Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Понятие мудрости. Философия как форма общественного сознания.

  • 4. Предмет философии. Мир и человек – центральная тема в истории философии.

  • Исследование наиболее общих вопросов бытия.

  • Анализ наиболее общих вопросов познания.

  • Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества.

  • Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека.

  • 1. Основные функции философии и ее роль в обществе.

  • 2. Философия и наука. Роль философии в ВУЗе.

  • Научно-философское мировоззрение

  • Значение философии для науки

  • 3. Генезис философии. Истоки и предпосылки западной философии.

  • АГНОСТИЦИЗМ

  • ДУАЛИЗМ

  • МАТЕРИАЛИЗМ

  • МИРОВОСПРИЯТИЕ

  • МИРОПОНИМАНИЕ

  • МОНИЗМ

  • СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ИЛИ ГНОСЕОЛОГИЯ

  • ЛИЧНОСТЬ . ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

  • ФИЛОСОФИЯ 1. Тесты по изучаемым темам. Для студентов медицинских и фармацевтических вузов


    Скачать 438.5 Kb.
    НазваниеТесты по изучаемым темам. Для студентов медицинских и фармацевтических вузов
    Дата14.05.2023
    Размер438.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ 1.doc
    ТипТесты
    #1130112
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    А) Мифология


    Мифология (от греч. mifos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – форма общественное сознание, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

    Мифы многообразны. Но ряд основных мотивов и тем в них повторяется. Много мифов разных стран посвящено космическим темам. Они заключают в себе попытки ответить на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.

    Наряду с интересом к происхождению мира много внимания уделялось и происхождению людей, рождению, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – добыванию огня, изобретению ремесел, земледелии, обычаях, обрядах. У развитых народов мира мифы связывались друг с другом, выстраивались в единые повествования. (В более позднем литературном изложении они представлены в древнегреческой «Илиаде», индийской «Рамаяне», карелофинской «Калевале» и др.).

    Миф – наиболее ранняя форма духовной культуры человечества. Миф выступал как единая, нерасчлененная (синкретическая), универсальная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие эпохи, в которую создавался. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов.

    Интеллектуальное своеобразие мифа проявилось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного. Это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую, образную картину мира, сочетающую реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

    Миф выполнял многообразные функции. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала, поощряла определенные формы поведения. Мифологическое сознание заключает в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешение противоречий, внутреннее согласие человеческой жизни. Через эпос, сказки, легенды, исторические предания, мифологические образы и сюжеты вошли в гуманитарную культуру различных народов – в литературу, живопись, музыку, скульптуру.

    С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны рождения и смерти – конкретные вопросы всякого мировоззрения. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия.
    Б) Религия.

    Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

    Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов. Природа религиозного мировоззрения сложна и требует тщательного изучения. До недавнего времени его оценка в нашей литературе крайне упрощалась и огрублялась: оно истолковывалось просто как система «невежественных» представлений о мире и человеке.

    Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к понятию (образу) бога – высшего существа, достойного поклонения. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. По аналогии с отношением «отец-сын» бог мыслится как владыка и одновременно заступник, спаситель человека. Бог мыслится и как блюститель обычая традиции, нравственности, связующих людей культурных уз, почитаемых в обществе духовных ценностей. Эгоистическое желание умилостивить богов, призвать их в помощники сочетается с бескорыстным их почитанием, стремлением следовать высокому образцу. С усилением этого момента связано развитие в рамках религиозного сознания – на высших его ступенях – этических представлений, идеалов и норм. Религиозно-этическое отношение к божеству нередко придает вере светлый, чистый характер, способствуя формированию высоких общечеловеческих ценностей.

    Родственность, близость философии и религии состоит в том. что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие общие задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли лишь малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Для философской мысли характерно свободомыслие. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно во все времена были способны только наиболее образованные, интеллектуально развитые, сильные духом люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников.
    3. Понятие мудрости. Философия как форма общественного сознания.
    В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиции знания, разума.

    При обсуждении этого вопроса необходимо остановиться на многогранности понятия «мудрость». Здесь же уместно провести анализ термина «философия», подразумевающую неразрывную связь любви с мудростью. Несмотря на то, что понятие «философия» часто используется в переносном смысле, следует выделить законное место философии как одной из форм общественного сознания, показывая ее генетические связи с религией (и мифом), политикой (и экономикой), наукой (и правом), искусством (и обыденным сознанием).

    «Философия» (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) – буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употреблял греческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философии» связано с именем Платона.

    В отличие от религиозного и мифологического миросозерцания философская мысль представляла собой принципиально иной тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали позиции разума, интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства начали вытеснять фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование. Развитие философской мысли означало, т.о. не только прогрессирующее отмежевание от мифологии, но и разрыв узких рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности. Гениальной догадкой, возникшей у самых истоков философской мысли, было понимание того, что мудрость – это не что-то готовое, что можно открыть, выучить, затвердить и использовать. Это стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.
    4. Предмет философии. Мир и человек – центральная тема в истории философии.
    При обсуждении этого вопроса следует показать всю широту и весь объем понятия философии. В предмете мировой философии неизменно присутствуют три компонента: мир, человек, ценностные отношения человека к миру. Решение «основного вопроса» философии неизбежно ставит проблему соотношения материального (объективного бытия) и идеального (субъективного – сознания). В корне этой проблемы заложена дивергенция материализма – идеализма, а также промежуточных (дуализм) и крайних, воинствующих форм при которых философия становится партийной. Можно выделить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще:

    1) Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название «онтология».

    2) Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название «гносеология».

    3) Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека. Эту проблематику выделяют в отдельный раздел, который называется социальной философией.

    4) Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Философия человека называется «философской антропологией».

    Таким образом философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

    Необходимо выявить специфику философии: ее статус, характер, уровни философского сознания и критерии, отличающие истинную философию от «пара…» и «псевдо-философии». Будучи органичной частью культуры человека и общества, философия неизбежно является «квинтэссенцией» своего времени, завершением духовной культуры народа.

    Студенты должны знать и помнить общечеловеческие ценности: благо, истина, красота, справедливость, долг, польза, власть, свобода; вопросы о цели жизни, о возмездии за преступление, о любви и дружбе, о смерти и бессмертии, о смысле бытия. Многие из этих вопросов мы можем встретить уже в поэмах Гомера и Гесиода. Мучили они и христианских мыслителей, создававших для их решения сложнейшие теологические решения, в которых природа, бог и человек, добродетель и порок, добро и зло, вера и грехопадение выстраивались в сложную продуманную систему. Казалось бы, что все ответы на подобного рода вопросы давно найдены и людям остаются лишь простые проблемы, возникающие в повседневной жизни, для решения которых достаточно повседневного опыта и незачем обращаться к мудрецам и богословам. Домашние хозяйки и кузнецы, корабелы и домостроители, полководцы и финансовые чиновники легко справлялись с ними, опираясь на опыт и профессиональные знания. Но стоило произойти глубинным переменам в жизни человека или переломам в судьбах народов и государств, чтобы иллюзия ясности и «решенности» исчезла и перед затерянным в мире человеком, а порой и перед целым обществом, снова возникли тревожные, сжимающие сердце вопросы о смысле бытия, о борьбе добра и зла, о торжестве несправедливости, об эфемерности и недостижимости счастья.

    Неверно было бы думать, что мыслители прошлого не предлагали ответов, не давали продуманных и аргументированных решений. Как раз наоборот. История сохранила немало имен мудрецов, которые предлагали интереснейшие ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия. Эти ответы обобщали весь накопленный к тому времени опыт человечества, всю культуру, все знания данной эпохи. А так как мудрецы были живыми людьми, различавшимися одаренностью, темпераментом, социальным положением, то и ответы были весьма и весьма различными.

    Древние греки изображали богиню Афину, покровительницу мудрости, с совой, сидящей на плече. Эта птица, как известно, хорошо видит в сумраке, в темени ночи. Этим подчеркивалось, что подлинная мудрость, способная ответить на вечные и самые сложные вопросы, не возникающие при благополучном течении жизни, важнее всего, когда это течение нарушается и все находится в смятении, крутой ломке, а прежняя ясность сменяется духовным сумраком.

    Приступая к изучению философии, многие уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, а может быть, даже объяснить в первом приближении, что такое философия, выделив из ряда вопросов – житейских, производственных, научных, политических, художественных и других – те, что носят философский характер. Откуда у людей это предпонимание? С раннего детства, осваивая мир, накапливая конкретные знания, обычно все мы время от времени с волнением думаем о тайнах мироздания, о судьбах человечества, о жизни и смерти, горе и счастье людей. И в сознании каждого человека постепенно складываются, пусть еще нечеткие, не вполне последовательные представления, взгляды, позиции по тем вопросам, по которым издавна различались многие поколения философов.

    Как устроен мир? Как соотнесены в нем материальное и духовное? Хаотичен он или упорядочен? Какое место занимает в нем закономерность и случайность, устойчивость и изменение? Что такое покой и движение, развитие, прогресс и каковы критерии прогресса? Что есть истина и как отличить ее от заблуждений или преднамеренных искажений, лжи? Что такое совесть, честь, долг, ответственность, справедливость, добро и зло, красота? Что такое человеческая личность и каковы ее место и роль в общественной жизни, истории? В чем смысл человеческой жизни?

    Представителей разных профессий философия может волновать, как минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное – необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в фокус внимания попадают философские вопросы физики, математики, технического знания, биологической науки и медицины, педагогики, художественного творчества и многие другие. Такие вопросы, встают перед специалистами и настойчиво требуют своего изучения. Они очень важны, но все же составляют лишь часть обширного поля философских проблем. Если ограничиться только ими, это обеднило бы, сузило область философии, свело на нет ее интереснейшую и важную проблематику.

    В дополнение к профессиональным навыком, знаниям, орудиям, так необходимым для решения конкретных задач, каждому из нас нужно и нечто большее. Требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Важно также понимать смысл и цели наших действий, нашей жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это дает людям.

    ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ.



    1. Основные функции философии и ее роль в обществе.
    Этот вопрос не имеет однозначных решений. В зависимости от места и роли философии в жизни человека и общества можно выделить многие функции. Вопрос: для чего нужна философия? Необходимо конкретизировать уточнением «как форма общественного сознания». А отсюда уже переходить к выявлению основных социальных функций философии:

    1. Философия выявляет (эксплицирует) наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории, к которым относят такие универсальные понятия как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина – следствие, случайность – необходимость, часть – целое, элемент – структура и др. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Эти понятия приложимы не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись, скажем, без понятия причины. Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие «универсалии», всегда относящиеся к конкретным историческим типам культур и вместе с тем принадлежащие человечеству в целом, всемирной истории.

    2. Как теоретическая форма мировоззрения философия берет на себя и задачу рационализации – перевода в логически понятийную форму, а также систематизации теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах. Выполняя эту функцию, философия как бы стремится охватить, обобщить, осмыслить, оценить с помощью общих понятий не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и его негативный исторический опыт.




    1. К этому примыкает также важная критическая функция, которую выполняет философия в культуре. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию. По отношению к предшествующему и наличному культурно-историческому опыту философия выполняет роль своего рода мировоззренческого «сита». Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем они стараются сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить.




    1. Прогностическая функция. Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В качестве формы теоретической мысли она обладает мощными конструирующими возможностями творческого формирования новых идей, мировоззренческих образцов, идеалов. Философия способна выстраивать, мысленно «проигрывать» различные варианты миропонимания («возможные миры»), как бы заготавливая пробные системы мировоззрения для будущего, которое полно неожиданностей, никогда не бывает всецело ясным для ныне живущих людей.

    Только выполняя эти функции, философия может требовать от общества самостоятельного статуса.
    2. Философия и наука. Роль философии в ВУЗе.
    Этот вопрос предполагает демаркацию философии и «большой науки». Хотя отдельные науки могут сращиваться и питать философское сознание, но последнее не является закрытым и для других форм общественного сознания и для полемики с «оккультными», т.е. тайными науками, типа астрологии, хиромантии, магии. Касаясь роли философии в ВУЗе, необходимо подчеркнуть то, что исторически за ней сохраняется роль «подготовительного фактора» для дальнейшей специализации в ВУЗах. Контактируя со всеми научными и иными знаниями, философия выполняет интегрирующую функцию, а потому ей отводится центральное или высшее место в мировоззрении человека. Также, как и медицина, философия способна работать на благо и на здоровье человека, его тела и души.

    Сопоставление познавательных возможностей философии и конкретных наук, выяснение места философии в системе человеческих знаний имеет давние традиции в европейской культуре. Философия и наука выросли из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились. Обращение к истории познания позволяет установить их неразрывную диалектическую связь, взаимовлияние, конечно, также подверженные историческим изменениям. В соотношении философии и специального научного знания различают три основных исторических периода:

    • первоначальное совокупное знание древних, именовавшееся «философией» и обращенные к самым разным предметам. Наряду со всевозможными конкретными наблюдениями, выводами практики, зачатками различных наук оно охватывало обобщенные размышления людей о мире и о себе, которым в будущем предстояло развиться в философию в более специальном, собственном смысле этого слова. Первичное знание заключало в себе одновременно пранауку и прафилософию. По мере развития той или другой, в процессе формирования собственно науки и философии постепенно уточнялась их специфика, четче определялось родство и различие познавательных функций (Например, философия, как самая умозрительная из наук, вызывала восхищение у Аристотеля, знавшего толк и в специальных науках. Он называл философию «госпожой всех наук» и «наукой всех наук»).




    • специализация знаний, формирование все новых конкретных наук, их отделение от совокупного знания. Одновременно шло развитие философии как особой области знания, ее размежевание с конкретными науками. Этот процесс длился многие века, но наиболее интенсивно происходил в XVII – XVIII вв.




    • формирование теоретических разделов целого ряда наук, их постепенная интеграция, синтез. Начавшийся в XIX в. третий период переходит затем в ХХ в. Это время, когда многие теоретические задачи, до сих пор решавшиеся лишь в умозрительной философской форме, наука уверенно взяла на себя. Попытки же философов решать эти задачи прежними способами оказываются все более наивными, безуспешными. Все яснее осознается, что универсальную, теоретическую картину мира философия должна строить не чисто умозрительно, не вместо науки, а вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.


    С середины XIX в, а еще резче ХХ в. – на новом этапе развития знаний – зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившее под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, одним словом, пытавшееся развенчивать «королеву» в «служанку». В позитивизме был сформулирован вывод о том, что философия – это «суррогат» науки, имеющий какое-то право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное знание. На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозглашается, что зрелая наука – сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, мучившие умы в течение столетий.

    Научно-философское мировоззрение – это такая система понимания мира и места в нем человека, которая опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой и сама оказывает активное влияние на развитие науки.

    Значение философии для науки: интеграция, универсальный синтез знаний сопряжены с разрешением характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, уровней, разделов науки при их «стыковке», согласовании. Речь идет о всевозможных парадоксах, апориях (логических затруднениях), антиномиях (противоречиях в логически доказуемых положениях), познавательных дилеммах, кризисных ситуациях в науке, в осмыслении и преодолении которых философской мысли принадлежит весьма существенная роль.

    Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры и науки, в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет, не обосновывает. Наконец, наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Достаточно задаться вопросом, можем ли мы, шагнув в новое тысячелетие с уверенностью сказать, что перспективы человечества связаны с достижениями НТП.

    Основная же задача философии в любом ВУЗе – это повышение культурного и образовательного уровня студентов до уровня, определяемого государственными или общественными стандартами.
    3. Генезис философии. Истоки и предпосылки западной философии.
    Этот вопрос приводит к проблеме исторической реконструкции мировой философии, от предпосылок ее зарождения, причин и механизмов ее становления в особую форму общественного сознания. Мировая философия возникла как форма общественного (планетарного) сознания в «свое время» (800-200 гг.) до н.э., одновременно в трех крупных культурно-политических регионах: в Китае, Индии и на Западе (Египет, Персия, Палестина, Греция). Среди важнейших предпосылок становления философии необходимо остановиться на политических (наличие особых групп, заинтересованных в свободе философского духа), экономических (высокий уровень доходов общества и торговли с развитыми странами, социальных (наличие особой прослойки грамотных людей, профессионально закрепляющих развитие философии в образовательных школах) и культурных (богатая традиция духовной культуры и особый философский язык). Истоки западной философии находятся в Древней Греции, которая аккумулировала духовный опыт более старших цивилизаций (Египта, Персии, Месопотамии) и создала античную философию, определившую все дальнейшее развитие Западной философии. Основные философские учения в России также ориентированы на западные философские, научные и религиозные ценности.

    ТЕСТЫ
    1. Философия – это …

    А) накопление фактов

    Б) вера в сверхъестественное

    В) создание фантастических образов

    Г) особая форма мировоззрения
    2.До возникновения философии ……. господствовала в мировоззрении людей

    А) гносеология

    Б) риторика

    В) методика

    Г) мифология
    3. Философия представляет собой ………

    А) набор разнообразных знаний, обслуживающих повседневную жизнь людей

    Б) систему взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру

    В) сложившуюся картину мира, принятую специалистами

    Г) мировоззрение, основу которого составляют фантазии, легенды, вымыслы
    4. …. – это философское учение о развитии

    А) монизм

    Б) плюрализм

    В) диалектика

    Г) аксиология
    5. Раздел философии, разрабатывающий наиболее общие вопросы бытия, называют …

    А) эстетикой

    Б) онтологией

    В) логикой

    Г) гносеологией
    6. … – это учение, согласно которому дух первичен

    А) механицизм

    Б) идеализм

    В) дуализм

    Г) гносеология
    7. Агностицизм это:

    А) Учение о познании

    Б) Убеждение о несостоятельности познания

    В) Утверждение приоритета опытного знания

    Г) Утверждение логической сути знания.

    ГЛОССАРИЙ

    АГНОСТИЦИЗМ – учение, отрицающее, полностью или частично возможность познания мира.
    ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД – способ познания, при котором вещи, свойства, отношения объективного мира, а также их отражение в сознании человека (понятия) рассматриваются во взаимосвязи и развитии.
    ДУАЛИЗМ – философское учение, исходящее из признания равноправными, свободными друг к другу двух начал: духа и материи, идеального и материального.
    ИДЕАЛИЗМ – философское направление, представители которого утверждают первичность сознания и вторичность материи.
    МАТЕРИАЛИЗМ – философское направление, которое утверждает первичность материи и вторичность сознания.
    МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД – антидиалектический способ познания, отрицающий или упрощающий всеобщую связь и развитие в мире.
    МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это совокупность взглядов, оценок принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, место в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действия людей.
    МИРОВОСПРИЯТИЕ – опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений.
    МИРООЩУЩЕНИЕ – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств.
    МИРОПОНИМАНИЕ – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.
    МИФОЛОГИЯ – фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве.

    МОНИЗМ – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего: материального или духовного.
    ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ – вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному.
    ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – разновидность идеализма, представители которого признают духовное первоначало вне и независимо от материи (абсолютную идею, абсолютный разум, абсолютный максимум и т.д.).
    РЕЛИГИЯ – форма общественного сознания, отражение действительности в иллюзорно-фантастических образах, представлениях, понятиях, свойственных ранним стадиям развития человечества.
    СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – разновидность идеализма, представители которого не допускают какой бы то ни было реальности вне и независимо от индивидуального сознания.
    ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ИЛИ ГНОСЕОЛОГИЯ – учение о сущности, закономерностях и формах познания.
    ФИЛОСОФИЯ – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

    ЛИЧНОСТЬ. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта