ФИЛОСОФИЯ 1. Тесты по изучаемым темам. Для студентов медицинских и фармацевтических вузов
Скачать 438.5 Kb.
|
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВПредмет и проблемы социальной философии. Понятие философии истории, ее предмет и основные направления. Учение Платона об обществе и государстве. Философия истории Гегеля. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Культурософия О. Шпенглера. Философия истории А. Тойнби. Теория циклического развития культур П. Сорокина. Историософия Н.А.Бердяева. Философия истории К. .Ясперса Психоаналитическая философия 3. Фрейда об обществе и культуре. УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯАлексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2013. Кохновский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии М.: КноРус, 2013. Кохновский В.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия. Конспект лекций. М.: КноРус, 2013. Липский Б.И., Марков Б.В. Философия. М.: Юрайт, 2013 Философия Под. Ред. Зотов А. П.: Проспект, 2013. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия. М.: Высшее образование, 2009. Философия: учебник / Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2008. Введение в философию. Учебник для ВУЗов.Ч.1/Под ред. И.Т.Фролова. М.,1983. Социальная философия. Хрестоматия: в 2-х частях. М., 1994. ЛИТЕРАТУРАКузнецов В.Г. Словарь философских терминов. М.: Инфра-М. 2009. Философия: энциклопедический словарь. М.: Гпрдарики. 2009. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. М. 2000-2001. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики// Вопросы философии. 2000. № 4. Взаимодействие общества и природы. М., 1986. Гобозов И. А. Смысл и направленность исторического процесса. М., 1987. Гречко П.К. К вопросу о предмете социальной философии// Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1995. № 1. Иванов В.А. Структура общественного сознания. М., 1992. Кефели И.Ф. Культура и цивилизация// Социально-политический журнал. 1995. №4. Моисеев Н.Н. Природа и общество: единство процессов самоорганизации//Социально-политический журнал. 1993. № 4. Общественное сознание и его формы. М., 1986. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. Философия и культура М., 1987. Фрейд 3. Недовольство культурой// Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. Хомяков А.С. Философия истории// Вопросы философии. 1988. № 3. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. 1. Материальное производство – основа общественного развития. Материалистический подход к истории пытается преодолеть поверхностный взгляд, согласно которому история предстает как процесс возникновения и смены философских теорий и политических учений, этических норм и эстетических идеалов, расцвета и гибели государств или деяний выдающихся личностей. За всем этим просматривается некая основа, придающая цельность, связь и непрерывность человеческой истории. Такой основой является материальное производство. Философия исследует его в особом ракурсе. Если для политэкономии материальное производство и его законы – основной объект и цель познания, то философия рассматривает его только как элемент целого, но элемент системообразующий, как бы стягивающий все многообразие сторон общественной жизни в некоторое единство. Для философии важен вопрос именно о способе производства материальной жизни. Что же представляет собою способ производства? Во-первых, в процессе материального производства, естественно, участвуют люди; они организуют, направляют, осуществляют этот процесс благодаря своим физическим данным, знаниям, опыту, навыкам. В отличие от животных, потребляющих готовые природные продукты, люди удовлетворяют свои потребности, изменяя, преобразуя, воздействуя на предмет, подлежащий обработке с помощью орудий труда. Не столь важно каких: сложнейших или простых, важно, что орудия всегда стоят между человеком и предметом труда. В ходе производства используется комплекс таких средств, как транспорт, заводские или складские помещения, технологические линии и т.д. Все это, вместе взятые, т.е. люди, участвующие в производстве, орудия и средства труда, действует в системе и составляет производительные силы общества. Такова первая сторона способа производства. Второй стороной способа производства являются производственные отношения. Следует особо подчеркнуть, что производственные отношения – это отношения между людьми. Их специфика состоит в том, что, функционируя в производственном процессе, они представляют собой отношения людей по поводу вещей. Каких же? Во-первых, по поводу орудий, предмета, средств труда. Ведь для того, чтобы производственный процесс начался производитель должен соединиться с орудиями труда. А это соединение может быть различным, в зависимости от того, кому принадлежат эти орудия – обществу, группе или отдельным лицам. Отношения собственности и являются главной, определяющей стороной производственных отношений. Во-вторых, отношения по поводу вещей распространяются и на произведенные продукты. Ведь они созданы, чтобы их использовали, а для этого они созданы, чтобы