Главная страница
Навигация по странице:

  • Министерства здравоохранения Российской Федерации ГБОУ ВПО ЯГМА Минздрава России С.Г. Пилецкий, О.В. Козлова ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ

  • В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Ярославль 2013 УДК Ф 1 ББК 87.3 П 23 Рецензенты

  • П 23 Пилецкий С.Г, Козлова О.В. Философия, ее роль в жизни человека и общества. Учебное пособие. Ярославль, 2013. – 72 с.

  • ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

  • 1. Понятие мировоззрения.

  • А) Мироощущение и миропонимание.

  • ФИЛОСОФИЯ 1. Тесты по изучаемым темам. Для студентов медицинских и фармацевтических вузов


    Скачать 438.5 Kb.
    НазваниеТесты по изучаемым темам. Для студентов медицинских и фармацевтических вузов
    Дата14.05.2023
    Размер438.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ 1.doc
    ТипТесты
    #1130112
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7




    государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Ярославская государственная медицинская академия»

    Министерства здравоохранения Российской Федерации

    ГБОУ ВПО ЯГМА Минздрава России

    С.Г. Пилецкий, О.В. Козлова

    ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ

    В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

    УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

    Ярославль 2013

    УДК Ф 1

    ББК 87.3
    П 23


    Рецензенты:

    Доктор философских наук, профессор О.Е. Баксанский

    Доктор философских наук, профессор Г.М. Нажмудинов

    П 23 Пилецкий С.Г, Козлова О.В. Философия, ее роль в жизни человека и общества. Учебное пособие. Ярославль, 2013. – 72 с.

    Данное учебное пособие включает в себя освящение основных вопросов тем курса «Философия», планы семинарских занятий, тематику рефератов, списки основной и дополнительной литературы, по темам семинарских занятий, а также тесты по изучаемым темам.

    Для студентов медицинских и фармацевтических вузов.


    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Мир, в котором м живем, к началу ХХI столетия вступил в полосу глобальных перемен; в ходе их до неузнаваемости перестраивается и будет перестраиваться весь уклад нашей жизни. Перемены эти так или иначе затрагивают самые разные сферы существования человека и человечества – отношения между человечеством и планетой, на которой оно обитает, а также осваиваемой им частью космического пространства; взаимодействие между государствами, каждое из которых ищет свои пути и будущее и вместе с тем не может не считаться с интересами других народов и государств; противоречия разнородных социальных сил, во взаимоотношениях которых пробивает себе дорогу осознание того, что у человечества в наши дни общая судьба и что общечеловеческие ценности и идеалы должны выйти на первое место, стать руководством во взаимодействиях между людьми; бурные темпы научно-технического прогресса, выплескивающего на нас новые знания и технологии и далеко не однозначно воздействующего на условия нашей жизни.

    Нынешнее время – время масштабных задач и больших свершений – требует высоко профессионально подготовленных специалистов, способных к продуктивному труду в самых разных сферах народного хозяйства. Вместе с тем современный специалист – это не просто грамотный исполнитель спускаемых откуда-то сверху указаний и решений. Сегодняшняя действительность предъявляет к специалисту более высокие требования – ему необходимо осмысленно, разумно относиться к тому, что он делает, видеть свое дело в связи с делами других.

    Мы постепенно привыкаем к разнообразию мнений, выражаемых и отстаиваемых разными социальными группами, разными людьми: мы учимся выражать инакомыслие, мнение других, даже если не соглашаемся с ними. Для полнокровной общественной жизни, однако, необходимо, чтобы каждое отдельное мнение было обоснованным, продуманным с точки зрения не только конкретного индивида или особой социальной группы, но и с точки зрения интересов общества в целом. И здесь, таким образом, отчетливо обнаруживается, что от каждого из нас требуется способность осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности.

    Но, как мы знаем, способность к разумному мышлению у человека не является врожденной – ей необходимо обучаться; при этом лучшая школа разумного мышления – усвоение высших достижений философской культуры.

    Человек, вообще говоря, может воспринимать окружающий мир и самого себя, довольствуясь представлениями обыденного здравого смысла, который скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть. При этом, однако, его воззрения и действия не будут самостоятельными – как бы он не обманывался на сей счет, он всегда будет находиться во власти расхожих мнений и стереотипов. Этого, конечно недостаточно для того, чтобы выработать самостоятельную жизненную позицию, чтобы обосновать свои идеалы и ценности.

    Путь разумного мышления, путь философии – непростой путь, ибо он ведет в глубины человеческого бытия, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо обыденному здравому смыслу, и он чаще раскрывает проблемы и противоречия, чем дает окончательные решения. Но для того, чтобы по настоящему, всерьез уразуметь современную действительность и не оказаться беспомощной щепкой в водовороте перемен, надо отважиться ступить на этот путь.

    Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений, - в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею.

    Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устраивает и ожидает, и одновременно – поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и является той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.

    ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

    И ОБЩЕСТВА

    ПЛАН ПЕРВОГО ЗАНЯТИЯ



    1. Мировоззрение, его структура и типы. Мифы и религия.

    2. Истоки философии: миф и религия.

    3. Понятие мудрости. Философия как форма общественного сознания.

    4. Предмет философии. Мир и человек – центральная тема в истории философии.

    ПЛАН ВТОРОГО ЗАНЯТИЯ



    1. Основные функции философии и ее роль в обществе.

    2. Философия и наука. Роль философии в ВУЗе.

    3. Генезис философии. Истоки и предпосылки западной философии.

    ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


    1. Философия и культура.

    2. Мифы Древней Греции.

    3. Философия и образование.

    4. Мифопоэтическая картина мира.

    5. Функции философии.

    6. Философия и религия.

    7. Философия и медицина.

    УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ



    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2013.

    Кохновский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии М.: КноРус, 2013.

    Кохновский В.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия. Конспект лекций. М.: КноРус, 2013.

    Липский Б.И., Марков Б.В. Философия. М.: Юрайт, 2013

    Философия Под. Ред. Зотов А. П.: Проспект, 2013.

    Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия. М.: Высшее образование, 2009.

    Философия: учебник / Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2008.

    Введение в философию. Учебник для ВУЗов.Ч.1/Под ред. И.Т.Фролова,М.,1983.

    ЛИТЕРАТУРА



    Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. М.: Инфра-М, 2009.

    Философия: энциклопедический словарь. М.: Гпрдарики, 2009.

    Новая философская энциклопедия, в 4-х т. М. 2000-2001.

    Философия. Учебник для высших учебных заведений. /Ростов н/Д,1996.

    Радугин А.А. Философия. Курс лекций. /М.,1995.

    Бибихин В.В. Философия и религия.//В.Ф.,1992. № 7.

    Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.

    Осборн Ван Лоом Б. Восточная философия. Ростов н/Д, 1997.

    Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1986.

    Семушкин В.В. У истоков европейской рациональности (Начало древне-греческой философии). Учебное пособие. М.1996.

    Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке./М.,1998.

    Евсеев В. Мифы о вселенной Нс.1991.

    Токарчик А. Мифы о бессмертии./М.,1993.

    Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. Нс,1992.

    Миронов В.Б. Пир мудрецов. М.,1994.
    ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ.
    Приступая к изучению философии, многие уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, а может быть, даже объяснить в первом приближении, что такое философия, выделив из ряда вопросов – житейских, производственных, научных, политических, художественных и других – те, что носят философский характер. Откуда у людей это предпонимание? С раннего детства, осваивая мир, накапливая конкретные знания, обычно все мы время от времени с волнением думаем о тайнах мироздания, о судьбах человечества, о жизни и смерти, горе и счастье людей. И в сознании каждого человека постепенно складываются, пусть еще нечеткие, не вполне последовательные представления, взгляды, позиции по тем вопросам, по которым издавна различались многие поколения философов.

    Как устроен мир? Как соотнесены в нем материальное и духовное? Хаотичен он или упорядочен? Какое место занимает в нем закономерность и случайность, устойчивость и изменение? Что такое покой и движение, развитие, прогресс и каковы критерии прогресса? Что есть истина и как отличить ее от заблуждений или преднамеренных искажений, лжи? Что такое совесть, честь, долг, ответственность, справедливость, добро и зло, красота? Что такое человеческая личность и каковы ее место и роль в общественной жизни, истории? В чем смысл человеческой жизни?

    Представителей разных профессий философия может волновать, как минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное – необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в фокус внимания попадают философские вопросы физики, математики, технического знания, биологической науки и медицины, педагогики, художественного творчества и многие другие. Такие вопросы, встают перед специалистами и настойчиво требуют своего изучения. Они очень важны, но все же составляют лишь часть обширного поля философских проблем. Если ограничиться только ими, это обеднило бы, сузило область философии, свело на нет ее интереснейшую и важную проблематику.

    В дополнение к профессиональным навыком, знаниям, орудиям, так необходимым для решения конкретных задач, каждому из нас нужно и нечто большее. Требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Важно также понимать смысл и цели наших действий, нашей жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это дает людям. Такого рода представления о мире и месте в нем человека, если их удается как-то осознать или даже сформулировать, называется мировоззрением.

