправедливом насилии. Таким образом, следует, что и у терроризма существует своя мораль, свои моральные принципы и нормы. Однако, все они кажутся простому обывателю неприемлимыми, кошмарными, несущими боль и страх. Мы рассматриваем ценности, идеи и устои терроризма в отражении своих общепринятых норм. Если в любом цивилизованном обществе массовое убийство, терракт во имя конкретной идеи считается чем-то выходящим за рамки разумного, то для любой террористической группировки это способ некоего самовыражения, способ достучаться до общества, чтобы его заметили, обратили внимание на те или иные проблемы. Получается, с одной стороны, мораль и терроризм взаимосвязаны. Просто мораль делится на два типа: ту, которую принимаем и пропагандируем мы (унижать, убивать, грабить это отвратительно) и мораль, присущая терроризму и искаженная на наш взгляд. С другой стороны, они противостоят друг другу, так как все что в глазах современного общества выглядит грубо, низко и жестоко к морали и моральным принципам не относится. А терроризм представляет собой ужасное и аморальное явление. 1 Шувалова Н.Н. Этика государственной и муниципальной службы: учебник/Н.Н. Шувалова.- М.:Юрайт, 2016.-23с. 2 Шувалова Н.Н. Этика государственной и муниципальной службы: учебник/Н.Н. Шувалова.- М.:Юрайт, 2016.-24с. 3 Шувалова Н.Н. Этика государственной и муниципальной службы: учебник/Н.Н. Шувалова.- М.:Юрайт, 2016.-25с. 4 Шувалова Н.Н. Этика государственной и муниципальной службы: учебник/Н.Н. Шувалова.- М.:Юрайт, 2016.-31 с. 5 Шувалова Н.Н. Этика государственной и муниципальной службы: учебник/Н.Н. Шувалова.- М.:Юрайт, 2016.-32с. 6 Гусейнов А.А. Этика:учебник/ А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян.-М.: Гардарики, 2000.-406 с. 7 Гусейнов А.А. Этика:учебник/ А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян.-М.: Гардарики, 2000.- 414 с. |