их использовали, а для этого они должны быть предварительно распределены, затем обменены, и наконец, потреблены. Отношения распределения, обмена и потребления – также важные составляющие производственных отношений. Однако, они всегда зависимы от собственности, определяемы ею. Отчего же зависит характер этих складывающихся в производстве отношений? Что же от догадливости людей, исключительно от их сознательной деятельности? Отчасти да. Но, во-первых, люди вообще не знали сущности тех отношений, в которые они вступали в процессе практической деятельности. Во-вторых, характер этих отношений определялся каждый раз не просто изменившимся сознанием, желанием людей хотя, разумеется, и это обстоятельство надо учитывать при анализе конкретной истории. Но главное, чем определяется характер производственных отношений – это те объективные условия, которые сложились в обществе, с которыми люди вынуждены считаться и которые определяют в конечном счете их сознание, а также возможности, границы и общее направление их деятельности. Среди этих условий решающую роль играют уровень и характер развития производительных сил, которые требуют не любой, а именно определенной, т.е. соответствующей им, формы производственных отношений. Скажем, при первобытно-общинном строе люди вступили в коллективистские отношения не потому, что были как-то запрограммированы на коллективизм, а потому что крайняя неразвитость орудий труда восполнялась объединенной силой рода или племени. Иначе люди просто не смогли бы выжить. Но также важно отметить, что в материалистическом понимании истории неразрывно связаны как идея детерминированности человека объективными условиями и вместе с тем признание свободы, активности и творчества. Каждый человек, включая руководящих деятелей – дитя своего времени, продукт сформировавших его обстоятельств. Но при этом он в определенной степени и творец обстоятельств, практически изменяющий условия своего существования. Это может со временем порождать противоречия в способе производства, а вместе с ними новые интересы, потребности, взгляды. И разрешить эти противоречия, сломать старые структуры, создать вместо них новые, более совершенные могут только практически действующие люди. Их активность, их деятельность входят, таким образом, необходимым компонентом в развертывание общественного прогресса. 2. Понятие общественно-экономической формации. Осуществляемое на основе объективных критериев выделение в истории типологически различных обществ является необходимым аспектом материалистического анализа. Необходим такой метод исследования, который позволял бы обнаруживать общие, повторяющиеся черты в экономическом базисе многих стран, что дало бы основание отнести их к некоторому единому общественному типу. И подобная типология была определена К. Марксом как классификация общественно-экономических формаций. При этом К. Маркс провел весьма обоснованное членение исторического процесса и определил исторически преходящий характер каждой из общественно-экономических формаций. В результате вся история человечества предстала как закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций, как выражение ее поступательного движения. Исходя из концепции материального производства как экономического базиса любого общественного устройства, К. Маркс весь ход человеческой истории как бы разбил на пять фаз, пять закономерных ступеней развития социума (другими словами, на пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталисти-ческую и коммунистическую). Немаловажно, что, по Марксу, общественно-экономическая формация – не хронологическое, не географическое, а именно – социально-философское понятие. Нельзя сказать, что такая-то общественно-экономическая формация принадлежит Европе, другая – Азии, третья – Африке; неверно также считать, что общественно-экономическую формацию можно четко определить хронологически, отнеся к определенному веку или эпохе. Нельзя ее отождествить и с какой-либо страной, потому что это понятие фиксирует в теоретической форме тип общества, но не воспроизводит реальную историю того или иного народа. Как всякое научное понятие, понятие общественно-экономической формации есть отражение реальности, но взятой на уровне сущности, а не ее бесконечно многообразных проявлений. Поскольку оно воспроизводит в обобщенной теоретической форме сущность, оно совпадает с реальностью, в той мере, в какой реальность богаче любого понятия, оно не совпадает с нею. Формационное членение не тождественно реальному историческому процессу: одни из стран более полно выражают формационный тип, другие – дальше от него, реальная история с трудом укладывается в выверенные логические схемы. Но при этом, учитывая сложности, своеобразие, вариативность, необходимо знать общую закономерность поступательного движения истории. Именно эту объективную «логику» исторического процесса как раз и воспроизводит марксистское учение об общественно-экономических формациях. 3. Движущие силы и субъекты исторического процесса. В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является личность, действующая сознательно и ответственная за свои поступки. Но поскольку речь идет об истории, то было бы неверно ограничивать понятие субъекта, трактуя его только в индивидуально-личностном плане. В то же время понятие субъекта, примененное к любому надличностному социальному образованию, например, социальная группа, приобретает несколько иной смысл. Группа может быть субъектом, если у нее есть общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет некую целостность. В отличие от выступающей в качестве субъекта личности (т.е. индивидуального субъекта), группу можно рассмотреть как социальный субъект, в качестве которого могут выступать та или иная социальная группа, социально-историческая общность, народ, все человечество. В соответствии с марксистской теорией основными социальными субъектами исторического процесса в послепервобытной истории являлись общественные классы. Процесс социального расслоения общества привел к тому, что на место внутренне слабо дифференцированной общности – рода или общины – пришли классы с различными или даже прямо противоположными интересами, а борьба классов стала основным средством решения социальных проблем, движущей силой общественного развития на определенной его стадии. Под классами в марксизме понимают большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы это такие группы людей, из которых одни могут присваивать труд других, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. Фундаментальное значение классовой дифференциации общества определяется тем, что ее основой является базисные отношения собственности на средства производства. Роль исторического субъекта могут играть и играют такие социальные общности как народности и нации, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели. Отнюдь не принижая организационного значения национально-освободительного движения для судеб человечества, все же следует иметь ввиду, что такое движение не только не отодвигает на задний план борьбу классов, но зачастую выступает лишь как только оболочка последней. Нации всегда возглавляются теми или иными классами, которые и в этом случае остаются основными движущими силами и субъектами исторического процесса. Поэтому очень важно видеть, чьи интересы представляют те или иные лидеры, претендующие на роль выразителей национального самосознания. 4.Общество как целостная саморазвивающаяся система. Общество и природа. При обсуждении этого вопроса необходимо обратить внимание на то, что термин "общество" может употребляться в двух значениях. В широком смысле - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком смысле - это определенный этап развития человеческой истории. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договора. Далее необходимо отметить различия между философским и общесоциологическим подходами к изучению общества. Социологию в основном интересует то, что обозначается термином "социальная структура". Это способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое. Философия акцентирует внимание на таких понятиях, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные (Августин, Фома Аквинский), конвенциальные (философы XVII-XVIII вв.), материальные, основанные на взаимодействии людей (К. Маркс). Для понимания феномена общества необходимо уяснить противоречия человека как "социального атома" и разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный организм. Выделяются три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей. Первый подход – натуралистический, согласно которому человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – Космос. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (сторонники социобиологии). Общество предстает здесь как своеобразный эпифеномен природы. Другой подход - идеалистический, согласно которому сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. В качестве примера можно рассмотреть теократические государства, где единство обеспечивается одной верой, которая становится государственной религией, а также тоталитарные режимы, основанные на единой государственной идеологии. Третий подход объяснения общественного устройства связан с анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер. Так, согласно атомистической теории, общество есть сумма индивидов, связанных тем или иным взаимным договором. В данной модели общество представляет собой конгломерат индивидов, связанных условными связями. В органистической модели общество предстает как целое, как определенная система, структурированная особым образом на части, к которым она полностью не сводится. К. Маркс разработал концепцию материалистического понимания истории, суть которой составляет положение о способе производства, который складывается объективно, независимо от воли и сознания людей. Согласно Марксу, людей в социальный организм связывает не общая идея или общий Бог, а способ производства, в который входят производительные силы- система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих обмен между обществом и природой в процессе общественного производства и производственные отношения, под которыми понимается совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Их видоизменения составляют основу общественно-экономических формаций как этапов мировой истории. Эти системообразующие факторы зависят, в свою очередь, от ряда природно-климатических условий, средств общения, языка, культуры и других факторов. Однако определяющим является общественное бытие людей - материальное отношение людей к природе, друг к другу, возникающее вместе со становлением общества и существующее независимо от общественного сознания. Под общественным сознанием понимается целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающее различные уровни (теоретический, обыденный) и формы сознания (политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, философское, научное). Следует указать на то, что в изучении общества важнейшая роль отводится проблеме взаимосвязи природы и общества. На протяжении всей истории люди неуклонно развивали и совершенствовали свои способности воздействовать на окружающую среду, тем самым изменяя и характер взаимоотношения общества с природой. До эпохи великих географических открытий XVI - XVII вв. люди обитали на сравнительно небольших, ограниченных территориях. Первобытный человек удовлетворял свои потребности присвоением готовых продуктов, он довольствовался тем, что давала ему природа. По мере перехода от собирательства к производству необходимых для жизни материальных благ он все в большей степени стал вовлекать природу и ее ресурсы в хозяйственный оборот, существенно изменяя среду своего обитания. Буржуазные революции в Европе дали мощный толчок экстенсивному освоению природы, что выразилось в тенденции к постоянному увеличению объема и разновидностей природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. За последнее столетие во взаимоотношениях людей с природой произошли серьезные перемены. Негативные последствия человеческой деятельности выразились в наступлении экологического кризиса. В результате, наступает глубокое расстройство взаимосвязей внутри экологических систем и многих параметров системы "общество - природа". Следует сделать акцент на том, что общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей собственной основе. В XX в. было сформировано представление о социальной системе, под которой понимается все относящееся к системной организации общества, объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями. Характер объединения людей в систему трактуется в соответствии с тем или иным способом объяснения сущности человека и его истории. Основной системообразующий признак может быть усмотрен либо в материальных, либо в духовных связях людей. Первым источником саморазвития общества являются противоречия природной и культурной организации человека и его сообществ. При любых формах социальности человек остается частью Природы и Космоса, специфическим проявлением феномена жизни. Второй источник саморазвития социальных систем связан с общественными отношениями, возникающими в процессе трудовой деятельности человека. Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений, которые подразделяются на материальные и духовные (идеальные) отношения. Выделяются также и межличностные отношения – отношения между отдельными индивидами по различным основаниям, как правило, не имеющим отношения к их вхождению в большие социальные группы. Для сверхсложных самоуправляемых систем, какими являются социальные системы, характерна многофункциональность. Однако все функции социальной системы могут быть сведены к двум основным - функции сохранения системы, ее устойчивого состояния (гомеостаза) и функции совершенствования системы, ее оптимизации по отношению к природной и социальной среде. В социальной философии высказывались различные мнения по поводу причин качественных изменений в обществе. Одни связывали их с изменениями природных основ социальной жизни (Ш. Монтескье, В. Вернадский, Л. Гумилев), другие искали причины в изменениях экономики, орудий труда, методов организации производства (К Маркс, У. Ростоу), третьи связывали процесс социального развития с изменениями в культурной жизни, системе духовных ценностей (Г. Гегель, О. Конт, П. Сорокин). Каждый из этих факторов оказывает определенное воздействие на развитие общественной жизни, но движущими силами социальной жизни также являются и природные, биосферные факторы. 5. Политическая система общества Рассмотрение этого вопроса следует начать с определения понятия политической системы общества. Под ней понимается совокупность государственных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения в обществе. Необходимо указать на то, что центральным элементом политической системы является государство, осуществляющее свои функции по регулированию политических отношений в обществе применением легитимного, узаконенного принуждения по отношению к гражданам. Основными признаками государства являются: публичная власть, обособленная от общества; суверенитет; территория, на которой распространенны законы и полномочия власти; исключительное право на создание законов и норм, обязательных для всего населения; право па взимание налогов с населения для содержания государственных служащих, армии, органов принуждения. Форма государства определяется формой правления, т.е. способом организации власти и формой государственного устройства. По формам правления различаются монархия и республика. По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Политическая система включает также совокупность разнообразных партий, движений, организаций, институтов, церковных учреждений, групп давления, участвующих в политической жизни страны. Политические организации влияют на формирование государственных структур, выражают интересы социальных общностей и групп в соответствующих лозунгах, социальных проектах и участвуют в их реализации легитимными, узаконенными средствами. Закончить обсуждение вопроса следует указанием на то, что одним из важнейших элементов политической системы является политическое сознание. Оно охватывает чувственные и рациональные, ценностные и нормативные, рациональные и интуитивные представления граждан об их связях с институтами власти и между собой по поводу их участия в управлении обществом и государством. Элементами политического сознания выступают идеология как осознание интересов социальных групп и их значимости в системе потребностей общественного развития и политическая психология, характеризующая политическое поведение масс, их настроения, установки, стереотипы и привычки. 6. Духовная подсистема общества; структура общественного сознания. Этот вопрос следует начать с указания на то, что духовная подсистема включает в себя органически связанные между собой элементы, направленные на удовлетворение общественных и личных духовных потребностей, важнейшими из которых выступают познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также потребности в общении. В обществе постепенно возникают особые отрасли духовного производства и института, которые соответствуют многообразным духовным потребностям. Научные институты и разнообразные объединения ученых осуществляют познание природы, общества человека и тем самым научно обеспечивают деятельность людей. Средства прямого информирования населения направлены на удовлетворение потребности в обмене информацией и духовном общении. Особой областью духовного производства является воспитание и образование человека. В обществе создается разветвленная система учреждений обучения и воспитания: высшие учебные заведения, детские дошкольные учреждения, разнообразные формы школьного обучения. Воспитательную функцию выполняют семья, круг друзей и знакомых, государственные учреждения, органы правопорядка средства массовой информации. Нравственное и эстетическое воспитание, формирование мировоззрения осуществляются также искусством и учебными религиозными учреждениями. Центральным звеном духовной подсистемы является общественное сознание, проявляющееся во всем многообразии знаний, идей, взглядов, мнений, мировоззренческих установок, ценностных ориентации. Общественное сознание является идеальным образом мира, формирующимся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов - материальных условий жизни общества и его духовной культуры. В структуре общественного сознания выделяются два уровня - обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание обращено преимущественно к труду, быту и связанными с ними повседневными условиями жизни и отношениями людей. Оно отличается синкретичностью (нерасчлененностью), бедностью содержания, подробной детализацией, эмоциональной окрашенностью, стихийностью и практической направленностью. Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность. В общественном сознании выделяются также общественная психология и идеология. Как структурный элемент общественного сознания общественная, или социальная, психология характеризует особенности массового поведения людей, определенный тип отношений социальных общностей и групп к явлениям общественной жизни. Они выражаются в форме верований, убеждений, установок и чувств, привычек и стереотипов. Социальная психология включает также психический склад, т.е. стабильную совокупность психических особенностей и форм коллективного поведения, типичных для конкретной социальной группы. Идеология представляет собой совокупность идей и взглядов, отражающих в теоретической, систематизированной форме потребности общественного развития и служащих закреплению или изменению общественных отношений. Она выражает точку зрения социальных групп на потребности общественного развития и обосновывает их социально-политические действия. Общественное сознание неоднородно по содержанию и форме. Выделяются такие виды общественного сознания, как научное, религиозное, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, философское. Они различаются по содержанию тех явлений, которые в них отражаются, по форме материализации, по социальным функциям. Виды, или формы, общественного сознания представляют собой многоуровневые образования, включающие обыденный и теоретический уровни, общественную психологию и идеологию. |