    При обсуждении темы следует начать с анализа мировоззрения с точки зрения человека и его способностей; в структуре любого воззрения на мир есть следующие компоненты: мироощущение, мировосприятие, миросозерцание, миропонимание.

    К духовным образованиям, причисляемым к мировоззрению, относится и философия. Поэтому для ответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.
    1. Понятие мировоззрения.

    Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

    Жизнь людей в обществе носит исторический характер. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей также подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы, идеалы и нормы жизнедеятельности, т.е. выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. Но в реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

    Строго говоря, человек или социальная группа, выделенная по тому или иному признаку (например по классовой принадлежности, социальному положению, уровню образования, профессии и т.д.) имеют соответственно не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них, самые общие представления о мире и жизненные программы.

    Мировоззрение – образование интегральное. В нем принципиально важна связь его компонентов, их «сплав». И как в сплаве различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением.

    Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения людей.

    В составе мировоззрения выделяют мироощущение и миропонимание.
    А) Мироощущение и миропонимание.

    В различных формах мировоззрений по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально –психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно–интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

    «Коэффициент интеллектуальности» мировоззрений различен. Неодинакова также степень их эмоциональной насыщенности. Но так или иначе, мировоззрение включает в себя оба эти «полюса». Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрений не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение – не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие чувства.

    Различные сочетания чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистическим или мрачным, пессимистическим; эгоистическим или полным душевной щедрости, заботы о других; счастливым или несчастным и т.д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, материального достатка, национальные особенности, тип культуры, темперамент, возраст, состояние здоровья и пр. (Например, мироощущение богатого и бедного, человека полного сил и безнадежно больного).

    Разум и чувства входят в «ткань» мировоззрения не обособленно, а во взаимосплетении, кроме того, они сочетаются с волей. Это придает всему составу мировоззрения особый характер. Мировоззрение, по крайней мере, его узловые моменты, его основа, по сути, всегда тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений. Убеждения – взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Во имя убеждений – так велика их побудительная сила – люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть.

    Важное условие (и показатель) переплавки взглядов в убеждения – возрастающая степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон человеческой веры, уверенности широк. Он простирается от практической, жизненной, познавательной несомненности (или очевидности), т.е. вполне рациональной веры, до религиозных верований или даже легковерного принятия нелепых вымыслов, что тоже свойственно человеческому сознанию определенного типа и уровня.

    Существенная роль убеждения в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже неверием. Сомнение – обязательный момент самостоятельно осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней (без внутренней критичности, собственного анализа) называется догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории причиной большой крови и тяжких бед. (Известна поговорка: «Дорога в ад вымощена благими намерениями». Ничто человечеству, как это ни странно, не принесло столько вреда, как самые благие намерения, навязываемые насильно.) Важную роль в расшатывании догм играет здоровое сомнение, вдумчивость, критичность; но при нарушении меры они могут породить другую крайность – скептицизм, т.е. неверие ни во что, утрату всяких идеалов.

    В мировоззрении реально различимы – по степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силе аргументов также повседневно-практический и теоретический уровни.
    Б) Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание.

    Во все исторические эпохи обнаруживали себя и продолжают сохранять важное значение и в наши дни мировоззренческие взгляды, идеи, основанные на «здравом смысле», обширном и многообразном повседневном опыте. Их нередко называют «жизненной философией». Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения заключает в себе мироощущение и умонастроение широких слоев общества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку является массовым и реально «работающим» сознанием.

    Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку неоднородны – по характеру образования, уровню интеллекта, духовной культуры, по национальным, религиозным и другим традициям – его носители. Отсюда широта диапазона «жизненной философии» – от самых примитивных, отсталых обывательских форм сознания до проявления полноценного, просвещенного «здравого смысла», «трезвой», разумной жизненной ориентации в среде ученых, художников, политиков и др.

    Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую «память веков» , убедительный жизненный опыт, навыки, традицию, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (расовых, националистических и др.), современных «мифов» (например, вульгарно трактуемого равенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, (не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп).

    Житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, системностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях «захлестывать разум», обнаруживая дефицит здравого смысла. И наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности.

    Решение подобных задач осуществляется уже на другом, теоретическом, уровне миропонимания, к которому принадлежит и философия. В отличие от всех других форм и типов миропонимания, философские взгляды претендуют на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.

    Однако, рассмотренная нами градация «обыденное – теоретическое» недостаточна для понимания своеобразия философского мировоззрения. Необходимо также определить место философии среди других социально-исторических типов мировоззрения.
    2. Истоки философии.

    Для понимания того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. Есть путь, по которому когда-то пришло к философии человечество.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта