Типология учебных проектов Различные аспекты
Скачать 113.95 Kb.
|
Типология учебных проектовРазличные аспектыПроектная деятельностьПроект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.Ключевой тезис метода проектов: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить». Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства. Школьный проект – это форма работы, в процессе которой ученик самостоятельно ставит цель деятельности, планирует ее, находит информацию по теме работы, изучает ее, осуществляет работу и представляет ее итоги на всеобщее обозрение Типология проектов (Е.С. Полат)Доминирующая деятельность: исследовательская, творческая, поисковая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная, игровая и пр. Предметно-содержательная область: монопроект (один предмет), межпредметный проект Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника) Характер контактов: один класс, одна школа, город, регион, страна, разные страны Количество участников Продолжительность Уровневая организация (технологический подход)Вид практики
По дидактической цели По содержанию: монопредметный; межпредметный; метапредметный; Формы организации По видам проектов: творческий; инновационный; информационный; социальный; прикладной; ролевой. По длительности: - проект-урок; годовой проект; По кол-ву участников: индивидуальный; парный; групповой; городской; сетевой. ИсследовательскиеИсследовательские Требуют четкой структуры, целей, актуальности для всех участников, методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.ТворческиеНе имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм )РолевыеСтруктура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта (литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения). Виды проектов ИгровыеИгровые Результатом является создание, конструирование или модернизация игр (настольных, подвижных, спортивных, компьютерных) на основе предметного содержания.ИнформационныеНаправлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.Практико-ориентированныеЧетко обозначенный результат, продуманная структура, определение функций каждого участника, презентация конечных результатов, оценка работы.Инновационныепредполагают организационно-экономический механизм внедренияВиды проектов Варианты итоговых продуктовПрезентация (кому, зачем, где будем показывать) Буклет (как размножать, где и кому раздавать) Газета Карточки (новый новостной формат) https://meduza.io/cards/gosduma-razreshila-delat-platnym-v-ezd-v-goroda-kak-eto Инструкция https://meduza.io/feature/2016/12/20/kak-uberechsya-ot-grippa-instruktsiya Разбор https://meduza.io/feature/2016/12/19/rossiya-bogataya-strana-videorazbor-meduzy Объясняющие видеоролики https://www.youtube.com/watch?v=nkKHJVttt20 Варианты итоговых продуктовИгры и конструкторы, головоломки Мультфильмы Комиксы (Манга) Приложение для мобильного телефона или флеш-игра Программа для расчетов и визуализации Экскурсия – реальная или виртуальная Примеры проектовПримеры проектовИнформационные«Математические» улицы в городах. Способы расчёта площадей фигур. Великие астрономы Европы и Азии. Знаменитые математики России. Проектные работы могут быть представлены в виде дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, электронных страниц на сайте образовательного учреждения, каталогов с приложением карт, схем, фотографий. ИгровыеМатематический «морской бой». Буквенное лото. Развитие жизни на Земле (настольная игра). Весы цифр (физико-математический аттракцион). Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, объектов, программного обеспечения, в формате электронной игры.ПрикладныеПрограмма действий, направленных на повышение компьютерной грамотности пенсионеров Ярославской области. Словарь математических терминов по теме «Делимость чисел» Учебное пособие «Операции над десятичными дробями». Проект «Ипотека. Да или нет». Прикладной проект удобно использовать для повышения мотивации учащихся к проектной деятельности, обучения основам исследовательской и инженерной деятельности.СоциальныеШкольное мероприятие «Нет наркотикам!». Сбор книг и создание библиотеки в удалённом посёлке. Организация волонтёрской помощи ветеранам войны. Доброхотское движение спасения усадьбы XVIII века. Улучшение качества питания в школе; Участие в социальных проектах способствует формированию социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту- помогает осваивать правила общественного поведения.РолевыеПишем учебник по истории края. Школьный парламент. Школьная газета («Школьный вестник», «Большая перемена», «Школьный меридиан» и т. п.). В афинских школах и гимнасиях. Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, презентаций фото- и видеоматериалов.Сетевые лабораторииhttp://schoolnano.ru/node/4008 http://schoolnano.ru/node/4479 Структурирование проекта (Е.С. Полат)Выбор темы, типа, количества участников Продумывание возможных вариантов проблем (проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя: наводящие вопросы, информационные вбросы…) Распределение задач по группам, обсуждение методов решения, поиск информации, творческих решений Самостоятельная работа по своим задачам Промежуточные обсуждения данных в группах Защита проектов и оппонирование Коллективное обсуждение экспертиза, результаты внешней оценки, выводы Этапы реализации проекта (Технологический подход)Мотивационный – вовлечение в проект Установочный – планирование проекта Реализация Презентационный Рефлексивный (эмоциональная рефлексия, рефлексия содержания, рефлексия процесса, рефлексия смыслов) Результаты проектной деятельностиМотивация Целеполагание Планирование Работа с информацией Реализация Контроль и коррекция Представление результата Оценка Рефлексия Оценка проекта (Е.С. Полат)Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность изучаемой тематике Корректность используемых методов исследования или решения проблем и обработки результатов Активность каждого участника в соответствии с его индивидуальными возможностями и ролью в проекте Коллективный характер принимаемых решений (групповой проект) Характер общения и взаимодействия участников проекта Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему Привлечение знаний из других областей Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы Эстетика оформления результатов проведенного проекта Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы Оценка проекта (технологический подход)Главная задача – определить степень самостоятельности деятельности учащегося и ее уровень:Исполнение воли другого Творчество в рамках заданных границ Самореализация на основе собственных смыслов Процедуре внешней оценки предшествует внутренняя оценка (предзащита)Оценка уровня и степени самостоятельности деятельностиДетиПедагоги5 ППроблема (не навязывать, обратить внимание на возможности и склонности) Проектирование (цель, тема, продукт, возраст, кол-во участников, сроки, памятка, план, ресурсы, способы) Поиск информации (помощь, коррекция, соблюдение сроков) Продукт (соответствие запланированному) Презентация (время, помощь) Портфолио (фиксация всех этапов работы) Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование поцесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и исследовательских работ
Этапы учебного исследованияНайти проблему – что надо изучать. Тема – как это назвать. Актуальность – почему эту проблему нужно изучать. Цель исследования – какой результат предполагается получить. Гипотеза – что не очевидно в объекте. Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования. Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально. Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме. Методика исследования – как и что исследовали. Результаты исследования – собственные данные. Выводы – краткие ответы на поставленные задачи. Значимость – как влияют результаты на практику. |